В книге - элемент декора; изображение, иллюстрирующее или комментирующее текст. М. может быть полностраничной и предварять всю книгу (выходная М.) или к.-л. ее часть (фронтиспис), занимать часть листа, будучи при этом встроенной в блок текста, или располагаться на его полях и в таком случае нередко быть визуальным комментарием к нему. М. может размещаться внутри орнаментальной заставки. Название «миниатюра», подразумевающее небольшой размер, употребляется по отношению к произведениям различных видов изобразительного искусства, не связанным с книгой (портретные, рельефные).
Первыми М. были, вероятно, рисунки на егип. папирусных свитках, самые древние из к-рых относятся к XV в. до Р. Х. В эпоху античности свитки, а примерно с III-IV вв. по Р. Х. кодексы, особенно те, к-рые содержали естественнонаучные сочинения, имели иллюстрации. Однако говорить о М. как об особом жанре изобразительного искусства можно, по-видимому, с IV в., когда иллюстрации приобрели знакомый совр. читателю облик: законченные композиции, напоминающие картины уменьшенного размера, с обрамлениями или без, с пейзажными и архитектурными фонами, иногда с дополнительными деталями, имеющими только художественное значение. М. просуществовала до того момента, когда рукописным книгам окончательно пришли на смену печатные; тогда ее сменила книжная графика.
Крупнейшие собрания иллюстрированных рукописей (до неск. тыс.) находятся в Италии (Ватиканская б-ка, Лауренцианская б-ка во Флоренции, Национальная б-ка св. Марка в Венеции, Амброзианская б-ка в Милане и др.), во Франции (Национальная б-ка Франции в Париже), в Великобритании (Британская б-ка в Лондоне, Бодлианская б-ка в Оксфорде), в Австрийской национальной б-ке в Вене, Гос. б-ке в Берлине, в б-ках афонских монастырей и б-ке монастыря вмц. Екатерины на Синае. В России самыми большими коллекциями обладают ГИМ, РНБ, РГБ и РГАДА.
Исследование М. тесно связано с изучением истории книжности и осуществляется с использованием разных научных методов в рамках неск. дисциплин, прежде всего истории - в качестве источника знаний о рукописи и об эпохе ее создания, истории искусства - как пример иконографии и стиля, несущих на себе отпечаток своего времени. Научный интерес к визант. М. (см. в ст. Византийская империя) возник во 2-й пол. XIX в. (Кондаков. 1876). В кон. XIX - нач. XX в. памятники М. широко использовались также для иллюстрирования истории христ. искусства в трудах западноевропейских и российских исследователей (Покровский. 1892; Millet. 1916). М. стала основным объектом внимания для исследователей т. н. 1-й школы Принстонского ун-та (во главе с Ч. Р. Мори), которая играла важную роль в византинистике 1-й пол. XX в. и в изучении греч. иллюстрированных рукописей. Представители этой школы проявляли интерес в основном к иконографии М. с целью установления времени и места создания того или иного произведения. Мори принадлежала гипотеза о том, что крупнейшим центром позднеантичного искусства, где сохранялся классический стиль, являлась Александрия и что расцвет искусств в Риме и К-поле можно объяснить приездом туда художников из этой «столицы» эллинистического Египта. Никаких исторических или археологических подтверждений этой точки зрения тем не менее не было обнаружено, и эта гипотеза была забыта в 50-х гг. XX в. На смену ей пришли концепции т. н. 2-й школы Принстонского ун-та, главой к-рой стал А. М. Френд - младший. Он написал немного, но его идеи активно пропагандировал в своих работах К. Вайцман, к-рый использовал в исследованиях в области визант. книжной М. методы, применявшиеся при критическом анализе текстов. В основе его подхода лежало представление о том, что на заре христианства были созданы иллюстративные циклы к книгам ВЗ и НЗ, содержавшие по неск. сотен изображений, к-рые буквально соответствовали тексту. Для каждого подобного цикла существовал архетип, но, поскольку художники копировали его неточно, в т. ч. по ошибке пропуская детали, объединяя сцены в одну или, напротив, деля одно изображение на несколько, появились новые иконографические решения. Эта теория была подвергнута критике некоторыми известными исследователями 2-й пол. XX в., прежде всего Дж. Лауденом, однако она и по сей день продолжает оказывать влияние на ученых. В целом благодаря научным открытиям, сделанным византинистами предыдущих поколений, методология исследования визант. М. во 2-й пол. XX - нач. XXI в. стала более сложной.
С кон. XIX в. в Европе и России предпринимали попытки каталогизации крупнейших рукописных коллекций, продолжающиеся и сейчас (Omont. 1885; Idem. 1929; Владимир (Филантропов). Описание; Hunger, Kresten. 1961-1994; Фонкич, Поляков. 1993), однако по-прежнему нечасто появляются каталоги иллюстрированных рукописей (Treasures of the Mount Athos. 1973-1991; Hutter. 1977-1997; Добрынина. 2013). С нач. XX в. печатаются факсимильные издания (т. е. полные, когда все листы рукописи, как правило, сопровождаются научным комментарием) наиболее известных иллюстрированных рукописей (Il menologio di Basilio II. 1907; Stornajolo. 1908; Idem. 1910); эти факсимиле публиковались в течение всего XX в. (Barberini Psalter. 1988; Oppiano. Cynegetica. 1999) и в XXI в. (El Menologio de Basilio II. 2008); в кон. XX в. появились также электронные факсимильные издания иллюстрированных рукописей (напр., Утрехтской или Феодоровской Псалтирей). Однако такой способ воспроизведения - очень трудоемкий и дорогостоящий, поэтому чаще отдается предпочтение научным изданиям с воспроизведением отдельных листов рукописи; статьи для таких книг, написанные одним или неск. авторами, бывают посвящены различным аспектам ее изучения: кодикологии, палеографии, исследованию иконографии и стиля М., происхождению рукописи и попытке установить заказчика и т. д. (Brubaker. 1999; Zimmermann. 2003; Il Tetravangelo di Rabbula. 2008). Чаще, чем издания отдельных иллюстрированных рукописей, можно встретить книги, посвященные тексту в разных списках (Galavaris. 1969; Patterson-Ševčenko. 1990; Lowden. 1988; Idem. 1992), отдельным проблемам, связанным с группой манускриптов (напр., с иллюстрациями к т. н. вступительным текстам к Евангелиям (Galavaris. 1979 и Nelson. 1980)), или влиянию античного искусства на византийские М. (Weitzmann. 1971), или рукописям того или иного периода (Weitzmann. 1935; Buchthal, Belting. 1978; Carr. 1987). Разделы, посвященные М., входят в состав крупных выставочных проектов по искусству Византии и Зап. Европы средних веков (Age of Spirituality. 1979; Glory of Byzantium. 1997; Faith and Power. 2004); в крупнейших б-ках проводятся выставки иллюстрированных рукописей (Biblioteca Apostolica Vaticana. 1992; I Vangeli dei Popoli. 2000; Voci dell'Oriente. 2011). Однако бо́льшую часть научной лит-ры, посвященной М., составляют статьи о манускриптах, о циклах М. (напр., написанных одним и тем же писцом и происходивших из одного скриптория - Hutter. 2000), или о проблемах, с ними связанных. Авторы применяют разные методы и подходы: иконографический (Walter. 1986) и стилистический (Попова. 1987) анализ изображений, структуры композиций (Narkiss. 1987), соотношения образов и текста (Дьяченко. 1995) и др. В 2000-2010 гг. вышли в свет научные издания греч. иллюстрированных рукописей из российских собраний, а также средневековых рукописей Зап. Европы (Добрынина. 2004; Она же. 2014; Золотова. 2012).
Исследование М. позволяет оценивать более полно и глубоко пути развития магистральных направлений в искусстве монументальных и малых форм. Для некоторых периодов в истории визант. искусства его стилистическую эволюцию лучше всего можно проследить по М. Об искусстве некоторых периодов в Византии, Зап. Европе и Др. Руси мы можем судить только благодаря М.
История древнерус. М. складывалась в процессе изучения истории рус. книжности. Именно М. составляли основную базу для исследования христ. искусства, в т. ч. и искусства Др. Руси, в трудах Н. П. Кондакова, Ф. И. Буслаева, В. Н. Щепкина. Небольшие публикации были посвящены отдельным лицевым рукописям (напр. В. М. Ундольского 1866 г. о Псалтири из собрания А. И. Хлудова), исследователи обращались к истории М. и книжного орнамента (напр. В. В. Стасов). Труды ученых рубежа XIX и XX вв. по истории визант. искусства, напр., Кондакова, Е. К. Редина, отразили этап накопления материала. Впервые в поле зрения исследователей попали региональные школы М. эпохи средних веков. Повышенный интерес к памятникам древнерус. иконописи и фрескам, раскрытие к-рых пришлось на то время, видимо, не позволил обратиться к М. как к источнику 6-томной Истории русского искусства под ред. И. Э. Грабаря. Революционные события 1917 г., изменения в идеологии, сопровождавшие строительство нового гос-ва на территории бывш. Российской империи, не способствовали изучению церковного искусства и М. в частности. Как и др. произведения средневековья, М. в Др. Руси предлагалось исследовать в рамках классовой теории лишь как проявление творчества народа. В 30-х гг. XX в. публикуются первые подборки, посвященные М. в Др. Руси (Владимиров, Георгиевский. 1933).
С 40-х гг. XX в. ученые-историки рассматривают М. в древнерусском искусстве как источник сведений по истории материальной культуры и политических событий (Арциховский. 1944). В связи с этим особое внимание исследователей привлекли лицевые хронографы (Подобедова. 1963; Она же. 1965). Их иллюстрации воспринимались как достоверный источник, прежде всего как визуальный аналог археологии; с кон. 70-х гг. XX в. сотрудниками ГИМ были подготовлены в виде открыток тематические подборки, представлявшие на примере М. битвы, сооружения, труд и быт, науку и др. вплоть до петровской эпохи (1979. Вып. 1, 2; 1980. Вып. 3; 1981. Вып. 4, 5; 1982. Вып. 6). Позднее подбор М. ориентируется на произведения агиографии (1983. Вып. 7), хронографии (1984. Вып. 8), учебной литературы (1988. Вып. 9). Были продолжены факсимильные издания исторических сочинений: в 1994 г. опубликована самая ранняя древнерусская лицевая летопись - Радзивилловская, в 2008 г.- Лицевой летописный свод - рукопись с наибольшим числом М., когда-либо созданных. Восходящие к последнему лицевые жития 2-й пол. XVI в. изучаются по материалам различных музейных собраний (Е. И. Серебрякова, Л. И. Антонова), существенно дополняют представление о разных направлениях в развитии стиля и иконографии, демонстрируют богатство М., ее значение для развития др. видов изобразительного искусства (икона, фреска) Московской Руси этого времени.
Во 2-й пол. XX в. научный анализ М. был основан на изучении стиля, что позволяло рассматривать книжную иллюстрацию как часть истории изобразительного искусства средних веков. В серии «Древнерусское искусство», издаваемой ГИИ, было 4 выпуска, посвященных рукописной книге Др. Руси (М., 1972. Вып. 1; 1974. Вып. 2; 1983. Вып. 3; СПб., 2004. Вып. 4). В сборник входят статьи о проблемах художественного оформления лицевых рукописей, кодикологии, истории книги и ее художественного оформления. Анализируя те или иные отдельные рукописи или их группы, рассматривая рукописи, созданные в определенное время или в том или ином регионе, исследователи показывают, как воплощается в них художественный идеал эпохи, традиционные и новаторские приемы, о чем свидетельствуют стилистические особенности М. в соотношении с др. техниками и видами искусства (А. И. Некрасов, А. Н. Свирин, В. Н. Лазарев); анализ М. был использован при написании истории русского искусства во 2-й пол. 50-х гг. XX в. (Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937; История рус. искусства / Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1954-1955. Т. 2-3). Исследование визант. М. составило предмет неск. статей и монографий В. Д. Лихачёвой. Материал изучения М. вошел как большая часть фундаментального исследования византийской живописи в книгу Лазарева «История византийской живописи» (М., 1986). Чрезвычайно продуктивным оказалось изучение М. в лицевых рукописях средневековых региональных центров Др. Руси, особенно Новгорода. Сопоставление стиля и иконографии в рукописях поддерживалось др. историческими данными - привязкой ко времени, к месту создания, именам автора и заказчика, параллелями в лит-ре, кодикологией, историей; материалом др. видов искусства: иконописи, шитья и прикладного искусства малых форм. Лицевые рукописи исторических сочинений были использованы для иллюстрирования событий и посвященных им лит. произведений. М. Лицевого летописного свода сопровождали тексты сказаний и Повести о Куликовской битве (в пер. с древнерусского О. П. Лихачёвой, сост. Л. А. Дмитриев) и агиографических сочинений (Житие св. Александра Невского: Текст и миниатюры Лицевого летописного свода. Л., 1990, 19922; Квливидзе Н. В. Житие Александра Невского в древнерус. миниатюре и иконописи. М., 1993. (Маш.)).
Изучение рукописной книжности и М. в Др. Руси позволило выявить региональные школы М., их художественные особенности и значение. Искусство М., как и в целом культура книжной иллюстрации Вел. Новгорода XV в., стало на много лет темой изучения для Э. С. Смирновой, М. в памятниках книжности Сев.-Вост. Руси - для Г. И. Вздорнова, отдельные аспекты истории московской М. XV-XVI вв. раскрыты в работах Г. В. Попова и Н. В. Розановой, новгородской М. XVI в.- в трудах Э. А. Гордиенко, в т. ч. и в публикациях отдельных рукописей позднего средневековья (Миниатюра и текст: К истории Следованной Псалтири из собр. РНБ. F. I. 738 / Подгот.: Э. А. Гордиенко, С. А. Семячко, М. А. Шибаев. СПб., 2011). Разным вариантам стиля византийские М., а также влиянию ее на древнерус. М. посвящены многочисленные публикации О. С. Поповой; комплексный анализ М. в византийском искусстве составляет предмет исследования И. А. Орецкой, А. В. Захаровой. Изучение М. связано с каталогизацией декорированных книг средневек. лицевых рукописей (Э. Н. Добрынина, Е. В. Уханова), с различными аспектами изучения (Ю. А. Грибов, Е. И. Морозова, Е. Ю. Золотова, Серебрякова). Реставрация византийских и древнерусских лицевых рукописей (прежде всего в ВХНРЦ) позволила исследователям обобщить накопленные сведения о технике и материалах М. Сопоставление М. с произведениями др. видов искусства используется исследователями для рассмотрения научных проблем, будь то ктиторский портрет (А. С. Преображенский) или иконография рус. святых (Чугреева Н. Н. Рус. святые в иконе, шитье, книжной миниатюре, медной пластике из собр. ЦМиАР. М., 2011). Изучение М. лицевых рукописей, таких как Евангелие Сийское или Феодоровское, позволяет хотя бы отчасти восполнить картину художественной жизни на территории Сев.-Вост. Руси XIII-XIV вв.
В изучении М. важны многие формы научного исследования: составление специализированных каталогов (Косцова А. С. Древнерусская живопись в собр. Эрмитажа: Иконопись, книжная миниатюра и орнаментика XII - нач. XVII в. СПб., 1992; Лицевые рукописи XI - нач. XVII в.: Кат. [ГТГ] / Сост.: Н. В. Розанова и др. М., 2006), научные конференции, монографические исследования манускриптов (Конференция в ГТГ 2014 - Лицевые рукописи X-XVII вв.: Проблемы и аспекты изучения: памятники визант. Лицевых миниатюр). Продолжаются исследования М., напр. принадлежащих визант. рукописям разных эпох, к-рые позволяют обогатить историю развития художественной традиции (Попова, Захарова, Орецкая. 2012). Совр. исследования построены на комплексном подходе к изучению М., в них используется иконографический и стилистический анализ, дополнения и замечания источниковедов, палеографов, историков. Изучению различных вопросов, связанных с лицевыми рукописями, М. и книжностью, посвящены сборники статей (Хризограф. М., 2003. Вып. 1; 2005. Вып. 2; 2009. Вып. 3), труду реставраторов М.- специальные серии ВХНРЦ, напр. «Исследование и реставрация одного памятника» или «Юбиляры ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря», в т. ч. отдельное издание было посвящено Г. З. Быковой, реставратору Хлудовской Псалтири сер. IX в.
Музейными исследователями были осуществлены издания-факсимиле нек-рых важнейших средневек. лицевых рукописей, напр. Хлудовской Псалтири сер. IX в. (Щепкина. 1977), Киевской Псалтири. Щепкиной принадлежат монографии, посвященные искусству М. в средневек. Болгарии (Щепкина М. В. Болгарская миниатюра XIV в.: Исследование Псалтири Томича. М., 1963). Факсимильные издания вводили в научный оборот труднодоступные лицевые рукописи, делали возможным разностороннее изучение М. Одним из самых сложных для осуществления проектов можно считать издание многотомного хранящегося в разных собраниях Москвы и С.-Петербурга комплекса М. Лицевого летописного свода - не только в печатном, но и в электронном виде. Издания, представляющие научные исследования лицевых рукописей, соединяют материалы многих дисциплин, в т. ч. и изучение М. (Остромирово и Мстиславово Евангелия, Морозовское Евангелие из Успенского собора Московского Кремля). Исследования М. дополняют монографические издания, к-рые подводят итог реставрации лицевых рукописей, напр. визант. рукописи НЗ (Деяния и Послания Апостолов 1072 г. из Научной б-ки МГУ (Греч. 2)), НЗ с Псалтирью 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Син. 407 - Добрынина. 2014) или Царский Титулярник 1672 г. (выставки и конференции, организованные ВХНРЦ, РГАДА и ЦМиАР в 2013). Факсимильные издания лицевых рукописей различных периодов средневековья, в т. ч. позднего (XVII в.), снабженные научными комментариями, раскрывают огромные возможности использования М. как источника сведений об истории культуры той или иной эпохи, напр. издание Книги об избрании на царство царя Михаила Феодоровича 1672-1673 гг. (А. Л. Баталов, И. А. Бобровницкая). Публикация лицевых рукописей составляет разделы научно-издательской и выставочной деятельности музеев (издание Годуновской Псалтири 1591 г. в серии «Книжные сокровища Кремля» (Е. В. Исаева)). Продолжается исследование Лицевых хронографов, в М. к-рых выявляются пересечения разных художественных традиций (Келлин Н. С., Пружановская М. В., Соловьев И. В. Вост. мотивы в миниатюрах Радзивилловского списка - II. М., 2005). М. остается источником при изучении истории духовной и художественной культуры древних гос-в и эпох, почитания святых (Черный В. Д. Рус. средневек. книжная миниатюра как явление отеч. культуры: Направления, проблемы и методы изучения: АДД. М., 1998), истории костюма.
Обилие рукописей с М., созданных в поздний период средневековья и Нового времени, позволяет исследовать не только стиль, иконографию М., но и такие факторы, как соотношение М. и текста, степень точности М. в иллюстрировании текста, повторение одних и тех же образцов как серий на примере Книги об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской в списках XVII-XIX вв. (Панина Н. Л. Устойчивый изобразительный ряд поздней рукописной традиции: АДД. Барнаул, 2013). Не теряют актуальности связанные с М. исследования образа их автора, начатые публикациями Розановой (Юферева Н. Э. Древнерус. иллюстратор житий святых: Нетекстовая текстология. М., 2013). М. рассматривается как дополнение к сведениям о материальной культуре (Карманенко Т. А. Художественные особенности изображений монастырской архитектурной среды в миниатюрах русских лицевых житий XVI в.: АКД. М., 2000). Изучение М. старообрядческих лицевых рукописей позволяет выделять особенности поздней традиции М. (Подтуркина Е. А. Художественное оформление старообрядческой рукописной книги гуслицкого письма XVIII-XX вв.: АКД. М., 2013).