(Муромской епархии Владимирской митрополии), находится в г. Муроме Владимирской обл. Основан в сер. XVI в. на сев. окраине города, на территории т. н. Старого вышнего городища. Здесь стояла деревянная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, сооруженная, по преданию (ГИМ. Ф. 195. Д. 564. Л. 1), кн. Константином (Ярославом) Святославичем (см. Константин, Михаил и Феодор, святые благоверные князья Муромские).
Церковная традиция связывает строительство Благовещенского храма с крещением Мурома. Св. кн. Глеб, сын св. равноап. Киевского кн. Владимира (Василия) Святославича (см. ст. Борис и Глеб), получив во владение Муром, убеждал его жителей принять христианство. После того как в 1015 г. кн. Глеб был убит, Муром долгое время оставался без христианского князя. По преданию желая распространить христианство в Муроме, в 1092 г. в город прибыл кн. Константин вместе с семьей, ближайшим окружением и дружиной. Подойдя к городу, кн. Константин направил к муромцам своего сына Михаила с просьбой принять христ. веру. Горожане ответили отказом и убили посланника (Повесть. 1860. С. 231). Невзирая на недовольство муромцев, на «Старом вышнем городище» по приказу кн. Константина была сооружена княжеская резиденция с деревянной Благовещенской ц. (Чернышев. 2008. С. 65-69). Рядом была воздвигнута др. ц. во имя святых Бориса и Глеба. Кн. Константин неоднократно приглашал к себе старейшин города, убеждая их принять христианство. Недовольные настойчивостью нового князя горожане поклялись с ним расправиться. Согласно Житию св. кн. Константина, однажды толпа язычников подступила к его дому, грозя смертью. Князь, уединившийся в Благовещенской ц., услышал голос: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою» (Повесть. 1860. С. 231). Князь вышел к мятежникам с иконой Богородицы (названной впосл. Муромской). Пораженные чудесным сиянием, исходившим от образа, муромцы раскаялись в содеянном и приняли крещение. Кн. Константин был похоронен в Благовещенской ц. рядом с сыновьями.
В 1239 г. Муром был захвачен и сожжен одним из монголо-татар. отрядов (ПСРЛ. Т. 1. С. 201). В 1351 г. говорится об «обновлении отчины», т. е. о возобновлении Мурома, что подразумевало и восстановление храмов (Там же. Т. 7. С. 244). Местное предание повествует об этих событиях: «Прииде из Киева благоверный кн. Георгий Ярославич в Муром и постави себе дом... первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, и вторый храм страстотерпцев Бориса и Глеба такожде обновил, и епископа по-прежнему у той церкви устроил именем Василия» (Сказание о граде Муроме // МИХМ. № ММ-28260. Л. 39).
Возведение кирпичного собора связывают с деятельностью царя Иоанна IV Васильевича Грозного, к-рый посетил Муром в 1552 г., во время военного похода на Казань (ПСРЛ. Т. 29. С. 86). Ранее, в 1547 г., церковный Собор, возглавляемый митр. Московским свт. свт. Макарием, причислил местночтимых св. князей Константина, Михаила и Феодора, а также благоверных кн. Петра и кнг. Февронию к лику святых. Находясь в Муроме, царь молился новопрославленным святым, прося заступничества в предстоящем сражении, обещая построить кирпичный храм и учредить муж. мон-рь. Согласно местному преданию, в мае-июне 1553 г. в Муром прибыли государевы каменщики для возведения кирпичной церкви. «И начаша копати под храм пошву и обретоша мощи благоверного кн. Константина и чады его... в лето 7061 (1553.- В. Ч.) году месяца иуня 6 день» (Сказание о граде Муроме // МИХМ. № ММ-28260. Л. 46 об.). После сооружения нового храма муромские купцы Четвертак Сычёв и Семен Попяткин написали в Москву о завершении строительства и об обретении мощей. По приказу царя Иоанна IV Грозного в Муром для Благовещенской ц. отправили книги, иконы, колокола, церковные облачения, утварь и покров на мощи. В Муром прибыл Рязанский и Муромский еп. Гурий (Лужецкий), к-рый совершил освящение храма и переложил мощи князей Константина, Михаила и Феодора в специально устроенную раку. 24 янв. (год не указан, не ранее 1567/77) посадский храм был преобразован в муж. обитель (Там же. Л. 48).
В Смутное время М. Б. м. пострадал от польских интервентов, в кон. 1615 - нач. 1616 г. разорен отрядами А. Ю. Лисовского. Позднее игум. Сергий писал царю Михаилу Феодоровичу: «Приходили де к нам войною литовские люди и монастырь разорили, в церквах Божии престолы ободрали и ризы и стихари и пояс и посох... и всякое церковное строение поимали и братью посекли, а его, игумена с пономарем, взяли в полон, а кельи пожгли и пономаря в полону сожгли; а его, игумена, из полону выкупили; и от того де литовских людей разорения у них в монастыре на церквах кровли сгнили; церковь Благовещения Пречистыя Богородицы... каменная каплет и стены расседалися, а деревянные церкви ветхи, а строить тех церквей и монастыря нечем, вотчинки у них ничего нет» (Царская жалованная грамота. 1904).
Согласно первому сохранившемуся описанию мон-ря (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. 2010), М. Б. м. окружала ограда из дубового тына. В мон-ре находились кирпичный Благовещенский собор и 3 деревянные церкви: во имя ап. Иоанна Богослова с трапезной, во имя свт. Григория Богослова и во имя св. архидиак. Стефана (надвратная). Рядом стояли келья игум. Сергия и 15 братских келий. Григориевская ц. имела «прирубленую колокольницу», на к-рой находилось 6 колоколов. Усердием муромского купца Богдана Цветного (Т. Б. Цветков) на колокольне были установлены куранты - «часы с боем».
Согласно документам 1623/24 г., в Благовещенском соборе находились 10 икон, 5 из к-рых имели серебряные оклады. Интерьер храма украшал тябловый иконостас. Царские врата, сень, столбцы, а также иконы из деисусного, пророческого и праотеческого чинов были написаны на золотом фоне - «на золоте». Перед деисусным рядом иконостаса находилось медное паникадило. Перед местными образами горели «пять свеч поставных с красками, да шестая свеча простая». В храме покоились мощи Муромских св. князей Константина, Михаила и Феодора. Находясь под покровительством царей, М. Б. м. регулярно получал богатые пожертвования. В описании церковных предметов нередко встречаются вещи, украшенные серебром и позолотой. В 1-й четв. XVII в. в обители насчитывались 43 богослужебные книги.
В 50-60-х гг. XVII в. в М. Б. м. развернулись грандиозные строительные работы. 28 июня 1664 г. был освящен Благовещенский собор. Совр. искусствоведы полагают, что от собора сер. XVI в. остался только подклет, а стены и пятиглавие датируют XVII в. (Масленицын. 1971. С. 22).
Сохранившийся собор возводился на средства муромского купца члена московской гостиной сотни Б. Цветного. Цветной подарил обители «на помин души» большое Евангелие московской печати. Переплет украшал серебряный с позолотой оклад с 8 драгоценными камнями. Позже он передал в М. Б. м. серебряную водосвятную чашу (1654) (Травчетов. 1903. С. 95-96). В 1667 г., уже будучи монахом обители, Цветной пожертвовал в М. м. серебряное с позолотой паникадило (ныне в ГРМ; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. ГРМ. Л., 1985. Ил. 70). В кон. XVII в. на средства Цветного в М. Б. м. была возведена сохранившаяся высокая кирпичная колокольня.
В 1724 г. указом Синода М. Б. м. подлежал закрытию, а вся братия переводилась в муромский во имя благоверных князей Бориса и Глеба монастырь. Горожане и крестьяне Муромского у. встали на защиту обители. В 1725 г. в Синод были направлены 2 челобитные с просьбой «обретающегося в городе Муроме Благовещенского монастыря монахов в Борисоглебской того же уезда монастырь для соединения не переводить, а быть бы тому Благовещенскому монастырю по-прежнему» (О бытии. 1901. С. 47-48). Обитель не была закрыта, в 1792 г. пострадала от пожара, сгорели и рухнули деревянные главы собора, полностью уничтожены кельи настоятеля и братии, ограда и др. деревянные строения. Был уничтожен древний тябловый соборный иконостас. В 1797 (по др. данным, в 1799) г. муромский купец И. М. Масленников пожертвовал крупную сумму денег на изготовление нового барочного иконостаса (Травчетов. 1903. С. 87, 91). Изготовить иконостас взялся мастер Руф Константинов, дворовый с. Измайлова Арзамасского у. В 1802 г., при игум. Феофиле, иконостас был позолочен на церковные средства.
Во время вторжения в Россию войск имп. Наполеона I, с 10 сент. по 20 окт. 1812 г., в М. Б. м. находились святыни Москвы - Владимирская икона Божией Матери (из Успенского собора Московского Кремля) и Иверский образ Божией Матери (из часовни у Воскресенских ворот на Красной пл.). В 1815 г. игум. Феофил предложил считать 10 сент. днем чествования этих икон. До нач. 20-х гг. XX в. 10 сент. в Муроме ежегодно устраивался торжественный крестный ход вокруг города «в память пребывания московских святынь в Муроме». Жители города и окрестных сел особо отмечали день памяти Муромских чудотворцев Константина, Михаила и Феодора.
В 1866 г. М. Б. м. был причислен ко 2-му классу, с 1867 по 1882 г. находился под управлением викарных Муромских епископов, а затем вновь перешел под управление архимандритов (Там же. С. 87). К М. Б. м. было приписано Напольное кладбище, открытое в Муроме в 1771 г.
С сер. XVII в. на территории М. Б. м. находились 2 кирпичные церкви: Благовещенский собор и храм архидиак. Стефана. Первое упоминание о деревянной надвратной Стефановской ц. относится к 1623/24 г. (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. 2010. Л. 59). Историк А. В. Смирнов считал, что кирпичная ц. архидиак. первомч. Стефана была сооружена в 1655 г. и освящена 29 июня того же года (Смирнов. 1901). В 1715-1716 гг., при игум. Харитоне, на средства кн. Воротынского надвратную Стефановскую ц. обновили (ГА Владимирской обл. Ф. 1094. Оп. 1. Д. 40. Л. 11). В 1836 г. храм, пришедший в ветхость, был «возобновлен» по плану, ранее составленному архит. А. И. Вершинским (Ɨ 1811). В том же году муромский мещанин С. И. Соколов изготовил для церкви столярно-резной иконостас стоимостью 400 р. Позже храм был расписан боголюбовским крестьянином Г. С. Шороховым за 225 р. серебром. Тогда же обновленную церковь освятили игум. Варлаам с братией.
Благовещенский собор более чем за 400-летнюю историю неоднократно перестраивался и ремонтировался. Возведенный в сер. XVI в., он пострадал в 1615-1616 гг. и в 1664 г. был полностью перестроен. В 1836 г. в юж. апсиде Благовещенского храма на старом антиминсе освятили престол св. князей Константина, Михаила и Феодора. С сев. стороны к собору примыкала теплая церковь с 2 престолами - ап. Иоанна Богослова и свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского.
Стены Благовещенского собора выложены из большемерного кирпича. Основной объем представляет собой прямоугольник со сторонами 10,8×7,5 м. Алтарь имеет 3 высокие апсиды. Юж. стена церкви вертикально разделена 4 пилястрами, переходящими в широкий карниз, украшенный пояском из 4-угольных ниш и луковицеобразных углублений. Карниз храма обрамлен рядом мелких зубчиков, придающих внешней отделке здания особую выразительность.
На центральных пилястрах на уровне 2-го яруса собора выложены квадратные киоты с килевидным завершением. На основном объеме храма установлены полукруглые закомары, плавно переходящие в стройное пятиглавие. На рубеже XIX и XX вв. внутри закомар нижнего ряда находились живописные композиции на евангельские сюжеты.
Юж. окна фасада храма расположены в 2 яруса. Большой внутренний объем здания нуждался в дополнительном освещении, поэтому наряду с оконными проемами 1-го яруса зодчий решил выложить второй. Окна верхнего яруса и средний оконный проем в нижнем ярусе украшены изящными наличниками в виде кокошников и полуколонн, обрамленных фигурными балясинами. В кокошнике среднего окна Благовещенской ц. помещен российский герб - двуглавый орел.
Собор завершается традиц. пятиглавием, утвержденным на высоких барабанах. В основании каждой главы имеется четыре килевидных кокошника. Закомары орнаментированы дугообразными валиками, нанизанными друг на друга, придающими объемность и выразительность. Луковичные главы, вероятно, были поставлены после пожара 1792 г., и первоначальная их форма могла быть иной.
С юж. стороны к собору примыкает высокая паперть. Она соединяется лестницей с красивым шатровым крыльцом, покоящимся на 4 грушевидных колоннах, связанных арками и висячими перемычками. Каждая сторона крыльца украшена небольшим квадратным киотом. Точная дата сооружения крыльца неизвестна. По всей видимости, оно было построено после возведения колокольни, в кон. XVII в.
К зап. стене собора пристроена высокая 8-гранная шатровая колокольня. В XVII-XVIII вв. на ней находились куранты, упомянутые в документах 1623/24 г. и приходо-расходных книгах 2-й пол. XVIII в. Колокольня имеет неск. ярусов. На нижнем имелась келья, отапливаемая печью. На 2-м располагался часовой механизм, от к-рого сохранилась шахта в зап. внутренней стене колокольни. На самом верху висели колокола. В XIX в. на звоннице было 7 колоколов общим весом 430 пудов. Самый большой колокол весил 100 пудов (1600 кг). В 1692 г. он был вложен в М. Б. м. кн. Михаилом Ивановичем Лыковым.
Важные сведения об архитектуре и о строительных работах содержатся в летописи М. Б. м., составленной в кон. XIX в. на основании монастырских документов. В 1802-1815 гг. вокруг М. Б. м. была сооружена новая кирпичная ограда с 4 двухэтажными башнями. В 1815 г. все работы были завершены (ГИМ. Ф. 95. Д. 564. Л. 25 об., 29 об.). В 1810 г. в зап. части М. Б. м. был построен одноэтажный дом настоятеля. В 1811 г. была разобрана теплая ц. ап. Иоанна Богослова и впосл. перестроена. В ходе строительных работ обнаружили древний антиминс, свидетельствующий, что храм был освящен 8 июня 1652 г. (Там же. Л. 29). В 1821 г. в новоустроенном теплом Иоанно-Богословском храме на средства крестьянина С. К. Сусуняева из вязниковской подгородной слободы Ярополч был сооружен иконостас за 2355 р. Иконы были написаны крестьянином с. Палех Иваном Максимовым Хреновым за 500 р. Золотил иконостас муромский мещанин В. Д. Седов за 1500 р. Средства на золочение пожертвовала коллежская асессорша из г. Мурома А. Ф. Гейциг (Там же. Л. 30-30 об.). В янв. 1828 г. приступили к строительству кирпичного братского корпуса (автор проекта губ. архит. Е. Я. Петров). В 1860 г. боголюбскому крестьянину Шорохову поручили выполнить на стенах Благовещенского храма «приличную по местам живопись» (Там же. Л. 45). В 1882 г. была пробита арка, соединившая холодный Благовещенский храм с ц. ап. Иоанна Богослова (Там же. Л. 50). В 1900 г. на территории М. Б. м. возвели «каменный двухэтажный дом для размещения братства» (ГА Владимирской обл. Ф. 394. Оп. 1. Д. 383. Л. 58).
В XVI-XVII вв. доходы М. Б. м. формировались из пожертвований, а также из средств, поступавших от хозяйственной деятельности обители в собственных вотчинах. В 1557/58 г. по указу царя Иоанна Грозного М. Б. м. получил «жалованье денежную и хлебную ругу из муромских таможенных доходов». Впосл. мон-рю неоднократно выдавались царские грамоты, подтверждавшие право владения ругой. Так было в 1585 г., во время правления царя Феодора Иоанновича. В 1596, 1599 и 1602 гг. аналогичные грамоты были получены от Бориса Феодоровича Годунова, а в 1614 и 1617 гг.- от Михаила Феодоровича Романова (Грамота. 1878. С. 196). В этих документах упоминается вотчина М. Б. м. пустошь Погарцы «за рекой Окой в сетчинских лугах, пожни пустые талижерские» (сенокосные угодья близ совр. с. Спас-Седчена Нижегородской обл.).
Согласно грамотам 1599 и 1614 гг., «дано им на монастырской обиход оброчные озерка: озерко Белое, да Аркадьево, да Бабье, да Осотное, да Иван, да Старое, да Золотое, да Сокольное, да два Карашева». О размере руги известно, что в 1615 г. «велено им (насельникам.- В. Ч.) давати... ружные деньги на фимьян и на ладон и на вино церковное и на воск и на мед и на просфоры и на хлеб и на соль и муромских доходов из таможенных да из кабацких по половине деньги... 32 руб. и по 6 алт. и по 2 деньги на год» (Грамота. 1878. С. 197). Сумма руги постоянно росла. Грамотой от 15 авг. 1623 г. приписывалось выдавать обители ежегодно 64 р. 12 алтын 4 деньги. Одна половина этого жалованья складывалась из доходов Муромской таможни, а другая - «из кабацких доходов» (Там же).
М. Б. м. пользовался покровительством царей. В грамоте 1623 г. написано: «А кто игумена Сергия с братьею или их монастырских людей и крестьян и бобылей... чем изобидит и тому от нас, великого государя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси, быти в опале» (Там же. С. 201). Владел мон-рь и городской землей. В 1597 г., во время правления царя Феодора Иоанновича, обители был выделен «для пространства» небольшой земельный участок, «что меж их монастырской ограды», размером 22 на 20 саж. (46×42,5 м) (Там же. С. 197).
После литов. разорения М. Б. м. получил по царскому указу на восстановление хозяйства 21 небольшое луговое озеро (Кустроха, Карашья, Среднее, Кривые Дубки, Костино, Обедино, Юрета, Боровое, Росходное, Вязкое, Маковые Зимницы, Новец, Исток, Росходец, Водяное, Долгое, Иванисово, Софоновское, Заостровья, Стровские, Никитинские и несколько безымянных) (Царская жалованная грамота. 1904. С. 194-195). Луговые озера сдавались в аренду местным крестьянам. Сумма оброка ежегодно достигала 7 р. 3 алтын полшесты деньги. 30 мая (июня?) 1623 г. царь Михаил Феодорович подтвердил права мон-ря на луговые озера (Там же). 17 нояб. 1625 г. М. Б. м. получил от царя Михаила Феодоровича «пожни велетемской речки Велетемка» (Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. 2010. Л. 101). Сенокос сдавался в аренду богатому муромскому купцу члену гостиной сотни С. Ф. Черкасову.
В XVI-XVII вв. М. Б. м. владел небольшой ремесленной слободкой, пожалованной обители в 1585 г. (Грамота. 1878. С. 198). В 1636/37 г. в ней насчитывались 22 двора, в которых проживали 24 чел. муж. пола (Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. 2010. Л. 98). Среди них были оружейники, серебряники, плотники, портные, красильники, иконники, неводчики и др. ремесленники. Жители слободки находились в привилегированном положении. По царской жалованной тарханной грамоте они освобождались от уплаты гос. пошлин и несения обязательных повинностей (городовых, острожных, ямщицких и проч.). Единственной зависимостью от М. Б. м. был оброк - 3 р. 5 алтын (Там же. Л. 63). Слобода М. Б. м. была упразднена в сер. XVII в., согласно Соборному уложению 1649 г., запрещавшему мон-рям иметь ремесленные слободы.
В сер. XVII в. материальное благополучие мон-ря помимо земельных владений в немалой степени основывалось на вкладах и пожертвованиях богатых купцов гостиной сотни Цветного и Б. Ф. Балымотова (Балымутова). На средства первого перестраивался М. Б. м. после вторжения поляков; он же был щедрым вкладчиком и ктитором обители. Балымотов был погребен при мон-ре, и надгробная плита с его именем сохранилась.
В 1700 г. М. Б. м. принадлежало 7 крестьянских дворов и 9 бобыльских, в которых проживало 78 чел. муж. пола. За обителью числилась 21 дес. пашни (ок. 23 га) и сенокос на 250 копен - «пуд примером 750». По указу Петра I М. Б. м. лишился доходов с этих земель. Денежный капитал обители складывался из средств, получаемых со старых вотчин: «...за монастырскую пустошь Погарцы - 5 руб.; за сенные покосы за восемь лугов по разным местам - 29 руб. 90 коп.; за Ставижерский луг - 11 руб. Итого - 45 руб. 90 коп.». В 1741 г. М. Б. м. со своих имений получил 29 четв. 3 четверика ржи, 6 четв. пшеницы, 11 четв. 3 четверика овса. Итого - 46 четв. 6 четвериков хлеба. В том же году вся сумма расходов М. Б. м. составила 55 р. 40 к. и 46 четв. 6 четвериков хлеба (ОДДС. Т. 21. Прил. 4. Стб. 1185).
Но в XIX в. в экономическом отношении М. Б. м. представлял собой крепкое хозяйство. В 90-х гг. XIX в. обители принадлежало 25 дес. 70 кв. саж. пахотной земли, 10 дес. сенокосной, рыбные ловли и мельница (ГА Владимирской обл. Ф. 1094. Оп. 1. Д. 39. Л. 14 об.). На 9 нояб. 1893 г. денежный капитал обители в виде процентных бумаг оценивался в 30 853 р. (Там же. Д. 40. Л. 147). Из них 10 274 р. 30 к. было записано в пользу церкви и 20 578 р. 70 к. шло на нужды братии. К 1 янв. 1903 г. во владении М. Б. м. находилось 25 дес. 75 кв. саж. пахотной земли (пустошь Петровская Меленковского у.). Земля сдавалась в аренду местным крестьянам. Около дер. Волосово мон-рь имел 10 дес. луговой земли. Совместно с муромским Преображенским монастырем обитель содержала водяную мельницу на р. Ушне, в 36 верстах от города, а также рыбные ловли у о-ва Конюш, в 20 верстах от Мурома. Со всего этого хозяйства М. Б. м. ежегодно получал доход в размере 36 150 р. Проценты с капитала шли на содержание мон-ря и братии (Травчетов. 1903. С. 97).
В 1907 г. М. Б. м. принадлежало 25 дес. 70 кв. саж. пахотной земли в пустыни Петроковской при сельце Бойцево Меленковского у., в 15 верстах от города, и 10 дес. покосных лугов в 6 верстах от Мурома, близ дер. Волосово. «Луга сии обрабатываются хозяйственным образом для нужд монастыря» (ГА Владимирской обл. Ф. 1094. Оп. 1. Д. 57).
В 1623/24 г. в мон-ре проживали игум. Сергий и 17 монахов (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. 2010. Л. 60), в 1636/37 г.- игум. Иоаким и 14 монахов (Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. 2010. Л. 94 об.), в 1646 г.- игум. Савва и 14 монахов (Список с переписной книги г. Мурома 1646 г. 2010. Л. 88), в 1678 г.- игум. Евфимий и 8 монахов (Док-ты по истории Муромского посада. 2011. С. 99), в 1700 г.- 15 насельников, в т. ч. архимандрит (жалованье 4 р.), 3 священника (6 р.), диакон (1 р.), уставщик (1 р.), пономарь (60 к.), 2 клирошанина (2 р.), казначей (1 р.), подкеларщик (60 к.), 4 рядовых монаха (2 р. 40 к.) и 8 «служителей бельцов», в 1765 г.- архим. Алимпий (жалованье за 1-е полугодие 75 р.), казначей иером. Виктор (11 р.), иеромонахи Иоаким, Нифонт, Александр, Мелхиседек (по 6 р. 50 к. каждому), иеродиаконы Вениамин, Иосиф (по 6 р. 50 к. каждому), исправляющий пономарскую должность иером. Никодим (5 р.), монахи просвирник Евфимий (4 р.), ключник и хлебодар Герман (4 р.), чашник Иосиф (4 р.), а также подьячий И. Иванов (9 р. 50 к.) и слуги Е. Григорьев, И. Герасимов, М. Климов, Ф. Васильев, Т. Егоров (по 4 р. каждый) (РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1996. Л. 2-3 об.). В 1763 г. из 9 монахов только двое были неграмотны («а сами писать не умеют») (Там же. Д. 369. Л. 45-47 об.). Согласно штатному расписанию, в 1765 г. обитель ежегодно тратила на стол (включая рыбу и вино) 85 р. (Там же. Оп. 8. Д. 446. Л. 5, 9 об.). В 1801 г. в М. Б. м. проживали игум. Феофил, 2 иеромонаха, священник, 3 диакона, монах и 4 послушника, в 1807 г.- игум. Феофил, казначей иером. Симон, иеромонахи Антоний, Иосиф, Сергий, свящ. Глеб Борисов, диаконы Алексий Иванов, Александр Иванов и послушники П. Александров, Д. Семёнов и С. Алексеев, в 1841 г.- игум. Варлаам, казначей иером. Пахомий, иеромонахи Никандр, Геннадий, Амвросий, Варсонофий, иеродиак. Варсонофий, диак. Иоанн Степанов и послушники Я. Васильев, М. Радиксов, С. Альбицкий, В. Успенский, М. Радиксов (ГА Владимирской обл. Ф. 1094. Оп. 1. Д. 61. Л. 4 об.- 6), к янв. 1903 г.- архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 12 послушников и прислуга, всего 29 чел. (Травчетов. 1903. С. 97).
Несколько игуменов М. Б. м. стали архиереями. Настоятель (1821-1825) игум. Никодим (Быстрицкий) в 1828 г. был хиротонисан во епископа Орловского и Севского, настоятель (1860-1867) архим. Алексий (Новосёлов) в 1867 г.- во епископа Томского и Семипалатинского, архим. Андрей (Поспелов) в 1868 г.- во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. С 1870 г. М. Б. м. возглавлял еп. Муромский Иаков (Кротков). Последним настоятелем (с нояб. 1915). перед закрытием М. Б. м. был архим. Мелхиседек (Бирев).
Главная святыня М. Б. м.- рака с мощами св. Муромских князей Константина, Михаила и Феодора. В 90-х гг. XVII в. стольник Федор Петрович Дубровский сделал пожертвование для сооружения новой деревянной гробницы (Там же. С. 91). 13 февр. 1693 г. состоялось торжественное переложение мощей в новую раку. До 1789 г. мощи стояли перед алтарем собора с правой стороны. В 20-х гг. XIX в. московский мастер Е. А. Антипов изготовил новую раку стоимостью 23 048 р. 75 к. ассигнациями. Крышка гробницы и 3 грани раки были обложены серебром. На крышке находилось изображение святых Константина, Михаила и Феодора чеканной работы. Лицевую сторону раки украшала сцена крещения муромцев. На изготовление раки было затрачено 4,5 пуда серебра (72 кг) и 1 фунт 54 золотника золота (свыше 400 г). 1 сент. 1829 г. новую гробницу установили в др. месте - за правым клиросом. В 1882 г. мощи перенесли под арку, пробитую в то же время. Раку венчала изящная сень. В июне 2015 г. монастырским попечением была установлена серебряная рака совр. работы.
Реликвией Благовещенского храма считался камень, лежавший, по преданию, над гробами Муромских чудотворцев до переноса мощей в церковь. Вероятно, в XVII в. он был вмонтирован в стену притвора, слева от входа в теплый придел.
В церкви построен 3-ярусный позолоченный иконостас, украшенный резными колоннами с изображением цветов, виноградной лозы и листьев, выполненный в кон. XVIII в. Среди икон - «Благовещение Пресв. Богородицы» (XVI в.), икона Живоначальной Троицы (XVII в.), «Господь Вседержитель» (1799; иконописец С. П. Казанцев), Боголюбский образ Божией Матери (XVIII в.; иконописец архим. Алимпий) и др. Уникальны царские врата (кон. XVI в.). В основном объеме храма находятся образ свт. Николая Чудотворца (XVI в.), икона св. Иоанна Воина (XVII в.), образы Божией Матери «Знамение» (XVII в.), «Страшный Суд» (XVII в.). Многие иконы М. Б. м. написаны в XVII-XVIII вв. местными иконописцами, жившими при обители. К 2017 г. в М. Б. м. особо почитается Козельщанская икона Божией Матери.
При Благовещенской ц. с давних времен существовал некрополь. По традиции первоначально он находился в подклете храма. Одним из первых там был погребен блгв. кн. Михаил, затем - кн. Константин с кнг. Ириной и их сын Феодор. Здесь же хоронили первых муромских христиан. Впосл. кладбище находилось у стен собора. В XVI в., после учреждения М. Б. м., на кладбище стали хоронить братию. Особым почитанием у верующих пользуется каменная гробница схим. Иулиана (Кочукова; Ɨ 1638; пам. 26 марта), обнаруженная в 1834 г. в подклете. В 1725 г. ему были составлены тропарь и кондак. В дек. 1997 г. в ходе ремонтных работ в подклете Благовещенской ц. под приделом Всех Русских святых (первоначально свт. Иоанна Златоуста) обнаружили белокаменное надгробие Евфросинии Матвеевой (Ɨ 1 сент. 1571). В подклете храма находится белокаменная плита XVII в. с надписью: «Лета 7153 (1645 г.- В. Ч.) февраля 6 дня преставился раб Божий инок схимник Феодосий Никитин сын Балыклотов (Балымотов.- В. Ч.)». Он был представителем древнего муромского купеческого рода (Чернышев. 2004. С. 23-27). Сохранившиеся надгробия относятся в основном к XIX - нач. ХХ в.
В 1919 г. М. Б. м. был закрыт, монахи, насильственно выселенные из келий, стали жить в городе на частных квартирах. Они по-прежнему ежедневно приходили в храм для совершения богослужений. 7 февр. того же года в М. Б. м. начала работу Комиссия по проверке церковного имущества. В ходе ревизии была вскрыта рака с мощами. В том же году в местный городской музей передали 1-ю партию церковного имущества М. Б. м. Богатства монастырской ризницы привлекли внимание новой власти. 11 и 12 апр. 1922 г. состоялось 1-е изъятие церковных ценностей, проводившееся под лозунгом оказания помощи голодающему Поволжью. Согласно отчету комиссии, в ходе 1-го этапа изъятия Благовещенский собор лишился богослужебных предметов и изделий из серебра общим весом более 76 кг (Луч: Газ. Муром, 1922. № 27. С. 1). Вслед за 1-й конфискацией последовали и другие. 19 апр. 1922 г. из обители вынесли серебряной утвари на 2 пуда 16 фунтов 26 золотников (38,4 кг). Кроме драгоценного металла изъятию подлежали украшения с церковных облачений: брошь с 43 бриллиантами в золотой оправе, рассыпной жемчуг (Там же. № 29. С. 2). 22 мая 1923 г. при участии обновленцев произошло кощунственное для верующих вскрытие мощей св. князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в местный музей, где находились до 20 янв. 1989 г. При переносе мощей из храма в музей отряду милиции пришлось прибегнуть к грубой физической силе. С большим трудом им удалось пробить дорогу в толпе горожан, собравшихся на защиту святыни. На др. день ночью неизвестными в музее были выбиты стекла.
29 июля 1922 г. постановлением губ. коммунального хозяйства М. Б. м. был муниципализирован (выписка БТИ г. Мурома от 9 июня 1992). В том же году были составлены «Списки муниципализированных домов в городах Владимирской губернии». По г. Мурому под № 218 значился М. Б. м., о к-ром сказано: «Часть занята квартирантами, а часть свободная, как требующая ремонта» (Там же). 15 июня 1923 г. отношением губ. коммунального хозяйства за № 704 была подтверждена муниципализация строений мон-ря (Арх. Муромского межрайонного БТИ. Д. 1823). 22 июля 1924 г. состоялось заседание совещания при Владимирском губ. коммунотделе по вопросу о закреплении за губ. музеем исторических памятников. В списке памятников по Муромскому у. фигурировал и «Благовещенский монастырь - памятник XVII в.» (выписка БТИ г. Мурома от 9 июня 1992). Совещание решило: «В соответствии с постановлением Муромского УИК от 23 августа № 47 согласиться на передачу Музейному отделу... Благовещенского монастыря - со строениями внутри ограды» (Там же). 24 нояб. 1924 г. Центральная межведомственная комиссия при Наркомпросе, исполняя постановление СНК от 19 апр. 1923 г. о специальных средствах для обеспечения гос. охраны культурных ценностей, утвердила передачу музейному отделу Главнауки владений бывш. мон-ря с жилыми и нежилыми строениями (выписка БТИ г. Мурома от 9 июня 1992). Однако постановление об охране культурных ценностей осталось только на бумаге. В действительности храмы и мон-рь подверглись разгрому. В 1933 г. с колокольни М. Б. м. были сброшены колокола, при этом сильно пострадала звонница.
В 1927 г., после закрытия Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы монастыря, в Муром переехали 40 монахинь из упраздненной обители. Когда были закрыты и разрушены муромские церкви, вся духовная жизнь города сосредоточилась при Благовещенской ц. Монахини передали в храм свои богослужебные книги; они пекли просфоры, алтарничали, пели на клиросе.
К 1937 г. настоятель схим. Мисаил остался в храме один, исполняя обязанности и диакона и священника. В кон. 30-х гг. XX в. под предлогом открытия художественного отдела местного музея было принято решение закрыть последний в городе действующий храм - Благовещенский. Причиной его закрытия было названо несоблюдение договора от 5 июля 1934 г., обязывавшего верующих содержать церковь в надлежащем виде. Местное руководство вынесло решение: «Просить Облисполком ускорить решение о закрытии Благовещенской церкви... и передать под художественный отдел музея» (МИХМ НА. № 207). Но открыть музей в бывш. храме руководство города не успело, т. к. вскоре началась Великая Отечественная война. Поселившиеся в бывш. мон-ре (в т. н. рабочем городке) трудящиеся местной фабрики разобрали калориферное отопление, застроили территорию сараями и свинарниками. Подвалы Благовещенского храма превратили в бомбоубежище. В течение 1941-1942 гг. у церкви сменилось несколько хозяев: первоначально ее здание занимал Комитет физкультуры, позже - общежитие рабочих, склады межрайторга и школьного имущества.
30 нояб. 1942 г. Богоявленский храм был открыт, в 1945-1946 гг. в нем служил иером. Пимен, буд. патриарх Московский и всея Руси. В июле 1949 г. Благовещенский собор был осмотрен благочинным Муромского окр. прот. Иоанном Бакиным. Из рапорта на имя еп. Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) (27 янв. 1950) следует, что «приходы округа имели отрадные показатели усердного и любовного отношения со стороны верующих к своим приходским храмам в части проведения капитальных ремонтов с целью приведения последних на должную высоту благолепия. Так, в зимнем храме Благовещенского г. Мурома собора лучшими и квалифицированными силами Московских художников… была проведена реставрация стенной живописи. Работа выполнена весьма качественно» (Владимирская специальная экспериментальная научно-реставрационная производственная мастерская (ВСЭНРПМ): Ист. справка). В 50-60-х гг. Благовещенский собор неоднократно осматривали специалисты Владимирской реставрационной мастерской на предмет своевременного выявления дефектов (Арх. ВСЭНРПМ. М-10/2. Инв. № 13711). С нояб. 1942 по май 1991 г. собор М. Б. м. оставался единственным храмом города, в к-ром совершались богослужения. 20 янв. 1989 г. из музея в храм были переданы мощи Муромских чудотворцев.
В сент. 1991 г. указом патриарха и Синода М. Б. м. был возобновлен, 1-м настоятелем стал иером. Сильвестр (Смердов), с 1994 г. обитель возглавлял иером. Кронид (Козлов). В 1997 г. М. Б. м. стал центром празднования 900-летия крещения Мурома. По инициативе братии мон-ря на месте убиения блгв. кн. Михаила был установлен памятный крест. Насельники занимаются обширной благотворительной и духовно-просветительской деятельностью, оказывают финансовую помощь детскому дому, детскому саду, детскому приюту. Предоставляется финансовая, продовольственная и иная помощь людям, нуждающимся в лечении, пенсионерам по линии комитетов общественного самоуправления, заключенным. В М. Б. м. проводятся еженедельные занятия с прихожанами на духовно-нравственные темы с чтением и толкованием Евангелия. Для паломников и прихожан в мон-ре были изданы акафисты св. блгв. князьям Константину, Михаилу и Феодору, прп. Илии Муромцу, св. блгв. кн. Петру и кнг. Февронии и книги. В обители работает б-ка, имеется трапезная, ведутся работы по ремонту и благоустройству мон-ря.
К янв. 2012 г. в М. Б. м. проживали игумен, 2 священноинока, 4 иеродиакона, инок, 4 послушника и 2 трудника, к 2017 г.- ок. 10 насельников.