НИКАНОР
Том XLIX, С. 432-440
опубликовано: 8 августа 2022г.

НИКАНОР

Содержание

(Клементьевский Николай Степанович; 26.11.1787, Сергиевский посад Московской губ.- 17.09.1856, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Род. в семье священника Успенской ц. при Троице-Сергиевой лавре с. Клементьева (с 1782 в составе Сергиевского посада) Стефана Алексеева († 17 мая 1806), служившего в Клементьеве с нояб. 1786 г., и его супруги Ксении Григорьевой († 10 янв. 1831). Крещен 4 дек. 1787 г., восприемниками были дед Н., священник Покровской ц. с. Заболотья Переславской епархии Григорий Иванов, и Екатерина Фёдорова, жена диакона Сергиевской ц. в Рогожской слободе Михаила Григорьева - брата матери Н.

2 сент. 1797 г. С. Алексеев подал прошение в семинарскую контору Свято-Троицкой лавры о принятии 9-летнего сына «по фамилии Клементьевского» для обучения «свободным наукам» на свое содержание. К тому времени Николай умел читать и писать, знал лат. алфавит (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 2), был принят во 2-й класс («фару») Троицкой семинарии при ректоре архим. Августине (Виноградском) и префекте архим. Моисее (Близнецове-Платонове). Прошел полный курс за 8 лет и 4 месяца, учился географии, истории, поэзии, риторике, философии, богословию, лат. и франц. языкам, много внимания уделял рус. истории, греч. и евр. языкам. Преподавателями греч. языка Клементьевского были Павел Аничков и выпускники Московской Славяно-греко-латинской академии, которые по ее окончании стажировались в греч. мон-рях,- С. Я. Ершов-Платонов и Н. Платонов. Клементьевский находился в товарищеских отношениях с М. М. Богдановым (впосл. экзарх Грузии Моисей (Богданов-Платонов-Антипов)), Г. П. Постниковым (впосл. митр. С.-Петербургский Григорий), П. И. Подлипским (впосл. архиеп. Черниговский Павел), особенно был дружен с К. Л. Богословским-Платоновым (впосл. архиеп. Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл), с к-рым одновременно поступил в семинарию. Письма архиеп. Кирилла к Н. (21 дек. 1831 - 11 мая 1840) вместе с письмами др. лиц включены в сборник, составленный самим Н. и переданный им незадолго до кончины в б-ку Александро-Невской лавры (РНБ ОР. Ф. 15. А-39. Л. 78-92). Н. любил вспоминать, как в сент. 1801 г. при посещении лавры после коронации имп. Александром I Павловичем он в числе лучших учеников класса поэзии вместе с Богословским и Богдановым декламировал сочиненный по этому случаю «разговор» в стихах, за что получил в награду от государя 20 р.

По окончании Троицкой семинарии Н. С. Клементьевский был оставлен при академии митр. Московским Платоном (Левшиным), 8 янв. 1809 г. назначен учителем греч. и евр. языков, 6 сент. 1811 г. переведен преподавателем в высший лат. грамматический класс с сохранением должности учителя евр. языка. 10 янв. 1812 г. переведен на преподавание в класс высшего красноречия и риторики как первый кандидат на эту должность «по отличным дарованиям и по практическому знанию языков и словесности» с жалованьем 325 р. в год (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 4-4 об.). В 1812 г. в Троицкой семинарии учителем греч. языка был его брат И. С. Клементьевский-Платонов.

4 февр. 1812 г. митр. Платон подал ходатайство о разрешении на постриг Н. С. Клементьевского в монашество. 6 марта 1812 г. был получен указ Синода и 9 апр. того же года в храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ректор Троицкой семинарии архим. Евгений (Казанцев) совершил монашеский постриг Клементьевского с именем Никанор в честь ап. Никанора, а 21 апр. митр. Платон рукоположил его во диакона. Это было последнее рукоположение, совершенное митрополитом; при этом он сказал Н.: «Храни обеты, иди путем смирения и терпения; будешь первенствовать в соборе владык» (Здравомыслов. 1897. С. 192). В день погребения митр. Платона, 16 нояб., в Троицком соборе лавры архиеп. Московским Августином (Виноградским) Н. был рукоположен во иерея, 19 июня 1813 г. назначен проповедником Московской Славяно-греко-лат. академии и соборным иеромонахом Донской иконы Божией Матери мужского монастыря. 23 янв. 1814 г. произнес надгробное слово при погребении в Донском мон-ре Н. Н. Бантыш-Каменского, обратив на себя внимание митр. Новгородского и С.-Петербургского Амвросия (Подобедова).

Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Портрет. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия)Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Портрет. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия)Рекомендован архиеп. Августином Комиссии ДУ в качестве бакалавра исторических наук в учрежденную по новому уставу МДА: «Как проповедник иеромонах Никанор имеет отличные способности и сведения» (Смирнов. 1879. С. 4). 19 авг. 1814 г. определен бакалавром церковной истории, 22 окт.- членом цензурного комитета при МДА. Избран помощником архим. Филарета (Амфитеатрова), инспектора МДА. Архиеп. Августин предлагал выбрать другого помощника, потому что собирался поставить Н. наместником лавры (назначен 31 окт. 1814), но Н. согласился исполнять обе должности. 8 нояб. 1814 г. в московском Архангельском соборе архиеп. Августином возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем второклассного Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря с оставлением при МДА в должности бакалавра церковной истории. 27 апр. 1818 г. назначен членом конференции МДА.

Н. преподавал церковную историю 1-му курсу на высшем отд-нии в 1816-1818 гг. В июне 1818 г. ректор СПбДА еп. св. Филарет (Дроздов), присутствовавший на выпускных испытаниях студентов 1-го курса МДА, так оценил труд Н. в отчете: «...учащий слишком буквально держался учебной книги и представлял, так сказать, историка исторических уроков, а не исследователя и наставника», а «вопросы испытующих обращены были менее на повествовательную часть истории, а более на исследовательную и на дух происшествий» (Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 1. С. 404, 405). В целом характеризуя наставников МДА, ревизор писал о Н.: «Способен к наукам, благочинен в поведении, по летам может приобретать дальнейшее образование своих способностей; но доселе успехам его в академической должности препятствовала должность лаврского наместника... Желательно, чтобы он поставлен был в обстоятельства, более благоприятствующие раскрытию его способностей по службе училищной» (Там же. С. 444). На основании этого отзыва и постановления комиссии ДУ указом Синода от 18 авг. 1818 г. Н. назначен ректором и профессором богословских наук в Вифанскую ДС, оставаясь при этом действительным членом и конференции, и внешнего правления МДА, и цензурного комитета. 19 авг. переведен настоятелем коломенского Ново-Голутвина во имя Святой Троицы монастыря, 1 сент. 1818 г. определен членом Московской духовной консистории. 17 апр. 1819 г. назначен настоятелем ставропигиального Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, монастыря с оставлением при всех занимаемых должностях.

Среди бумаг Н. сохранились автографы 2 конспектов преподаваемых им предметов (конспект церковной истории и конспект «Расположение преподавания богословских наук в духовных семинариях») и 2 сочинений, относящиеся ко времени духовно-училищной службы в МДА и Вифанской ДС («Учение о Таинствах» и «Изъяснение текста в семи главах послания Апостола Павла к Римлянам» (1821-1825)). В период служения в МДА и Вифанской ДС Н. исполнял поручения комиссии ДУ по обозрению семинарий: 12-14 июля 1816 г. ревизовал Московскую ДС, летом 1820 г.- Рязанскую ДС и училища при ней (Рязанское, Зарайское и Коломенское), Тульскую ДС и училища при ней (отчеты Н.: РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 17-18 об., 33-34 об., 35-38 об.).

В 1824 г. Н. вошел в число 3 кандидатов на вик-ство Московской епархии, о чем 16 сент. митр. С.-Петербургский Серафим (Глаголевский) сообщил архиеп. Московскому Филарету (Дроздову): «Как ни хорош о. арх. Кирилл, но по моему мнению, о. арх. Никанор был бы для вас полезнее: ибо он гораздо крепче силами о. Кирилла, и легко может выносить стужу и сырость Успенского Собора. Но теперь дело сие зависит от воли Божией» (Львов. 1900. С. 41). 26 окт. 1824 г. имп. Александр I утвердил епископом Дмитровским ректора МДА архим. Кирилла (Богословского-Платонова). Тогда митр. Серафим предложил кандидатуру Н. на должность ректора МДА, но при обсуждении в Синоде предложение было отклонено, поскольку Н. не имел академической степени (Там же. С. 77).

26 янв. 1826 г. Н. был назначен, 23 марта наречен и 28 марта в Свято-Духовской ц. Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии с управлением второклассной Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пуст. (Избр. слова и речи. 1857. Т. 3. С. 397-398). Хиротонию Н. совершили митр. Серафим (Глаголевский), митр. Киевский Евгений (Болховитинов) и «Греческий митрополит Макарий» (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 78). Н. был 1-м архиереем, утвержденным имп. Николаем I Павловичем по восшествии на престол.

19 мая 1826 г. Н. назначен почетным членом Имп. человеколюбивого об-ва. В июне-сент. 1829 г. на время отсутствия кн. П. С. Мещерского замещал должность помощника главного попечителя об-ва. По случаю отъезда Синода в Москву на коронацию имп. Николая I председательствовал в Синодальной конторе с 27 июля по 16 сент. 1826 г. Митр. Серафим (Глаголевский) проявлял к Н. особое доверие. По распоряжению митрополита Н. представлял все дела С.-Петербургской консистории. Специальной инструкцией Н. была вверена С.-Петербургская семинария с подведомственными ей духовными уч-щами. 10 мая 1827 г. он был утвержден в звании действительного члена конференции СПбДА, присутствовал на академических экзаменах, в 1827-1829 гг. ревизовал СПбДА.

Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Раскрашенная гравюра. 1850 г. (ЦАК МДА)Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Раскрашенная гравюра. 1850 г. (ЦАК МДА)В авг. 1827 г. по Высочайшему повелению Н. был командирован в Финляндию, куда прибыл 12 авг., а уже 14 авг. освятил в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) 1-ю правосл. Свято-Троицкую ц. (Избр. слова и речи. 1857. Т. 3. С. 249-260), в тот же день служил в ней всенощное бдение, 15 авг., в праздник Успения Пресв. Богородицы,- Божественную литургию, 16 авг. совершил литургию в гарнизонной церкви Свеаборгской крепости. Это был 1-й визит рус. архиерея не только в Гельсингфорс, но и в Финляндию, вошедшую в 1809 г. в состав Российской империи. Ген.-губернатор Вел. княжества Финляндского гр. А. А. Закревский сообщал митр. Серафиму, что Н. своим обращением «пленил не токмо грекороссийских здешних исповедников, но и лютеран, коих великое стечение всюду и уважительно его сопровождало... поддержал с полным достоинством и сан свой, и благочестие, и священнослужение нашей православной веры» (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 124 об.). В 1829 г. Н. осматривал церкви в Царскосельском, Лужском, Гдовском и Ямбургском уездах. 25 марта 1827 г. он освятил Свято-Духовскую ц. при Кондукторской школе путей сообщения С.-Петербурга, 11 сент. 1827 г.- столовую-церковь св. кн. Александра Невского, построенную по проекту В. П. Стасова летом 1827 г. при с.-петербургском батальоне военных кантонистов. 11 окт. 1831 г. Н. освятил ц. во имя вмч. Георгия Победоносца при Технологическом ин-те. 21 июня 1831 г. с его участием совершена закладка церкви и Волковской купеческой богадельни (впосл. Николаевский дом призрения престарелых и увечных граждан С.-Петербургского купеческого об-ва). 31 дек. 1827 г. Н. награжден орденом св. Анны 1-й степени, 1 янв. 1828 г. лично благодарил имп. Николая I в Зимнем дворце.

По рекомендации митр. Серафима 5 сент. 1831 г. Н. был назначен епископом Калужским и Боровским. 21 окт. он покинул С.-Петербург, 26 окт. прибыл в Москву, 1 нояб. на аудиенции в Николаевском дворце поднес имп. Николаю I икону Спасителя (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 172). 3 нояб. Н. выехал из Москвы, 6 нояб. прибыл в Калугу, 8 нояб. в Свято-Троицком кафедральном соборе произнес Слово о достижении внутреннего мира как необходимом условии христ. жизни (Избр. слова и речи. 1857. Т. 3. С. 306-315), о чем впосл. не раз упоминал в своих поучениях на разных кафедрах. Ежегодно обозревал епархию, в 1832 г. впервые посетил Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь, 27 авг. 1833 г. был там во 2-й раз. 17 апр. 1832 г. Н. утвержден вице-президентом Калужского попечительского о тюрьмах комитета.

По просьбе бывш. владельца с. Тарутина гр. С. П. Румянцева 25 июня 1834 г. Н. освятил в Тарутине монумент в память о войне 1812 г., сооруженный на пожертвования крестьян, освобожденных гр. Румянцевым от крепостной зависимости в память о сражении около Тарутина в сент. 1812 г. (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 89, 183-183 об.). При освящении монумента он произнес Слово о любви к Отечеству: «Но что значит любить отечество? Во-первых значит любить отечественную веру... Что гражданин без веры? Необузданный раб страстей. Что воин? Изменник. Что вождь? Наемник. Горе, горе отечеству, если его сыны будут ослабевать в святой вере. Она есть душа всякого благоустройства... Во-вторых, значит любить отечественное правительство и отечественные законы... Что будет с обществом, если каждый гражданин захочет присвоять себе власть правления и законодательства? Общество разрушится... Далее - любить отечественные нравы и язык. Что принято в отечестве как полезное, не надобно оставлять, как старое. Нововведения, если не способствуют к усовершенствованию нравственности, опасны. Они могут поколебать дух веры... Наконец, любить каждого соотечественника, как своего брата» (Избр. слова и речи. 1857. Т. 3. С. 402-403).

По инициативе Н. были собраны сведения о явлениях и чудесах чудотворной Калужской иконы Божией Матери, которые хранились в семинарской б-ке, скреплённые его подписью. По замечанию архим. Леонида (Кавелина), пребывание Н. в Калуге было «весьма краткое, благоискусное и назидательное» (Леонид (Кавелин). 1876. С. 208). В кон. 1853 г. Н. выслал калужскому попечительству о бедных духовного звания 1 тыс. р. серебром.

Никанор (Клементьевский), еп. Волынский и Житомирский. Портрет. Посл. четв. XX в.(?) (Почаевская Успенская лавра)Никанор (Клементьевский), еп. Волынский и Житомирский. Портрет. Посл. четв. XX в.(?) (Почаевская Успенская лавра)После кончины 13 июля 1834 г. товарища Н. по семинарии экзарха Грузии архиеп. Моисея (Богданова-Платонова) Н. был 3-м в списке кандидатов на Грузинский Экзархат. 1 сент. 1834 г. экзархом был поставлен 2-й кандидат еп. Минский Евгений (Баженов), а Н. 5 сент. переведен во второклассную Минскую и Гродненскую епархию. 17-18 сент. во время посещения Калуги имп. Николаем I состоялась его беседа с Н. о подготовке в зап. губерниях воссоединения униатов с правосл. Церковью (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 190-191 об.). 19 окт. 1834 г. Н. покинул Калугу, 30 окт. 1834 г. прибыл в Минск, 4 нояб. служил 1-ю литургию в кафедральном Свято-Духовом соборе. 21 апр. 1835 г. возведен в сан архиепископа, с 1839 г. именовался архиепископом Минским и Бобруйским. Был назначен архимандритом слуцкого во имя Святой Троицы мужского монастыря, где до сент. 1840 г. пребывали Минские архиепископы. По ходатайству Н. в 1836 г. утвержден новый штат минского кафедрального собора. За годы его управления епархией было открыто неск. приходов, увеличилось число правосл. церквей, более 16 тыс. униатов присоединены к Православию (А. К. 1856. С. 19). Н. инициировал неск. совместных служений правосл. и униат. священников. При встрече в Минске 21 июня 1837 г. с еп. Иосифом (Семашко) Н. просил о предоставлении права правосл. священникам служить в униат. церквах, 24 авг. 1837 г. с той же просьбой Н. обращался к обер-прокурору Н. А. Протасову (Шавельский. 1910. С. 255). 15-16 июля 1837 г. Н. встречался с униат. еп. Василием (Лужинским), в июле 1838 г. посетил пинский Братский в честь Богоявления мужской монастырь. 11 авг. 1837 г. при проезде имп. Николая I из Минска в Бобруйск состоялась очередная встреча Н. с государем, на которой обсуждалось «униатское дело». 10 мая 1839 г. Н. получил из Синода указ (от 14 апр. 1839) о совершившемся в марте присоединении униатов к Православию вместе с разъясняющими письмами обер-прокурора гр. Протасова, к-рыми Н. предписывалось, не оглашая самого указа, согласовать с ним «все свои личные действия и распоряжения, не полагая более различия в вероисповедании между Древлеправославными и между доселе бывшими Униатами», а также, чтобы населению «оказано было снисхождение касательно не противных сущности Православия местных обычаев» (РНБ ОР. Ф. 15. А-142. Л. 26 об.- 27, 31-31 об.). 26 мая 1839 г. обер-прокурор сообщил Н. о Высочайшем повелении служить литургию в минском кафедральном соборе совместно с митр. Иосифом (Семашко). Первое совместное торжественное богослужение в Минске состоялось 11 июня 1839 г. Несмотря на присущую Н. осторожность, он не избежал пересудов, одни превозносили его, другие распространяли слухи о ригоризме и нетерпимости в отношении униатов, что Н. опровергал в письмах обер-прокурору.

28 янв. 1840 г. Н. был переведен на Волынскую и Житомирскую кафедру и назначен священноархимандритом Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры с оставлением за ним той же степени в иерархическом порядке, что была у него и в Минской епархии. 29 февр. он выехал из Минска в Почаев, где первоначально находилась архиерейская кафедра, перенесенная в нояб. 1840 г. в губернский г. Житомир во многом благодаря энергичным действиям главы Юго-Западного края ген.-губернатора Д. Г. Бибикова. Сам Н. впервые посетил Житомир 14 сент. 1840 г. на праздник Воздвижения Креста Господня (Избр. слова и речи. 1857. Т. 3. С. 329-334). Состояние Волынской епархии было сложным и в политическом, и в религ. отношении: менее 1/4 правосл. церквей «была починена и снабжена достаточно; остальные же имели вид полного разрушения; помещики всячески противодействовали их устройству и римское духовенство совершенно преобладало над православным». Н. способствовал благоустройству Почаевской лавры, переданной в 1831 г. РПЦ, устроил в главном храме лавры придел во имя свт. Николая Чудотворца в память о посещении лавры 25 сент. 1842 г. имп. Николаем I. Архиерей украсил Почаевскую икону Божией Матери драгоценной ризой, поновил монастырские здания, «благоустроил» лаврский хор, пожертвовал в б-ку лавры личные книги. По настоянию Н. наместник лавры игум. Григорий (Немоловский) составил «Описание событий и достопамятностей Почаевской Успенской Лавры» (РНБ ОР. Ф. 15. А-16. 99 л.). Также были учреждены школы для обучения поселянских детей при приходских церквах и введены катехизические беседы для простого народа.

Указом Синода от 18 мая 1842 г. Н. был вызван в С.-Петербург, где ему как человеку с миролюбивым характером поручили рассмотрение дела о переводе Ветхого Завета на русский язык проф. СПбДА прот. Г. П. Павского. 19 окт. 1842 г. под председательством Н. был образован комитет для общего рассмотрения дела и составления заключения по собранным к тому времени показаниям и донесениям. Начало работы комитета было задержано на полгода из-за кончины митр. Серафима (Глаголевского) и назначения новым митрополитом архиеп. Варшавского Антония (Рафальского). С 11 мая по 2 июня 1843 г. состоялось 13 заседаний, 5 июня в Синод был представлен журнал заседаний комитета с рапортом Н. и особым мнением еп. Варлаама (Успенского), в марте 1844 г. было вынесено постановление Синода (Чистович. 2011. С. 184-189, 204-205). В С.-Петербурге Н. со свитой жил на Ярославском подворье. С окт. 1842 по март 1843 г. по поручению Синода занимался рассмотрением рукописей и книг, переданных ему для отзыва.

Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Гравюра. 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА)Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Гравюра. 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА)В день кончины митр. Серафима (Глаголевского) 17 янв. 1843 г. именным Высочайшим указом Н. был назначен архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским и членом Синода. 23 янв. Н. уведомлен обер-прокурором гр. Протасовым, что сверх этого по Высочайшему повелению он оставлен «при управлении Волыно-Житомирскою епархиею» и в звании священноархимандрита Почаевской лавры, о чем последовал указ Синода от 27 янв. 1843 г. (РНБ ОР. Ф. 15. А-142. Л. 101-105). Работа в комитете по делу Павского задерживала Н. в столице. 10 мая он срочно был вызван в Зимний дворец на аудиенцию у имп. Николая I в связи с делом Павского и назначением в Варшаву. 6 июня, на следующий день после представления в Синод рапорта по делу Павского, Н. покинул С.-Петербург, 11 июня прибыл в Варшаву, 12 июня вступил в управление епархией, в тот же день был радушно принят фельдмаршалом кн. Варшавским И. Ф. Паскевичем. В Варшаве Н. шел по пути, подготовленному преобразованиями архиеп. Антония (Рафальского), для чего у него хватало «практического благоразумия, природной и заученной любезности, кротости и ласковости, чтобы удовлетворить всем требованиям» (Морошкин. 1901. С. 129). В 1844 г. по повелению имп. Николая I на средства казны был обновлен кафедральный Свято-Троицкий собор, перестроенный из бывшего костела и освященный еще архиеп. Антонием (Рафальским) 18 июля 1837 г. Также Н. служил в цитадельной Александро-Невской ц., в Вольской кладбищенской ц. Владимирской иконы Божией Матери, в церкви Королевского замка, в церкви Лазенковского дворца, в Свято-Троицком храме на Подвале. На его богослужениях часто присутствовали Паскевич, офицеры Генерального штаба и члены польского Сената (РНБ ОР. Ф. 15. А-142. Л. 139-142 об.). За время пребывания Н. в Царстве Польском были устроены правосл. храмы в Александрийской колонии (во имя царицы мц. Александры) и в г. Петрокове. Важным событием стало открытие 1-го в Варшавской епархии единоверческого прихода близ г. Сувалки в усадьбе Каролин, где издавна проживало значительное число старообрядцев, в 1848 г. по проекту К. А. Тона здесь был построен единоверческий Покровский храм (освящен 23 июля 1850) (Сокол К. Г., Сосна А. Г. Купола над Вислой: Правосл. храмы в Центр. Польше в XIX - нач. XX в. // ВЦИ. 2007. № 2(6). С. 160, 177, 178). В 1848 г., когда Н. покидал Варшавскую епархию, в ней было 22 правосл. храма, 9 протоиереев, 11 священников, 35 певчих и 13 538 православных, при духовной консистории состояло 10 членов (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 35-36).

Варшаву часто посещали члены августейшего семейства (А. К. 1856. С. 24. Примеч.), о встречах с ними Н. оставил многочисленные краткие записи (РНБ ОР. Ф. 15. А-142). 4 нояб. 1848 г. Высочайшим именным указом Н. назначен митрополитом Новгородским с поручением управления С.-Петербургской епархией во время болезни митр. Антония (Рафальского), 11 нояб. получил указ и приложенные к нему иерархические знаки (белый клобук с крестом из драгоценных камней). Панагию с изображением Почаевской иконы Божией Матери, к-рую Н. надевал во время поездок в Почаевскую лавру (ежегодно в летние месяцы или в начале осени), он подарил своему преемнику в Варшаве и на Волыни архиеп. Арсению (Москвину) в знак искреннего уважения (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 23 об.).

20 нояб. Н. назначен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским с управлением Александро-Невской лаврой, 30 нояб. 1848 г.- членом секретного комитета о раскольниках и отступниках от правосл. веры. 9 дек. 1848 г. Н. выехал из Варшавы, утром 17 дек. прибыл в С.-Петербург. «Все ожидали от него много доброго и ожидания эти сбылись, по крайней мере, отчасти: он не употреблял мер строгих и жестоких, хотел быть доступным и внимательным к своим подчиненным и был с ними кроток» (Морошкин. 1901. С. 131). За 8 лет пребывания на С.-Петербургской кафедре Н. освятил 13 церквей, в т. ч. ц. Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в санкт-петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Христова женском монастыре (28 июля 1854), ц. ап. Никанора при доме призрения малолетних убогих; совершил 10 епископских хиротоний: Христофора (Эмаусского) (25 марта 1850), Антония (Шокотова) (2 апр. 1850), Макария (Булгакова) (28 янв. 1851), Димитрия (Муретова) (4 марта 1851), Григория (Миткевича) (9 дек. 1851), Антония (Павлинского) (8 июля 1852), Никодима (Казанцева) (14 февр. 1854), Парфения (Попова) (14 марта 1854), Иоанникия (Горского) (16 янв. 1855), Платона (Фивейского) (24 мая 1856). В 1849, 1851, 1853 и 1855 гг. проводил ревизии СПбДА и дважды (28 сент. 1851, 13 нояб. 1853) получал благодарность Синода за «отчетливое и подробное обозрение» и предоставление мн. полезных предложений по усовершенствованию преподавания академических наук (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 200, 201). Обращаясь к выпускникам 1849 г. (18-й курс), в числе которых были И. Л. Янышев (буд. протопресвитер) и А. И. Поповицкий, буд. писатель и издатель духовных журналов, Н. говорил: «Церковь, как возродившая вас и воспитавшая, потребует от вас многого; от ваших познаний Богословских - христианской деятельности по учению веры, философских - здравых суждений, согласных с учением веры, исторических - подражания святым своим учителям и пастырям, от познаний церковной словесности - не пышных слов и надутых фраз, но благочестивых мыслей и чувств в простоте и ясности слова» (Избр. слова и речи. 1857. Т. 3. С. 415). 26 янв. 1854 г. конференция СПбДА по предложению ректора Макария (Булгакова) единогласно ходатайствовала перед Синодом о возведении Н. в степень почетного доктора богословия, и указом Синода от 6 июля он был удостоен степени, а 12 июля получил диплом.

Летом 1850 г. при содействии кн. А. С. Меншикова Н. совершил путешествие по Ладожскому оз. на военном колесном пароходе «Усердный», посетил Коневский и Валаамский мон-ри. По его благословению был устроен скит во имя прп. Александра Свирского (Святоостровский) на о-ве Святом (бывш. Ст. Валаам) и освящена церковь (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 84-85; А. К. 1902. С. 28). Сохранился гранитный обелиск в память о посещении острова Н. Иноческие обители были предметом его особых попечений, незадолго до смерти он начал писать наставление настоятелям и настоятельницам мон-рей, оставшееся незаконченным.

При Н. были установлены офиц. отношения между Греческой и Русской правосл. Церквами, за что 20 апр. 1851 г. кор. Греции Оттон I наградил его орденом Спасителя 1-й степени, 30 июня 1851 г. последовало Высочайшее разрешение принять орден. Знаки ордена - Большой крест с голубой лентой и звезда - были доставлены Н. 28 авг. 1851 г. (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 90-93, 111-121 об.).

Помимо особых архипастырских трудов на первосвятительской кафедре - участия в церемониях бракосочетания, крещения, погребения членов имп. фамилии - Н. проявил много усердия на посту главного попечителя Имп. человеколюбивого об-ва и председателя совета об-ва, ежедневно принимал бедных. Особо заботился о доме призрения малолетних убогих, при к-ром была устроена ц. во имя ап. Никанора. Также при Н. были сделаны улучшения по дому воспитания бедных детей, по девичьим школам. Принимал участие в торжествах по случаю 50-летия Медико-хирургической академии (1850), 100-летия Морского кадетского корпуса (1852), в ежегодных празднованиях Имп. С.-Петербургского ун-та (РНБ ОР. Ф. 15. А-143). 15 авг. 1851 г. освятил станцию Московской железной дороги, по к-рой 16 авг. прошли первые поезда.

Во время Крымской войны весной 1854 г. духовенство С.-Петербургской епархии пожертвовало на военные потребности 100 тыс. р., за что 6 апр. 1854 г. Н. была объявлена благодарность имп. Николая I. 11 мая 1855 г. архиерею также изъявлено монаршее благоволение имп. Александра II Николаевича за собранные средства (47 250 р.), переданные от братии Александро-Невской лавры и др. монастырей С.-Петербургской епархии и от состоящего в непосредственном распоряжении Н. Новгородского архиерейского дома (Там же. Л. 171-171 об., 177, 201). Письмом от 15 дек. 1855 г. вел. кн. Константин Николаевич благодарил Н. за пожертвованные им лично 3 тыс. р. в пользу семей морских воинов, потерявших дома и имущество в Севастополе (Там же. Л. 186-186 об.). В 1855-1856 гг. на средства Н. вышло 1-е изд. «Богослужебных канонов на греческом, славянском и русском языках в 3 книгах» профессора греч. языка Е. И. Ловягина (СПбДА).

Значителен вклад Н. в благоустройство Александро-Невской лавры. В 1853 г. была создана комиссия для ревизии церковного имущества обители, составлены новые описи, положено начало описанию достопримечательностей лавры и собиранию материалов по ее истории, учреждена комиссия для описания древностей новгородских, деятельности к-рой Н. уделял особое внимание. Под его руководством в 1853 г. составлены жизнеописание св. блгв. кн. Александра Невского и акафист ему. По настоянию Н. подготовлены биографии митрополитов С.-Петербургских Амвросия (Подобедова) и Гавриила (Петрова). Составленное архим. Макарием (Миролюбовым) «Сказание о жизни и трудах преосв. Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского» (СПб., 1857) было издано на средства Н.

Н. приложил много усилий и к благоустройству б-ки Александро-Невской лавры, которая к сер. XIX в. состояла из небольшого собрания книг на слав., рус. и иностранных языках, не имела правильного каталога - книги лежали в беспорядке в тесном отдаленном помещении без использования. По распоряжению Н. в окт. 1853 г. была создана комиссия для приведения б-ки в надлежащий порядок и составления нового каталога. В комиссию вошли назначенный библиотекарем лавры иером. Филипп, иером. Амвросий и библиотекарь С.-Петербургской ДС П. И. Карашевич. Б-ка была переведена в башню на юж. стороне лавры, где ранее хранились книги семинарской б-ки. В июне 1854 г. Н. пожертвовал для новообустроенной б-ки 647 изданий на рус. и иностранных языках, а также коллекцию памятников древности (старопечатные книги, рукописи, грамоты, медали, монеты), впосл. завещал ей свой архив. Указом от 1 сент. 1855 г. Синод объявил Н. «совершенную признательность» за попечительство о благоустройстве лавры (Там же. Л. 184-184 об.).

Бумаги Н. были впосл. переплетены в 11 томов большого формата: 7 из них содержат Слова и поучения на праздники и др. случаи, 3 тома включают материалы по духовно-педагогической и архипастырской деятельности (Богданова. 2013. С. 286-306). В изданные на следующий год после кончины Н. «Избранные слова и речи» вошли его поучения с 1816 по 1849 г.

Кончина имп. Николая I и участие в его погребении 5 марта 1855 г. сильно повлияли на состояние здоровья Н., обнаружились первые признаки его ухудшения. К 1855 г. относится черновик духовного завещания Н. (РНБ ОР. Ф. 15. А-144. Л. 1-15), «исполнителями» назначены наместник Александро-Невской лавры архим. Ириней (Боголюбов) и протоиерей Петропавловского собора Н. Ф. Раевский. Значительную часть ценных вещей Н. завещал передать в ризницу и б-ку Александро-Невской лавры: 1 из 6 панагий с образом Спасителя, вырезанным на аметисте, оправленную в золото и украшенную алмазами и др. драгоценными камнями, сребропозлащенные складни, архиерейские облачения, подносные иконы и др. Для передачи в б-ку лавры также были завещаны рукописи, дипломы, Высочайшие грамоты и рескрипты на имя Н., подносные богослужебные книги. К завещанию приложены списки с подробным перечнем пожертвований Н., сделанных в разное время деньгами, книгами, рукописями, облачениями и другими дарами в Почаевскую Успенскую лавру, Александро-Невскую лавру, Новгородский архиерейский дом и кафедральный собор, Волынский архиерейский дом и кафедральный собор, попечительства о бедных духовного звания Новгородской, С.-Петербургской, Минской, Волынской и Калужской епархий, Новгородскую и С.-Петербургскую семинарии и Царскосельское училище девиц духовного звания, б-ки СПбДА и С.-Петербургской и Волынской духовных семинарий, Успенскую ц., что в Клементьеве при Сергиевском посаде, Имп. человеколюбивое об-во, богадельни и проч. (РНБ ОР. Ф. 15. А-144).

3 июня 1856 г., в Пятидесятницу, состоялось последнее богослужение Н. в Александро-Невской лавре. Вскоре он отправился с ревизией в Новгородскую епархию, где пробыл около месяца, посетил все местные обители и Новгородскую семинарию, совершил 6 священнослужений, уделил внимание деятельности учрежденного комитета для описания древностей Новгорода и Софийской б-ки. По офиц. данным, Н. находился в Новгороде в июле 1849 г., с 30 июня по 20 авг. 1851 г., с 21 июня по 20 авг. 1852 г., также провел там лето 1856 г. В 1852 г. он устроил на свои средства сень над престолом главного алтаря Софийского собора, в 1854 г. пожертвовал 2200 р. Новгородской ДС для содержания на проценты ученика из сирот и бедных, внес по 500 р. в новгородский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов женский монастырь, Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь, Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь, Сырков в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери женский монастырь, Горицкий в честь Воскресения Господня женский монастырь (Здравомыслов. 1897. С. 195-196).

Н. собирался в Москву на коронацию имп. Александра II в надежде посетить Троице-Сергиеву лавру и поклониться могилам родителей. Члены Синода выехали из С.-Петербурга 1 авг. 1856 г., о путешествии в Москву и торжествах Н. оставил записи в дневнике (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 240-245 об.). Поскольку все иерархи приехали на коронационные торжества, проходило обсуждение важных церковных вопросов. 4 авг. Н. встречался с митр. Филаретом (Дроздовым), следующая встреча святителей состоялась 8 авг. Во время этих встреч митр. Филарет представил Н. проект архиерейского исповедания и обещания перед рукоположением, из которого при переводе с греч. языка была изъята часть текста с изложением догмата о Св. Троице и добавлен текст о колдунах, босых и проч., отсутствующий в греч. оригинале, что митр. Филарет считал нужным исправить, и Н. согласился с ним (Филарет Московский. 1883. Ч. 3. С. 418). 19 авг. 1856 г., в праздник Донской иконы Божией Матери, Н. служил в Донском мон-ре вместе с архиепископами Григорием (Постниковым) и Арсением (Москвиным), архиеп. Василием Кесарийским, еп. Филофеем (Успенским), свящ. Василием Кутневичем, после богослужения все были приглашены на обед у архиеп. Евгения (Казанцева), управлявшего Донским мон-рем.

По воле имп. Александра II коронование было совершено не первенствующим членом Синода Н., а старейшим - митр. Филаретом (Дроздовым) (Жмакин. 1896. С. 157, 177, 178, 180). Последовавшую болезнь и скорую кончину Н. нек-рые современники приписывали его огорчению этим обстоятельством (Львов. 1900. С. 364). 26 авг. после коронации Н. пожаловался на сильное недомогание. 27 авг. он произнес речь в Кремле по случаю коронации (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 238-239). 30 авг., в день св. блгв. Александра Невского, в Успенском соборе на молебне читал Евангелие, но к вечеру снова занемог. 1 сент. Н. испросил Высочайшее разрешение отбыть в С.-Петербург досрочно, из-за болезни не присутствовал 2 сент. на обеде у митр. Филарета, где собралось 14 иерархов. 4 сент. Н. выехал из Москвы и 5 сент. прибыл в С.-Петербург. 12 сент. был исповедан и приобщен, больше не вставал. 16 сент. новым вик. Платоном (Фивейским) было совершено елеосвящение Н. В ночь с 16 на 17 сент. началась агония, и 17 сент. в 3 часа дня Н. скончался.

20 сент. члены Синода перенесли тело Н. из архиерейского дома в собор Александро-Невской лавры. После литии инспектор СПбДА архим. Кирилл (Наумов) произнес речь. Литургию служил архиеп. Симбирский Феодотий (Озеров), затем митр. Григорий (Постников) совершил панихиду. 21 сент. тело Н. было перенесено в Свято-Духовский храм лавры, где состоялось погребение (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 255-256 об., 258-262). Слово перед погребением произнес ректор СПбДА Макарий (Булгаков) (Избр. слова и речи. 1857. Т. 1. С. 53-60).

Н. награжден орденами св. Анны 2-й степени (сент. 1820), св. Анны 1-й степени (31 дек. 1827), св. равноап. кн. Владимира 2-й степени Большого Креста (2 апр. 1838), св. Александра Невского (28 марта 1841), алмазными знаками к ордену Александра Невского (5 апр. 1847), св. ап. Андрея Первозванного (8 апр. 1851), св. равноап. кн. Владимира 1-й степени Большого Креста (16 авг. 1856). 20 апр. 1851 г. награжден греч. орденом Спасителя 1-й степени по случаю офиц. установления канонических отношений между Российской и Греческой Православными Церквами, 30 июня 1851 г. получил Высочайшее разрешение принять орден.

12 янв. 1818 г. Н. был пожалован наперсный крест, украшенный драгоценными камнями, 27 февр. 1818 г.- бронзовый крест на Владимирской ленте за 1812 г. В марте 1841 г. награжден серебряной медалью в память воссоединения в 1839 г. униатов с правосл. Церковью в Российской империи. 24 марта 1844 г. Н. пожалован алмазный крест на клобуке, в дек. 1855 г.- наперсный крест с бриллиантами и сапфирами по случаю обручения вел. кн. Николая Николаевича, а также золотая медаль в память о почившем имп. Николае I.

Н. был почетным членом конференции КазДА (избран 11 мая 1844), главным попечителем и председателем совета Имп. человеколюбивого об-ва (с 5 дек. 1848), почетным членом С.-Петербургского ун-та (избран 17 янв. 1849), почетным членом Имп. Академии наук (с 29 дек. 1849), почетным членом конференции МДА (с 31 марта 1850), почетным членом С.-Петербургской Медико-хирургической академии (16 сент. 1850), почетным членом Имп. археологического об-ва (23 дек. 1851), почетным членом конференции КДА (14 февр. 1852), 16 дек. 1853 г. был назначен имп. Александрой Феодоровной почетным членом Демидовского дома призрения трудящихся.

Арх.: РНБ ОР. Ф. 15. Ед. хр. А-12, А-13, А-141, А-142, А-143, А-144, А-15, А-16, А-17, А-39, А-46.
Соч.: Слово при погребении действ. статского советника, Управляющего моск. архивом Гос. коллегии иностр. дел, разных орденов кавалера и мн. ученых об-в члена Н. Н. Бантыш-Каменского. М., 1814; Избр. слова и речи. СПб., 1857. 3 т.; Письма митр. новгородского и с.-петербургского Никанора // Львов. 1900. С. 364-366.
Лит.: Смирнов С. К. История Моск. славяно-греко-лат. акад. М., 1855. С. 368-369; он же. История МДА до ее преобразования (1814-1870). М., 1879. C. 2, 4, 12, 73, 74, 97, 268, 373, 393, 412; А. К. Очерк жизни высокопреосв. Никанора, митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского. СПб., 1856; Очерк жизни высокопреосв. митр. Никанора // Никанор (Клементьевский), митр. Избр. слова и речи. СПб., 1857. Т. 1. С. 3-60; Амвросий (Лотоцкий), архим. Церковно-ист. и стат. описание Варшавской правосл. епархии. Почаев, 1863. С. 202-206; Филарет (Московский), свт. Письма к А. Н. М[уравьёву], 1832-1867. К., 1869. С. 290, 293, 296, 306; он же. Письма к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архим. Антонию. М., 1878. Ч. 2. С. 430, 441; 1883. Ч. 3. С. 39-40, 123, 417, 418, 421; он же. Собр. мнений. 1885. Т. 1. С. 3, 6, 247, 299, 397, 402, 404, 405, 409, 413, 422, 425, 444, 449; 1887. Т. доп. С. 267, 411, 412, 426, 437-438; 1891. Алф. указ. Ч. 1. С. 210; Чистович И. А. История перевода Библии на рус. язык. СПб., 1873. 2 ч.; М., 20114. С. 185-189, 204; Леонид (Кавелин), иером. История церкви в пределах нынешней Калужской губ. и Калужские иерархи. Калуга, 1876. С. 207-210; К мат-лам для истории отношений между православием и расколом в прошлое царствование / Сообщ.: Л. С. Мацеевич // ИВ. 1883. Т. 11. Янв. С. 227-231; Теодорович Н. И. Историко-стат. описание церквей и приходов Волынской епархии. Почаев, 1888. Т. 1. С. 30; Жмакин В. И., свящ. Чин коронования // ИВ. 1896. Т. 64. Апр. С. 153-184; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии с древнейших времен до наст. времени: Кр. биогр. очерки. Новг., 1897. С. 191-199; Львов А. Н., изд. Письма духовных и светских лиц к митр. московскому Филарету (с 1812 по 1867 гг.), изд. с биогр. сведениями и пояснительными примеч. СПб., 1900. С. 41, 77, 99; [Морошкин М. Я.] Мат-лы для истории правосл. церкви в царствование имп. Николая I. Кн. 1 / Ред.: Н. Ф. Дубровин // СбРИО. 1901. Вып. 112. С. 116-133, 279, 287, 306-307; Шавельский Г. И., прот. Последнее воссоединение с правосл. церковью униатов Белорусской епархии (1833-1839 гг.). СПб., 1910. С. 255, 268, 271; Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра, 1713-1913 гг. СПб., 1913. С. 890-896; Богданова Т. А. Собр. рукописей Александро-Невской Лавры в ОР РНБ // 300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. СПб., 2013. С. 286-306.
Т. А. Богданова

Иконография

Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия)Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Сохранилось неск. живописных и графических портретов Н., притом что его иконография не столь богата и разнообразна, как у др. первенствующих членов Синода. В основном его изображения относятся к кон. 40-х - 50-м гг. XIX в. В сер. XIX в. (между 1848 и 1851) издана литография (экземпляр в собрании Нововалаамского мон-ря, Хейнявеси, Финляндия), на к-рой полуфигура сидящего Н. показана в сложном развороте, на его груди ордена блгв. кн. Александра Невского и равноап. кн. Владимира (знаки и звезды), в правой руке четки. Выдающимся профессиональным авторским произведением является парадный портрет 1853 г. работы худож. И. Л. Шульца (ГРМ; см.: Религиозный Петербург / ГРМ. СПб., 2004. С. 426. Ил.). Н. представлен в небольшом повороте вправо поколенно, он сидит в кресле возле стола на фоне светлого розоватого занавеса. На нем черная ряса со светлыми обшлагами, белый клобук с алмазным крестом, на груди панагия, знаки и звезды орденов ап. Андрея Первозванного и равноап. кн. Владимира 2-й степени, греч. орден Спасителя 1-й степени, в левой руке четки. У Н. характерные черты лица: карие глаза под густыми с изломом темными бровями, короткий нос с широкими крыльями и тонкие поджатые губы, редкая седая борода и длинные с обильной проседью волосы, спадающие на плечи волнообразными прядями. Аналогичный портрет, но на условном темном фоне воспроизведен в кн.: Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб., 1913. С. 893. Ил. 191.

Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия)Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия)Два живописных портрета Н. 3-й четв. XIX в. (судя по наградам, не ранее 1851) находятся в коллекции Нововалаамского мон-ря. Они упоминаются в описи 1912 г. церковного и ризничного имущества Валаамской обители (АФВМ. Go: 6/4. Л. 232-232 об. № 22-24), а также в описи 1942 г. вывезенного с Валаама в Финляндию имущества мон-ря (АФВМ. Bd: 15. Л. 47. № 99, 103). На одном из портретов, в фигурной раме (Зеленина. 2009. С. 26-27. Ил. 13), владыка изображен в кресле почти фронтально (легкий поворот влево, рук не видно), одет в темно-бордовую рясу, на голове высокий белый клобук с алмазным крестом, на груди - 3 орденских знака на лентах и звезды (ап. Андрея Первозванного, равноап. кн. Владимира и греч. орден Спасителя). На лбу и в уголках карих глаз - морщины, узкая и раздвоенная на конце борода короче, чем лежащие на плечах волнистые волосы с проседью. К этому же типу изображения принадлежат неск. эстампов 3-й четв. XIX в.: гравюра на стали (офорт, резец) с факсимиле автографа в нижней части листа (ГМИИ, ЦАК МДА; приложена к изд.: Избр. слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского. СПб., 1857. Т. 1. Вкл.), где точно воспроизводятся все детали, включая оформление панагии; 2 почти идентичные, с минимальными отличиями в деталях московские литографии Эргота (ЦАК МДА); вариант литографии Эргота с небольшим поворотом фигуры вправо из собрания Оптиной пуст. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Д. 15); литография П. И. Смирнова (ГМИИ).

На другом, более упрощенном по живописи портрете из нововалаамской ризницы Н. представлен по пояс, вполоборота влево, правая рука лежит на столе (на книге?), облачение того же типа (черная ряса с синеватыми обшлагами и белый клобук), на панагии - образ Божией Матери с Младенцем, отсутствует греч. орден Спасителя. Персональные черты лица владыки, легкая проседь делают его облик узнаваемым. С этим портретом сходны по иконографическому типу московские издания: литографии 1849 г. Э. Лилье (РГБ), А. Лаврентьевой (РГИАХМЗ), А. П. Руднева (лист с раскраской - ГМИИ), офорт 1850 г., отпечатанный в металлографии А. Белянкина (неск. экземпляров в РГБ, ГМИИ, ЦАК МДА, в т. ч. с раскраской), на к-ром рука Н. придерживает книгу, он выглядит более моложавым.

На камерном портрете копийного характера 3-й четв. XIX в. (ВГИАХМЗ) Н. написан почти прямолично, голова в белом клобуке с крестом обращена влево. Особенность образа - крупные правильные черты лица владыки, сравнительно короткие волосы до плеч и борода с сединой; руки Н. лежат на подлокотниках кресла, левой он придерживает книгу, на запястье - четки. Портрет появился не ранее 1851 г., когда митрополит был награжден орденом ап. Андрея Первозванного. Указанная Д. А. Ровинским «лубочная листовая картинка» (цензурное разрешение - 1852; см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1352. № 2), напечатанная в мастерской Е. Я. Яковлева, запечатлела Н. возле стола с книгами и чернильницей с пером; изображение заключено в рамку с архиерейскими атрибутами (один из экземпляров - ГМИИ).

Не ранее 1850 г. (в 1853?) была создана картина акад. С. К. Зарянко «Служение митрополита Никанора в церкви Училища правоведения», происходящая из древлехранилища Александро-Невской лавры (ГРМ; см.: Живопись: 1-я пол. XIX в.: Кат. / ГРМ. СПб., 2002. Т. 2: А-И. С. 194-195. Кат. 592). Н. показан в центре композиции в интерьере храма вмц. Екатерины, в окружении духовенства, преподавателей и воспитанников училища. Митрополит в богослужебном облачении (саккос, омофор и митра), в руках трикирий и дикирий, на груди панагия и ордена ап. Андрея Первозванного, равноап. кн. Владимира, греч. орден Спасителя. С нек-рой долей вероятности Н.- неизвестный епископ в архиерейской мантии и клобуке, с жезлом в руке на небольшом портрете на дереве 2-й трети XIX в., возможно написанном в Оптиной пуст. (собрание Ф. Р. Комарова). Литография с портретом Н. наряду с изображениями других выдающихся архипастырей и подвижников находилась на зап. стене в приемной комнате прп. Макария (Иванова) в скиту Оптиной пуст. ([Агапит (Миловидов), архим.] Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).

Портрет Н. (предположительно посл. четв. XX в.) в бытность его на Волынской и затем на Варшавской кафедре хранится в серии живописных изображений священноархимандритов и наместников Почаевской Успенской лавры (Св.-Успенская Почаевская лавра: Взгляд через века: Ист. повествование в словах и образах. Почаев, 2007. С. 246). На этом портрете Н. средних лет, почти без седины, в черной рясе и клобуке, правой рукой перебирает четки; на панагии - образ Господа Саваофа со Св. Духом, на груди ордена равноап. кн. Владимира 2-й степени и св. Анны 1-й степени (знак и звезда). Судя по наградам, портрет восходит к неизвестному оригиналу, созданному ок. 1840 г. В портретном зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры в составе комплекса портретов С.-Петербургских митрополитов помещен портрет Н. (90-е гг. XX в.). Художник использовал гравюру 3-й четв. XIX в., он изобразил награды зеркально (орденские звезды ошибочно помещены на др. стороне груди). Существуют и другие современные живописные портреты Н., выполненные на основе эстампов (2011, худож. А. Г. Крейдун).

Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1352; Духовные светочи России. С. 170-172. Кат. 152, 153; Св.-Троицкая Александро-Невская лавра. СПб., 2006. С. 47, 235; Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 26-28. Ил. 13.
Я. Э. Зеленина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
  • АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский