НАФАНАИЛ
Том XLVIII, С. 473-475
опубликовано: 26 мая 2022г.

НАФАНАИЛ

Нафанаил (Львов), архиеп. Венский и Австрийский. Фотография. 70-е гг. ХХ в.Нафанаил (Львов), архиеп. Венский и Австрийский. Фотография. 70-е гг. ХХ в. (Львов Василий Владимирович; 17.08.1906, Москва - 8.11.1986, Мюнхен, ФРГ), архиеп. Венский и Австрийский РПЦЗ. Из дворянской семьи. Сын В. Н. Львова, гос. и церковного деятеля, обер-прокурора Синода в марте-июле 1917 г. Василий учился в гимназии в Петрограде, в сент. 1917 г. поступил в 3-й класс Бугурусланского реального уч-ща. Во время гражданской войны семья Львовых эвакуировалась в Сибирь. Там Василий продолжил обучение в 4-м классе томского Алексеевского реального уч-ща, был активным членом скаутского движения. В 1920 г. вместе с матерью, младшими братьями и сестрой переехал в Харбин (Китай). В 1922 г. окончил 1-е Харбинское реальное уч-ще. Работал на Китайской Восточной железной дороге (КВЖД), принимал участие в скаутском движении. Сблизился с Камчатским еп. Нестором (Анисимовым; впосл. митрополит). В 1924 г. еп. Нестором поставлен во чтеца и 8 апр. 1929 г.- во иподиакона для служения в Крестовой ц. Камчатского подворья в Харбине (РПЦЗ). 30 апр. того же года принял монашеский постриг с именем Нафанаил. 15 мая рукоположен во диакона и 28 авг.- во иерея, назначен священником в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Доме милосердия в Харбине. С 1929 по 1933 г. служил настоятелем храма, с 1933 по 1939 г.- законоучителем в детском приюте при Доме милосердия. Служил на Камчатском подворье вместе с иером. Филаретом (Вознесенским; впосл. митрополит, 3-й первоиерарх РПЦЗ). С 1928 по 1931 г. Н. учился на Пастырско-богословских курсах в Харбине. Занимался активной пастырской деятельностью, принимал участие в нелегальной переправке религ. лит-ры через границу в СССР. 1 мая 1930 г. награжден правом ношения набедренника, 29 июня 1932 г.- золотого креста.

1 окт. 1933 г. митр. Антонием (Храповицким) возведен в сан игумена, в 1936 г.- в сан архимандрита. В 1935 г. сопровождал в палеонтологической экспедиции по Маньчжурии П. Тейяра де Шардена и аббата Брейля. В 1936 г. участвовал в неск. археологических экспедициях, организованных Об-вом им. Н. П. Пржевальского и Об-вом изучения Маньчжурского края. Во время экспедиций были обнаружены многочисленные останки животных ледникового периода и орудия труда первобытного человека. Часть находок была передана Н. в музей харбинского Дома милосердия.

С 1928 по 1938 г. служил личным секретарем и келейником архиеп. Нестора. В 1933-1934 гг. Н. сопровождал его в поездке по Египту, Палестине, Италии и Югославии; в 1937-1938 гг.- в Индию по приглашению католикоса Моран Мар Василия Геваргезе II. Весной и летом 1938 г. архиеп. Нестор и Н. посетили Англию, где было создано братство ап. Фомы для сбора средств на работу миссии РПЦЗ в Индии под покровительством вел. кнг. Ксении Александровны. Н. был назначен секретарем братства. В мае архиеп. Нестор и Н. принимали участие в праздновании 950-летия Крещения Руси и в паломничестве англикан к Богоматери Уолсингемской. C 4 по 7 июля 1938 г. Н. участвовал в конференции, которую проводило Содружество святых Албания и Сергия в Хай-Ли (Англия). С 14 по 24 авг. 1938 г. был участником II Всезарубежного Собора РПЦЗ, проходившего в Югославии. 9 нояб. 1938 г. в г. Коломбо брит. колонии Цейлон была учреждена миссия РПЦЗ, которую возглавил Н. На Архиерейском Соборе РПЦЗ 1939 г. в Югославии он представлял Пекинскую миссию в Китае.

13 сент. того же года Н. освобожден от должности начальника миссии в Коломбо и назначен казначеем Пекинской духовной миссии. Однако 24 нояб. он поступил в мон-рь прп. Иова Почаевского в с. Ладомирова в Словакии. С 1941 по 1944 г., во время Великой Отечественной войны, активно участвовал в распространении православно-просветительской литературы на территориях СССР, оккупированных герм. войсками и их союзниками. С этой целью Н. написал ряд катехизаторских и апологетических работ. Также он окормлял лагерь, устроенный словацкими властями для советских граждан, бежавших с оккупированных немецкими войсками территорий. 31 июля 1944 г. Н. вместе с братией отбыл из Ладомировы в Братиславу. С сер. янв. до 30 апр. 1945 г. находился в Берлине, исполняя обязанности настоятеля Воскресенского собора. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 2 янв. 1945 г. Н. был назначен представителем Церкви при созданном нем. властями Комитете освобождения народов России. После окончания войны, в 1945-1946 гг., служил благочинным приходов РПЦЗ в англ. зоне оккупации в Германии с местопребыванием на центральном подворье братства прп. Иова Почаевского в Гамбурге. Н. активно защищал права беженцев, препятствовал брит. военной администрации насильственно выдавать их СССР и способствовал переселению беженцев в США.

10 марта 1946 г. в женевском Крестовоздвиженском храме первоиерарх РПЦЗ митр. Анастасий (Грибановский) и Детройтский еп. Иероним (Чернов; впосл. архиепископ) хиротонисали Н. во епископа Брюссельского и Западноевропейского. 20 марта он был включен в состав Архиерейского Синода РПЦЗ. С 7 по 10 мая 1946 г. участвовал в Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви в Мюнхене, фактически восстановившем деятельность РПЦЗ в Зап. Европе. Кафедральным собором Н. стал храм Воскресения Христова в Мёдоне (Франция). По словам архиеп. свт. Иоанна (Максимовича), Западно-европейская епархия РПЦЗ «была сохранена и восстановлена благодаря неутомимой энергии Епископа Нафанаила, который всюду разъезжал, имея помощником лишь одного Александра Трубникова» (Протокол № 8 Архиерейского Собора РПЦЗ. 8/21 окт. 1953 г. // Архив Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке).

14 сент. 1949 г. Архиерейский Синод РПЦЗ назначил Н. духовным руководителем автономной ветви Христианского союза молодых людей. С 1946 по 50-е гг. XX в. он являлся председателем попечительского совета Корпуса-лицея имп. Николая II в Версале. В 1947-1950 гг. был духовником молодежной орг-ции «Витязи», способствовал примирению среди членов русского скаутского движения во Франции. Н. старался восстановить церковное единство РПЦЗ и Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриарха в Париже, но его усилия не дали положительного результата. В 1949-1950 гг. Н. принимал участие в создании 2 монашеских общин - в По и в Озуар-ла-Ферьер недалеко от Парижа. В 1950 г. он содействовал переезду сестер Леснинского мон-ря из Югославии во Францию.

Согласно решению Архиерейского Синода РПЦЗ от 15 дек. 1950 г. о разделении Западноевропейской епархии, Н. был назначен правящим архиереем Гаагским и Престонским. С весны 1951 до февр. 1952 г. управлял епархией из Лондона. В 1-й пол. 1952 г. назначен Архиерейским Синодом служить в Вашингтоне, но переезд в США не был осуществлен. 6 янв. 1953 г. Н. прибыл в Тунис, где занял должность настоятеля Воскресенского собора с правами администратора рус. приходов в Сев. Африке. В сослужении настоятеля Бизертского прихода прот. Иоанна Малиженовского Н. совершил закладку храма Воскресения Христова в столице Туниса. Определением Архиерейского Синода от 7 сент. 1953 г. в связи с обвинениями «в соблазнительном образе жизни в Париже в 1949 г.» он был освобожден от должности настоятеля и направлен отбывать церковное наказание в мон-рь прп. Иова Почаевского в Мюнхене. Занимался исследованиями по церковной истории Сев. Африки и написал работу «Духовное наследие Северной Африки». Вместе с представителем Синода РПЦЗ в Европе архиеп. Иоанном (Максимовичем) работал над составлением святцев, добавляя в текст имена святых Сев. Африки и Зап. Европы, прославленных до раскола 1054 г. В дек. 1953 и янв. 1954 г. занимался подготовкой докладов для архиеп. Иоанна (Максимовича) о североафрикан. святых. Согласно решению Архиерейского Синода от 10 нояб. 1954 г. («имея в виду искренность раскаяния»), Н. был «почислен на покой» в обитель прп. Иова Почаевского в Мюнхене с оставлением в непосредственном подчинении Архиерейскому Синоду. В 1958-1959 гг. он временно исполнял обязанности настоятеля Покровской ц. в Зап. Берлине, окормлял приход в Манхейме. C 1961 г. член правления Свято-Князь-Владимирского братства. В связи с кончиной в 1966 г. настоятеля мон-ря прп. Иова архим. Корнилия (Малюшицкого) Н. был назначен его преемником.

