[Македон. Никитски манастир] (Свети Никита в с. Чучер), недействующий, во имя вмч. Никиты, Скопской епархии непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви. Расположен на склоне Црна-Горы рядом с с. Чучер-Сандево, между селами Горняни и Баняни близ г. Скопье (Республика Македония). Об истории Н. м. сохранились крайне скудные сведения. Было высказано предположение, что Н. м. возник между кон. X и кон. XII в., наиболее вероятно усилиями серб. жупана Немани (см. Симеон Мироточивый) в 1183-1192 гг. (см.: Марковић. 2015). Монастырский храм возвел серб. кор. Милутин ок. 1300 г. рядом с фундаментом древней церкви. После апр. 1299 г. Милутин дал обители грамоту, которую не позже кон. авг. 1300 г. подтвердил визант. имп. Андроник II. Между июлем 1307 и маем 1308 г. Милутин передал Н. м. во владение пиргу (пристани) Хрусия, принадлежавшей сербскому мон-рю на Афоне Хиландар. Не позже 29 окт. 1321 г. Н. м. перешел под непосредственное управление хиландарского настоятеля. В 1484 г., во времена османского владычества, был перестроен.
Ранее мон-рь владел нивами, лугами, занимался сельских хозяйством. В день памяти вмч. Никиты жители окрестных деревень устраивали в обители праздничные трапезы и ярмарку. На монастырском дворе сохранились римские надгробия, перенесенные из Скупи (ныне Скопье), а также несколько монашеских могил, в т. ч. рус. мон. Панкратия († 6 февр. 1949), бывш. насельника Валаамского мон-ря, поселившегося здесь после Октябрьской революции.
После второй мировой войны имущество Н. м. было национализировано, а монастырский комплекс стал действовать как культурно-исторический объект. В последнее десятилетие за монастырскими зданиями следит местный житель, часть бывш. келий сдается в аренду. Богослужения проводятся по большим правосл. праздникам.
Небольшая церковь Н. м. возведена из камня и кирпича и в плане представляет вписанный крест с куполом. Фасады украшены кирпичными аркадами и орнаментами. Практически полностью (с небольшими поновлениями) сохранились фрески (ок. 1320), авторами к-рых были знаменитые мастера Михаил Астрапа и Евтихий: свои подписи они оставили на щите вмч. Феодора Тирона, образ к-рого находится в нижней зоне на юж. стене. Один из них расписывал сев. часть церкви, другой - южную: граница их работы проходит посередине композиций «Причащение апостолов» в алтаре и «Успение Пресв. Богородицы» на зап. стене. Иконографическая программа ограничена сюжетами самых главных христ. праздников и образами наиболее почитаемых святых. Несложные иконографические изводы говорят о том, что мастера следовали выверенной программе росписи, приспособенной для церкви небольших размеров. В 1-й, нижней зоне представлены святые в рост (выделяется образ покровителя храма вмч. Никиты на сев. стене), во 2-й зоне - монументальные композиции «Исцеление молодой женщины», «Исцеление юноши от водянки», «Христос и самарянка», «Изгнание торговцев из храма» и т. д., в 3-й зоне - сцены страданий Христа. Надписи сделаны на греч. и слав. языках. Во время османского владычества фрески были повреждены и в 1484-1486 гг. подправлены.
Фрески в купольном пространстве (Пантократор, с избранными святыми) относятся к XIX в. Иконы иконостаса, как и 2 храмовых образа, написал в 1846-1847 гг. Димитр (Дичо) Зограф. Икона Богородицы «Одигитрия» (ок. 1320), некогда бывшая частью иконостаса, ныне отделена от него. У амвона лежит «камень любви», к-рый, согласно легендам, считается чудотворным. В монастырский комплекс также входят жилые корпуса и небольшая колокольня (XIX).