Чудотворная (празднование православное - 26 дек./8 янв.; католическое - 16 нояб.).
Согласно последним изысканиям, О. и. была написана в 20-30-х гг. XVII в. неизвестным европ. художником. Очевидно, тогда же она была помещена в нишу на внутренней стене Острой (Медницкой) брамы (ворот) в г. Вильна (совр. Вильнюс), построенной в нач. XVI в. Название ворот происходит от названия района Вильны Острый конец; по-литовски ворота Аушрос (ворота Зари). История О. и. и ее почитания прослеживается с 1671 г., когда при ней на воротах была построена 1-я, деревянная часовня. После пожара в 1711 г. она была перестроена в камне, во время работ в 1711-1712 гг. О. и. находилась в стоящем рядом костеле св. Терезы при мон-ре босых кармелитов. До 1845 г., когда мон-рь упразднили, вход в часовню был возможен только с его территории, в связи с чем женщин туда не допускали, а общественные службы проводили на улице перед часовней.
Икона написана на дубовой доске в масляной технике по тонкому слою мелового грунта. При позднейших многочисленных поновлениях авторская живопись, за исключением лика, была полностью записана с сохранением общей композиции, но с изменением рисунка пальцев скрещенных ладоней Богоматери. Первую реставрацию образа выполнил в 1927 г. варшавский худож. Я. Рутковский: доска с оборота была спаркетирована, живопись укреплена, поздние записи оставлены. Вторую реставрацию провела в 1997 г. Я. Билотене (Художественный музей Литвы), поздние записи были частично удалены, а утраты авторской живописи затонированы.
Серебряный позолоченный чеканный оклад иконы состоит из неск. разновременных частей, наиболее ранние из к-рых (пластины, закрывающие верхнюю часть одежд Богоматери) относятся к посл. трети XVII в. и были исполнены, по-видимому, в связи с постановкой иконы в 1671 г. в первую, деревянную часовню. Нижние пластины, выполненные в том же стиле, относятся к периоду с кон. XVII в. по 1720 г., когда образ был перенесен в каменную часовню. Нижняя корона выполнена в XVIII в. (по-видимому, в 1754), первоначально находилась выше, была переделана и перемещена с нимба на изображение мафория Богоматери в связи с устройством ок. 1830 г. 2-й короны, закрепленной на месте первоначальной. Оклад поновлялся в 1810 и 1828 гг., чеканная надпись об этом имеется на венце иконы. В 1849 г. оклад дополнен большим серебряным полумесяцем, закрепленным отдельно от иконы, но зрительно воспринимающимся как ее часть. В 1927 г., накануне католич. коронации О. и., обе короны на окладе были заменены копиями из золота с драгоценными камнями, к-рые изготовил виленский ювелир К. Горзуховский, тогда же осуществивший реставрацию всего оклада. В наст. время на окладе закреплены первоначальные короны, местонахождение золотых копий неизвестно.
Версия о визант. происхождении О. и. впервые была изложена в 1839 г. польско-литов. историком Т. Нарбутом в многотомной «Древней истории литовского народа» («Dzieje starożytne narodu litewskiego») со ссылкой на некую рукопись 1649-1669 гг. свящ. Даниила Лодзяты, якобы хранившуюся в мон-ре босых кармелитов (ее существование не доказано). Согласно тексту, образ был привезен в Вильну литов. кн. Ольгердом из Корсуни (Херсонеса) после успешного военного похода на Крым в 1369 г. Также упоминалась якобы имевшаяся на иконе надпись с начальными словами правосл. Богородичного песнопения (следы ее не обнаружены при реставрации иконы в 1927).
Первое письменное упоминание об О. и. относится к 1672 г., сразу после устройства деревянной часовни при Острой браме по инициативе католич. свящ. Кароля (Францишека Килчевского), с деятельностью к-рого связано начало широкого почитания образа в Вильне. Очевидно, импульсом к прославлению образа стало происшедшее в 1671 г. 1-е чудо, зафиксированное в более поздних источниках: воскрешение ребенка, упавшего с крыши дома. Второе чудо случилось при осаде Вильны швед. армией в 1702 г., когда в перестрелке у Остробрамских ворот не погиб ни один из оборонявших город солдат. Позднее сложилось предание о том, что железные двери ворот раздавили шведов, пытавшихся проникнуть в город. Третье чудо относится к 1705 или 1708 г., когда во время Северной войны рус. солдат попытался сорвать драгоценную ризу с иконы и был отброшен на др. конец города, где разбился о каменную стену. Четвертое чудо связано со случившимся в 1706 г. большим пожаром, когда Богоматерь потушила огонь в часовне и кармелитском мон-ре. Эти чудеса не зафиксированы в монастырской хронике, предания о них сложились позднее. Во время пожара 1711 г., уничтожившего деревянную часовню, большой, тяжелый образ, к-рый не под силу поднять одному человеку, вынес из огня юный монах, что также было воспринято как чудесное событие. Следующее чудо - спасение упавшего в колодец - относится к 1744 г.
С 1731 г. перед О. и. каждую субботу начали проводить литании с муз. сопровождением. По-видимому, в мае 1754 г. икона была украшена 1-й серебряной короной. В 1756 г. прославляющие О. и. вирши вошли в состав 6-го издания популярного польск. молитвенника «Золотой алтарик», изданного в Кролевце. Икона коронована по католич. обряду 2 мая 1927 г. Варшавским кард. Александром Каковским в присутствии Президента Польши И. Мосцицкого и маршала Ю. Пилсудского.
Ранние католич. списки О. и. немногочисленны и датируются в пределах посл. трети XVII - нач. XVIII в.: в Георгиевском костеле в Кремянице Гродненской обл. и костеле Вознесения Богоматери в Лодзи.
Один из чтимых католич. списков О. и. был выполнен В. Ваньковичем (1799-1842) в 1841 г. по заказу польск. эмигрантов для ц. св. Северина в Париже. Поздние особо почитаемые списки находятся в Польше в кафедральном соборе в Белостоке, ц. Сердца Иисусова в Гданьске, ц. св. Георгия в Кентшине, ц. Богоматери Остробрамской в Кракове, ц. Богоматери Остробрамской в Ольштыне, ц. Богоматери Остробрамской в Варшаве и др. Списки иконы находятся также в правосл. храмах Литвы. Они, как правило, точно воспроизводят чтимый образ с т. зр. иконографии и стиля. На иконе из местного ряда иконостаса Константино-Михайловской ц. в Москве (1913) изображение отредактировано с учетом древней правосл. традиции (изображение одежд) и выполнено в более условном стиле.
Согласно высказанной Нарбутом визант. версии происхождения О. и., представленное на ней поясное изображение обращенной влево Богоматери со сложенными на груди руками представляет собой фрагмент композиции «Благовещение». В действительности образ иконографически восходит к западноевроп. источникам и тематически не связан с Благовещением. Изначально О. и. имела парное изображение представленного в развороте вправо Христа Спасителя мира, вместе с к-рым составляла единую смысловую и иконографическую программу. Написанный на аналогичной дубовой доске тех же размеров образ Христа находился в нише на внешней стене Острой брамы. В кон. XVIII в. он был заменен или полностью переписан и перенесен в костел св. Терезы, а с 1845 по 1953 г. находился в кафедральном соборе Вильнюса (ныне в Музее церковного наследия в Вильнюсе). В нише также сохранились остатки стенописного изображения Христа того же иконографического типа.
Изображения Христа и Богоматери восходят к парным гравюрам, выполненным фламанд. гравером Иеронимом Вириксом (1553-1619) по рисункам Мартина де Воса (1532-1603). Графические диптихи такого типа известны у мн. фламанд. граверов и восходят к традиции парного изображения Христа в терновом венце и скорбящей Богоматери со скрещенными на груди руками, сложившейся в XV в. (диптих «Ecce Homo» Адриана Изенбранта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). У М. де Воса эта тема была переосмыслена и получила символическое воплощение без наглядного изображения страдания, но с акцентом на теме прославления Спасителя, где Богоматерь предстает как Заступница (Misericordia); этот вариант неоднократно использовался в разном композиционном воплощении в графике нидерланд. мастеров XVI в.
У И. Вирикса известны не менее 12 таких парных изображений, различающихся деталями. В О. и. использована композиция одного из них, где грудь и шея Богоматери прикрыты белым платом, края к-рого закинуты за плечи, а ладони скрещены так, что левая прикрывает правую. Положение рук Божией Матери придает образу дополнительный смысл, поскольку соответствует принятому католич. Церковью изображению догмата о Непорочном зачатии Марии (Conseptia Immaculata). Гравюру сопровождает поясняющая лат. надпись с цитатой из Евангелия от Луки: «espexit humiitatem anciliae suae, ex hoc beatam me dicent omnes generatione (что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды)» (Лк 1. 48).
Не исключено также, что образцом для О. и. могла послужить одна из 2 точных перегравировок с листа Вирикса - работы Тома де Лё (1560-1612) и неизвестного нидерланд. мастера (обе в б-ке Католического ун-та в Люблине).
Первое известное воспроизведение О. и. присутствует на гравюре Николая Чаплинского (ок. 1754), где она изображена без оклада. Среди ранних выделяются аналогичные гравюры Игнация Верхельста (ок. 1756, Аугсбург) и неизвестного мастера (1762; в кн.: [Jewasewicz I.] Korona całego roku tyle drogiemi kamieniami ile świętych Pańskich przykładami ozdobiona Nayjaśnieyszey Nieba i Ziemi Monarchini Nayłaskawszey Karmelu Matce Nayświętszey Bogarodzicy Maryi Pannie. Wilno, 1762). В киоте и с текстом в картуше внизу О. и. представлена на гравюрах Юзефа Эразма Беллинга и Францишека Бальцевича (после сер. XVIII в.). У последнего в лучах сияния Богоматери впервые появляются изображения звезд. Со 2-й пол. XVIII в. начинают выпускать гравюры с образа, дополненные сценами чудес от него (мастер T. F.; Игнаций Каренга, 1796, и др.). Наиболее раннее изображение короны на главе Богоматери появилось на литографии анонимного мастера 1826 г. Первое воспроизведение ее в окладе выполнено в 1840 г. Ю. Озембловским в Вильне. В XIX в. О. и. многократно репродуцировалась в гравюрах и литографиях, издававшихся в Вильне, а также в городах Германии, Италии и во Франции. Обычно изображение Божией Матери на них дополнялось внизу видом улицы перед часовней.