Н. был известен как яркий проповедник. Он вел активную церковно-публицистическую деятельность, занимался редактированием кратких Житий святых и писал апологетические работы, предназначенные для переправки в СССР (писал также под псевдонимами А. и Е. Нельский). С 1934 по 1937 г. редактировал харбинский ж. «Православный голос в Маньчжурии», с 1939 по 1944 г.- ж. «Детство и юность во Христе», издававшийся мон-рем прп. Иова в Словакии, в 1943 г.- «Летопись церкви», церковно-лит. сборник, издававшийся мон-рем прп. Иова в Словакии, в 1947-1949 гг.- «Православные сборники» в Париже, с 1955 по 1964 г.- ж. «Церковный голос в Германии», с 1959 по 1963 г.- «Вестник православного дела», издававшийся в монастыре прп. Иова в Мюнхене.

24 сент. 1974 г. Н. назначен епископом Венским, викарием Западноевропейской епархии РПЦЗ. По своей инициативе он совершил в Вене освящение переданного епархии храма во имя почитаемой им св. Бригитты, ирл. подвижницы V-VI вв. 29 окт. 1981 г. Архиерейский Собор РПЦЗ возвел Н. в сан архиепископа.

Н. скончался после длительной болезни. 11 нояб. 1986 г. в мон-ре прп. Иова Женевский и Западноевропейский архиеп. Антоний (Бартошевич) и Берлинский и Германский архиеп. Марк (Арндт) совершили отпевание. На следующий день состоялось погребение на рус. кладбище в Висбадене.

