МАРИАМ
Том XLIII, С. 451-452
опубликовано: 3 марта 2021г.

МАРИАМ

Переход через Чермное м. Танец Мариам. Миниатюра из Евангелария. Ок. 1180 г. (Panorm. A. Bombace. Dep. Museo. 4. Fol. 287v)Переход через Чермное м. Танец Мариам. Миниатюра из Евангелария. Ок. 1180 г. (Panorm. A. Bombace. Dep. Museo. 4. Fol. 287v)

[Евр.  ,   греч. Μαριάμ; лат. Maria], старшая сестра Аарона и Моисея, дочь Амрама и Иохаведы, из рода Левия (Исх 6. 20; Числ 12; 20. 1; 26. 59). Этимология ее имени точно не ясна: вероятно, оно означает «дар», происходя от аккад.   (корень  ) - «дарить» (ср.: евр.   - «оказывать милость»). Др. возможное происхождение - от евр.   - «восстание» (от корня   - «быть непокорным»); или - «высокая, возвышенная» от корня  . К ее имени в евр. языке через перевод LXX и Вульгаты восходит славянское имя Мария.

Считается, что М. спасла жизнь своему брату, прор. Моисею, когда увидела в камышах корзину с младенцем и предложила дочери египетского фараона в качестве кормилицы свою мать (Исх 2. 3-10). После чудесного перехода через Чермное м. М. во главе еврейских женщин воспевает победную песнь, прославляя Господа в танцевальном ликовании в сопровождении игры на тимпанах: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх 15. 20-21). Традиция праздничной встречи женщинами воинов, возвращающихся после сражения, к-рая сопровождается игрой на тимпанах и танцами, широко представлена в Свящ. Писании (Суд 11. 34; 1 Цар 18. 6-7; Пс 67. 26). В библейской традиции М.- одна из лидеров исхода из Египта, наравне с Моисеем и Аароном (Мих 6. 4); она названа «пророчицей» ( ), при этом свидетельств ее пророческой активности не приводится (Исх 15. 20). В ВЗ наряду с пророчицей Деворой (Суд 4. 4) М. представляет собой уникальный пример женщины, к-рая достигла лидерства в богослужебной сфере, став выразительницей божественной воли.

Исцеление Мариам по молитве прор. Моисея. Миниатюра из Октатевха (Vatop. 602)Исцеление Мариам по молитве прор. Моисея. Миниатюра из Октатевха (Vatop. 602)

М. также упоминается в рассказе о том, как она вместе с Аароном восстала против Моисея за то, что он взял жену из чужого рода (Числ 12. 1). Возможно, этот мятеж был также направлен против авторитета Моисея как пророка Божия (Числ 11. 25-30). Поскольку в этом рассказе М. упомянута первой, вероятно, замысел мятежа исходил от нее. За несправедливый ропот на брата только она была поражена от Бога проказой, но по молитве Моисея очистилась, хотя и была изгнана из стана на 7 дней. Случай с М. упоминается в дальнейшем как пример необходимости соблюдать законы, связанные с проказой (Втор 24. 9). М. умерла в Кадесе и там же была похоронена (Числ 20. 1).

Согласно раввинистическим преданиям, имя Мариам интерпретируется как «горькая» (от евр.  ), поскольку она родилась во время притеснения египтян (Шэмот Рабба. 26. 1; Шир ха Ширим Рабба. 2. 11). Агадические сказания о М. восполняют молчание библейского текста о ее пророческом даре. M. имела смелость сказать фараону, что он будет наказан Богом за жестокое отношение к Израилю (Шэмот Рабба. 1. 13). Когда отец М., Амрам, развелся с матерью, испугавшись казни младенцев, М. уговорила его вернуть мать, предсказав, что у него родится сын, который освободит Израиль от египетского рабства (Сота. 12а - 13а; Шэмот Рабба. 1. 23, 36; Бава Батра. 120а). Схожее пророчество представлено в трактате «Библейские древности» Псевдо-Филона (Ps.-Philo. Bibl. Antiq. 9. 9-10). М. отождествляется с Азувой, женой Халева (1 Пар 2. 18-19). Нек-рые раввины полагали, что из рода М. происходит царь Давид (Шэмот Рабба. 1. 17; 48. 3-4). Считается, что М., подобно Моисею и Аарону, умерла за грех у вод Меривы (Числ 20. 7-13). За заслуги М. евреев в пустыне сопровождал чудесный источник, из к-рого непрерывно истекала вода, пока М. была жива, потом этот источник исчез (Таанит. 9а). М., подобно Моисею и Аарону, умерла особым образом, без участия ангела смерти (Бава Батра. 17а).

В кумран. варианте текста Пятикнижия «Песнь Мариам» представлена в расширенном варианте (4Q365. 6a. II 1-7), с прибавлением отдельных стихов из Песни Моисея в Исх 15. 1-18 (DJD. Vol. 13. P. 255-333).

В христ. традиции образ М. носит двойственный характер. С одной стороны, М. ввиду своего неблаговидного поступка против авторитета прор. Моисея выступает как один из назидательных примеров того, к чему приводит зависть (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 4; Greg. Nazianz. Or. 36. 9), служа прообразом оставленной синагоги, к-рая, не познав таинств Христовых, ропщет и завидует Церкви, собранной из язычников (Ambros. Mediol. Ep. 14. 57; Orig. Cant. Cantic. 2. 6). Ропот М. и Аарона - предостережение для всех, кто дерзают тайно осуждать епископа (Const. Ap. II 32). С др. стороны, девица и пророчица М., которая повела за собой др. жен, символизирует Церковь, собравшую благочестивые народы (Ambros. Mediol. De virginib. 1. 3), и служит прообразом Пресв. Богородицы (Greg. Nyss. De virgin. 19. 1).

Лит.: Cross F. M., Jr., Freedman D. N. The Song of Miriam JNES. 1955. Vol. 14. N 4. P. 237-250; Burns R. J. Has the Lord Indeed Spoken only Through Moses?: A Study of the Biblical Portrait of Miriam: Diss. Milwaukee, 1980; idem. Miriam ABD. Vol. 4. P. 870; Steinmetz D. A Portrait of Miriam in Rabbinic Midrash Prooftexts. Baltimore, 1988. Vol. 8. N 1: The Representation of Women in Jewish Literature. P. 35-65; Trible P. Bringing Miriam Out of the Shadows Bible Review. Wash., 1989. Vol. 5. P. 14-24; Crawford S. W. Miriam EncDSS. 2000. Vol. 1. P. 566-567; idem. Traditions about Miriam in the Qumran Scrolls Studies in Jewish Civilisation. Omaha (Nebr.), 2003. Vol. 14. P. 33-44; Ackerman S. Why is Miriam Also among the Prophets?: (And is Zipporah among the Priests?) JBL. 2002. Vol. 121. N 1. P. 47-80; Miriam EncJud. Vol. 14. P. 311-312.
А. Е. Петров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АВДЕНАГО - см. Вавилонские отроки
  • АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы
  • АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула