ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Том LII, С. 320-324
опубликовано: 19 мая 2023г.

ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ПИСЬМЕННОСТИ

(ОЛДП), научное об-во в Российской империи, Российской республике, РСФСР и СССР. Основано по инициативе историка литературы, библиографа кн. П. П. Вяземского (1820-1888). В период службы в К-поле при посольстве он много путешествовал по Греции и собрал богатую коллекцию рукописей. Длительное время занимаясь изучением «Слова о полку Игореве», Вяземский задумал создать об-во, к-рое объединило бы «людей науки во всеоружии знания и талантов, добрым подвигом подвизающихся на пользу отечественного просвещения».

Основателями об-ва выступили 48 членов-учредителей, подписавших проект его устава (список см.: Устав. 1877. С. 15-16). Среди членов-учредителей ОЛДП было: 3 архиерея - архиепископ Литовский и Виленский (впосл. митрополит Московский и Коломенский) Макарий (Булгаков), архиепископ Херсонский и Одесский (впосл. митрополит Киевский) Платон (Городецкий), епископ Харьковский и Ахтырский (впосл. архиепископ Тверской и Кашинский) Савва (Тихомиров); военные и гос. деятели - генерал-фельдмаршал кн. А. И. Барятинский, гр. С. Г. Строганов, граф (с 1880) П. А. Валуев, кн. П. А. Вяземский, Н. В. Мезенцов, А. А. Половцов, гр. С. Д. Шереметев; историки и филологи - Е. В. Барсов, А. П. Барсуков, Н. П. Барсуков, П. И. Бартенев, А. Е. Викторов, В. О. Ключевский, Д. Ф. Кобеко, А. А. Куник, Р. И. Минцлов, П. И. Савваитов, Н. С. Тихонравов; крупные предприниматели - П. П. Демидов, кн. Сан-Донато, Т. С. Морозов, В. А. Ратьков-Рожнов, К. Т. Солдатёнков; худож. кн. Г. Г. Гагарин, гр. А. Д. Шереметев и др. (Там же). 6 мая 1877 г. имп. Александр II утвердил положение Комитета министров о создании ОЛДП (2 ПСЗ. Т. 52. Ч. 1. № 57286. С. 436), 18 мая того же года министр народного просвещения гр. Д. А. Толстой утвердил устав об-ва.

Целью ОЛДП было провозглашено издание «славяно-русских рукописей, замечательных в литературном, научном, художественном или бытовом отношении» и переиздание книг, «сделавшихся библиографической редкостью, строго держась текста рукописи или старопечатной книги, без исправлений» (Устав. 1877. С. 1). При этом издания должны были осуществляться «в точных снимках, с воспроизведением лицевых изображений и орнаментов».

Руководство об-вом осуществлял комитет, включавший председателя (он же председатель ОЛДП), секретаря и 3 действительных членов, избиравшихся на 3 года, при этом один из них ежегодно выбывал из состава комитета (первые 2 года по жребию, затем по очереди), но с правом быть вновь избранным (Там же. С. 8). В уставе предусматривалась возможность избрания почетного председателя об-ва; в случае его избрания он становился председательствующим в комитете, если изъявлял на это желание.

Развитие и изменение внутренней структуры ОЛДП не получило должного освещения в историографии, в связи с чем не существует полного списка его руководителей. Почетными председателями общества избирались Валуев (10 нояб. 1877; см.: Протокол чрезвычайного собрания ОЛДП 10 нояб. 1877 г. СПб., 1878. С. 9) и кн. П. П. Вяземский (1883; состоял в должности до своей смерти 29 июня 1888; см.: Памяти кн. П. П. Вяземского. 1888. С. 14; Отчеты о заседаниях Имп. ОЛДП. 1888-1891. СПб., 1891. С. 2-3). Должность председателя ОЛДП занимали: гр. С. Д. Шереметев (1877 - не ранее 1880; см.: Протокол чрезвычайного собрания ОЛДП 10 нояб. 1877 г. СПб., 1878. С. 10; прямо назван председателем в дек. 1879, см.: Протокол полугодового собрания ОЛДП 7-го дек. 1879 г. // ПДП. СПб., 1880. Вып. 6(1). С. 1; вторично - 1888-1917), Д. Ф. Кобеко (не позднее 1886-1888; см.: Лопарёв Х. М. Мои первые шаги в Обществе // Сб. в память кн. П. П. Вяземского. 1902. С. 14-16; вторично - 1917 - нач. 1918 (?), в янв. 1918 был тяжело болен, ум. 20 марта 1918), Н. К. Никольский (1919 - 4 сент. 1924; см.: Архив РАН (СПб.). Ф. 247. Оп. 2. Д. 114. Л. 30-30 об.), Н. П. Лихачёв (1925 (?) - 1926, и. о. председателя), С. Ф. Платонов (1926-1930; см.: РНБ ОР. Ф. 536. Оп. 3. Д. 371). Председатель ОЛДП назначал секретаря и казначея из числа членов об-ва или посторонних лиц.

Деятельность ОЛДП по изданию памятников разделялась на 7 отделов: 1) рукописи Свящ. Писания с лицевыми изображениями и без них; отдельные жития святых, пастырские поучения, слова, беседы и др. статьи духовного содержания; 2) учебники «старого времени»: буквари, грамматики, «цифирное искусство»; теоретические статьи по разным наукам и «художествам»; трактаты по естествоведению, астрономии, медицине, музыке, военному искусству и т. п.; 3) рукописи географического содержания: космографии, описания городов и мон-рей, хождения и путешествия, древние карты, планы и рисунки; 4) исторические сочинения и переводы, летописи с лицевыми изображениями, хронографы, древние рус. переводы польск. летописцев и т. д.; 5) рукописи, содержащие произведения словесности: повести, легенды, сборники песен и басен, драматические произведения и т. п.; 6) любые рукописи с лицевыми изображениями, не вошедшие в предыдущие отделы, для «точного и роскошного их воспроизведения»; 7) отдельные листы, воспроизводимые посредством светописи или гравирования по всем 6 отделам (Устав. 1877. С. 2-3). Для руководства отделами из числа членов ОЛДП на год избирался заведующий (с правом последующего переизбрания), один человек мог быть определен заведующим 2 отделами одновременно (Там же. С. 9). Оговаривалась также обязательность публикации отчетов о деятельности об-ва. Первыми руководителями отделов стали: кн. П. П. Вяземский (5-й), гр. С. Д. Шереметев (1-й), гр. Е. П. Шереметева (урожд. кнж. Вяземская) (2-й и 7-й), А. П. Крыжин (3-й и 4-й) (Борисовец. 2016. С. 242).

ОЛДП включало членов-учредителей, действительных и почетных членов. В число членов-учредителей помимо 48 чел., подписавших проект устава, могли войти лица, внесшие в казну об-ва не менее 4 тыс. р. единовременно. Действительными членами становились лица, изъявившие на это желание, их кандидатуры должны были поддержать не менее 3 действительных членов об-ва. Действительные члены вносили ежегодно членский взнос в размере 200 р. или единовременно не менее 4 тыс. р. Не внесший взноса до 1 апр. отчетного года считался выбывшим из числа членов об-ва (Устав. 1877. С. 7). Членами об-ва могли стать и учреждения, назначившие в него своего представителя. Число членов-учредителей, действительных членов и подписчиков на издания ОЛДП не должно было превышать 70 чел. Почетными членами избирались лица, оказавшие значительные услуги ОЛДП в его издательской деятельности, их число не должно было превышать 10 чел. (в первые 5 лет должно было быть избрано не более 5). Представители книгохранилищ, обществ и лица, с к-рыми ОЛДП вступало в контакты на предмет содействия как внутри России, так и за рубежом, могли получить дипломы членов-корреспондентов об-ва (Там же. С. 4). Лица, внесшие в казну об-ва единовременно 5 тыс. р., могли при желании передавать свои права по об-ву по наследству (Там же. С. 7).

