НЕКТАРИЙ
Том XLVIII, С. 598-602
опубликовано: 7 июня 2022г.

НЕКТАРИЙ

Нектарий (Надеждин), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Гравюра. Кон. XIX в.Нектарий (Надеждин), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Гравюра. Кон. XIX в. (Надеждин Николай Самуилович; 30.11.1819, г. Моршанск Тамбовской губ.- 7.09.1874, Харьков, ныне Украина), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в семье диак. Самуила Ивановича Надеждина. В кон. 1860 г. пребывавший на покое еп. Иеремия (Соловьёв) постриг диак. Самуила в монашество с именем Феоктист. Впосл. архим. Феоктист был настоятелем нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря. Н. Надеждин обучался в Тамбовской ДС, в 1839-1843 гг.- в КДА; окончил академию магистром, 26-м по разрядному списку. 22 окт. 1842 г. ректором архим. Димитрием (Муретовым) пострижен в монашество с именем Нектарий в честь прп. Нектария Киево-Печерского, 25 дек. рукоположен во диакона, 14 авг. 1843 г.- во иерея. 31 окт. 1843 г. определен смотрителем и учителем высшего отделения Приворотских уездного и приходского духовных училищ в Подольской епархии. 31 авг. 1844 г. с сохранением прежней должности назначен строителем Покровского мон-ря г. Бар Подольской губ. 21 сент. 1845 г. возведен в степень магистра, получил магистерский крест. В 1846 г. обозревал Крутянское ДУ, 20 сент. 1846 г. возведен в сан игумена. 14 янв. 1847 г. по случаю перемещения Приворотского уездного ДУ в г. Бар Подольской губ. переведен на должности ректора и учителя высшего отд-ния этого уч-ща. 30 окт. того же года назначен на те же должности в Киево-Софийское ДУ. С 13 февр. 1848 г. эконом Киево-Софийского митрополичьего дома. 22 апр. 1849 г. назначен инспектором и профессором богословия КДС с возведением 19 нояб. 1850 г. в сан архимандрита. С 5 сент. 1850 по 11 апр. 1853 г. состоял членом временного строительного комитета, учрежденного для ремонта зданий КДС. С 6 февр. по 20 марта 1851 г. исполнял должность ректора семинарии, преподавал богословие на высшем отд-нии, 5 мая утвержден в должности ректора и профессора богословских наук. 31 мая 1851 г. определен настоятелем Киево-Николаевского Пустынного мон-ря, 31 авг.- членом киевского Комитета для цензуры духовных книг, членом академической конференции и внешнего окружного академического правления. В 1851 г. назначен членом Киевской духовной консистории и членом временного Комитета для составления церковно-исторического и статистического описания Киевской епархии. С 8 по 15 июля 1854 г. инспектировал Черниговскую ДС.

В нач. 1856 г. Н. был вызван на чреду священнослужения в С.-Петербург, 19 нояб. того же года определен ректором и профессором богословских наук Новгородской ДС, настоятелем второклассного Антониева Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря и членом Новгородской духовной консистории. 24 дек. 1856 г. назначен благочинным 6 мон-рей Новгородской епархии и цензором проповедей. 17 марта (по др. сведениям, 2 апр.) 1857 г. переведен ректором и профессором богословских наук в С.-Петербургскую ДС с предоставлением ему степени настоятеля второклассного мон-ря. 30 апр. 1857 г. назначен членом академической Конференции и внешнего правления СПбДА, 15 мая - членом 2-й экспедиции духовной консистории, 20 мая - членом Комитета для составления статистического описания С.-Петербургской епархии, 28 мая - членом С.-Петербургского духовного цензурного комитета, 17 июля - членом Комитета для рассмотрения переводов богослужебных книг на татар. язык, 26 окт.- помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия, логики и психологии в С.-Петербургском Имп. ун-те, Главном педагогическом ин-те и Уч-ще правоведения. 1 янв. 1858 г. назначен редактором еженедельного ж. «Духовная беседа», основанного при С.-Петербургской ДС по инициативе митр. С.-Петербургского Григория (Постникова), В журнале активно сотрудничал брат Н.- Федор Самуилович Надеждин, выпускник КДА (1851-1855; 4-й магистр), в 1859-1866 гг. профессор СПбДА кафедры введения в богословие и гомилетики. 9 мая 1858 г. Н. назначен членом временного строительного Комитета по сооружению 2 флигелей семинарии. 19 янв. 1859 г. за труды по просмотру корректурных листов НЗ на слав. языке Н. получил благословение Синода. 17 февр. в ознаменование 50-летия СПбДА он удостоен монаршего благоволения.

17 мая 1859 г. определен ректором СПбДА, сменил на этом посту свт. Феофана Затворника (Говорова) и Макария (Булгакова). Проф. А. Л. Катанский (тогда студент СПбДА) вспоминал, что ректор был «человек мягкого, приветливого, доверчивого характера, более или менее сочувствовавший тогдашним либеральным веяниям, в лучших, конечно, их сторонах, значительно ослабил суровость прежнего, макарьевского († митр. Макария (Булгакова)) режима» (Катанский. 1914. С. 102). По замечанию др. современника, ректорство Н. составило «в некотором смысле эпоху» в жизни академии, он завел «порядки, резко отличавшиеся от прежней монашеской ферулы и значительно облегчившие студенческий быт». При 1-м посещении академии, обратившись к наставникам, Н. заявил, что «без их просвещенного содействия по всем частям управления академиею он не приписывает себе никакого значения. Это были слова, коих профессора академии не слышали прежде ни от одного ректора, состоя у его предместников в полном и бесконтрольном подчинении и, как говорится, не смея пред ними пикнуть. Оттого популярность покойного была громадна и между профессорами и между студентами, что и выразилось в том небывалом в академии факте, что студенты, при прощании с преосвященным по случаю отъезда его в Нижний Новгород, поднесли ему на память из своих скудных средств драгоценную панагию» (Некр. // ЦОВ. 1874. № 105. С. 4). Профессорской кафедры Н. не занимал. Одновременно состоял главным блюстителем по преподаванию Закона Божия во всех светских учебных заведениях столицы и окрестностей.

5 сент. 1859 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры Н. был наречен и 13 сент. хиротонисан во епископа Выборгского, 2-го викария С.-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. При наречении, обращаясь к митр. Григорию (Постникову), Н. сказал: «Два года служу я Церкви Божией под твоим архиерейским руководством; в это краткое время твое отеческое внимание ко мне до того возрастило в сердце моем сыновнюю преданность к Тебе, что она не истребится во мне нигде и никогда» (Речь, произнесенная в Свят. Синоде. 1859. С. 317). 23 июня 1860 г. Н. постриг в монашество студента 3-го курса СПбДА И. Д. Касаткина (буд. равноап. Николай, архиеп. Японский).

29 сент. 1860 г. Н. назначен епископом Нижегородским и Арзамасским, 26 окт. со вступлением в управление епархией принял на себя обязанности почетного члена Нижегородского попечительства о детских приютах. Начало управления епархией было ознаменовано т. н. дивеевским делом, возникшим в связи с незаконно проведенными Н. в мае 1861 г. выборами настоятельницы после преобразования в февр. 1861 г. Дивеевской жен. общины в Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы монастырь (Серафим (Чичагов). 1903. С. 627-722). Н. обвиняли в том, что вопреки Синодальному указу от 15 окт. 1860 г. он провел выбор новой игумении и «произвел его своим личным настоятельным действованием, не уважил мнения большинства сестер и неправильно употребил жребий» (Филарет Московский. Собр. мнений. 1887. Т. 5. Ч. 1. С. 188). Архиерей поддержал бывш. управляющего общиной иером. Иоасафа (Толстошеева), ранее отстраненного Синодом, и тем возобновил его «вредное влияние» на общину, к-рое привело к разделению сестер на 2 лагеря, и, наконец, Н. был обвинен в том, что «троекратно» не выполнил предписания Синода по прекращению возникших в обители беспорядков. Сам епископ приписывал «свое дело воле Божией» (Он же. 1887. Ч. 1. С. 22), объяснял свои действия полученными им «прискорбными, отравительными» сведениями «об экономическом и нравственном состоянии общины» и ее настоятельницы Елизаветы Ушаковой (с 1862 игум. Мария), о чем проводил собственное «секретное дознание» (Письмо [6 мая 1861 г.] // Львов. 1900. С. 566-567). По секретному указу Синода от 29 июня 1861 г. настоятель Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского монастыря архим. Иаков (Кротков) и надворный советник Н. Барков провели специальное расследование, к-рым руководил митр. Филарет (Дроздов), представивший по окончании следствия в дек. 1861 г. свое мнение в Синод (Филарет Московский. 1887. Т. 5. Ч. 1. С. 187-199; Колесник А. Е. Участие свт. Филарета (Дроздова) в прекращении смуты в Дивеевской обители в 1850-1860-е гг. // Филаретовский альм. М., 2004. Вып. 1. С. 95-124). В нояб. 1861 г. Дивеевский мон-рь был изъят из ведения Н. и передан в ведение еп. Тамбовского свт. Феофана (Говорова). Н. был оставлен в епархии, но вопрос о его переводе на др. кафедру вставал не раз. В марте 1863 г. митр. Филарет предлагал перевести Н. на Владимирскую кафедру, «чтобы прекратить Нижегородские монастырские затруднения», полагая, что он «был бы полезен Владимиру столько же, как и Нижнему Новгороду» (Филарет Московский. 1888. Ч. 2. С. 165). Позднее, характеризуя Н. и его поведение в дивеевском деле, митр. Филарет писал обер-прокурору А. П. Ахматову, что Н. «ставил жребий выше решений Св. Синода, и действовал вопреки указам его. Он не только управляет, но и законодательствует, что может быть полезно, но требует осмотрительности» (Там же. С. 241-242).

В 1863 г. по распоряжению Н. была принята новая инструкция о проповедях вместо составленной и введенной в 1813 г. еп. Нижегородским Моисеем (Близнецовым-Платоновым). С целью обязать духовенство регулярно проповедовать за каждую несказанную проповедь Н. назначил штраф не более 50 к. серебром (Инструкция для проповедывания Слова Божия, рассмотренная Его преосвященством от 12 дек. 1863 г. // Нижегородские ЕВ. 1864. Ч. офиц. № 1. С. 4-12).

Первые годы пребывания Н. на Нижегородской кафедре были связаны с проведением в жизнь синодальных указов по преобразованию разных сторон епархиального управления, по улучшению состояния духовно-учебных заведений и материального положения духовенства: в 1864 г. учрежден епархиальный пенсионный комитет, положено начало особому капиталу на содержание в общественной больнице лиц духовного звания (со священников собирали по 10 к., с диаконов - по 5 к., с причта - по 2 (?) к.), предложены меры по упорядочению епархиального делопроизводства (Распоряжения епархиального начальства // Нижегородские ЕВ. 1864. № 18. Ч. офиц. С. 2-17; Предложение его преосвященства Нижегородской духовной консистории [о составлении отчетов] // Там же. 1865. № 5. Ч. офиц. С. 20-26). Весной 1864 г. особым распоряжением Н. обязал благочинных наблюдать за нравственностью и поведением подведомственного причта, предотвращать ссоры и тяжбы священно- и церковнослужителей между собой и прихожанами «своим разбирательством и увещанием», в случае же «безуспешности этих действий» предоставлять донесения епархиальному начальству, «подробно указав все меры, какие были употреблены к прекращению жалобы, и причины, по которым эти меры остались безуспешными» (Распоряжение о словесном разбирательстве дел благочинными в Нижегородской епархии // ПО. 1864. Июль. Заметки. С. 152-153).

Согласно новым правилам, утвержденным определением Синода 21 дек. 1864 г., для улучшения положения духовно-учебных заведений за счет местных средств свечную сумму разрешалось оставлять в епархии. Первым этим правом воспользовался еп. Смоленский и Дорогобужский Антоний (Амфитеатров). По его примеру в марте 1865 г. Н. предложил предоставить свечной доход в полное и непосредственное распоряжение епархиального начальства и увеличить взнос церквей на содержание духовно-учебных заведений, делая его с учетом не только выручки от продажи свечей, но и от всех церковных доходов, и повелел напечатать в «Нижегородских епархиальных ведомостях» отчет о том, что и как было сделано для духовно-учебных заведений в Смоленской епархии (Предложения его преосвященства, преосв. Нектария, еп. Нижегородского и Арзамасского // Нижегородские ЕВ. 1865. Ч. офиц. № 6. С. 10-16). 11 янв. 1867 г. наставники Нижегородской ДС поднесли Н. икону прп. Иоанна Дамаскина «в благодарность за деятельное содействие к улучшению быта наставников из местных средств епархии». Этот образ Н. передал в семинарскую ц. прп. Иоанна Дамаскина «как дорогой памятник… добрых отношений между ним и наставниками» (Адрес начальников и наставников семинарии // Там же. 1869. Ч. неофиц. № 8. С. 270. Примеч.).

Н. издал распоряжения о создании приходских попечительств при церквах, о принятии мер к сохранению церковного имущества из-за участившихся в епархии краж (Там же. 1865. Ч. офиц. № 7. С. 8-15; № 8. С. 1-2).

С 1 янв. 1864 г. началось издание «Нижегородских епархиальных ведомостей» с целью «содействовать сельским пастырям в их великом и трудном звании народных учителей» (Сельским священникам // Там же. 1864. Ч. неофиц. № 1. С. 28). В 1-м и во 2-м номерах опубликованы речи Н., произнесенные по случаю городских выборов в янв. 1864 г. перед нижегородскими дворянами (10 янв.) и купцами (14 янв.). В речи к дворянам архиерей призывал в «великое время… реформ», которое переживала Россия, с величайшей осторожностью рассматривать «всякое мнение, всякую просьбу и всякий вызов», всесторонне удаляя от себя «всякое пристрастие, всякую поспешность, всякое увлечение родством, приязнею, дружбою или враждою, своекорыстием, самолюбием». Упомянув о недавнем «польском мятеже», Н. напомнил дворянству о его долге «сознать и усвоить начала своей народности» и хранить их, указав на то, «как много наш образованный класс уклонился от русской народности, как мало в нем русского, как много внес он в жизнь свою чуждого, даже враждебного народности своей». 14 янв., после литургии в кафедральном Успенском соборе, Н. обратился с призывом не торговать в воскресные дни и церковные праздники к нижегородским купцам, к-рые 28 янв. постановили «отнюдь не открывать торговых заведений во время праздников двунадесятых и воскресных дней, до окончания Божественной Литургии и ранее 12-ти часов» (Нижегородские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. № 2. С. 17-19). В дальнейшем слова Н. не появлялись в печати; по отзывам современников, его беседы отличались назидательностью.

Митр. Филарет (Дроздов), продолжавший наблюдать за деятельностью Н., писал обер-прокурору Синода Ахматову: «В недавнее время преосвященный Нектарий оказал решительность очень решительную. В речи пред городскими выборами он убеждал прекратить в праздники торги, и имел успех. Едва ли с таким успехом пред дворянскими выборами он говорил много о польском мятеже в резких выражениях, представил Нижегородское дворянство передовым в патриотизме, и «покорнейше просил», чтобы оно таким же было в восстановлении православного образа жизни, чтобы в комнатах были иконы и пр.,- Ревность прекрасная: но ею можно было бы осмотрительно управлять. Из сего можно вывести такое заключение, чтобы открыто дать награду, а тайно дать советы» (Филарет (Дроздов). 1888. Ч. 2. С. 242. 9 апр. 1864). 7 сент. 1864 г. за пастырскую заботу об увеличении свечного дохода Н. была объявлена признательность Синода. В 1865 г. по предложению митр. Филарета он вызван в столицу для присутствия в Синоде. «Преосвященного Нектария разумею пастырем благонамеренным и ревностным и иногда братски сношусь с ним письмами. Только ему, как и некоторым другим, не получившим довольно руководства, недостает такта и недоверия к себе, которое, посредством осторожности, дало бы такт» (Там же. С. 277 - письмо обер-прокурору Ахматову от 16 марта 1865).

По приезде в С.-Петербург Н. принимал участие в работе комитета, обсуждавшего по Высочайшему повелению проект о новом способе рассмотрения жалоб на Синод, в состав которого входили высшие лица светской и церковной власти: митр. Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский), митр. Киевский и Галицкий Арсений (Москвин), протопр. В. Б. Бажанов, прот. И. В. Рождественский, товарищ обер-прокурора кн. С. Н. Урусов, обер-прокурор гр. Д. А. Толстой, гр. В. Н. Панин, барон М. А. Корф, кн. В. А. Долгорукий, министр внутренних дел П. А. Валуев, министр юстиции Д. Н. Замятнин. 19 марта 1866 г. Высочайше учрежден Комитет по преобразованию духовно-учебных заведений под председательством митр. Арсения (Москвина) с назначением ему в помощь Н. Это был 2-й комитет. Устав, выработанный 1-м комитетом, к-рым в 1860-1862 гг. руководил архим. Димитрий (Муретов), был признан непригодным (Титлинов. 1909. С. 316). 13 апр. 1866 г. началась работа 2-го комитета. 18 мая митр. Киевский Арсений уехал в епархию, передав председательство своему помощнику. 30 мая Н. докладывал Синоду о выработанных комитетом общих положениях, принятых за основу преобразований (Там же. С. 324-325). Н. был председателем особой комиссии, созданной Комитетом для исчисления расходов на содержание духовно-учебных заведений. Составление уставов семинарий и уч-щ было закончено к дек. 1866 г., в марте 1867 г. уставы и объяснительные записки (исправленные по замечаниям Киевского и Московского митрополитов) были представлены в Синод, 14 мая того же года Высочайше утверждены. 14 мая 1867 г. Н. возведен в сан архиепископа. В авг. того же года он принимал участие в праздновании 50-летия архиерейского служения свт. Филарета (Дроздова). Перед этим, 15 июля 1867 г., назначен председателем Высочайше утвержденного Комитета для обсуждения вопроса о преобразовании духовных академий. Работа комитета закончилась в июле 1868 г., проект устава был передан преосвященным, которые нашли в нем «много подражания университетам и признаки опасного либерализма» (Там же. С. 396). 30 мая 1869 г. устав (в 3-й редакции) был Высочайше утвержден.

11 мая 1866 г., во время присутствования Н. в Синоде, было учреждено Балахнинское вик-ство Нижегородской епархии, с местопребыванием викария в первоклассном нижегородском Печерском мон-ре, к-рый ранее находился под управлением самого Н. Взамен преосвященному была предоставлена в управление заштатная Оранская в честь Владимирской иконы Божией Матери пустынь, к-рая «по уважению к настоятельству в нем епархиального архиерея» возведена в степень мон-ря 1-го класса, но «без назначения из казны присвоенных сему классу штатных окладов» (Нижегородские ЕВ. 1866. № 13. Ч. неофиц. С. 127). Первым Балахнинским епископом (17 июля 1866 - 29 авг. 1867) стал Макарий (Миролюбов), с 14 янв. 1868 г.- Поликарп (Гонорский). 22 окт. 1866 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще (Там же. № 22. Ч. неофиц. С. 831-855), устройство к-рого ставилось Н. в особую заслугу. В сент. 1867 г. с целью увеличения средств Нижегородского епархиального попечительства о бедных духовного звания с разрешения Синода при попечительстве открылся завод по изготовлению церковных свечей.

23 янв. 1868 г. по инициативе Н. было Высочайше утверждено определение Синода об упразднении Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря ввиду невозможности дальнейшего существования обители на том месте, где прибой Волги, обмывавший берег, грозил разрушить монастырские здания. Находя, что к перенесению обители на др. место «не представляется ни средств, ни надобности, согласно заключению Нижегородского епархиального начальства», 29 нояб./15 дек. 1867 г. Синод постановил упразднить мон-рь, а здания, угодья и капиталы передать Нижегородскому епархиальному попечительству «для усиления его средств к призрению бедных духовного звания, оставив на занимаемом монастырем месте в память существования там обители только церковь во имя преподобного Макария». Распределение братии по др. обителям Нижегородской епархии, раздачу по нижегородским храмам предметов ризницы, утвари и колоколов мон-ря Синод предоставил «усмотрению» Н. (Там же. 1868. № 6. Ч. офиц. С. 53-54). Отпускавшиеся на мон-рь штатные суммы (1410 р. 50 к. в год) епископ просил передавать Печерскому мон-рю «в видах усиления средств этой обители к приличному содержанию преосвященных викарием Нижегородской епархии» (Там же. С. 54). В газетах сообщали, что упразднение обители «вызвало сильное неудовольствие в епархии, тем более, что и богатые недвижимые имущества этого монастыря были перечислены к архиерейскому дому» (Преосв. архиеп. Нектарий Надеждин: (Некр.) // Рус. ведомости. 1874. № 200. С. 3. Стб. 5).

21 янв. 1869 г. (до окончания работы Комитета по преобразованию духовных академий) Н. возглавил Харьковскую епархию, став преемником архиеп. Макария (Булгакова). Из С.-Петербурга он сразу направился в Харьков, прощание с нижегородской паствой, к-рой Н. отправил письмо, было заочным; в ответ последовали адреса от разных сословий Н. Новгорода (Архипастырю дань любви и уважения от паствы // Нижегородские ЕВ. 1869. № 8. Ч. неофиц. С. 267-295; Харьковские ЕВ. 1869. № 11. С. 122-135). В память «попечительного» управления архиереем Нижегородской епархией преподаватели семинарии на пожертвованные ими средства учредили 2 стипендии им. Н.: при семинарии и жен. епархиальном уч-ще, а духовенство Н. Новгорода передало архипастырю икону основателя города св. вел. кн. Георгия. В числе главных заслуг Н. отмечалось увеличение в епархии числа духовно-учебных заведений и улучшение их состояния.

21 июня Н. прибыл в Харьков, 22 июня возглавил служение литургии в кафедральном Успенском соборе и встретился с депутатами от духовенства епархии (Харьковские ЕВ. 1874. № 13. С. 235-239). 11 июля он представил в духовную консисторию предложения о разделении дел по епархиальному управлению между ним и викарным епископом (Там же. 1869. № 14. С. 273-278). Викарием Н. был еп. Герман (Осецкий), с 30 июля 1872 г.- еп. Вениамин (Платонов). Время пребывания Н. на Харьковской кафедре совпало с реформой 1869 г., к-рая затронула все стороны быта духовенства, и материальные, и правовые. 25 марта были изменены штаты духовных консисторий и увеличено штатное содержание. 16 апр. последовало законоположение о пересмотре состава приходов и причтов, об условиях определения на священно- и церковнослужительские места, о перемещении и об увольнении священнослужителей и о правах духовенства по службе; по указу 26 мая дети духовенства могли выходить из духовного сословия. Это было, как писал современник, «важное и многотрудное епаршеское современное дело», и сопровождалось оно изменением почти всего уклада епархии. Н. действовал, «ничем не стесняясь, не желая допустить и малейших беспорядков, и малейших оскорблений личностей и прав состава целой епархии как высших, так и низших, как духовных лиц, так и всякого самого простого мирянина» (Гапонов. 1874. С. 34). Ревностно исполняя свои обязанности, он требовал того же от других. На страницах «Харьковских епархиальных ведомостей» печатались его «предложения» духовной консистории о собирании, хранении и расходовании церковных сумм, об устройстве свечного завода и свечных лавок (Харьковские ЕВ. 1872. № 16. С. 154-163) и др.

В 1873 г. Н. проводил ревизию Курского ЕУ. В авг. 1873 г. в Киеве участвовал в торжествах по случаю 50-летия служения митр. Арсения (Москвина) в священном сане. Уже будучи тяжелобольным, 24 авг. 1874 г. встретил в Харькове имп. Александра II Николаевича.

Скончался «мирно и тихо». 11 сент. еп. Сумской Вениамин (Платонов) совершил всенощное бдение с панихидой. 12 сент. в кафедральном Успенском соборе еп. Подольский Иоанн (Петин), хорошо знавший Н. по Киеву, и еп. Вениамин отслужили заупокойную литургию; гроб с телом Н. был поставлен в архиерейской усыпальнице Покровского собора харьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря. При погребении присутствовал отец Н.- архим. Феоктист, хоронивший своего 3-го сына. По духовному завещанию, составленному 7 сент., все свое движимое имущество, вещи, б-ку и рукописи Н. передавал родному брату - чиновнику Василию Надеждину, чтобы он дал воспитание круглому сироте, сыну В. С. Надеждина. «Собственную же свою ризницу» Н. завещал Харьковской епархии и куряжскому Преображенскому мон-рю.

Среди достоинств Н. отмечались «удивительная сила самообладания», «способность встать прямо лицом к лицу к самой сущности дела», «цельность понимания», «необыкновенно широкий кругозор взгляда». Он «не любил останавливаться на полпути, так и других поощрял не уставать до конца пути, устающих же поддерживал». Был «кроток и благоговеен» в совершении богослужения, накануне богослужения не принимал посетителей. По словам В. И. Аскоченского, наставника Н. по КДА, это был «мудрый строитель царства Божия на земле», «необыкновенный такт и редкое благоразумие были отличительною чертою его служебной деятельности» (Аскоченский. 1874. С. 1054).

Почетный член Церковно-археологического об-ва при КДА; 17 апр. 1854 г. Н. был награжден орденом Анны 2-й степени; 26 авг. 1856 г.- орденом св. Анны 2-й степени с имп. короной и получил темно-бронзовый на владимирской ленте крест в память о Крымской войне 1853-1856 гг.; 14 апр. 1858 г.- орденом св. Владимира 3-й степени; в мае 1859 г.- бронзовой светлой медалью на андреевской ленте в память о войне 1853-1856 гг.; 4 апр. 1865 г.- орденом св. Анны 1-й степени; 30 мая 1869 г.- орденом св. Владимира 2-й степени; 8 апр. 1873 г.- орденом блгв. кн. Александра Невского.

Соч.: Речь, произнесенная в Свят. Синоде... по наречении его в епископа Выборгского, викария С.-Петербургской епархии // ХЧ. 1859. Ч. 2. № 10. С. 317-318; Речь к гг. дворянам Нижегородской губ. пред молебствием и присягою, по случаю выборов, 10 янв. 1864 г. // Нижегородские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. № 1. С. 19-27; Речь к Нижегородскому градскому обществу по случаю Градских выборов, 14 янв. 1864 г. // Там же. № 2. С. 10-17; Письмо на имя ректора Академии // 50-летний юбилей КДА, 28-го сент. 1869 г. К., 1869. С. 279-271; Письмо [к митр. Филарету, 6 мая 1861 г.] // ХЧ. 1899. № 11. С. 891-893; то же: Письмо [6 мая 1861 г.] // Львов А. Н. Письма духовных и светских лиц к митр. Московскому Филарету (с 1812 по 1867 гг.). СПб., 1900. C. 566-568.
Лит.: [Аскоченский В. И.]. Нектарий, архиеп. Харьковский: (Некр.) // ДомБ. 1874. Вып. 41. С. 1054-1055; Высокопреосв. Нектарий, архиеп. Харьковский и Ахтырский: Некр. Х., 1874 (отт. из: Харьковские ЕВ. 1874. № 18. С. 169-205); Гапонов И., прот. Надгробная речь высокопреосв. Нектарию, архиеп. Харьковскому и Ахтырскому // Высокопреосв. Нектарий, архиеп. Харьковский и Ахтырский: Некр. Х., 1874. С. 32-35; Н. Д. Преосв. Нектарий (Надеждин), архиеп. Харьковский и Ахтырский: (Некр.) // Церк. летопись «ДБ». 1874. № 39. С. 197-198; Некр. // ЦОВ. 1874. № 105. С. 3-4; Преосв. Нектарий, архиеп. Харьковский // Там же. № 108. С. 3; Прокопович И., прот. Последние дни жизни преосв. Нектария, архиеп. Харьковского // Там же. № 118. С. 6-8; Толстой Д. А., гр. Заслуги преосвященных: Харьковского Нектария // Извлеч. из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Свят. Синода... по Ведомству правосл. исповедания за 1874 г. СПб., 1876. С. 6-8; Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1886. Т. 4. С. 308; 1887. Т. 5. Ч. 1: (1861-1864). С. 42, 59, 86-89, 113-118, 121-123, 134, 135, 143, 144, 187-199, 203-210; он же. Письма... к высочайшим особам и разным др. лицам. Тверь, 1888. Ч. 1. С. 21-26, 103-104; Ч. 2. С. 98-99, 165, 241-242, 276-277; Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 г. 900-летия Крещения Руси / Сост.: диак. А. Н. Снежницкий. Н. Новг., 1888. С. 161-164; Чистович И. А. СПбДА за последние 30 лет: (1858-1888 гг.). СПб., 1889. С. 12-13; Серафим (Чичагов), еп. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря Нижегородской губ. Ардатовского у. СПб., 19032. С. 627-722; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1909. Вып. 2. С. 316, 317, 321, 324-325, 326-328, 337, 382; Катанский А. Л. Восп. старого профессора: (с 1847 по 1913 гг.). Пг., 1914. Вып. 1. С. 112; Букова О. В. Жен. обители прп. Серафима Саровского: История десяти нижегор. мон-рей. Н. Новг., 2003. С. 291, 295, 300, 477.
Т. А. Богданова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский