мон-рь во имя архангелов Михаилa и Гавриилa. Расположен в одноименном селе близ г. Кратово (Македония). Согласно проложному Житию прп. Гавриила Лесновского, святой основал эту обитель на рубеже XI и XII вв., а его пространное Житие сообщает, что он в этом мон-ре принял постриг. В 1341 г. новый храм на месте древнего в Л. возвел деспот Йован Оливер Грчинич, и в следующем году он передал монастырь Хиландару в качестве подворья. В 1347-1381 гг. в Л. находилась кафедра Злетовской (Лесновской) епархии, входившей в состав Скопской митрополии. Права монастыря на обширные владения, полученные от Йована Оливера, в 1347 г. подтвердил сербский царь Стефан Душан. К Л. относились несколько храмов, перечисленных в т. н. Лесновской повелье (сохр. в «Лесновском помяннике» XVI в.: Томовић Г. Повеља манастира Леснова // ИЧ. 1977. Књ. 24. С. 91-95). В 1381 г. Л. был возвращен во владение Хиландару.
В XV в. обитель получала доходы от рудников в Кратове и Злетове, в XVI в. имела мельницу в Злетове, по тур. реестрам 1570-1573 гг. ее ежегодный доход достигал 50 османских акче. Известен еп. Лесновский Неофит, к-рый в 1532 г. был предан анафеме вместе с митр. Смедеревским Павлом. В XVII в. после пожара обитель обеднела; ее представители несколько раз посещали Россию для сбора пожертвований: напр., в 1651 г. приезжал митр. Коласийский (Кратовский) Михаил (Боичич). В 1672 г. обновлены трапезная и кельи, в 1728 г. отремонтированы купола храма. Дважды мон-рь посетил патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента).
В течение многих веков Л. был просветительским центром. Первыми свидетельствами деятельности монастырского скриптория считаются составленные здесь проложное и пространное Жития прп. Гавриила. В XIV в. в мон-ре работали книжники Станислав (Пролог 1330 г. (Белград, САНУ. Бр. 53), Оливерова Минея 1342 г. и Минея на дек.-февр. (хранились в Белграде, исчезли в годы первой мировой войны)) и Каллиник (Евангелие, 2-я пол. XIV в. (Белград, САНУ. Бр. 1)). Из переписанных здесь кодексов сохранились более 10, датированных XVI в., и 4, созданные в XVII в. Во 2-й пол. XVIII в. запустевшее Л. обновил мон. Феодосий, перешедший в него из монастыря Высокие Дечаны. Из-за распространения печатных книг в XVIII-XIX вв. в скриптории в основном переписывали тексты, посвященные местным святым - Гавриилу Лесновскому, Иоакиму Осоговскому и Прохору Пшинскому. К кон. XIX в. относится разорение монастырской б-ки, когда слависты и археографы забрали из нее рукописи и передали их в книжные собрания Софии и Белграда. В XX в. в Л. не было монахов, храм действовал как приход. Монашеская жизнь возродилась в 1974 г.
При обители периодически действовали испосницы Пресв. Богородицы, св. прор. Илии (XV-XVI вв.), 4 испосницы св. Гавриила Лесновского (в одной из них, испоснице Облов-Врв, были обретены его мощи), арх. Михаила (XIV в.) и скиты - Вознесенский, св. бессребреников Космы и Дамиана и вмч. Димитрия.
Ц. архангелов Михаила и Гавриила относится к крестово-купольному типу, сложена из тесаного камня (1341). Трехчастный алтарь оканчивается полуциркульной внутрицентральной апсидой, которая снаружи имеет 6-гранную форму; 2 боковые апсиды полукруглые, соответствуют диаконнику и жертвеннику. Купол опирается на 4 столба. В 1349 г. к наосу был пристроен притвор с куполом, в 1558 г. еще один притвор с 2-скатной крышей.
Росписи наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила, вероятно, были начаты в 1341 и закончены в 1346/48 гг. (годы, когда Йован Оливер носил титул севастократора); росписи притвора датируются 1349 г.
В скуфье купола храма помещен образ Христа Пантократора. Медальон, внутри к-рого находится оплечное изображение Христа, окружен лучистым сиянием, напоминая об образе Христа «Солнца Правды», который используется в песнопениях (тропарях) праздников Рождества Христова и Сретения. Медальон с изображением Христа несут, поднимая вверх, 8 ангелов. Ниже расположена композиция «Небесная литургия»: 10 ангелов в диаконских одеждах с богослужебными сосудами, тканями и свечами в руках образуют процессию, в которой также участвуют другие небесные силы: серафимы, тетраморфы и престолы. Здесь же изображен престол под киворием, символизирующим Небесный престол, на котором совершается Божественная литургия. В барабане, в простенках между окнами, представлены 8 фигур пророков со свитками, а также прор. Даниил со львами и св. Иоанн Креститель, который держит крест на длинном древке. Фигура св. Иоанна Крестителя изображена в простенке, ориентированном на восток, т. о. указано, откуда придет Спаситель. В основании барабана - медальоны с бюстами 40 Севастийских мучеников (так же в росписях ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Кучевиште, Македония, ок. 1330, и ц. Рождества Пресв. Богородицы монастыря Матейче, Македония, 1356-1360). В парусах - евангелисты, между ними Мандилион и Керамион (на вост. и зап. сторонах), архангелы Михаил и Гавриил (на сев. и юж. сторонах). В верхних частях на столбах - образы прародителей Спасителя, своеобразное «родословие Иисуса Христа» (Аарон, Мелхиседек, Захария, Иона и др.).
В конхе алтарной апсиды - образ Богоматери «Воплощение» с Младенцем в медальоне на груди и с высоко поднятыми в молитве руками (оранта). Ей предстоят 2 архангела в лоратных одеждах. Под образом Богородицы - сцена «Причащение апостолов», в к-рой Христос изображен дважды по сторонам от престола: слева - подающим хлеб ап. Павлу, справа - подающим потир с вином ап. Петру. С 2 сторон от Христа представлены апостолы в группах по 12 фигур. Ярусом ниже, непосредственно под изображением престола с Евангелием,- образ Христа Священника в мандорле, стоящего за престолом и благословляющего поставленные на нем Св. Дары. По сторонам от Христа - сослужащие Ему херувимы с рипидами и ангелы с покровенными руками. Это 1-е известное изображение такого иконографического извода. Позднее оно будет воспроизведено в росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Македония (1294/95), ц. Св. Софии в Мистре, Греция (ок. 1350), ц. вмч. Димитрия Маркова монастыря, Македония (ок. 1376-1381). Др. изображение служащего Христа Архиерея в богато украшенном, расшитом жемчугом саккосе, благословляющего правой рукой и держащего в левой закрытое Евангелие, находится в нише диаконника. На боковых стенах алтаря изображены св. архидиаконы Стефан и Лаврентий. В зоне алтаря и на прилегающих к нему поверхностях стен и столбах представлены св. отцы Церкви, архиепископы К-польской и местной Церкви.
Росписи наоса составляют несколько циклов: двунадесятые праздники (от Благовещения до Успения Богоматери), Страсти Христовы (18 сцен в верхнем регистре, от Омовения ног до Погребения; это самый обширный из всех циклов в росписи Л.), Явление Христа по Воскресении, притчи и чудеса (в среднем регистре), Деяния и чудеса арх. Михаила (12 сцен в нижнем регистре; начинается со сцены «Собор архангелов», которая в византийском искусстве включается в цикл деяний только с сер. XIII в.), Житие прп. Гавриила Лесновского, основателя общины и монастыря, погребенного в храме (на юж. стене алтаря 2 иконных образа этого святого; на сев. стене - в плоской нише сцена «Преставление прп. Гавриила»). В нижнем ярусе стен и на столбах - единичные образы избранных святых и портрет донатора (на сев. стене центрального нефа Йован Оливер в роскошных одеждах севастократора, предстоит с моделью храма перед небесным патроном церкви арх. Михаилом).
Роспись основного пространства храма выполнена 4 греч. мастерами; частично сохранилась подпись одного из них (Георгий ?). По мнению В. Джурича и С. Габелич, 1-й мастер выполнил изображение Христа Пантократора, Небесной литургии и пророков в куполе, 2-й - фигуры 40 Севастийских мучеников, евангелистов и цикл Великих праздников (за исключением сцены «Успение Богоматери»), часть сцен в цикле Страстей Христовых. Возможно, этот мастер также участвовал в создании росписи в ц. свт. Николая в Челопеке близ г. Тетово (Македония, кон. XIV в.) и ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря. Третий художник в среднем регистре создал большую часть композиций цикла Страсти Христовы, притчи и чудеса; возможно совместно с главным мастером написал композицию «Евхаристия», неск. поясных изображений святых на столбах и начальные сцены Архангельского цикла. Четвертый, очевидно руководивший работой артели, расписывал конху апсиды, где исполнил образ Богоматери и 2 архангелов, а также выполнил росписи нижнего яруса: цикл «Деяния и чудеса арх. Михаила», сцена «Успение Пресв. Богородицы», ростовые фигуры святых на стенах и полуфигуры на столбах. Возможно, именно его звали Георгием. Это имя оставлено на изображении щита вмч. Георгия.
В росписях наоса Л. использованы новые иконографические сюжеты («Христос Архиерей, служащий с ангелом литургию» - в апсиде; «Христос Архиерей благословляющий» - в диаконнике, в цикле «Деяния и чудеса арх. Михаила» много необычных деталей и подробностей.
В куполе притвора - Христос Пантократор и поклоняющиеся Ему ангелы, в барабане - пророки с атрибутами пророчеств, в парусах написаны уникальные для монументальной живописи того времени композиции, получившие название «Реки Премудрости». Это изображения св. отцов Церкви - святителей Василия Великого (сев.-вост. парус), Иоанна Златоуста (юго-вост.), Григория Назианзина (сев.-зап.) и Афанасия Великого (юго-зап.), которые создают свои сочинения, вдохновляемые Божественной Премудростью. Монахи, священники, цари, народ пьют воду из рек, вытекающих из-под столов, за которыми сидят св. отцы. Отдельные элементы таких композиций были известны в византийском искусстве в послеиконоборческое время, в таком виде иконография дo палеологовского времени не существовала. В восточном рукаве притвора, посвященного Пресв. Богородице, на узком своде представлен образ Богоматери «Живоносный Источник», который основан на текстах Богородичных гимнов. В это изображение включены фигуры родителей Богородицы праведных Иоакима и Анны (вост. стена). Кроме того, в росписи восточного рукава помещены ветхозаветные прообразовательные сцены, символы Богоматери («Лествица Иакова», «Неопалимая Купина», «Руно Гедеона», «Скиния Моисея» и т. д.). Это один из самых обширных циклов такого рода в византийском искусстве. Изображения в люнете над входом - «Спас Недреманное Око» и святых Феодора Студита и Иоанна Дамаскина по сторонам от входа в наос - по смыслу являются частью Богородичного цикла. В сев. рукаве притвора, посвященного св. Иоанну Крестителю, совершалось таинство Крещения; в соответствии с посвящением, на его стенах написаны сцены Жития св. Иоанна Крестителя. На своде - сцена «Видение Иезекииля». Южный рукав использовался для совершения чина заупокойной литургии. В его росписи представлены иллюстрации к «Последним псалмам». На своде - Пс 148 «Хвалите Господа с небес». Христос изображен сидящим на херувимах, в сиянии Славы, в окружении ангельского воинства, посреди персонификаций солнца и луны, земли и воды, зодиакальных знаков и планет. На стенах проиллюстрированы Пс 149 «Пойте Господу песнь новую» и Пс 150 «Хвалите Бога во святыне Его» (сохр. фрагментарно). Среди известных в византийском палеологовском искусстве монументальных циклов «Последних псалмов» (в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Спаса) в Кучевиште, Македония, ок. 1330,- 12 сцен, в Хрелёвой башне Рильского мон-ря, Болгария, 1335-1342,- 8 сцен) в росписи Л. представлено самое большое число композиций (16). На северной стене притвора в верхнем ярусе помещены портреты сербского кор. Стефана Уроша IV Душана и его супруги Елены. Они принадлежат к числу наиболее монументальных изображений (их высота ок. 2,95 м). Супруги представлены в традиционных одеждах визант. императоров: Стефан Душан - в пурпуровых, Елена - в красных. Они стоят на красных подушках с двуглавыми орлами; за ними - наследник серб. престола Стефан Урош V (изображение разрушено); Христос возлагает им на головы венцы. Здесь же, на северной стене, под изображением царской семьи представлена семья ктитора: Йован Оливер, его супруга Мария, дети Дамиан, Крайко и, вероятно, Даница. Главная тема росписи зап. рукава - Второе пришествие и Страшный Суд. В своде - поясной образ Христа Еммануила, на стенах - сцена страстей 40 Севастийских мучеников, Притча о разумных и неразумных девах, как напоминание о том, что час Господень никому не известен. В нише, над входом в основное пространство,- фигура конного арх. Михаила, с обнаженным мечом в поднятой правой руке. В этой иконографии есть 2 детали, встречающиеся крайне редко: архангел восседает на белом коне в огненно-красных одеждах, у него огнезрачный лик. Среди фигур святых, изображенных в нижнем ярусе притвора, много редких, напр. Христофор, Варвар, Моисей Эфиопский, прародители Адам и Ева.
Очевидно, росписи притвора выполнил мастер по имени Михаил (один или с помощником). Его манера вписывается в основную линию развития искусства XIV в., развивая традиции палеологовского ренессанса. Составитель росписи в притворе был человеком богословски образованным, хорошо знакомым с главными темами искусства византийской столицы. Живопись Л. оказала влияние на произведения монументальной живописи Сербии 2-й пол. XIV в. (напр., росписи в церквах св. Афанасия в с. Лешок, ок. 1350, и вмч. Димитрия в Марковом мон-ре).
Последняя реставрация росписи проводилась в 1957-1983 гг.