МОЛИТВОСЛОВ
Том XLVI, С. 495-496
опубликовано: 30 ноября 2021г.

МОЛИТВОСЛОВ

В совр. правосл. традиции сборник молитвенных текстов для келейного чтения. Однако в более широком смысле и в древних источниках, и в современной лит-ре термином «молитвослов» могут обозначаться различные сборники молитв, совсем не обязательно для приватного (домашнего, келейного) употребления. Так, слав. слову «молитвословъ» буквально соответствует греч. наименование Εὐχολόγιον, т. е. Евхологий (одна из важнейших богослужебных книг, содержащая основные молитвы церковных служб и предназначенная для священнослужителей). В слав. традиции до XIV в. включительно термин «евхологий» переводился именно как «молитвеникъ», а митр. Петр (Могила) озаглавил отредактированный и изданный им в 1646 г. Требник (т. е. Евхологий) следующим образом: «EYXOLOGION, альбо Молитвослов»).

Однако в совр. смысле слова М. соответствует совсем не греч. Εὐχολόγιον (части к-рого в слав. традиции с XV в. обычно обозначаются как Служебник и Требник), но греч. Προσευχητάριον - Просевхитарий (от προσευχή - молитва).

М. как самостоятельная книга сформировался в XVII в. (а его греч. аналог Просевхитарий еще позднее), но у него были прямые предшественники: Канонники, собрания текстов в конце Следованной Псалтири, а также молитвенные сборники, издававшиеся в землях Юго-Зап. Руси с кон. XVI в. (подробнее см.: Далмат (Юдин), иером. Начальный этап бытования молитв утренних и вечерних по печатным источникам (1596-1622): возникновение, вариативность состава, пути передачи текста // БВ. 2015. № 18/19. С. 289-340; Он же. Молитвы утренние и вечерние в составе печатных сборников частного молитвенного обихода: возникновение и путь в московскую книжность // www.bogoslov.ru/text/5233602.html [Электр. ресурс]; также см. статьи Канонник, Следованная Псалтирь).

Минимальный состав М. включает наиболее известные молитвенные тексты: «Отче наш», «Богородице Дево», «Достойно есть», Символ веры. Но обычно в М. можно найти полные вечернее («На сон грядущим») и утреннее правила, каноны Господу Иисусу Христу (покаянный), Божией Матери (молебный) и ангелу-хранителю (т. н. 3 канона), правило ко Св. Причащению и благодарственные молитвы после Причащения. Часто этими текстами содержание М. не ограничивается: в различных редакциях этой книги встречаются многочисленные дополнительные каноны, акафисты, молитвы на разные случаи жизни, тропари и кондаки святым и перед иконами Божией Матери, полная Псалтирь.

Специфические редакции М. могут иметь дополнительные заглавия («Анфологион», «Молитвенный щит», «Слава Богу за все» и т. п.), а также предназначаться для конкретной аудитории (детские, для женщин или семейные, для воинов, иерейские, учебные или для новоначальных и т. д.).

Термин «молитвослов» используется и вне рамок правосл. традиции. Так, на лат. Западе частные молитвы, не входившие в состав церковного богослужения, изначально помещались в качестве дополнения к Часослову (Коллектарий, Орационал, Портифорий), который содержал службы 7 канонических часов, или к Псалтири. В каролингскую эпоху получили распространение и отдельные сборники молитв для приватного использования (лат. Libelli precum). В XI в. появился новый тип М.- Книга часов (Horae, Liber horarum), основу которой составила Малая служба часов Пресв. Деве Марии (см. в ст. Клермонский Собор). Кроме нее в Книгу часов включались календарь, 15 степенных псалмов, 7 покаянных псалмов, литании, заупокойные молитвы и др. Позднесредневек. Книги часов часто имеют роскошный декор и богато иллюминированы, они представляют собой подлинные произведения искусства. В тот же период появляются М. на народных языках (напр., англ. Primer), впосл. оказавшие влияние на сборники молитв, используемые в различных протестант. конфессиях.

Книги типа М. известны не только в христианстве, но и в исламе (собрание молитв-дуа) и в раввинистическом иудаизме (см. в ст. Иудейское богослужение).

Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение