[арм. (?)ռվ(?)աճճես Երևճկացի Պլռւև] (между 1220 и 1240, сел. Арка (по др. сведениям, г. Ерзнка - ныне Эрзинджан в Турции), пров. Екехеац - 1293, мон-рь Акнер, Киликийская Армения), арм. ученый-энциклопедист, богослов, церковно-общественный деятель. Прозвище Плуз, по одной версии, в переводе с армянского означает «маленький» и было дано О. Е. П. из-за небольшого роста, по другой - происходит от франц. слова «bleu» (голубой): из-за цвета глаз О. Е. П. мог получить это прозвище в Киликийской Армении, где был распространен франц. язык. Младшим современником О. Е. П. был Ованнес Ерзнкаци Цорцореци, придерживавшийся противоположных прокатолич. взглядов, что не помешало многим последующим авторам и исследователям ошибочно их отождествлять.
О. Е. П. происходил из княжеского рода. Начальное образование получил в мон-ре св. Минаса на горе Сепух, затем учился в мон-ре Кайенского ущелья близ Ахпата у Вардана Великого. В 1268 г. получил степень вардапета. После смерти Вардана Великого (1271) вернулся в Ерзнку. В следующем году здесь, близ дер. Тил, произошло обретение останков католикоса Нерсеса I Великого, к-рое О. Е. П. как очевидец описал в «Истории обретения останков Нерсеса Великого». Уже в 70-80-х гг. XIII в. О. Е. П. был известен как ученый-богослов, автор церковных канонов и светских установлений, борец против униатов. В эти годы он много путешествовал по арм. церковным и культурным центрам, давал наставления духовным и светским лидерам Армении и Киликии (тогда остро стоял вопрос сохранения царства Киликийской Армении); побывал в Ромкле, где находился католикосат Армянской Апостольской Церкви, в Сисе, Дразарке, Иерусалиме, Карине (Феодосиополе), Тпхисе (Тбилиси) и многих арм. мон-рях. В 1281 г., находясь как паломник в Иерусалиме, О. Е. П. составил увещевательную речь по просьбе вардапета Степаноса Курикосци. На обратном пути он остановился в Киликии и по предложению католикоса Акопа I Клаеци в 1281-1283 гг. преподавал здесь грамматику и богословие в семинарии католикосата. В 1284 г. во дворце кор. Левона II О. Е. П. произнес речь по случаю посвящения в рыцари принцев Хетума и Тороса. После этого он уехал в Тпхис, где по просьбе Вахтанга, сына кн. Умека, и еп. Иоанна прочел в соборной церкви пространную проповедь на астрологическую тему. Отсюда О. Е. П. вернулся в Ерзнку. Во время землетрясения 1287 г. он находился на горе Сепух.
Большинство проповедей и канонов О. Е. П. имело целью сохранение идентичности Армянской Церкви и установление государственности в Армении. Он выступал против развернувшейся в это время пропаганды католицизма, а также роста влияния Грузинской Православной Церкви и примкнувших к ней знатных армян-халкидонитов. Вместе с тем О. Е. П. проявлял нек-рую толерантность по отношению к исламу, что отразилось в его сочинениях. О. Е. П. активно занимался благотворительностью: вкладывал средства в развитие образования в родной провинции, вел строительные работы, создавал б-ки при мон-рях Ерзнки, учреждал школы, заказывал и копировал рукописи, способствовал популяризации связанных с именем Григория Просветителя св. мест на горе Сепух. Деятельность О. Е. П. явилась показателем расцвета арм. средневек. культуры, возрождения науки и искусства. Народная традиция сохранила множество сказаний, в к-рых с его именем связаны различные чудеса, а могила О. Е. П. в мон-ре св. Знамения в Ерзнке, где впосл. были перезахоронены его останки, стала местом паломничества.
О. Е. П. отличался красноречием и великолепным знанием арм. (как литературного, так и народного) языка. Он написал более 100 догматических, экзегетических, гомилетических, канонических, дидактических, философских, естественнонаучных, грамматических, педагогических, политических, медицинских и др. произведений. Продолжая традицию, заложенную Ананией Ширакаци и развитую Нерсесом IV Шнорали, некоторые сочинения (особенно космологические) О. Е. П. облекал в стихотворную форму. Ряд трудов О. Е. П. был впервые издан уже в 1664-1665 гг. в Амстердаме.
Богословские произведения О. Е. П. почти не изучены, нек-рые не опубликованы, аутентичность нескольких нуждается в подтверждении, напр. «О Великой пятнице в связи с таинством Распятия Христа», «О дне Рождества и Крещения Христова», «О святых апостолах», «Введение к опровержениям» (имеются в виду 3 опровержения, адресованные противникам арм. веры, к-рые составили Анания Сананеци, Хосровик Тарманич и Ованнес Имастасер, а собрал и отредактировал О. Е. П.). Из экзегетических трудов О. Е. П. приписывают толкования на отрывки из кн. Исход, Книги прор. Даниила, Евангелия от Матфея, Евангелия от Иоанна и Деяний святых апостолов, а также на отдельные псалмы (более 20), «Введение к Притчам Соломона» и др. Часто леммой для толкования является не все произведение или его глава, предложение, отрывок из него, к.-л. слово, а актуальная для О. Е. П. тема (напр., «Адаптация слов, сказанных о Давиде в Книге Царств», толкования на Пс 70, 88, 107, 118 и др.). Встречаются случаи рассмотрения одного и того же псалма в разных комментариях (напр., Пс 88). В 1280-1284 гг. О. Е. П. написал комментарии к работам Филона Александрийского, однако аутентичность сохранившихся толкований требует дальнейшего исследования.
Многие дидактические и канонические труды О. Е. П. тесно связаны с т. н. Орденом братьев - братством ремесленников и торговцев, духовным наставником к-рого он стал в 1280 г. в Ерзнке. Для этого братства О. Е. П. составил «Определения и правила ордена». К этому же времени относится аналогичный труд, адресованный светским молодым людям,- «Вновь о правилах и наставлениях для светской молодежи» (содержит важные сведения о раннехристианском аскетизме, схожие с найденными в сир. источниках). Оба эти трактата, созданные по просьбе свящ. Григора Сананеци, вместе известны как «Устав братств Ерзнки». Позднее О. Е. П. дополнил эти труды др. наставлениями: «Краткими и полезными речами об Ордене братьев», «Наставлением старейшинам», «Наставлением обществу» и т. д. Немало речей О. Е. П. посвящены праздникам и обрядам Армянской Церкви, а также святым (пророкам, апостолам, арм. святым - Григорию Просветителю, Нерсесу Великому и др.). О. Е. П. написал наставления (для народа и духовенства), в к-рых он выступает против еретиков - тондракийцев (гностическая секта, возникшая в Армении в сер. IX в.) и горгийцев (движение, распространенное в Киликии и Ерзнке в XIII-XIV вв.).
Философские взгляды О. Е. П., выраженные в произведениях «Великолепно учение Твое», «На слово пророка Давида» (из Пс 138), «О небесных телах», «Каждый, кто у власти…», «Послание к князьям провинции Екехеац», основаны на концепциях как греческих, так и арм. авторов. Он уделял большое внимание вопросу соотношения души и тела (напр., в толковании Пс 138), в особенности неоплатоническим представлениям о «тонкости» души и «тяжести» тела, и развивал теорию образования вселенной, основанную на взаимодействии 4 стихий: Бог создал все телесные вещи из земли и одел их в зелень через посредство воды (2 «тяжелые» стихии), сообщил им движение через воздух и придал им видимость и цвет посредством огня (2 «легкие» стихии). О. Е. П. принадлежат труды об астрономических, метеорологических и др. природных явлениях; он широко использовал естественнонаучную тематику в своих проповедях. Важное значение имеют филологические труды О. Е. П., связанные с теорией лит-ры, лит. критикой и метрическим стихосложением. Его «Собрание грамматических толкований» (начато в 70-х гг. XIII в., завершено в 1291) подняло грамматическую науку в Армении на новый уровень. Как выдающийся педагог О. Е. П. разработал специальные образовательные программы с учетом возрастных особенностей учащихся и социальных условий, считал важным начинать обучение с раннего возраста.
О. Е. П. считал науку наднациональной и надрелигиозной. В этом отношении, а также для изучения армяно-мусульм. взаимосвязей особую ценность представляет его соч. «Отрывки из трудов мусульманских философов». Это предположительно 1-е (ок. 1260) произведение О. Е. П. представляет собой краткое собрание высказываний ислам. философов, извлеченных им гл. обр. из «Посланий братьев чистоты и друзей верности» - коллективного энциклопедического труда тайного мусульм. научного сообщества «Братья чистоты» (Ихван ас-сафа). Исследователи расценивают сочинение О. Е. П. как 1-й перевод этого труда с араб. языка, однако отмечают, что О. Е. П. не был хорошо знаком с ислам. философией и, очевидно, из-за слабого знания араб. языка транслитерировал мн. термины. Тем не менее эта работа оказала значительное влияние на формирование мировоззрения О. Е. П. Ему также принадлежит авторство лирического произведения, посвященного мусульманке («Ованнес и Аша»).
О. Е. П.- выдающийся гимнограф XIII в. В его трудах прослеживаются традиции и Великой, и Киликийской Армении, в частности отраженные в творчестве Нерсеса Шнорали. Его перу принадлежат канонические гимны-шараканы (в составе Гимнария-Шаракноца) и ряд песнопений, со временем оказавшихся вне канона, а также таги духовного и светского содержания, представленные во многих средневек. невмированных песенниках (Гандзаранах и Тагаранах; в устной традиции сохранились лишь отдельные мелодии). Таги О. Е. П. на водоосвящение «Во всякое время благословляем Тебя» и «Ныне глас Отца с небес» исполняются до наст. времени.
Взгляды О. Е. П. в области муз. эстетики, к-рые оказали большое влияние на последующее развитие эстетической мысли средневек. Армении, отражены в его «Собрании грамматических толкований» и «Книге речей». В отличие от своих предшественников, подразделявших муз. искусство на благое, нейтральное и злое, О. Е. П. выделял 2 вида музыки - божественную (за богослужением в храмах) и человеческую (во время мирских празднеств). О. Е. П. обращался также к вопросам отношения музыки к объективной реальности, характера ее воздействия на человека, специфики инструментальной музыки и т. д. Рассуждения О. Е. П. о терапевтическом влиянии музыки свидетельствуют о его знакомстве с творчеством мыслителей арабо-персид. мира.