Известны католич. народные ксилографии XIX в., воспроизводившие О. и., а также множество металлических образков и медалей, изготовлявшихся для паломников и по случаю памятных событий, связанных с иконой.
Правосл. Церковью О. и. была признана чудотворной после вхождения Вильны в состав Российской империи в результате 3-го раздела Польши. Однако имеются достоверные сведения о том, что икона почиталась православными и униатами уже в 1781 г. Адаптации образа способствовала версия Нарбута о его древнем происхождении, активно распространявшаяся Церковью. После учреждения в 1840 г. Виленской епархии архиеп. Иосиф (Семашко) предпринимал безуспешные попытки изъять О. и. у католиков и передать ее в правосл. Свято-Духов монастырь в Вильне.
Композиционно близкие к О. и. образы Божией Матери без определенного названия известны в рус. иконописи с XVIII в. (икона сер.- 3-й четв. XVIII в., частное собрание), но иконографически они не полностью соответствуют ей и восходят к др. зап. гравюрам того же типа. К таким иконам относился образ, принадлежавший прп. Серафиму Саровскому, к-рый известен под данными ему самим святым названиями «Умиление» и «Радость всех радостей». От О. и. этот образ отличает положение скрещенных ладоней Богоматери - правая лежит сверху; различаются одежды Богоматери - шея не закрыта драпировкой, глава покрыта белым платом (все эти различия встречаются на гравюрах Вирикса). Такой образ мог ассоциироваться с О. и. до ее офиц. признания чудотворной правосл. Церковью, поскольку 1-е чудо от виленской святыни (воскрешение упавшего с крыши ребенка) прямо соотносилось с фактом биографии прп. Серафима (падение с колокольни отрока Прохора, чудесно избежавшего гибели). Это могло послужить причиной почитания святым композиционно близкого к О. и. образа.
О. и. иконографически соответствует Градоякутская икона Божией Матери (ц. Рождества Пресв. Богородицы в Якутске), по преданию привезенная гр. А. Г. Бестужевой-Рюминой в 1744 г. Образ написан на холсте, датируется кон. XVIII - 1-й третью XIX в., что соответствует версии о его принадлежности декабристу А. А. Бестужеву-Марлинскому, к-рый жил в Якутске в 1827-1829 гг. В отличие от О. и. на этой иконе взор Богоматери направлен на зрителя.
Русские точные списки О. и. появились в 1-й пол. XIX в. Наиболее ранние из них отличаются дополнительными деталями - шторками по сторонам и вверху фигуры Богоматери, а также польск. надписями с аббревиатурой Богоматери «N. M. P.», дополняющими рус. надписи в нижней части изображения (подписная икона иконописца Кирилла из Яновой слободы обл. Войска Донского, 1847, ЦМиАР; 2 иконы в частных собраниях). В основе таких изображений лежит одна из гравюр или литографий, изданных в 1-й трети XIX в., оригинал к-рой не выявлен. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. рус. списки О. и. выполнялись по современным им католич. гравюрам и литографиям.
В Москве в литографии А. И. Стрельцова в качестве иллюстрации к книге И. Козловского «История иконы Остробрамской Богородицы» (М., 1874) был выпущен лист, воспроизводивший О. и. в типе Бальцевича (в киоте) с намеренно утемненными ликом и руками. Эта литография не оказала заметного воздействия на рус. традицию изображения иконы. Более успешным в этом отношении стал литографический лист, изданный в 1884 г. И. Д. Сытиным, на к-ром образ был воспроизведен в окладе, с поясняющей надписью и якобы имевшимися на фоне словами из песнопения «Достойно есть»; изображение помещено в рамку с условной орнаментальной плетенкой - деталью, популярной в рус. иконописи кон. XIX в.
На большинстве известных рус. списков О. и. изображение полумесяца внизу фигуры Богоматери отсутствует (икона нач. XX в., написанная в мастерской жен. Илиинского мон-ря в Мензелинске; Собрание рус. икон при Фонде ап. Андрея Первозванного), но встречаются и точные списки с полумесяцем (иконы кон. XIX - нач. XX в.- в Никольской ц. в Вильнюсе и в частном собрании), а также такие, где он представлен в виде цветочной гирлянды (икона нач. XX в., Холуй, Музей икон Пресв. Богородицы).