МОГИЛЁВСКОЕ КАТОЛИЧЕСКОЕ АРХИЕПИСКОПСТВО
Том XLVI, С. 196-204
опубликовано: 2 ноября 2021г.

МОГИЛЁВСКОЕ КАТОЛИЧЕСКОЕ АРХИЕПИСКОПСТВО

Содержание

Со статусом митрополии, провинция Римско-католической Церкви для католиков лат. обряда на территории Российской империи и затем СССР; существовало в 1783-1991 гг. Архиепископ Могилёвский являлся митрополитом всех католич. приходов в Российской империи и в СССР (в 1939-1991 должность архиепископа-митрополита Могилёвского была вакантной).

Нунций кард. Дж. А. Аркетти. Портрет. Худож. Дж. Пировани. 1787 г. (частное собрание, Бергамо)Нунций кард. Дж. А. Аркетти. Портрет. Худож. Дж. Пировани. 1787 г. (частное собрание, Бергамо)После 1-го раздела Польши (июль 1772), когда в состав Российской империи вошли территории с преобладанием католич. населения (на присоединенных территориях проживало более 90 тыс. католиков; 57 приходов входило в состав Виленского, Инфлянтского и Смоленского католич. еп-ств), имп. Екатерина II (1762-1796) объявила о намерении создать католич. епархию в границах империи и назначить епископа для окормления всех католиков империи (Законодательство Екатерины II / Отв. ред.: О. И. Чистяков, Т. Е. Новицкая. М., 2000. Т. 1. С. 1006-1007). С 1734 г. российские католики в судебном отношении подчинялись Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел при Сенате (см. в ст. Департамент духовных дел иностранных исповеданий) (ПСЗ. Т. 9. С. 279), а согласно Регламенту от 12 (23 н. с.) февр. 1769 г., Юстиц-коллегии передавались также функции выписки католич. священников из-за границы, контроль за выборами настоятелей приходов, забота об их каноническом утверждении; кроме того, Юстиц-коллегия становилась единственным органом судебных разбирательств между прихожанами и духовенством (ПСЗ. Т. 18. С. 833-840), что исключало вмешательство Папского престола в дела католич. Церкви в Российской империи. Игнатий Якуб Масальский, католич. еп. Виленский (1762-1794), Габриель Водзинский, католич. еп. Смоленский (1763-1788), Ян Стефан Гедройц, католич. еп. Инфлянтский (1765-1778), отказались принести присягу на верность имп. Екатерине II. Не захотел этого делать и титулярный епископ Карпасианский in partibus infidelium Тадеуш Бенедикт Феликс Товянский, вспомогательный епископ Виленского диоцеза для Белоруссии (1766-1773). Виленский еп. И. Я. Масальский предложил новую кандидатуру - каноника виленского капитула Станислава Богуша-Сестренцевича (подробнее о нем см.: Попов, Ганчар. 2012. С. 27-38) и обратился с просьбой о его поддержке к польск. кор. Станиславу Августу Понятовскому (1764-1795), а с прошением о скорейшем епископском рукоположении к папе Римскому Клименту XIV (1769-1774). Папский престол, стремясь сохранить контроль над российскими католиками, одобрил план, предложенный еп. И. Я. Масальским, по которому Богуш-Сестренцевич должен был стать викарием Виленского еп-ства. 12 июля 1773 г. папа Климент XIV назначил Богуша-Сестренцевича епископом Малльским in partibus infidelium, вспомогательным епископом Виленского диоцеза; рукоположение состоялось 3 окт. 1773 г. в кафедральном соборе в Вильне. Предполагалось, что на присоединенных к Российской империи белорусско-латв. землях будет создано 3 генеральных викариата, в каждый из к-рых войдут приходы, принадлежавшие ранее Смоленскому, Инфлянтскому и Виленскому католич. еп-ствам. Остальные приходы, находившиеся непосредственно в России, планировалось подчинить титулярным епископам in partibus infidelium. Такой принцип организации католич. структур в империи объяснялся как длительной традицией подобного деления, так и физической невозможностью одному пастырю управлять столь обширными территориями. Папский престол указывал на противоречие имп. указа от 14 (25 н. с.) дек. 1772 г. о создании католич. диоцеза на территории Российской империи каноническому праву католич. Церкви: Регламент 1769 г. фактически отрицал верховную власть папы Римского и право Папского престола быть единственной апелляционной инстанцией для всех католиков. Богуш-Сестренцевич предложил создать при епископе коллегию и передать ей функции Юстиц-коллегии. Он считал необходимым установить непосредственные сношения с Папским престолом и обеспечить свободное объявление в Российской империи папских булл и бреве (см.: Loret. 1910. S. 51-53). Эти требования были отвергнуты Екатериной II. 5 (16 н. с.) нояб. 1773 г. Богуш-Сестренцевич представил императрице новый проект, в к-ром согласился с созданием католического диоцеза в границах Российской империи. Место буд. епископской резиденции он предложил определить в центре Белорусского генерал-губернаторства - Могилёве. Епископ настаивал на необходимости канонического утверждения Белорусской епархии Папским престолом, отмены контроля Юстиц-коллегии в делах католич. Церкви и права на непосредственные контакты с Римом (см.: Godlewski. 1909. T. 3. P. 13-15). Хотя этот проект также был отклонен, 22 нояб. (3 дек. н. с.) 1773 г. имп. Екатерина II издала указ об учреждении Белорусской католич. епархии с кафедрой в Могилёве и назначила на нее еп. С. Богуша-Сестренцевича (о попытках Богуша-Сестренцевича добиться канонического признания своего назначения Папским престолом см.: Brumanis. 1968. Р. 47-52). Несмотря на то что декретом Конгрегации пропаганды веры от 5 марта 1774 г. за Богушем-Сестренцевичем были признаны права епископа (ординария), управлявшего всеми католиками латинского обряда в Российской империи, папа Римский отказался признать за ним титул епископа Белорусского, пожалованный императрицей без согласования с Папским престолом.

На изменение позиции Рима повлияла политика Екатерины II по отношению к униатам: после того как униат. Полоцкая кафедра, глава которой окормлял греко-католиков на восточнобелорус. землях, стала вакантной (Иасон Смогоржевский, униатский архиеп. Полоцкий (1762-1780), в 1780 стал униат. митрополитом Киевским), императрица указом от 2 (12 н. с.) июля 1780 г. распорядилась для управления греко-католиками создать особую консисторию из 3 чел. и возобновить политику обращения униатов в Православие (Белоголов. 1915. С. 25-27). На просьбу папы Римского Пия VI (1775-1799) поставить архиепископа в Полоцк императрица ответила требованием возвести Богуша-Сестренцевича в достоинство архиепископа и наделить его паллием. Указом от 17 (28 н. с.) янв. 1782 г. имп. Екатерина II самовольно учредила М. к. а. в границах всей Российской империи, назначив главой архиеп-ства Богуша-Сестренцевича (он был освобожден из юрисдикции Юстиц-коллегии и напрямую подчинен Сенату). После напряженных дипломатических переговоров папа Пий VI буллой «Onerosa pastoralis officii cura» от 15 апр. 1783 г. подтвердил полномочия архиепископа и дал согласие на создание в России М. к. а. С миссией в С.-Петербург был отправлен нунций Дж. А. Аркетти, который декретом «Pastoralis sollicitudo» от 19 дек. 1783 г. канонически признал проведенные императрицей преобразования (были определены границы М. к. а., собору Успения Пресв. Девы Марии в Могилёве присвоен статус кафедрального), а декретом «Ad majorem fidei catholicae» от 21 дек. 1783 г. утвердил Богуша-Сестренцевича в достоинстве архиепископа Могилёвского. 18 (29 н. с.) янв. 1784 г. ему был вручен паллий. Епископом-коадъютором Могилёвского архиепископства стал Ян Бениславский; 8 (19 н. с.) февр. 1784 г. состоялась его епископская хиротония, он получил титул епископа Гадарского in partibus infidelium.

Декретом Аркетти «Pastoralis sollicitudo» было утверждено создание в Могилёве кафедрального капитула (подробнее см.: Попов, Ганчар. 2012. С. 111-126). Этим же документом разрешалось основать в архиеп-стве 2-ю ДС (в 1776-1784 подготовкой католич. священников для восточнобелорус. приходов занималась Краславская ДС, где преподавали члены конгрегации лазаристов; после основания Могилёвской ДС часть преподавателей была переведена туда). 24 авг. 1788 г. состоялось торжественное открытие католич. Могилёвской ДС (размещена в бывш. мон-ре кармелитов при кафедральном соборе). 30 окт. 1843 г. она была объединена с Минской ДС. После того как в 1869 г. территория Минского католич. еп-ства отошла под управление Могилёвского католич. архиепископа, семинария была закрыта, а семинаристы переведены в Вильну. Однако в марте 1873 г. деятельность Могилёвской ДС была возобновлена в С.-Петербурге (до 1918) (см.: Там же. С. 127-133).

После 2-го и 3-го разделов Речи Посполитой (1793 и 1795) в состав Российской империи вошли земли (ок. 462 тыс. кв. км), на к-рых проживало 1,9 млн католиков,- приходы Виленского, Инфлянтского, Самогитского (Жямайтского), Каменецкого, Луцкого, Киевского и частично Хелмского католических еп-ств. 6 (17 н. с.) сент. 1795 г. без предварительных консультаций с Римом имп. Екатерина II распорядилась о реорганизации структуры католич. Церкви: вместо Виленского, Инфлянтского, Луцкого, Каменецкого и Киевского еп-ств создавались Пинское, Летичевское и Инфлянтское католич. еп-ства (ПСЗ. Т. 23. С. 761-764; Самогитское католич. еп-ство не было преобразовано). Диоцезальные структуры были приведены в соответствие с границами созданных в 1793-1796 гг. губерний: Инфлянтское еп-ство включало Литовскую и Слонимскую губернии, Пинское еп-ство - Минскую и Волынскую губернии, Летичевское еп-ство - Подольскую и Вознесенскую губернии и Брацлавское наместничество. Епископы-ординарии подчинялись Могилёвскому архиепископу. Преобразования, проведенные Екатериной II, не были признаны Папским престолом.

Могилёв. Рис. Н. М. Т. Орды. 1877 г. (Музейный комплекс Н. Орды в дер. Вороцевичи, Беларусь)Могилёв. Рис. Н. М. Т. Орды. 1877 г. (Музейный комплекс Н. Орды в дер. Вороцевичи, Беларусь)Один из первых законодательных актов имп. Павла I (1796-1801), регулировавший государственно-церковные отношения, был направлен на усиление гос. контроля над католич. структурами. 26 февр. (9 марта н. с.) 1797 г. Павел I подписал указ о создании при Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел Департамента по римско-католическим делам, который должен был стать 2-й судебной инстанцией после консистории: только после прохождения слушаний в Юстиц-коллегии можно было подать апелляцию в Сенат. Председателем Юстиц-коллегии был назначен лютеранин по исповеданию К. А. Гейкинг (1751-1809). Могилёвский архиеп. С. Богуш-Сестренцевич отправил Гейкингу письмо, в к-ром напомнил о своем прямом подчинении Сенату, а не Юстиц-коллегии; о письме стало известно императору, что послужило причиной его недовольства. Несмотря на это, католич. иерарх присутствовал на коронационных торжествах и принимал Павла I в Орше (нач. мая 1797) во время его поездки по Вост. Белоруссии. Богуш-Сестренцевич поддержал приговор к смертной казни католич. монахов, членов т. н. Виленской ассоциации, которые занимались вербовкой солдат на службу в польск. легионы, сражавшиеся на стороне Франции, и сбором денег для них (см.: Таляронак С. В. Тайныя таварыствы ў Лiтве i Беларусi ў кан. XVIII ст.: Вiленская асацыяцыя 1796-1797 гг. // Весцi АН Беларусi. Сер. грамадскiх навук. Мн., 1992. № 5/6. С. 87-94). Готовность архиепископа к сотрудничеству была отмечена имп. Павлом I, к-рый в янв. 1798 г. наградил его орденом св. Александра Невского. Имп. указом от 26 янв. того же года Департамент по римско-католическим делам фактически был выведен из-под контроля Юстиц-коллегии (ПСЗ. Т. 25. С. 49). Архиепископ Могилёвский стал его президентом; имп. Павел I пожаловал ему достоинство митрополита с разрешением пребывать в С.-Петербурге. Департамент состоял из 3 представителей католич. духовенства, 3 светских заседателей, прокурора, 2 секретарей и канцелярии.

В марте 1797 г. в Россию прибыл нунций Лоренцо Литта. На встрече с канцлером И. А. Остерманом и вице-канцлером А. Б. Куракиным нунций передал ноту папы Римского Пия VI, который выражал надежду на то, что российский император проявит по отношению к католикам истинную веротерпимость, сохранит привилегии Римско-католической Церкви и неприкосновенность ее владений, не будет проводить территориально-адм. преобразований и сохранит по возможности в прежнем виде все существовавшие епархии обоих обрядов, целиком или частично вошедшие в состав империи. Пий VI особо настаивал на соблюдении принципа главенства Римского понтифика в управлении Церковью: именно папа должен назначать и утверждать католических епископов; без его канонической санкции епископы не могут пользоваться своей властью (Rouët de Journel M. J. Nonciature de Litta: 1797-1799. Vat., 1943. Р. 34-44). Позиция Папского престола не была поддержана ни архиеп. С. Богушем-Сестренцевичем, выступавшим за создание в границах Российской империи церковной провинции с примасом во главе, ни имп. Павлом I.

28 апр. (9 мая н. с.) 1798 г. император подписал указ, согласно к-рому Римско-католическая Церковь в Российской империи должна была состоять из 5 еп-ств (Виленского, Минского, Луцкого, Каменецкого и Самогитского) и М. к. а. Во главе Виленского еп-ства был поставлен Ян Коссаковский, Минского - Якуб Дедерко, Луцкого - Каспер Казимир Цецишовский, Каменецкого - Ян Дембовский, во главе Самогитского еп-ства остался Я. С. Гедройц (с 1778). Могилёвскую кафедру, как и раньше, занимал архиеп. С. Богуш-Сестренцевич (НИАБ. Ф. 3219. Оп. 1. Д. 771. Дело об объявлении указа Сената об учреждении 6 римско-католич. епархий. Л. 1-1 об.). Тем же указом предусматривалось наличие в каждой католич. епархии вспомогательного епископа (епископа-суффрагана), а в Могилёвском архиепископстве - 3 вспомогательных епископов для викариатов (т. н. суффраганатов) Могилёвского, Киевского и Полоцкого (о вспомогательных епископах подробнее см.: Пономарёв. 2000. Вып. 6; Попов, Ганчар. 2012. С. 99-110). В каждом еп-стве должна была действовать консистория во главе с оффициалом (см.: Попов, Ганчар. 2012. С. 111-117). После ряда консультаций, проведенных с участием нунция в С.-Петербурге, Литта был вынужден подтвердить проведенные императором преобразования (серия декретов от 7-11 авг. 1798, регламентировавших деятельность новых католических структур в Российской империи, опубл. иезуитами в виде отдельной книги - Litta. 1798). Декретом «Ad majorem fidei Catholicae exaltatione» от 7 авг. 1798 г. подтверждалось подчинение Могилёвской архиепископской кафедре Луцкого, Виленского и Самогитского католических еп-ств, выделенных из церковной пров. Гнезно, и Каменецкого еп-ства, выделенного из Львовского архиеп-ства, основывалось Минское католич. еп-ство (подробнее о нем см. ст. Минско-Могилёвское католическое архиепископство). Декретом «Apostolica et pastoralis sollicitudine» также от 7 авг. 1798 г. архиепископу-митрополиту помимо Могилёва дозволялось иметь резиденцию в Киеве. Резиденцией епископа Луцкого, а также местом постоянного пребывания епархиальной семинарии и капитула Луцкого епископства провозглашался Житомир. Папа Пий VI буллой «Maximis undique pressi calamitatibus» от 17 нояб. 1798 г. утвердил декреты своего нунция.

Спустя год имп. Павел I, недовольный отказом Пия VI утвердить его в должности великого магистра Мальтийского ордена, разорвал отношения с Папским престолом и выслал за пределы России папского нунция Л. Литту. Полномочия офиц. представителя папы Римского в России были переданы Могилёвскому архиепископу-митрополиту. К 1799 г. Богуш-Сестренцевич обладал фактически наивысшей властью в католич. Церкви на территории Российской империи: он возглавлял гос. орган, контролировавший деятельность католич. структур в России, ему, как митрополиту, подчинялись епископы 6 католич. диоцезов, в его юрисдикции находились католич. монашеские ордены, действовавшие на территории России (согласно принятым 3 (14 н. с.) нояб. 1798 имп. указу «Об уничтожении съездов монахов римско-католического исповедания на капитулы для избрания чинов в разные монастырские должности; о предоставлении архиереям как определения в сии должности, так и права осматривать монастыри и церкви» и «Регламенту для церквей и монастырей римско-католического исповедания в Российской империи»). Католический иерарх предложил наделить его статусом примаса и создать церковную католическую провинцию с центром в Вильне. Весной 1798 г. император обратился к папе Римскому с просьбой возвести Богуша-Сестренцевича в достоинство кардинала. 15 марта 1799 г. папа Пий VI разрешил Могилёвскому архиепископу-митрополиту носить пурпурное кардинальское одеяние без наделения его кардинальским титулом (Rouët de Journel M. J. Nonciature de Litta: 1797-1799. Vat., 1943. Р. 350-351). 27 апр. (8 мая н. с.) император вновь обратился к папе Пию VI с просьбой о кардинальском титуле для Богуша-Сестренцевича; письмо понтифику должен был передать фельдмаршал А. В. Суворов, командовавший российскими войсками в Италии (Сестренцевич-Богуш С. Дневник и переписка // Старина и новизна. СПб., 1916. Т. 21. С. 319-322). Ответа из Рима не последовало. В это же время из-за жалоб иезуитов на злоупотребления в Департаменте по римско-католическим делам 15 (26 н. с.) нояб. 1800 г. Богушу-Сестренцевичу было приказано покинуть С.-Петербург и поселиться в мест. Буйничи (ныне деревня Могилёвского р-на и обл.), а затем в Молятичах (ныне деревня Кричевского р-на Могилёвской обл.). В период опалы Богуша-Сестренцевича его функции архиепископа-митрополита Могилёвского выполнял епископ-коадъютор Я. Бениславский.

Под влиянием иезуитов (прежде всего Габриеля Грубера, генерала ордена в 1802-1805) император отменил действие «Регламента» от 3 (14 н. с.) нояб. 1798 г. и вывел католич. монашеские ордены из подчинения епископам («Высочайше утвержденные пункты об управлении римско-католическим духовенством в России» от 11 (23 н. с.) дек. 1800 - Белоголов. 1915. С. 146-149). По просьбе имп. Павла I папа Римский Пий VII (1800-1823) признал орден иезуитов в границах Российской империи (бреве «Catholicae fidei» от 7 марта 1801). Имп. указом от 11 (23 н. с.) окт. 1800 г. иезуитам поручалось попечение об образовании юношества в зап. губерниях Российской империи; ордену возвращались их прежние учебные заведения. В 1806 г. при Виленском ун-те была учреждена, а в июне 1808 г. открыта Главная семинария для подготовки римско-католич. и униат. духовенства (см. в ст. Академии духовные католические в России). Создание высшего учебного заведения, не подчинявшегося архиепископу-митрополиту Могилёвскому, а находившегося в ведении ордена иезуитов, вызвало недовольство Богуша-Сестренцевича: он несколько раз предпринимал попытки упразднить семинарию.

После прихода к власти имп. Александра I (1801-1825) Богуш-Сестренцевич вернулся из ссылки. Указом от 13 (25 н. с.) нояб. 1801 г. были проведены преобразования в управлении структурами Римско-католической Церкви на территории Российской империи: вместо Департамента по римско-католическим делам создавалась Римско-католическая духовная коллегия, непосредственно подчиненная Сенату; председателем коллегии назначался архиепископ-митрополит Могилёвский; его заместителями были епископ и прелат, кандидатуры которых утверждал император; асессорами были представители 6 католич. еп-ств (по 1 от диоцеза, избирались кафедральными капитулами из числа прелатов или каноников сроком на 3 года) (Белоголов. 1915. С. 157-164). Реформы российского правительства вызвали беспокойство в Риме. В кон. марта 1803 г. в С.-Петербург прибыло посольство, возглавляемое нунцием Томмазо Ареццо. Однако все попытки нунция вмешаться в конфессиональную политику пресекались; Ареццо был выслан из России, а 10 (22 н. с.) авг. 1804 г. легатом папы Римского в России был признан архиепископ-митрополит Могилёвский (ПСЗ. Т. 28. С. 473).

Католический собор Успения Пресв. Богородицы в С.-Петербурге. 1830–1873 гг.Католический собор Успения Пресв. Богородицы в С.-Петербурге. 1830–1873 гг.В нач. 10-х гг. XIX в. в связи с попытками гос. реформ в духовной сфере, имевших целью объединить управление всеми конфессиями империи в одном ведомстве, положение архиепископа изменилось. 17 (29 н. с.) авг. 1810 г. было создано Главное управление духовных дел иностранных исповеданий (ПСЗ. Т. 31. С. 323-328); в состав 1-го отд-ния (для католиков и униатов), к-рое возглавил П. Я. Невяровский, вошла Римско-католическая духовная коллегия, но из ее ведения были изъяты надзор за семинариями и мон-рями, охрана духовных имений и разбор кассационных дел. Участие католич. духовенства в войне 1812 г., а также противодействие папы Римского Пия VII политическим мероприятиям российского императора привели Александра I к мысли о необходимости большей независимости католической Церкви в России от Папского престола. После смерти в авг. 1815 г. Виленского еп. Иеронима Стойновского администратором Виленского диоцеза был назначен Богуш-Сестренцевич (16 (28 н. с.) мая 1816). Через своего посла при Папском престоле барона Ф. В. Тейля ван Сераскеркена имп. Александр I пытался добиться учреждения в Российской империи католич. церковной провинции во главе с примасом (им должен был стать архиеп. С. Богуш-Сестренцевич), центр к-рой находился бы в Вильне. 3 сент. 1816 г. последовал офиц. отказ папы Римского (главной причиной называлось участие архиепископа в деятельности Библейского об-ва (см. Российское библейское общество), не признанного папой - La correspondence des Papes et des Empereurs de Russie (1814-1878) selon les documents authentiques / Éd. S. Olszamowska-Skowrońska. R., 1970. P. 15-16). Отказ папы изменить статус католич. структур в Российской империи совпал с кардинальным изменением конфессиональной политики гос-ва. 24 окт. (5 нояб. н. с.) 1817 г. было создано Мин-во духовных дел и народного просвещения во главе с кн. А. Н. Голицыным; делами католиков ведало 2-е отд-ние 1-го департамента мин-ва, к-рому была подчинена Римско-католическая духовная коллегия. Второе отд-ние подразделялось на 3 стола: 1-й стол занимался организационными вопросами и церковными назначениями, 2-й стол - духовными учебными заведениями и мон-рями, 3-й стол - доходами и имущественными делами. Одновременно начались гонения на иезуитов, выступавших против подчинения гос-ву католич. Церкви в России. В 1815 г. по представлению кн. Голицына иезуиты были высланы из С.-Петербурга и Москвы, находившиеся под управлением ордена учебные заведения закрыты. Летом 1816 г. началась подготовка к высылке иезуитов из империи (из 358 находившихся в России иезуитов выйти из ордена и остаться в стране согласились 19 чел.- НИАБ. Ф. 1781. Оп. 28. Д. 215. Переписка кн. А. Н. Голицына с митрополитом Сестренцевичем о высылке из России иезуитов. 1815-1822 гг. Л. 40, 44-45, 54, 60). Архиепископ Могилёвский выступил против новой политики. 6 (18 н. с.) мая 1826 г. Богуш-Сестренцевич написал письмо министру внутренних дел, в к-ром просил имп. Николая I (1825-1855) передать функции Римско-католической духовной коллегии епископам (см.: Brumanis. 1968. P. 86-89). Ответа на письмо не последовало.

К 1803 г. на территории Российской империи (без Царства Польского) насчитывалось 872 католич. прихода с ок. 2 млн католиков (в М. к. а. без подчиненных еп-ств - 146 приходов); действовали 74 мужских католических обители и 4 женских мон-ря. После преобразования сети деканатов (20 сент. (2 окт. н. с.) 1802) в М. к. а. действовал 31 деканат: 14 - на белорус. землях (Могилёвский, Рогачёвский, Чаусо-Чериковский, Сенненский, Оршанско-Смоленский, Копысский, Белицкий, Мстиславо-Климовичский, Витебско-Велижско-Суражский, Полоцкий, Дриссенский, Лепельский, Невельский и Себежский), 6 - на латв. землях (В. Динабургский, Н. Динабургский, Россиенский, Лубанский, Предлюцинский и Залюцинский), 6 - на укр. землях (Киевский, Радомысльский, Василевский, Липовецкий, Сквирский и Звиногорский) и 5 - в др. губерниях империи (Новороссийский, С.-Петербургский, Московский, Саратовский и Армянский - «деканат соединенных армянских церквей» для армяно-католич. приходов Кавказской губ. и Закавказья, существовавший в 1802-1805; свой деканат имели армяно-католики Подолии и Волыни, к-рые формально подчинялись Могилёвскому архиепископу и при этом, согласно договоренности, сохраняли каноническую связь с Львовским армяно-католическим архиепископом, ответственным за подготовку клириков в Львовской армяно-католической ДС и за рукоположение духовенства). В 1808 г. к Могилёвскому архидиоцезу были присоединены 6 деканатов Белостокского архидеканата, из Оршанско-Смоленского деканата был выделен Бабиновичский деканат (при сохранении единого декана), из Рогачёвского - Быховский деканат; в то же время неск. деканатов были объединены. К 1826 г. М. к. а. состояло из 32 деканатов (Бабиновичский деканат был присоединен к Витебскому) и 10 префектур (впосл. они должны были стать основой для создания новых деканатов). В 1806 г. для армяно-католиков, проживавших гл. обр. в юго-зап. губерниях, был назначен временный администратор Иосиф Криштофович (в 1810 рукоположен в титулярного епископа Арки Финикийской in partibus infidelium). С 1809 по 1828 г. существовал викариат (суффраганат) для армяно-католиков с центром в Могилёве-Подольском.

Следующий архиепископ-митрополит Могилёвский К. К. Цецишовский (1828-1831) из-за проблем со здоровьем не стал переезжать в С.-Петербург; его постоянная резиденция находилась в Луцке, там временно располагалась и митрополичья консистория.

В 30-40-х гг. XIX в. мн. католич. обители в М. к. а. были упразднены, гл. обр. за поддержку Польского восстания 1830-1831 гг. В связи с причастностью к восстанию преподавателей был закрыт Виленский ун-т (1832). Главная семинария и богословский фак-т были объединены; на их базе образована Римско-католическая ДА. В 40-х гг. она была переведена в С.-Петербург (Императорская Римско-католическая ДА действовала до 1918).

