[Аккад. - «[бог] Набу возвышен»], последний царь Нововавилонской империи, правивший в 556-539 гг. до Р. Х. и свергнутый персид. царем Киром II Великим. В Библии прямо не упоминается; возможно, именно о нем один раз говорится в Книге прор. Даниила как об отце Валтасара, но назван он здесь ошибочно Навуходоносором. В ряде библейских повествований, связанных с Вавилоном, судя по всему, также отражается память об этом правителе.
Н. род. после 610 г. до Р. Х., дата смерти неизвестна. Отец Н.- Набу-балассу-икби - в надписях назван князем (аккад. ) и правителем (аккад. ); возможно, был вождем одного из арамейских племен. Мать Н.- Адда-гуппи - известна по надписям как поклонница культа луны харранских богов Сина, Нингаль, Нуску и Садарнунны.
Н. узурпировал царскую власть уже в пожилом возрасте, в конце июня 556 г. до Р. Х. Он был избран царем после военного переворота участниками заговора против царя Лабаши-Мардука (556 г. до Р. Х.), чей отец Нериглиссар в свою очередь пресек династию Навуходоносора II.
Н. правил 17 лет (556-539 гг. до Р. Х.; о летосчислении в Вавилонии см. в ст. Навуходоносор II). В 1-й год правления (555-554 гг. до Р. Х) он уехал в юж. часть своего владения, где, возможно, надеялся найти поддержку у жителей. Согласно стеле из Вавилона, царь в Уруке, Ларсе и Уре принес драгоценные дары богам Сину, Шамашу и Иштар и посетил Киш, город богини Белет-или. Он стал распоряжаться храмовым имуществом сам, без согласия на то администрации храма. В тот же год Н. отправился в поход на гос-во Хуме в Киликии.
В 554-553 гг. до Р. Х. (2-й год) Н. перестроил храм бога Шамаши в Сиппаре; во время работ нашли статую царя Саргона Аккадского. Одна из дочерей царя стала жрицей в храме Сина в Уре, здесь же царь перестроил храм богини Нингаль Эгипар. В том же году царь выступил с войском против страны Хамат в Сирии.
К 553-552 гг. относятся реформа в храмовой администрации Эанны в Уруке и успешные военные походы в горы Амманану (Аман или Нур на юге совр. Турции) и в Эдом.
Н. пришел в Тему между 3-м и 6-м годом своего царствования; здесь, согласно его надписи из Харрана, оставался 10 лет. В отсутствие царя в Вавилоне правил его наследник Валтасар. В период пребывания в Теме Н. вел военную кампанию, по его приказу шло активное строительство в Вавилонии, но точные даты окончания этих работ не установлены. Царь восстанавливал в Сиппаре храмы бога Бунене (между 4-м и 13-м годами правления), богини Аннунитум в Сиппаре-Амнануме (возможно, 16-й год правления). В Уре восстанавливали Энунмах (часть храма Сина Экишнугаль) и зиккурат (после 13-го года, возможно, в 16-й или 17-й год правления). Согласно вавилонскому историку эллинистического времени Беросу, Н. построил оборонительную стену на берегу Евфрата в Вавилоне, неск. найденных там кирпичей с печатями подтверждают это утверждение, хотя нет свидетельств датировки этих работ.
В 10-й год правления Н. (546-545 гг. до Р. Х.) были восстановлены храм бога солнца Шамаша Эбаббар в Ларсе и зиккурат в храмовом комплексе, посвященном тому же богу, в Сиппаре. В 17-й год правления (539-538 гг. до Р. Х.) Н. стал собирать в Вавилоне статуи богов из др. городов для торжеств в честь бога Сина. В хрониках описаны празднование весны и Нового года в Вавилоне и военное столкновение с персами. В авг. 539 г. до Р. Х. персы разбили вавилонскую армию у г. Упи (Опис в греч. источниках) на берегу Тигра. Затем они начали осаду Сиппара, где находился Н., город пал без сопротивления, а Н. бежал в Вавилон. Персид. армия без боя вошла в Вавилон, царь был взят в плен. В хрониках рассказано о защите храма в Вавилоне отрядом гутийских воинов, благодаря чему совершение ритуалов в храме не было прервано. В окт. Кир вошел в Вавилон, где его встретили с почестями. В стране была установлена персид. администрация. Согласно Беросу, Н. был захвачен в Борсиппе и Кир поселил его в Кармании (область на юге совр. Ирана).
Надписи Н. сообщают о его вере в божественную легитимацию своего правления, которое имело реформаторский характер. Во многих царских надписях с древнейших времен встречаются упоминания о том, что царь, посредник между богами и людьми, получал распоряжения от богов. В идеологии Н. бог луны Син (аккад.), или Наннар (шумер.), занимает позицию верховного вавилонского бога Бела (он же Мардук). Этот бог отличался от привычного для вавилонян бога Сина по атрибутике и даже по названию храма. Храм Сина в Уре назывался Экишнугаль, в Харране - Эхульхуль. Считается, что Син имеет западносемит. происхождение. Возможно, что этот культ начал зарождаться именно в Харране на основе культа западносемит. лунного бога Ше и распространялся дальше в восточносемит. направлении, т. к. в его мифологии прослеживаются месопотамские традиции (см. Месопотамии религия). Др. особенность идеологии Н.- представление об Ассирии и Вавилонии как об одном царстве, единой культуре.
Мн. ученые видят в надписях Н. почти навязчивую страсть царя к перестройке храмов в Вавилонии по их древним планам, вплоть до того, что он раскапывал места древних храмов и, обнажая ранние фундаменты, заново строил храмы на них без изменений более чем на ширину пальца. В процессе раскопок он открывал древности, напр. статую Саргона Аккадского, к-рую восстановил и к-рой утвердил регулярные жертвоприношения. В целом подобная деятельность типична для месопотамских царей всех времен: храмы строились из быстро осыпавшегося сырца, поэтому особенность строительных методов Н. можно объяснить месопотамской верой в то, что истина имеет истоки в древности. Надписи, описывающие строительные проекты Н., были найдены во мн. местах.
(Хроники, цилиндр Кира с клинописными текстами и т. н. Вавилонский памфлет о Набониде) были созданы после правления Н., скорее всего в кругах жрецов Мардука, и содержат оправдание персид. завоеваний. Источники отсылают к содержанию надписей Н. и представляют последнего вавилонского царя не в лучшем свете. Кир же изображается освободителем и рассматривается как легитимный преемник вавилонского трона. Тексты на цилиндре Кира и Вавилонский памфлет о Набониде характеризуют Н. как богохульника, а Кира как исполнителя плана богов. При перечислении злодеяний Н., в частности, сообщается, что он стал причиной несчастий народа, страна обеднела, наступил голод. И хотя надписи на царских стелах в целом свидетельствуют о процветании, как видно из харранской надписи Н., в Вавилонии во время его правления были голодные годы (напр., в 11-й год правления Н. (545-544 гг. до Р. Х.)).
Те 10 лет, к-рые Н. провел в Теме, в Вавилоне не проводилось празднование Нового года - важного ритуала в честь верховного бога Мардука, который невозможно было совершать без царя. Жрецы были недовольны пренебрежительным отношением Н. к традициям. В Вавилонском памфлете говорится, что память о Н. была уничтожена (напр., греки не знали о нем почти ничего, и в Библии он не упом.); осуждаются претензии Н. на знание и мудрость. Он обвиняется в создании устрашающего образа харранского бога луны и даже в попытке убедить жрецов храма Мардука в Вавилоне в том, что их храм на самом деле принадлежит Сину, т. к. в нем были символические изображения в виде полумесяца (этот эпизод отражен и в надписях Н.).
Но память вавилонян о Н. не была только негативной. Возможно, именно этим можно объяснить тот факт, что узурпаторы, появившиеся в Вавилоне в начале правления царя Дария I, брали тронное имя сыновей Н.- Навуходоносора III и IV.
В греческой историографии впервые находит отражение идея о том, что Кир завоевал Вавилон. Негативный образ Кира мог возникнуть именно во времена Геродота - при Дарии I и в период антиперсидской пропаганды - и, вероятно, восходил к легендам вавилонских повстанцев. Предания о Н., возможно, уже не дошли до Геродота либо он не принял их к сведению. Традиция передачи имени (Лабинат), которой следовал Геродот, могла быть отражена в тексте Книги прор. Даниила, где главным вавилонским царем является Навуходоносор. Ксенофонт, не называя имени последнего вавилонского царя, с уверенностью описывает его как нечестивого человека. Исторические детали в произведениях греч. историков выглядят смутными воспоминаниями.
Н. упоминается у писавшего по-гречески вавилонского жреца Бероса. В отличие от более ранних жреческих историографических текстов описание правления Н. сделано Беросом беспристрастно и крайне лаконично: Кир помиловал Н. после захвата его в плен, но впервые в известных вавилонских источниках персид. царь объявляется ответственным за разрушения в Вавилоне.
Н. не упоминается ни в Библии, ни в раввинистической лит-ре. Среди рукописей Кумрана есть произведение, которое, вероятно, и легло в основу библейского предания о безумии Навуходоносора - т. н. Молитва Набонида (4QPrNab=4Q242). Воспоминания о Н., судя по всему, сохранились в библейских легендах о пророческих снах Навуходоносора и о принятии им монотеизма (Дан 2). Валтасар, названный в Библии сыном Навуходоносора, был сыном Н.
История из Книги прор. Даниила о внезапном безумии Навуходоносора, о его уподоблении животному и бегстве из человеческого общества восходит к эпизоду из биографии Н., когда он жил в Теме. В Библии Бог превращает Навуходоносора в полузверя за гордыню и излечивает его через 7 лет, чтобы показать ему Свое всевластие. Представление о действительном безумии Навуходоносора позднее.
«Молитва Набонида» основана на вере в универсальность правления и уникальность евр. Бога, Который демонстрирует доброжелательность к евреям. По сюжету Н., будучи в Теме, страдает от страшной кожной болезни 7 лет, до тех пор пока не обращается к Богу иудеев. Заканчивается произведение письмом царя, составленным по приказу евр. прорицателя, подтверждающим превосходство Всевышнего Бога над вавилонскими идолами. Некоторые ученые видят аналогию между описанием кожной болезни царя в «Молитве Набонида», из-за чего он вынужден был изолироваться от людей, и стандартной формулой проклятия, найденной в клинописных источниках III и II тыс. до Р. Х., содержащих моления к Сину с просьбой поразить преступника кожной болезнью и отправить его скитаться в засушливых степях, как дикого осла. Клинописные хроники из Урука, датируемые эллинистическим периодом, ассоциируют похожее проклятие и с Шульги (ок. 2093-2047 гг. до Р. Х.), 2-м и наиболее успешным правителем 3-й династии Ура (ок. 2109 или 2104-2004 гг. до Р. Х.).
Не исключено, что эта история была заимствована из Книги прор. Даниила. Возможно, пребывание Н. в Теме евреи, жившие в Вавилонии, переосмыслили как вынужденный карантин из-за болезни царя. По евр. законам человек, заболевший проказой, должен жить вне общины, чтобы не заразить окружающих (Лев 13. 45-46; Плач 4. 15; Числ 5. 2-3; 4 Цар 7. 3; ср.: Лк 17. 12).
В ВЗ содержатся скорее смутные воспоминания об исторических событиях, связанных с Н. Пророческие тексты Библии, такие как предсказание Вавилону в Ис 13 и 21, Иер 50-51 и особенно предсказание Киру в Ис 44. 28-45. 4, основаны прямо или косвенно на событиях в Вавилонии времен Н. и персид. оккупации.