В 1887 г. ОЛДП насчитывало 116 членов (7 почетных, 36 действительных и 73 члена-корреспондента), к 1903 г.- 164 члена (10 почетных, 35 действительных и 119 членов-корреспондентов) (см.: Мещенина. 2009. С. 251), к апр. 1908 г.- 166 членов (10 почетных, 28 действительных, 128 членов-корреспондентов; см.: Отчеты за 1907-1908 гг. // Отчеты о заседаниях Имп. ОЛДР в 1907-1910 г. СПб., 1911. С. 28 (отд. паг.)). Членами ОЛДП в кон. XIX - нач. XX в. состояли выдающиеся ученые: Ф. И. Буслаев, В. В. Стасов, Н. П. Кондаков, Н. В. Покровский, Н. П. Лихачёв, В. Н. Щепкин, Е. К. Редин, Д. В. Айналов и др.

ОЛДП взяла под покровительство имп. Мария Александровна († 1880), уполномочив своего секретаря П. А. Морица участвовать в заседаниях. Высочайшим повелением от 3 февр. 1883 г. ОЛДП получило наименование «Императорское» (3 ПСЗ. Т. 3. № 1358. С. 31). C 19 авг. 1902 г. находилось под покровительством имп. Николая II.

Заседания ОЛДП первоначально проходили в доме кн. П. П. Вяземского на Почтамтской ул., с 80-х гг. XIX в.- в т. н. Фонтанном доме Шереметевых (набережная р. Фонтанки, 34), куда были перемещены музей и б-ка ОЛДП, к-рые формировались с момента основания об-ва.

Основу рукописного собрания об-ва составила коллекция кн. П. П. Вяземского (согласно описанию 1902 г.- 544 рукописи, гл. обр. XVI-XIX вв.; см.: Изд. ОЛДП. 1902. № 119; согласно описи фонда 166 НИОР РНБ 1985 г.,- 568 рукописей XIII-XIX вв.). В музее ОЛДП к 20-м гг. XX в. хранились: памятники станковой живописи на дереве и др. материалах XIV-XIX вв. (160 ед.); складни царских врат и резных крестов и икон XVI-XIX вв.; прориси (свыше 6 тыс.); медное и бронзовое литье (свыше 200); коллекция предметов домашнего обихода и церковная утварь XIV-XIX вв. западноевропейской, византийской, восточной и славянской традиций (свыше 500); картины, портреты, рисунки в различной технике (ок. 40); ткани, предметы одежды, головные уборы (ок. 200); гравюры, литографии, фотографии (свыше 700); лубок (свыше 1 тыс.); коллекции типографской печати; медали, монеты, жетоны (ок. 1500); изразцы (свыше 50); масонская коллекция (ок. 50); единственное известное в науке на тот момент собрание негативов (свыше 1200) с древних нотных рукописей и др.

Об-во существовало на частные пожертвования, с 27 дек. 1902 г. на издание «Памятников древней письменности и культуры» ему из казны ежегодно выдавалось 2 тыс. р.

На собраниях комитета и общих заседаниях ОЛДП обсуждались вопросы, связанные с исследованием и публикацией рукописей, комплектованием б-ки и музея об-ва, сотрудничеством с различными учреждениями и частными лицами. Научные контакты об-ва велись посредством переписки и обмена изданиями с б-ками, университетами, архивными комиссиями, редакциями журналов, академиями и др. об-вами. Для публикаций отбирались малоизученные памятники XVI-XVII вв., а также более ранние тексты лицевых рукописей, орнаменты, миниатюры, образцы письма и украшений. Публикация рукописей выполнялась с воспроизведением лицевых изображений и орнаментов посредством светопечати, литохромии и ксилографии.

В нояб. 1898 г. при ОЛДП была образована Комиссия по изданию Лицевого иконописного подлинника (В. М. Васнецов, В. Т. Георгиевский, Кондаков, Лихачёв, Покровский, Н. В. Султанов, прот. М. И. Хитров), которая Высочайшим указом от 19 марта 1901 г. была преобразована в самостоятельный Комитет попечительства о русской иконописи под председательством гр. С. Д. Шереметева (3 ПСЗ. Т. 21. № 19828).

Одним из важных и до этого практически не разработанных в России направлений деятельности ОЛДП было изучение и издание нотированных рукописей. Среди первых изданий этого типа - «Первое учение мусикийских согласий. Мудрость четвертая: Мусика» (Изд. ОЛДП. 1877. № 6), сборник XVIII в. с лицевыми изображениями и крюковыми пометами «На реках Вавилонских» (псалом 136) (Там же. 1877. № 15) с демественной нотацией и красочными миниатюрами, «Мусикийское учение. Знамения осмогласного пения» (Там же. 1880. № 51) (в 1882 эти издания удостоены 1-й премии на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве).

Титульный лист кн. «Памятники древней письменности». СПб., 1879. Т. 2. Вып. 1Титульный лист кн. «Памятники древней письменности». СПб., 1879. Т. 2. Вып. 1Сотрудничество с московскими учеными и музыкантами способствовало изданию «Круга церковного знаменного пения» (1884. № 83). Рукопись к изданию подготовил регент церкви Богородско-Глуховской мануфактуры И. А. Фортов, а научным редактированием нотного текста (по желанию жертвователя А. И. Морозова) занимался известный историк церковного пения, проф. Московской консерватории прот. Д. В. Разумовский. Благодаря щедрому пожертвованию Морозова «Круг церковного знаменного пения» был издан тиражом в 1200 экз. Благодаря финансированию Морозова экземпляры издания были безвозмездно переданы в б-ки духовно-учебных заведений тех из единоверческих церквей, где церковное пение велось по древним крюковым нотам. В 1886 г. архим. Леонид (Кавелин) подготовил к печати «Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение царя Иоанна Деспота Российского» (ПДПИ. 1886. Вып. 63), изданные факсимильно с нотной расшифровкой по рукописи б-ки Троице-Сергиевой лавры. В 1890 г. была опубликована работа А. С. Фаминцына «Гусли» (Там же. 1890. Вып. 82).

Важную роль в изучении и публикации нотированных рукописей сыграл С. В. Смоленский, в 1903-1909 гг. возглавлявший в ОЛДП отдел «для разыскания и издания памятников старинного русского певческого искусства». Среди его работ, опубликованных в изданиях ОЛДП,- «О древне-русских певческих нотациях» (Там же. 1901. Вып. 145) и «О ближайших практических задачах и научных разыскиваниях в области русской церковно-певческой археологии» (Там же. 1904. Вып. 151). Ок. 7 лет Смоленский работал над текстом «Мусикии» И. Т. Коренева, подготовил к изданию «Мусикийскую грамматику» Н. П. Дилецкого (опубл. посмертно в 1910 на средства гр. С. Д. Шереметева). В 1906 г. Смоленский организовал 1-ю научную музыкально-археографическую экспедицию на Афон при поддержке ОЛДП и финансовой помощи гр. Шереметева (участники - Смоленский, А. В. Преображенский, П. А. Лавров, А. Н. Николов). В фотокопировании и выявлении рукописей большую поддержку экспедиции оказал библиотекарь Пантелеимонова монастыря о. Матфей, к-рый ради этого нарушил свое 5-летнее отшельничество в келье. Было сделано свыше 2 тыс. фотокопий из 7 рукописей Лаврской б-ки, кодексов Андреевского скита, Кутлумушского, Иверского, Ватопедского и Эсфигменского мон-рей. В Пантелеимоновом монастыре было скопировано 39 листов Евангелий VIII-XII вв. Альбомы фотоснимков, отложившиеся в архиве ОЛДП, представляют обширный комплекс богослужебных текстов, различные формы палеовизант. нотации («шартрской», «коаленской», «есфигменской» и «андреевской»), включая рукописи с экфонетическими знаками. К наст. времени в фонде ОЛДП в НИОР РНБ сохранились 9 альбомов и негативы (общее число негативов и фотоснимков - 1314; РНБ ОР. Ф. 536. Оп. 3. Д. 509-550), часть фотоматериалов находится в НИОР РНБ (Ф. 1175), РГИА (Ф. 1119) и РИИИ (Ф. 2). Смоленский и Преображенский занимались составлением сводного указателя греческих и древнерусских песнопений (не завершен, неопубл.), ставшего 1-м исследованием по сопоставительному изучению корпуса певч. книг и памятей византийского и древнерусского певческого круга. После смерти Смоленского Преображенский продолжил его работу по отделу. Неоднократно в археографические экспедиции на Афон ездил чл.-кор. ОЛДП (с дек. 1908) А. А. Дмитриевский, часть собранной коллекции фотоснимков к-рого хранится в фонде ОЛДП (РНБ ОР. Ф. 536. Оп. 3. Д. 567-572).