В 1846 г. в М. к. а. (без подчиненных диоцезов) насчитывалось 10 мон-рей, 288 приходов, 592 тыс. католиков. Из подчиненных Могилёвскому архиепископу-митрополиту еп-ств крупнейшим было Виленское католич. еп-ство (41 мон-рь и 318 приходов). В Тельшевском католич. еп-стве насчитывалось 9 мон-рей и 119 приходов, в Луцко-Житомирском католич. еп-стве - 18 мон-рей и 113 приходов, в Каменецком католич. еп-стве - 5 мон-рей и 106 приходов, в Минском католич. еп-стве - 23 мон-ря и 94 прихода. Всего в пределах Могилёвской церковной пров. насчитывалось более 2,7 млн католиков, 1038 приходов и 106 мон-рей (72 мужских и 34 женских).

3 авг. 1847 г. был заключен конкордат между Российской империей и Папским престолом. Буллой «Universalis Ecclesiae cura» от 3 июля 1848 г. утверждались оговоренное в конкордате создание Херсонского еп-ства (с 1852 Тираспольское еп-ство, хотя с 1856 центром епархии был Саратов), включавшего юж. земли М. к. а., и Каменецкого еп-ства с викариатами (суффраганатами) в Саратове и Тифлисе, и деление католических приходов Российской империи на 2 церковные провинции: Варшавскую (для Царства Польского) и Могилёвскую (для остальных частей Российской империи). В составе Могилёвской церковной пров. (митрополии) были учреждены 7 католич. диоцезов: К. м. а., еп-ства Виленское, Тельшевско-Самогитское (Жямайтское), Минское, Луцко-Житомирское, Каменецкое и новообразованное Херсонское. Папским посланием от 2 авг. 1848 г. «Ubi inscrutabile» Могилёвскому архиеп. Казимиру Дмоховскому (1848-1851) поручалось окормление арм. католических приходов в Каменецком и Херсонском еп-ствах (объединяло армяно-католиков Бессарабии, Сев. Причерноморья, Крыма, Сев. Кавказа и Закавказья) до назначения для них отдельного епископа, при этом параллельно сохранялись должности администраторов армяно-католич. приходов Подолии и Закавказья, подчинявшихся архиепископу Могилёвскому.

В связи с Польским восстанием 1863-1864 гг. правительство предприняло усилия по замещению польского языка, использовавшегося в католич. проповедях и ином внелитургическом служении, рус. языком. 25 дек. 1869 г. имп. Александр II (1855-1881) распорядился употреблять рус. язык наряду с латынью в католич. храмах.

Монастырь бернардинцев в Аглоне (ныне Латвия). 80-е гг. XVIII в.— нач. XIX в.Монастырь бернардинцев в Аглоне (ныне Латвия). 80-е гг. XVIII в.— нач. XIX в.После Польского восстания были закрыты мн. католические обители в зап. губерниях Российской империи. В 1866 г. действующими оставались 4 мон-ря, в к-рых подвизались 15 братьев; крупнейшим из них являлся мон-рь бернардинцев в Аглоне (ныне Латвия). Мн. католич. церкви были закрыты и в большинстве случаев переданы православным. В 1866 г. упразднено Каменецкое католическое еп-ство; приходы Подольской губ. включены в состав Луцко-Житомирского католического еп-ства. В 1869 г. приходы Минского католич. еп-ства были присоединены к М. к. а. С 1882 г. по соглашению между Россией и Папским престолом обе упраздненные епархии управлялись ординариями соседних диоцезов в качестве апостольских администраторов.

Антоний Фиалковский, католич. архиеп. Могилёвский. Гравюра И. И. Хелмицкого. 1883 г.Антоний Фиалковский, католич. архиеп. Могилёвский. Гравюра И. И. Хелмицкого. 1883 г.Во 2-й пол. XIX в. получили распространение тайные католич. монашеские конгрегации, действовавшие под видом сиротских приютов. Так, в С.-Петербурге на Васильевском о-ве с 1858 г. под видом приюта в доме баронессы С. Р. Мейендорф существовала католическая монашеская община Сестер Семьи Марии; в нояб. того же года там была освящена католич. часовня. Деятельность монашеской конгрегации при благотворительном заведении тщательно скрывалась его попечительским советом (Чаплицкий. 2009. С. 33). В 1862 г. Могилёвский архиеп.-митр. Вацлав Жилинский дал благословение на деятельность в С.-Петербурге жен. монашеской конгрегации Сестер св. Иосифа из Шамбери (в 1889 в России насчитывалось 4 обители, где подвизались 22 монахини из этой конгрегации). В нек-рых городах действовали тайные т. н. гоноратские конгрегации, основанные капуцином Гоноратом Козминским: Дочерей Пречистого Сердца Пресв. Девы Марии (с 1893), Сестер Святейшего Имени Иисуса (с 1892), а также муж. конгрегация Братьев Долористов (с 1902). Также в России действовали монашеские конгрегации Сестер св. Екатерины (с 1879), Сестер от Ангелов (с 1895), Миссионерок св. Семейства (с 1903).

В 1873 г. папа Римский Пий IX бреве «Ex parte imperialis gubernii» дал согласие на перенесение резиденции Могилёвского архиепископа-митрополита, а также капитула и консистории из Могилёва в С.-Петербург с сохранением за архиепископом-митрополитом титула «Могилёвский». В 1873 г. статус митрополичьего прокафедрального собора получил построенный в столице рядом с резиденцией архиепископа-митрополита католич. собор Успения Пресв. Девы Марии.

В соответствии с имп. указом «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905) была провозглашена свобода вероисповедения, благодаря чему католики получили возможность более активно участвовать в общественной жизни. В 1905 г. под рук. архиеп. Ежи Шембека собрался 1-й синод Могилёвской церковной пров., на к-ром было составлено заявление в защиту прав католической Церкви в России. Заседания следующих синодов Могилёвской митрополии прошли в 1911 г. и в апр. 1917 г. Однако российские власти, как и прежде, подозревали католическое духовенство в политической нелояльности. Так, в 1907 г. за сопротивление политике русификации из Вильны был выслан Эдуард фон Ропп, еп. Виленский (с 1917 архиепископ Могилёвский). В 1912-1913 гг. кард. Рафаэль Мерри дель Валь выразил протест против притеснений католического духовенства в России и потребовал устранить препятствия для свободного перехода в католицизм, воспитания в католической вере детей от смешанных браков и т. д. Положение католиков ухудшилось в годы первой мировой войны. Притеснениям подверглись российские немцы, среди которых было немало католиков: ограничивались их гражданские и имущественные права, немцев выселяли из приграничных областей, запрещали им использовать нем. язык в богослужении и преподавании. Общая неблагоприятная обстановка в стране привела к ухудшению материального положения католич. духовенства. После ухода на покой архиеп. Винцентия Ключинского (1910-1914) Могилёвская кафедра не замещалась, диоцезом управлял вспомогательный еп. Ян Феликс Цепляк.

