НАРОПА
Том XLVIII, С. 401
опубликовано: 16 мая 2022г.

НАРОПА

[Санскр. Na ropa, Na ropada , тибет. na ro pa] (1016-1100 или 956-1040), один из 84 великих инд. махасиддхов (букв.- «обретший великое достижение», ставший буддой при жизни или вместо смерти). Н.- ученик Тилопы, согласно мифологии буддизма, получившего посвящение от Будды Ваджрадхары (Держателя алмаза). Они оба считаются основателями традиции Кагьюпа, возникшей в XI в. в Тибете из небольшого числа последователей Н. и превратившейся к наст. времени в одну из самых крупных по числу последователей и культовых центров школ в мировом буддизме. До встречи с Тилопой Н. был известным ученым, преподававшим буддийские науки в ун-те Наланда. Знания Н. были настолько совершенны, что его назначили одним из 4 стражей врат ун-та: к этим вратам приходили учителя с учениками др. религ. традиций, желавшие принять участие в научных диспутах, чтобы доказать правоту своего учения и опровергнуть учение Будды. Стражи врат участвовали в этих диспутах, и если они побеждали, то побежденный и его ученики принимали учение победителя. Н. выиграл все диспуты. Однажды во время занятий перед ним предстала прокаженная старуха, устроившая проверку, насколько глубоко Н. понимает то, что изучает. Затем были встречи с больной собакой, безумцем и т. п., после к-рых перед ним предстал Тилопа и объявил, что все встреченные персонажи были его проявлениями, с помощью к-рых он проверил готовность Н. стать его учеником. Во время обучения у Тилопы Н. пришлось преодолеть 12 больших и 12 малых препятствий на пути достижения просветления. Завершая обучение Тилопа стукнул Н. по голове своим башмаком и сказал: «Окончательное постижение - в твоем уме».

Н. разработал систему тантрических медитационных упражнений «Шесть йог» (тибет. na ro chos drug), к-рая используется не только в школе Кагью, но и практически во всех школах тибет. буддизма. В эту систему входят: йога промежуточного состояния (тибет. bar do), используемая для понимания того, что ясность и пустота - это неразделимые понятия в промежуточном состоянии между смертью одного тела и зарождением следующего; йога внутреннего тепла (тибет. gtum mo), помогающая понять союз блаженства и пустоты: практикующий способен с помощью концентрации на энергетическом центре тела вызвать высокий градус тепла как в своем теле, так и в окружающем его пространстве; йога сновидения (тибет. rmi lam), позволяющая на уровне сна сохранить осознавание происходящего; йога иллюзорного тела (тибет. sgyu lus), дающая возможность понять все проявления ума в состоянии бодрствования как иллюзорное тело йидама (обожествленная сущность, используемая в практике медитации); йога переноса сознания (тибет. ‘pho ba), позволяющая использовать процесс умирания физического тела для достижения просветления; йога ясного света (тибет. ‘od gsol), при к-рой медитирующий практикует, пока не достигнет состояния сияющей ясности, когда все проявления видятся как игра ясности и пустоты.

Учеником Н. стал Марпа (Марпа-переводчик (1012-1096)), а тот в свою очередь стал учителем Джецуна Миларепы (1028/40-1111/23), автора собрания духовных песнопений учителя Гампопы (1079-1153). Все они - первые лица в линии передачи традиции Кагью в Тибете.

Лит.: Леонтьева Е. В. Индийские корни буддийской традиции Кагью и ее тибетские основоположники // Восток. 2007. № 5. С. 19-34; Абхаядатта. Буддийские мастера - маги: 54 жизнеописания. М., 2011.
Н. Л. Жуковская
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АДИ-БУДДА первобудда в буддизме ваджраяны
  • БОН добуддийская религия Тибета
  • БУДОН (1290-1364), тибет. буддийский монах, переводчик, историк, редактор
  • ВАДЖРАЯНА одно из 3 основных направлений буддизма