Издания ОЛДП выходили в 2 сериях. «Номерные издания» представляли собой полные литографированные или хромолитографированные воспроизведения рукописей, впосл. и с фототипической техникой репродуцирования (Изд. ОЛДП. 1877-1917. № 1-136). Они, как правило, предназначались для почетных и действительных членов и только в единичных случаях поступали в б-ки и музеи. Среди первых выпусков «Номерных изданий»: «Краткое описание двадесяти монастырей, обретающихся во св. горе Афонской. (Солун, 1839)» (1877. № 1); «Собрание гравированных изображений икон Божьей Матери, с сказаниями о них» (1877. № 2); «Логофет Пахомий. Житие св. Алексия митрополита» (2 вып.; 1877. № 4); «Азбука гражданская с нравоучениями, правленная рукою Петра I» (1877. № 8); «Обретение главы пророка и Крестителя Христова Иоанна Предтечи... в Емесе» (1877. № 9); «Слово Иоанна Златоустого на усекновение главы Иоанна Предтечи и о добрых и злых женах» (1877. № 10); «Служба св. Иоанну Предтече» (1877. № 11); Синодик Дедовской пуст. Тотемского у. (1877. № 13); «Заседание в Книжной палате 18 февр. 1627 г. по поводу исправления катехизиса Л. Зизания» (1877. № 17); «Космография 1670 г.: Описание сего света земель и государств великих» (2 вып.; 1878. № 21; 1880. № 57); «Закон Винодельский 1288 г., пергаментная рукопись, писанная хорватскою глаголицей» (1878. № 25); «Летовник Георгия Мниха» (3 вып.; 1878. № 26; 1880. № 56; 1881. № 69); «Житие св. Николая Чудотворца с лицевыми изображениями» (2 вып.; 1878. № 28); «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» (1878. № 30); «Житие Иоанна Богослова по рукописям XV в., с греч. текстом по рукописи 1022 г.» (1878. № 31); фундаментальный труд Ф. И. Буслаева «Русский лицевой Апокалипсис: Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI в. по XIX» (3 вып.; 1880. № 53; 1881. № 75; 1884. № 82); «Изборник Святослава»: Рукопись XI в. (1073)» (1880. № 55); «Книга глаголемая Козмы Индикоплова» (1886. № 86). В этой же серии вышли Радзивиловская, или Кёнигсбергская, летопись (1902. № 118), альбом В. В. Стасова «Миниатюры некоторых рукописей византийских, болгарских, русских, джагатайских и персидских» (1902. № 120), изданные Н. П. Лихачёвым «Лицевое житие св. блгв. князей Бориса и Глеба: По рукописям кон. XV ст.» (1907. № 124) и «Хождение св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова: По лицевым рукописям XV и XVI в.» (1911. № 130), его работа «Манера письма Андрея Рублева» (1907. № 126), образцовое изд. Мстиславова Евангелия П. К. Симони (1904. № 123; 1910. № 129).

Серия «Памятники древней письменности» (с нояб. 1898 - «Памятники древней письменности и искусства»; ПДПИ) представляла собой отчетную часть деятельности ОЛДП, содержавшую сведения о заседаниях, ежегодные научные и финансовые отчеты, исследования, тезисы и резюме сообщений, библиографические описания и обзоры, а также тексты небольших по объему рукописей (1878-1925. Вып. 1-190). Тираж «ПДПИ составлял 200 экз., 90 экз. предназначались для приобретения библиотеками высших и средних учебных заведений. В ПДПИ публиковались обзоры, каталоги, описания и указатели рукописей, хранившихся в библиотеках и частных собраниях. Среди подобных публикаций: «Обзор Московских книгохранилищ: Приложение к протоколу заседания ОЛДП», «Собрание факсимиле и материалов по книгопечатному делу в портфелях Т. Ф. Большакова», «Библиотека И. Н. Царского», «Славяно-русские рукописи Парижской библиотеки» Ф. И. Булгакова, «Книгохранилище Чудова монастыря» (все - 1879. Вып. 4); «Рукописи о России в Королевской библиотеке в Стокгольме» кн. В. С. Оболенского и «Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской ДС» М. И. Лилеева (обе - 1880. Вып. 6(1)); «Описание рукописей Черниговской ДС» (1880. Вып. 7(2)); «Описание рукописей суздальского Спасо-Евфимиева монастыря» И. А. Шляпкина (1880. Вып. 9(4)); «Каталог российских рукописных книг, находящихся в библиотеке Новгородского Софийского собора» П. Н. Тиханова (1881. Вып. 21); «Гос. древлехранилище в теремах Московского Кремлевского дворца» А. Е. Викторова (1882. Вып. 26); «Каталог патриаршей библиотеки (1718)» (1894. Вып. 103); «Статистические сведения о сохранившихся древне-русских книгах XI-XIV вв.» Н. В. Волкова (1897. Вып. 123). Также в ПДПИ публиковались крупные исследования, в частности «Из истории отреченных книг» М. Н. Сперанского (1898. Вып. 129; 1899. Вып. 131; 1900. Вып. 137; 1907. Вып. 171), «Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст» В. Й. Мансикки (1913. Вып. 180) и др.

Одной из самых известных работ, осуществленных ОЛДП, стала публикация Сийского иконописного подлинника - собрания рисунков XVII в. (свыше 500 листов), предназначенного для использования в иконописной практике (подготовлено Н. В. Покровским; 1894. Вып. 106; 1895. Вып. 113; 1897. Вып. 122; 1898. Вып. 126). В альбомную часть издания вошли, в частности, переводы с икон Прокопия Чирина, Симона Ушакова, Ф. Е. Зубова (см. в ст. Зубовы), Семена Спиридонова (Холмогорца) и др., как столичных, московских, так и ряда менее известных сев. иконописцев - напр., каргопольца Василия Мамонтова, усольца Федора, вологжанина Ермолая или сийского чернеца Никодима, к-рым, очевидно, был собран и сам подлинник. Важную часть этого издания составляют иконографические пояснения Покровского (Вздорнов. 1986. С. 166) и его работа «Лицевой иконописный подлинник и его значение» (ПДПИ. 1899. Вып. 133).

Для изучения рус. архитектуры важное значение имели публикации кн. Г. Г. Гагарина «Происхождение пятиглавых церквей» (1881. Вып. 12), Н. В. Султанова «Образцы древне-русского зодчества в миниатюрных изображениях» (Там же. 1881. Вып. 17) и др. В ПДПИ публиковались важные документы из монастырских архивов, в частности подготовленные архим. Леонидом (Кавелиным) «Вкладная книга Московского Новоспасского монастыря» (1883. Вып. 39) и «Проскинитарий святых мест святого града Иерусалима» (1883. Вып. 46). В 1914-1917 гг. ОЛДП издавало «Библиографическую летопись» (3 вып.).

Среди отдельных изданий ОЛДП, выпущенных в разное время,- «Счетная мудрость» (1879), «Костромские церковные древности» (1885), «Можайские акты 1506-1775» архим. Дионисия (Виноградова) (1892), «Зооморфные инициалы греческих и глаголических рукописей X-XI ст. в библиотеке Синайского монастыря» (1903), «Устав Нила Сорского» М. С. Боровковой-Майковой (1909), «Житие Ефросина Псковского» Н. И. Серебрянского (1909), «Древнейшие церковные обряды на русских богослужебных книгах» П. К. Симони (1909), «Зографский трифологий» (1911), «Сборник в память равноап. кн. Владимира» (1917).

Дворец графов Шереметевых на Фонтанке (Фонтанный дом) в С.-Петербурге. Фотография. 10-е гг. ХХI в. Фото: А. И. НагаевДворец графов Шереметевых на Фонтанке (Фонтанный дом) в С.-Петербурге. Фотография. 10-е гг. ХХI в. Фото: А. И. Нагаев

С 1896 г. ОЛДП вручало ежегодную премию им. А. М. Кожевникова (утверждена министром народного просвещения И. Д. Деляновым 18 мая 1895) за «ученую разработку и издание небольших, но замечательных по древности и характеристичности, редких памятников славяно-русской письменности», учрежденную на проценты с капитала в 10 750 р., завещанного ОЛДП потомственным почетным гражданином Кожевниковым.

В 1917-1923 гг. в музее ОЛДП проводились классификация коллекций и реставрация памятников древнерус. живописи; продолжалась работа по описанию и каталогизации рукописей. С 1917-1918 гг. об-во носило название «Общество древней письменности и искусства» (ОДПИ). В это же время в связи с национализацией всех средств фактически прекратилась его издательская деятельность, чаще стали проводиться научные заседания. ОДПИ предоставляло свои рукописные собрания и б-ку для практических занятий слушателей высших учебных заведений. Главнаука поддерживала существование об-ва небольшой субсидией. В 20-х гг. XX в. об-во установило научные связи с Гос. публичной б-кой (ныне РНБ), Ленинградским об-вом исследователей культуры финно-угорских народностей, Объединением исследователей Псковской земли при Ленинградском областном бюро краеведения и др.

В 1923 г. состоялись перерегистрация ОДПИ, утверждение нового устава и началась передача коллекций об-ва в гос. собрания. С 1924 по 1929 г. на заседаниях ОДПИ выступили 55 докладчиков со 118 докладами.

Распоряжением уполномоченного Главнауки Наркомпроса РСФСР в Ленинграде ОДПИ в 1930 г. было присоединено к Научно-исследовательскому ин-ту книговедения, являвшемуся структурной частью Гос. публичной б-ки, что фактически означало конец его существования. Сам НИИ книговедения был упразднен в 1-й пол. 1933 г.

В настоящее время большая часть собрания рукописей (свыше 1700), а также деловые бумаги и архив ОЛДП хранятся в НИОР РНБ (Ф. 536), часть рукописей - в ГИМ, часть документальных материалов - в РГИА. Собрание икон в 20-х гг. XX в. поступило в Русский музей, а б-ка (свыше 15 тыс. названий, свыше 30 тыс. томов) - в Государственную публичную б-ку.

В 2008 г. было принято решение возродить традиции ОЛДП на базе НИОР РГБ в Москве. Осенью того же года утвержден устав благотворительного фонда содействия развитию культуры «ОЛДП», председателем правления к-рого стал Г. Л. Стерлигов. Основной целью фонда стало факсимильное издание различных редких и ценных памятников отечественной книжной культуры, а также просветительская деятельность. 5 окт. 2011 г. его отд-ние открыто в С.-Петербурге, торжественные мероприятия прошли в Шереметевском дворце (т. н. Фонтанном доме Шереметевых).

Ист.: Устав ОЛДП. СПб., 1877. Отчет о деятельности ОЛДП за 1877 г. СПб., 1878; Отчеты о заседаниях Имп. ОЛДП в 1885-1910 гг. СПб., 1897-1911; Краткий отчет о деятельности Об-ва любителей др. письменности и искусства за 1917-1923 гг. СПб., 1925. (ПДПИ; 190); Афонская экспедиция ОЛДП, 1906: В 2 кн. М., 2012 (РДМДМ; 7).
Лит.: Записка об учреждении Об-ва любителей древнеслав. письменности. СПб., 1877; ОЛДП // ВАИ. 1888. Вып. 7. С. 4-16; Памяти кн. П. П. Вяземского. СПб., 1888; Шереметев С. Д. Основание ОЛДП, 1877. СПб., 1891; Лопарев Х. М. Описание рукописей ОЛДП. СПб., 1892. Ч. 1: (F. I - F. 190); 1893. Ч. 2: (Q. I - Q. 258); 1899. Ч. 3: (O. I - O. 176). (ПДПИ; 100, 105, 114); Имп. ОЛДП: 1877-1882-1896. СПб., 1896; Описание рукописей кн. П. П. Вяземского. СПб., 1902. (ПДПИ; 119); Сб. в память кн. П. П. Вяземского. СПб., 1902; Апраксин П. Н. К 25-летию ОЛДП // РВ. 1903. Т. 284. № 4. С. 763-777; Нумерные издания ОЛДП: Кат. СПб., 1911; Степанский А. Д. К истории научно-ист. обществ в дорев. России // АЕ за 1974 г. М., 1975. С. 38-55; Вздорнов Г. И. История открытия и изучения рус. средневек. живописи, XIX в. М., 1986. С. 164-168; Шруба М. Лит. объединения Москвы и Петербурга 1890-1917 гг.: Слов. / Под ред.: А. И. Рейтблат. М., 2004; Борисовец Е. А. К истории науч. деятельности С. В. Смоленского в ОЛДП // Искусствознание. 2007. № 3/4. С. 600-608; она же. Из истории науч. работы С. В. Смоленского в ОЛДП: (По мат-лам архива ОЛДП) // С. В. Смоленский и отеч. муз. культура. Каз., 2009. С. 78-89; она же. Архив ОЛДП в ОР РНБ // «Слова и золота вязь...»: Сб. ст. памяти В. М. Загребина (1942-2004). СПб., 2016. С. 240-251; Гришин К. П. П. Н. Тиханов и ОЛДП // Рус. сб. Брянск, 2009. Вып. 5. С. 194-206; Мещенина А. А. О петербургских «консерваторах» и научно-ист. обществах посл. трети XIX - нач. XX вв. // Проблемы ист. регионоведения: Сб. науч. тр. СПб., 2009. Вып. 2. С. 241-270; Молчанов В. Ф. «Общество любителей древней письменности» в истории науки и книжной культуры России // Румянцевские чт.-2009. М., 2009. Ч. 1. С. 155-160; Великодная И. Л. Нумерованные издания ОЛДП // Вивлиофика: История книги и изуч. книжных памятников. М., 2011. Вып. 2. С. 106-110.
Е. А. Поттхаст-Борисовец
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АССИРИОЛОГИЯ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, языки и культуру древнемесопотамской (шумеро-аккад.) цивилизации, существовавшей с кон. IV тыс. до Р. Х. по IV в. до Р. Х.
  • ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру Византийской империи
  • ОБЩЕСТВО ИСТОРИИ И ДРЕВНОСТЕЙ РОССИЙСКИХ (ОИДР) при Московском ун-те, научное об-во в России и СССР, 1-е в стране историческое об-во