МААДИКАРИБ ЯФУР
Том XLII, С. 211
опубликовано: 30 октября 2020г.

МААДИКАРИБ ЯФУР

[Мадикариб Юфир/Яафур (?); сабейский  ; сир.  ,  ] (1-я четв. VI в.), 1-й из правителей южноарав. гос-ва Химьяр, о котором достоверно известно, что он исповедовал христианство. Наиболее поздняя надпись его предшественника на химьяритском престоле Марсадъилана Януфа датирована мартом 509 г., однако, судя по косвенным данным, почерпнутым в основном из памятников сирийской агиографии, начало правления М. Я. относится к лету 518 - маю 519 г., когда аксумский царь Калеб (см. Елезвой) отправил из Адулиса, главного порта своего государства, в Юж. Аравию войска под командованием Хайана, чтобы возвести М. Я. на престол. Когда М. Я. оказался в затруднительном финансовом положении, христиане Награна оказали ему денежную помощь как своему единоверцу: так, одна богатая награнка ссудила ему 12 тыс. денариев, а затем простила этот долг. М. Я. нуждался в средствах в т. ч. и для организации походов во Внутреннюю Аравию. Согласно наскальной надписи Ry 510, оставленной им в Вади-Масиль в Неджде, в июне 521 г. он прибыл туда во главе крупного войска, в состав которого входили как южно- (киндиты и мазхиджиты), так и североарав. племена (саалабиты и мудариты), и сумел восстановить контроль Химьяра над этой областью, попавшей в сферу влияния лахмидского царя аль-Мунзира III. Вероятно, к этому же походу относится обнаруженная в районе Вади-Таслис, у сев. рубежей Йемена, надпись Ja 2484 (наиболее обоснованная датировка - авг. 521). Военные действия в Аравии против зависевшего от Сасанидов царства Лахмидов не отвечали интересам значительной части химьяритской элиты, исповедовавшей иудаизм или сочувственно относившейся к этой религии, а во внешней политике настроенной антивизантийски и проирански. Принято считать, что кончина М. Я. в июне-июле 522 г. открыла путь к верховной власти в Химьяре иудею-узурпатору Йосефу Асару Яcару.

Ист.: позднесабейские надписи: Ryckmans G. Inscriptions sudarabes: 10ème série // Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 307–310. Pl. VI (Ry 510); Jamme A. Miscellanées d’ancient arabe. Wash., 1972. Vol. 3. P. 85–86 (Ja 2484); сир. агиография: The Book of the Himyarites: Fragments of a Hitherto Unknown Syriac Work / Ed. A. Moberg. Lund etc., 1924. P. 43. Col. 2 [сир. текст], CXXXIII [англ. пер. и коммент.] (рус. пер.: История Африки: Хрестоматия. С. 213); La lettera di Simeone vescovo di BêthArśâm sopra i martiri omeriti / Publ., trad. I. Guidi // MRAL. Ser. 3. 1881. Vol. 7. P. 482, 488 [итал. пер.], 509, 516 [сир. текст]; Shahîd I. The Martyrs of Najrân: New Documents. Brux., 1971. P. XXVII [сир. текст], 60 [англ. пер.]. (SH; 49).
Лит.: Garbini G. Osservazioni linguistiche e storiche sull'iscrizione di Ma‘dikarib Ya‘fur // AION. 1979. Vol. 39. N 3. P. 469-475; Beaucamp J., Briquel-Chatonnet F., Robin C. J. La persécution des chrétiens de Nagra n et la chronologie himyarite // Aram Periodical. Leuven, 1999. Vol. 11. N 1. P. 15-83; Tardy R. Najrân: Chrétiens de l'Arabie avant l'islam. Beyrouth, 1999. P. 117-119; Gajda I. Le royaume de Himyar à l'époque monothéiste: L'histoire de l'Arabie du Sud ancienne de la fin du IVe de l'ère chrétienne jusqu'à l'avènement de l'Islam. P., 2009. P. 76-81; Robin Ch. J. Nagrân vers l'époque du massacre: Notes sur l'histoire politique, économique et institutionnelle et sur l'introduction du christianisme (avec le réexamen du «Martyre d'Azqîr») // Juifs et chrétiens en Arabie aux Ve et VIe siècles: Regards croisés sur les sources / Éd. J. Beaucamp, Fr. Briquel-Chatonnet, Ch. J. Robin. P., 2010. P. 69, 72-73.
С. А. Французов
Рубрики
Ключевые слова
См.также