Арх.: Архив Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 217, 257, 259, 337; Архив Свято-Троицкой Духовной Семинарии. Ф. Ларина. Кор. № 1. Папка № 34.
Соч.: Братство святой Руси // Святая Русь. Харбин, [1934]. С. 13-16; Гремит гром над миром // Правосл. Русь. Ладомирова, 1939. № 22. С. 1; Записки цейлонского миссионера // Там же. № 3. С. 2-3; № 4. С. 2-5; № 5. С. 3-5; № 7. С. 4-5; Индийские стихотворения // Там же. № 5. С. 1; Отец Михей // Там же. № 23. С. 5-6; «Слава в вышних Богу, и на земле мир» // Там же. № 24. С. 1-2; Сокровище благодати // Там же. № 23. С. 1; Беседы о Боге и духовном мире. Владимирова, [1940]; Благость Божия // Правосл. Русь. 1940. № 13. С. 2-3; В феврале // Там же. № 4. С. 2-3; В час бури // Там же. № 11. С. 11; Великий пост наших страшных дней // Там же. № 5. С. 1; Заметки о путешествии по Словакии // Там же. № 10. С. 4-5; Источник христ. мужества // Там же. С. 1; На Яблоновой сопке // Там же. № 8. С. 2-4; Ночь не светла // Там же. № 24. С. 4-5; Об Израиле // Там же. № 17. С. 1; Очерки истории Рус. Церкви // Там же. № 3. С. 3-4; № 5. С. 3-4; № 6. C. 3-4; № 9. C. 4; № 10. C. 3-4; № 13. С. 4-5; № 15-16. С. 8-10; № 21. C. 3-4; № 22. C. 4-5; 1941. № 5. C. 2-5; № 6. C. 4-5; Перед лицом смерти // Там же. № 11. С. 5-6; Рождество в Вифлееме // Там же. № 24. С. 2-3; С новым годом, с новым счастьем // Там же. № 1. С. 1-2; Страх // Там же. № 23. С. 1; Судьбы православия в России // Там же. № 2. С. 1-2; Через горнило испытаний // Там же. № 13. С. 1; Божий Промысл в судьбах России в наши дни // Там же. 1941. № 13/14. С. 2; В лесах порабощенной Родины // Там же. № 7. С. 2-3; Духовные вожди // Там же. № 21/22. С. 1; Из записок советскаго лагерника // Там же. № 15/16. С. 6; Краткая священная история: Руководство для учащихся. Ладомирова, 1941; Молебен в антирелиг. музее // Правосл. Русь. 1941. № 17/18. С. 2-5; Научные познания св. Василия Великого // Там же. № 2. С. 1-2; О Ветхом Завете // Там же. № 3. С. 1-2; О душе современного рус. человека // Там же. № 15/16. С. 4-6; Правосл. учение о Церкви // Там же. № 11. С. 4-6; Религиозное понимание национализма // Там же. С. 1-2; Селям Алейкум // Там же. № 23/24. С. 2-3; Сила слова // Там же. № 19/20. С. 1; Служение родине // Там же. № 1. С. 1; Трофим Топчугов // Там же. № 11. С. 4-7; Где тот народ? // Там же. 1942. № 23/24. С. 2-4; К проблеме единения // Там же. № 17/18. С. 1-8; Как Глеб Радченко стал верующим // Там же. № 2. С. 4-6; Песнь о св. Егории Храбром // Там же. № 8. С. 2-3; Поэзия мучеников // Там же. № 17/18. С. 1-2; Сила в правде // Там же. № 13/14. С. 1-8; Церк. единство // Там же. № 12. С. 3-4; Патриаршество в России? // Там же. 1943. № 10. С. 1-3; Фрейзингенские записки // Там же. № 3/4. С. 13-15; № 5/6. С. 2-5; Страшное время // Там же. 1944. № 10. С. 1-2; Ночь: [Стихотворение] // Правосл. Русь. Джорд., 1947. № 19. С. 11; Очерки жизни русских в Германии (1942-1947 гг.) // Там же. № 2. С. 9-11; № 3. С. 9-13; № 5. С. 6-8; № 6. С. 10-3; № 7. С. 9-12; № 8. С. 4-6; № 17. С. 4-8; № 20. С. 9-12; 1948. № 2. С. 6-11; По страницам ЖМП // Там же. № 3. С. 4-8; № 8. С. 9-12; № 9. С. 2-6; 1949. № 4. С. 12-13; Современное положение Американской митрополии // Там же. 1948. № 16. С. 4-5; Еще о сатире с христ. точки зрения // Там же. 1949. № 15/16. С. 17; Неудачная попытка восстановления церк. единства в Зап. Европе // Там же. № 20. С. 14; К 10-летию со дня кончины заруб. писателя А. Задонскаго // Там же. 1951. № 21. С. 12; Памяти архиеп. Рожера Боссара // Там же. 1952. № 5. С. 4; Россия и Восток с ист. позиций // Свобода. Мюнхен, 1958. Сент.; Удерживающий // Правосл. обозр. Монреаль, 1959. Май. С. 52-57; Орудия древнекаменного века // Там же. 1969. Апр. С. 38, 57; Отец архим. Корнилий: К 5-летию со дня кончины: Кр. жизнеописание. Мюнхен, 1971; Жития святых. Мюнхен, 1969-1972; О путешествиях в космосе? Münch., 1972; Примечания к труду о. Сергия Желудкова // Желудков С. Почему и я - христианин. Fr./M., 1973. С. 289-324; О правосл. журнале на англ. яз. «The Orthodox Word» // Правосл. Русь. 1975. № 17. C. 13-14; На зимних олимпиадах в Инсбруке // Там же. 1976. № 19. С. 14-16; Очерк акции по распространению духовной лит-ры в Вене в 1977 г. на междунар. состязаниях по хоккею // Там же. 1977. № 12. С. 14-15; Краткий очерк истории и этнографии Вьетнама // Голос Зарубежья. Мюнхен, 1977. № 4. С. 31-34; К прославлению новых святых - Новомучеников Русских // Правосл. Русь. 1981. № 20. С. 3; Вавилонская башня // Там же. 1989. № 6. С. 1-3; Скаутское знамя // Там же. № 17. С. 12; Послепасхальные дни // Там же. 1992. № 8. С. 6; Беседы о Свящ. Писании и о вере и Церкви: Выступления, беседы, статьи и письма: В 5 т. Н.-Й., 1991-1995; Страничка из жизни обители прп. Иова // Правосл. жизнь. 1996. № 7. С. 21-27; Ключ к сокровищнице: Выступления, беседы, статьи и письма / Сост.: иеродиак. Никон (Париманчук). М., 2006; Жития святых. Проблемы веры. Воспоминания. СПб., 2007.
Лит.: Путешествие высокопреосв. архиеп. Нестора в Малабар // Церк. жизнь. Белград, 1938. № 11/12. С. 191-195; Прибытие архим. Нафанаила // Правосл. Русь. 1939. № 22. С. 6; Поездка Цейлонскаго миссионера архим. Нафанаила в Югославию // Там же. № 8. С. 6; Париж // Там же. 1947. № 8. С. 14; № 12. C. 21; Прибытие в Мюнхен еп. Нафанаила // Там же. 1948. № 11. С. 14; Неудачная попытка восстановления церк. единства в Зап. Европе // Там же. 1949. № 20. С. 14; Назначение еп. Нафанаила // Там же. 1952. № 20. С. 16; Новое назначение еп. Нафанаила // Там же. № 10. С. 15; Рус. Церковь в Тунисе // Там же. 1953. № 2. С. 15; Андроник (Елпидинский), архим. 18 лет в Индии. Буэнос-Айрес, 1959. С. 185, 239; РПЦ за границей, 1918-1968 гг. / Ред.: А. А. Сологуб. Н.-Й., 1968; Вечная память: Кончина архиеп. Нафанаила // Вестн. Герм. епархии. Мюнхен, 1986. № 6. С. 9; Памяти архиеп. Нафанаила // Правосл. Русь. 1986. № 23. С. 5; Seide G. Monasteries and Convents of the Russian Church Abroad. Münch., 1990. P. 108; Биогр. словарь миссионеров РПЦ / Сост.: свящ. С. Широков. М., 2004. С. 169-170; Незабытые могилы / Сост.: В. Н. Чуваков. М., 2004. Т. 5. С. 46-47; Вернувшийся домой: Жизнеописание и сб. тр. митр. Нестора (Анисимова) / Сост.: О. В. Косик. М., 2005. С. 289-399; Шкаровский М. В. РПЦ и Власовское движение // ВЦИ. 2006. № 4. С. 173; он же. Мон-рь прп. Иова Почаевского в Словакии // Диаспора: Новые мат-лы. СПб.; П., 2007. Вып. 9. С. 296-321; Нивьер. Деятели рус. эмиграции. 2007. С. 337-338; Косик В. И. Рус. церк. зарубежье: ХХ в. в биографиях духовенства от Америки до Японии. М., 2008. С. 255-256; Полчанинов Р. В. Восп. о деятельности Христ. союза молодых людей в 1946-1951 гг. // ВЦИ. 2008. № 3(11). С. 206; Богданова Т. А., Клементьев А. К. Мат-лы к истории типографского братства прп. Иова Почаевского в Ладомировой на Карпатах // ПрПуть. 2011. С. 118, 126; Birchall Chr. Embassy, Emigrants, and Englishmen: The 300 Year History of a Russian Orthodox Church in London. Jord., 2014. P. 280, 283, 384, 387; Кострюков А. А. Рус. Зарубежная Церковь в 1939-1964 гг. М., 2015. С. 63, 175, 255; Кузнецов В. А. Рус. правосл. зарубежное монашество в XX в.: Биогр. справ. Екат., 2015. С. 268-269; Садикова Е. Н. Особенности организации церковной жизни рус. эмиграции: По мат-лам епарх. архива // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. 2016. Вып 2(22). С. 136.
Диак. Андрей Псарёв, Д. П. Анашкин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВЕРКИЙ (Таушев Александр Павлович; 1906–1976), архиеп. Сиракузский и Троицкий РПЦЗ
  • АЛИПИЙ (Гаманович Николай Михайлович ; род. в 1926), архиеп. Чикагский и Средне-Американский РПЦЗ
  • АНДРЕЙ (Рымаренко Адриан Адрианович; 1893-1978), архиеп. Рокландский, вик. Нью-Йоркской епархии РПЦЗ
  • АНТОНИЙ (Бартошевич; 1910-1993), архиеп. Женевский и Западноевропейский РПЦЗ