В нач. XX в. в состав Могилёвской церковной пров. входили М. к. а. и Виленское, Луцко-Житомирское, Тельшевское и Тираспольское еп-ства. К 1914 г. в М. к. а., которое охватывало бо́льшую часть Российской империи (кроме зап. регионов, юж. областей европейской части России, Ср. и Н. Поволжья), был 171 католич. приход, служили 370 священников; всего насчитывалось более 866 тыс. католиков. Количество католических приходов в Сибири, в Ср. Азии и на Дальн. Востоке заметно увеличилось в связи с массовыми высылками участников польск. национального движения.

После Февральской революции 1917 г. католич. иерархи, в т. ч. еп. Я. Ф. Цепляк, викарий М. к. а., и Тираспольский еп. Й. А. Кесслер призвали католиков признать Временное правительство и молиться о «преуспевании и процветании России». Папская курия и российские епископы приветствовали отмену национальных и конфессиональных ограничений (март 1917) и постановление «О свободе совести» (14 июля 1917), полагая, что эти меры благоприятно повлияют на жизнь католич. Церкви в России. Римская курия настаивала на разрешении непосредственных контактов католич. духовенства с Папским престолом и свободной деятельности религ. орденов и конгрегаций (см.: Лиценбергер. 2001. С. 173-177). В июле 1917 г. на Могилёвскую кафедру был назначен Ропп.

Эдуард фон Ропп, католич. архиеп. Тираспольский. Фотография. Нач. 1903 г. (?)Эдуард фон Ропп, католич. архиеп. Тираспольский. Фотография. Нач. 1903 г. (?)После Октябрьской революции в соответствии с декретами «О земле» и «Об отделении церкви от государства» советское правительство стало ограничивать деятельность католич. Церкви. Были конфискованы земельные владения католич. церквей и мон-рей, позднее - также банковские вклады (недвижимое имущество оценивалось более чем в 12 млн р., банковские вклады составляли более 8 млн р.), закрыты мон-ри и благотворительные организации, национализированы учебные заведения, изъяты метрические книги и т. д. Весной 1918 г. началась передача храмового имущества в ведение гос-ва. Архиеп. Э. фон Ропп и экзарх Леонид Фёдоров, глава апостольского экзархата рус. католиков вост. обряда, выступили с протестом, но Римская курия не стала возражать против национализации в надежде на смягчение советской политики по отношению к Церкви. Для координации действий церковных советов в новых условиях в янв. 1919 г. был основан Центральный комитет римско-католических общин Могилёвской архиепархии. Однако уже осенью 1919 г. по инициативе католич. свящ. Константина Будкевича, викария М. к. а., католич. духовенство заняло более жесткую позицию, отказываясь заключать договоры на пользование церковным имуществом в форме, утвержденной советским правительством. Лишь в 1922 г. власти стали настаивать на заключении договоров, угрожая закрытием храмов (см.: Там же. С. 187-188, 195-200). Однако еще ранее были конфискованы здания епископских резиденций, епархиальных курий и духовных учебных заведений. Так, в 1918 г. власти реквизировали здания, принадлежавшие епископу Тираспольскому, кафедральному капитулу и семинарии в Саратове, после чего руководство еп-ства было вынуждено переехать в Одессу. В июле 1919 г. опечатали здание консистории и курии М. к. а. в Петрограде, конфисковали епархиальный архив (см.: Там же. С. 189, 207). В апр. того же года арестовали архиеп. Э. фон Роппа; в июле по настоянию Римской курии он был освобожден (в обмен на арестованного в Германии коммуниста К. Б. Радека), а в нояб. выехал в Польшу. Управление М. к. а. было возложено на вспомогательного епископа Я. Ф. Цепляка, титулярного архиепископа Охридского in partibus infidelium. Во время гражданской войны из-за гос. репрессий и нестабильного положения страну покинули мн. представители католического духовенства.

В 1917-1918 гг. были назначены епископы в Минское и Каменецкое католич. еп-ства. По условиям Рижского договора (1921) земли современной Зап. Белоруссии вошли в состав Польши. На этой территории апостольской конституцией «Vixdum Poloniae» от 28 окт. 1925 г. (AAS. 1925. Vol. 17. P. 521-528) была создана Виленская церковная пров. (1925); она объединила Виленское архиеп-ство и Ломжинское и Пинское еп-ства. Согласно апостольской конституции, во Львовскую митрополию было переведено Луцкое еп-ство, отделенное от Житомирского еп-ства, оставшегося в составе Могилёвской митрополии. Оно управлялось администраторами и было полностью разгромлено советскими властями к сер. 30-х гг. XX в. В сер. 20-х гг. XX в. в составе Могилёвской церковной провинции насчитывалось 17 деканатов: Петроградский, Могилёвско-Горецкий, Витебский, Дриссо-Себежский, Полоцкий, Лепельский, Сенненский, Оршанский, Климовичско-Мстиславский, Чёриковско-Чаусовский, Рогачёвско-Быховский, Гомельский, Харьковский, Смоленский, Московский, Самарский и Пермский. В 1926 г. на территории Белорусской ССР, входившей в состав М. к. а., было 60 приходов, в которых служили 35 священников и насчитывалось 115 тыс. католиков.

Советская власть усиливала репрессии против католич. духовенства. Хотя в 1921-1923 гг. католич. иерархи и клирики принимали активное участие в помощи голодающим Поволжья и др. регионов, весной 1922 г. в католич. храмах началось изъятие церковных ценностей. Против этого выступили мн. священники и миряне, нек-рые из них были осуждены за сопротивление. Папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) выразил озабоченность нарушениями религ. свобод и прав верующих в России. В марте 1923 г. в Москве состоялся суд над архиеп. Я. Ф. Цепляком, викарием К. Будкевичем, экзархом Л. Фёдоровым и др. представителями католич. духовенства и мирянами, которых обвинили в контрреволюционной деятельности и противодействии советскому религ. законодательству. Цепляк и Будкевич были приговорены к смерти, др. обвиняемые - к лишению свободы на срок от 3 до 10 лет. Под давлением международного общественного мнения смертный приговор Цепляку был отменен, вскоре архиепископа выслали из страны. Расстрел Будкевича вызвал протесты со стороны Папского престола, правительств ряда стран и общественных орг-ций, к-рые также негативно относились и к проходившему в тот же период процессу над свт. Тихоном, патриархом Московским и всея России.

Католический собор Успения Пресв. Богородицы и св. Станислава в Могилёве. 1738–1752 гг.Католический собор Успения Пресв. Богородицы и св. Станислава в Могилёве. 1738–1752 гг.В нач. 20-х гг. XX в. на территории СССР кроме М. к. а. существовали 5 католических еп-ств, апостольское вик-ство, апостольская администратура для армян-католиков и экзархат для рус. католиков вост. обряда; действовали ок. 620 церквей, в к-рых служили ок. 400 священников. Однако система церковного управления фактически не действовала, в стране не осталось епископов-ординариев. Еп. Мишель д'Эрбиньи, назначенный апостольским делегатом в России и наделенный широкими полномочиями (декрет «Quo aptius» от 10 марта 1926), получил задание восстановить католич. иерархию. Он принял решение создать в СССР 9 апостольских администратур (Закавказье; Казань, Самара и Симбирск; Ленинград; Минск и Могилёв; Москва; Одесса и Крым; Саратов и Поволжье; Сев. Кавказ; Харьков), сохранив Житомирское и Каменецкое еп-ства. В апр.-авг. 1926 г. д'Эрбиньи тайно совершил епископские рукоположения Пия Эжена Невё, Болеслава Слосканса, Александра Фризона и Антония Малецкого. Когда ГПУ стало известно о действиях д'Эрбиньи, папскому посланнику было предписано покинуть страну (сент. 1926). Структуры Могилёвской митрополии были заменены системой церковных округов во главе с апостольскими администраторами. За координацию деятельности епископов и контакты с органами гос. власти отвечал еп. П. Э. Невё, апостольский администратор Москвы, к-рый был гражданином Франции. Представители иностранных гос-в оказывали материальную и дипломатическую помощь нек-рым католич. приходам: напр., посольство Германии поддерживало бывш. кафедральный собор в Саратове, в к-ром бо́льшую часть прихожан составляли поволжские немцы (собор закрыт в 1935). К кон. 20-х гг. XX в. ужесточилась репрессивная политика государства. В сент. 1927 г. был арестован еп. Б. Слосканс, а в 30-х гг. аресты католич. священников приобрели массовый характер. Внимание мировой общественности к гонениям на верующих в СССР было привлечено открытым письмом папы Римского Пия XI (февр. 1930), его протест поддержали религиозные и политические деятели мн. стран. Хотя правительство СССР заявило об отсутствии притеснений верующих, в целом гонения только ужесточились. В 30-х гг. XX в. были репрессированы почти все католические священники. Так, еп. Б. Слосканс после заключения в СЛОН и ссылки в Сибирь был выслан из СССР в 1933 г., еп. Жан Амудрю - в 1935 г.; еп. А. Фризон, арестованный в окт. 1935 г., был казнен 2 авг. 1937 г. До 1936 г. католическими приходами фактически руководил еп. П. Э. Невё, служивший в католич. ц. св. Людовика в Москве, однако после визита во Францию ему было отказано в возвращении в СССР. Устраивались показательные процессы над католич. священниками по надуманным обвинениям (шпионаж, терроризм), напр., в Белорусской ССР (дело т. н. Польской войсковой орг-ции, 1933), в Украинской ССР (дело «троцкистского центра», 1935). В 1937 г. в СССР насчитывалось 10 католических священников, вскоре почти все они были репрессированы. Церковные структуры оказались полностью разрушены. К 1941 г. действовали только 2 церкви, в которых служили католические священники - иностранные подданные: пресв. Леопольд Браун, капеллан посольства США,- в ц. св. Людовика в Москве и пресв. Мишель Флоран - в ц. Пресв. Девы Марии Лурдской в Ленинграде.

После включения в состав СССР Зап. Белоруссии, Зап. Украины, Литвы и Латвии на территории Советского гос-ва оказалось большое количество католических приходов и мон-рей. Почти все католические мон-ри на землях, присоединенных в 1939-1941 гг., были закрыты, уцелевшие обители упразднены советскими властями в послевоенные годы. В 1945-1948 гг. из-за инициированного властями принудительного переселения в Польшу почти всего польск. католич. населения западнобелорус., западноукр. и молдав. областей (в рамках неск. программ обмена населением между Польшей и СССР) было закрыто большинство католич. приходов в фактически прекративших свое существование Пинском и Луцком католических еп-ствах, кафедры которых в послевоенное время из-за противодействия Совета по делам религ. культов не замещались после того, как стали вакантными. Под давлением властей перестало действовать управление католич. архиеп-ства во Львове, переведенное в 1946 г. по инициативе Львовского архиеп. Евгения Базяка вместе с семинарией и другими диоцезальными структурами в г. Любачув (Польша). После окончания второй мировой войны католич. приходы действовали не только в Литве, Латвии и Белоруссии, где было больше всего католиков, но и в других союзных республиках: в РСФСР (2 прихода - в Москве и Ленинграде), в Молдавии (в Кишинёве), на Украине (во Львове (2 прихода) и Львовской обл., в Закарпатской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Хмельницкой и Винницкой областях, в Житомире, Одессе), в Грузии (в Тбилиси). После завершения антирелиг. кампании 1958-1964 гг., в ходе которой были закрыты многие католич. храмы Галичины и Подолья, положение католиков несколько упрочилось, начали регистрироваться новые приходы; в 1969 г. зарегистрированы общины в Караганде и во Фрунзе (ныне Бишкек), в 1977 г.- в Душанбе, в 1982 г.- в г. Прохладном Кабардино-Балкарской АССР; известно также о нелегальных общинах в Сибири и Ср. Азии, а также на Зап. Украине. Юрисдикцию над католич. общинами на территории СССР (за исключением Литвы и Латвии, где имелись епископы) осуществляли архиепископы или апостольские администраторы, возглавлявшие Рижское или Вильнюсское католич. архиеп-ства. Для подготовки духовенства действовала семинария в Риге (др. католич. семинария, в Каунасе, готовила клириков только для Литвы; см.: Лиценбергер. 2001. С. 314). В 1969 г. в СССР насчитывалась почти 1 тыс. католич. священников, гл. обр. в зап. регионах страны. К кон. 80-х гг. XX в. в СССР было зарегистрировано ок. 1070 католич. приходов, из них 630 - в Литве и 179 - в Латвии (Там же. С. 318).

В связи с новыми политическими реалиями существовавшая с XVIII в. структура М. к. а. была ликвидирована папой Римским Иоанном Павлом II (1978-2005). Вместо нее рядом папских документов от 13 апр. 1991 г. были созданы новые структуры Римско-католической Церкви: на территории РСФСР - 2 апостольские администратуры, подчиненные непосредственно Папскому престолу, с центрами в Москве (для европ. части РСФСР) (апостольская конституция «Pro vidi quae Decessores Nostri» - AAS. 1991. Vol. 83. N 7. Р. 545-547) и в Новосибирске (для азиат. части РСФСР; ей была подчинена также территория Владивостокского католич. еп-ства) (апостольская конституция «Iam pridem Decessor Noster» - Ibid. Р. 544-545); в Казахстане - подчиненная Папскому престолу апостольская администратура с центром в Караганде (апостольская конституция «Cum propter populorum» - Ibid. Р. 547-548); в Белоруссии Могилёвская и Минская кафедры объединены в рамках единого Минско-Могилёвского католического архиеп-ства (апостольская конституция «Ex quadam praeteritorum temporum» - Ibid. Р. 540-541), а также создано Гродненское католич. еп-ство (апостольская конституция «Qui operam damus» - Ibid. P. 541-542), к-рое вместе с Пинским еп-ством вошло в Минско-Могилёвское католич. архиеп-ство (апостольская конституция «Quia ob rerum eversionem» - Ibid. Р. 542-543).

Могилёвские архиепископы-митрополиты

Станислав Богуш-Сестренцевич (1783-1826); Каспер Казимир Цецишовский (1828-1831); Игнатий Павловский (1841-1842); Казимир Дмоховский (1848-1851); Игнатий Головинский (1851-1855); Вацлав Жилинский (1856-1863); Антоний Фиалковский (1872-1883); Александр Гинтовт-Дзевалтовский (1883-1889); Симон Мартин Козловский (1891-1899); Болеслав Иероним Клопотовский (1901-1903); Ежи Шембек (1903-1905); Аполлинарий Внуковский (1908-1909); Викентий Ключинский (1910-1914); Эдуард фон Ропп (1917-1939).

Ист.: Litta L., archiep. Actus ad Ecclesiam metropolitanam Mohileviensem aliasque Catholicas cathedrales ecclesias Latini ritus in Imperio Rossiaco spectantes… [Połock], 1798; Акты и грамоты об устройстве и управлении Римско-католической Церкви в Империи Российской и Царстве Польском. СПб., 1849; Белоголов И. М. Акты и док-ты, относящиеся к устройству и управлению Римско-католической Церкви в России. Пг., 1915. Т. 1; Radwan M. Inventarium documentorum et actorum ecclesiae Mohiloviensis ac Minscensis: (1783-1917). Minsk, 1998. 7 vol.; idem. Repertorium wizytacji kościołów i klasztorów w archiwach Petersburskiego Kolegium Duchownego: (1797-1914). Lublin, 1998; idem. Repertorium archiwów archidiecezji mohylewskiej i diecezji mińskiej. Lublin, 2001.
Лит.: Siennicki S. J. Opis historyczny rzymsko-katolickiego kościoła św. Katarzyny w St. Petersburgu od r. 1763 do 1872. Warsz., 18722; Толстой Д. А. Римский католицизм в России. СПб., 1876-1877. 2 т.; Godlewski M. Monumentа Ecclesiastica Petropolitana. St.-Pb., 1906-1913. 5 t.; Loret M. Kościół katolicki a Katarzyna II, 1772-1784. Kraków; Warsz., 1910; Wasilewski J. Arcybiskupi i administratorowie archidiecezji mohylowskiej. Pińsk, 1930; Długosz T. Dzieje diecezji smoleńskiej. Lwów, 1937; Brumanis A. A. Aux origines de la hiérarchie latine en Russie: Mgr. Stanislas Siestrzencewicz-Bohusz, premier archevêque-métropolitain de Mohilev: (1731-1826). Louvain, 1968; Kumor B. Początki i organizacja kapituły metropolitalnej w Mohylowie nad Dniepriem // Rocznik teologiczno-kanoniczne. Lublin, 1975. T. 22. Zesz. 4. S. 154-163; idem. Kościół i katolicy w Cesarstwie Rosyjskim (do 1918 r.) // Odrodzenie Kościoła katolickiego w byłym ZSRR: Studia historyczno-demograficzne / Red. E. Walewander. Lublin, 1993. S. 17-81; Радван М. Римско-католич. духовные учебные заведения С.-Петербурга в XIX в. СПб., 1995; idem. [Radwan M.] Polityka wyznaniowa caratu na Białorusi w XIX w.: Implikacje duszpasterskie // Nasza Przeszłość. Kraków, 2001. T. 95. S. 197-240; Осипова И. И. «В язвах своих сокрой меня...»: Гонения на Католич. Церковь в СССР. М., 1996; Шкаровский М. В. и др. Римско-католич. Церковь на сев.-зап. России в 1917-1945 гг. СПб., 1998; «Возлюбив Бога и следуя за Ним...»: Гонения на рус. католиков в СССР по восп. и письмам монахинь-доминиканок Абрикосовской общины и мат-лам следственных дел 1923-1949 гг. / Сост.: И. И. Осипова. М., 1999; Венгер А. Рим и Москва: 1900-1950. М., 2000; Пономарёв В. П. Архиепископы Могилёвские и митрополиты римско-католических церквей в России // Покров: Альм. рос. католиков. М., 2000. Вып. 5. С. 27-58; он же. Могилёвские епископы-суффраганы // Там же. Вып. 6. С. 43-66; Чаплицкий Б., Осипова И. Книга памяти: Мартиролог католич. Церкви в СССР. М., 2000; Лиценбергер О. А. Римско-католич. Церковь в России: История и правовое положение. Саратов, 2001; Majdowski A. Kościół katolicki w Cesarstwie rosyjskim: Syberia. Daleki Wschód. Azja Środkowa. Warsz., 2001; Ярмусик Э. С. Католич. Костёл в Белоруссии в годы Второй мировой войны (1939-1945). Гродно, 2002; Kościół Katolicki na Syberii: Historia, współczesność, przyszłość / Red. A. Kuczyński. Wrocław, 2002; Kozyrska A. Arcybiskup Edward Ropp: Życie i działalność: (1851-1939). Lublin, 2004; eadem. Mohylewska metropolia // Encyklopedia katolicka. Lublin, 2009. T. 13. Kol. 43-45; Филатова Е. Н. Конфессиональная политика царского правительства в Беларуси, 1772-1860. Мн., 2006; Маракушина Е. А. Католич. монашеские миссии на сев.-зап. России: Дис. СПб., 2007; Dudik A. Sytuacja Kościoła rzymskokatolickiego na Białorusi na przełomie XX i XXI w.: (Zarys problematyki) // Studia Polonijne. Lublin, 2007. Т. 28. S. 117-133; Modzelewska B., Nabywaniec S. Mińska diecezja // Encyklopedia katolicka. 2008. Т. 12. Kol. 1184-1189; Чаплицкий Б. Католич. благотворительность в России в 1860-1918 гг. Гатчина, 2009; Kozyrska A., Modzelewska B. Mohylewska archidiecezja // Encyklopedia katolicka. 2009. Т. 13. Kol. 31-41; Ганчар А. И. Римско-католич. Церковь в Беларуси (2-я пол. XIX - нач. XX в.): Ист. очерк. Гродно, 2010 [Библиогр.: С. 353-405]; Попов М. А., Ганчар А. И. Митрополит С. Богуш-Сестренцевич: Формирование правительственной политики по отношению к Римско-католич. Церкви на белорус. землях (кон. XVIII - 1-я четв. XIX в.). Гродно, 2012 [Библиогр.: С. 153-188]; Одинцова М. М. Арм. католич. Церковь в России: История и правовой статус в России и на постсоветском пространстве: XVIII-XXI вв. СПб., 2014; Самыловская Е. А. Католич. община С.-Петербурга в 1-й пол. XVIII в.: Дис. СПб., 2016.
В. Г. Пидгайко, Н. И. А.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРКЕТТИ Джованни Андреа (1731-1805), кард.-еп., папский нунций в Варшаве
  • АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии
  • АРМА архиепископство в Ирландии
  • БАРСЕЛОНА архиепископство катол. Церкви, г. на с.-в. Испании