ИЕЗАВЕЛЬ
Том XXI, С. 188-190
опубликовано: 2 июня 2014г.

ИЕЗАВЕЛЬ

[евр.  ,   греч. ᾿Ιεζάβελ] (IX в. до Р. Х.), дочь сидонского царя Ефваала (Итобаала), жена и соправительница израильского царя Ахава, мать царей Охозии и Иорама. Имя Иезавель происходит, вероятно, от корня   -«возвышать, почитать», который вместе с префиксом   переводится как «где Господин (Всевышний)?» (ср.: перевод имени Иехавод - «где божественная слава?»), при этом слово «Господин» является характерным эпитетом общефиник. бога Ваала. Нек-рые исследователи отмечают в тексте Библии наличие противопоставления значения этого имени значению имени прор. Илии - «Господь (Яхве) - мой Бог» (Eissfeldt O. // VTS. 1967. Vol. 16. P. 65-70), др. возможное значение имени пророка - «Господин живет» - образуется путем ассимиляции   >   >   (Cogan M., Tadmor H. II Kings // AYBC. 1988. Vol. 11. P. 420).

«Печать Иезавели». IX-VIII в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим)«Печать Иезавели». IX-VIII в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим)

И.- самая известная и влиятельная правительница Северного царства. Брак И. с Ахавом (3 Цар 16. 31) укрепил союз между Израилем и финик. гос-вами Тиром и Сидоном. Свящ. Писание изображает Ахава как слабого человека, попавшего под власть жены: «Не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель» (3 Цар 21. 25). И. представлена коварной и тщеславной иноплеменницей, бесцеремонно вторгавшейся в дела мужа (3 Цар 21. 8). Она поощряла распространение в Израиле культа Ваала и Астарты, во имя к-рых были совершены убийства пророков Господа (3 Цар 18. 4), и заботилась о пропитании 450 пророков Ваала и 400 - Астарты (4 Цар 18. 19). Под ее влиянием Ахав построил храм Ваала в Самарии. Прор. Илия вступил в открытую борьбу с религ. политикой И. Когда И. сообщили об убийстве Илией пророков Ваала во время их соперничества на горе Кармил, она поклялась отомстить пророку, сделав с ним то же, что было «сделано с душою каждого из них» (т. е. пророков Ваала; 3 Цар 19. 2). Сознавая реальность исходящих от И. смертельных угроз, прор. Илия вынужден был бежать (3 Цар 19. 3). Сохранившиеся в LXX слова: «Раз ты Илия, то я - Иезавель» (Εἰ σὺ εἶ Ηλιου κα ἐϒὼ Ιεζαβελ...- 3 Цар 19. 2) - характеризуют И. как опасного противника. Наиболее ярко жестокость И. проявилась в противостоянии с Навуфеем (3 Цар 21. 1-6), к-рый отказался продать Ахаву свой виноградник, расположенный близ царского дворца. Царь не осмелился открыто нарушить права законного наследования наделов Св. земли, основанные на божественном установлении. Тогда И. подготовила лжесвидетелей, составила от имени Ахава письма старейшинам Израиля о том, как должен проходить суд, и запечатала их царской печатью, что указывает на обладание ею царской властью (3 Цар 21. 8-9). Несмотря на нарушение закона, никто из израильских старейшин, имевших право свободного голоса, не осмелился выступить против И. в защиту невиновного. Инициированный И. судебный процесс вынес смертный приговор Навуфею за то, что он «хулил Бога и царя» (3 Цар 21. 12). В истории с Навуфеем И. показала, что повеления царя она ставит выше божественного завета (Frymer-Kensky. P. 212). После смерти мужа, в период правления Охозии и Иорама, она как царица-мать приобрела еще большую власть.

Прор. Елисей помазал своего ученика, военачальника Ииуя, на царство, повелев ему от лица Господа истребить дом Ахава, «чтобы... отмстить... за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели» (4 Цар 9. 7). Ииуй преследовал Иорама, ссылаясь «на любодейство [евр.   - неверность Господу] Иезавели... при многих волхвованиях ее» (4 Цар 9. 22). Когда И. услышала весть о гибели Иорама от руки Ииуя, то, надев царские одежды, она встала у окна и гордо и бесстрашно приветствовала убийцу, сравнивая его с Замврием, узурпатором царского трона. В ответ оскорбленный Ииуй приказал евнухам при дворе И. выкинуть ее из окна. «...И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее» (4 Цар 9. 33), а псы обглодали труп И. Картина гибели И. напоминает предсказания о наказании израильских царей Иеровоама I (3 Цар 14. 10-11) и Ваасы (3 Цар 16. 3-4). Ииуй распорядился похоронить останки И. так, как хоронят дочь царя (4 Цар 9. 34). Гибель И. в точности соответствовала предсказанию прор. Илии: «...на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели, и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель» (4 Цар 9. 36-37).

Согласно Иосифу Флавию, отец И., царь Ефваал, был священником финик. культа богини Астарты (Ios. Flav. Antiq. VIII 13. 2; Idem. Contr. Ap. I 18). Вероятно, в Финикии, так же как и в Месопотамии, дочь царя назначалась верховной жрицей главного местного божества - Ваала Мелкарта. Поэтому так широко распространились финик. религ. традиции в Израиле при И., к-рая еще до замужества имела опыт гос. управления (Yee. P. 849).

Ап. Иоанн Богослов сурово осуждает Церковь малоизвестного г. Фиатира (М. Азия) за то, что попускает «жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать [πορνεῦσαι] и есть идоложертвенное» (Откр 2. 20-23). Именем Иезавель (отсылая к 3 Цар 18. 19; 4 Цар 9. 22) ап. Иоанн называет некую малоазийскую лжепророчицу, к-рая заняла влиятельную позицию в христ. общине Фиатиры и смущала верующих лжеучением. Глагол πορνεύειν, как и производные от него формы, в этом и в др. местах Апокалипсиса (Откр 14. 8; 17. 2, 4) употреблен скорее всего в переносном смысле (Aune D. E. Revelation 1-5:14. 2002. P. 204. (WBC; 52A)). По мнению свт. Андрея Кесарийского († 614), ап. Иоанн Богослов иносказательно употребляет имя Иезавель, подразумевая под ним ересь николаитов (Andr. Caes. Apoc. II 6). Позже это имя стало нарицательным - так называли грешных и нечестивых жен, восстававших против учения Церкви и святых (Ioan. Chrysost. In Psalm. 92. 2; Athanas. Alex. Ep. ad epp. Aegypti et Libyae. 23; Greg. Nazianz. Or. 35). В раввинистической традиции И. предстает главной виновницей совершенных в период правления Ахава преступлений (Санхедрин 10. 2, 28b).

В 1964 г. израильский археолог Н. Авигад опубликовал обнаруженную в одной из частных коллекций печать (ок. 3 см в длину), датируемую IX-VIII вв. до Р. Х. (Avigad N. The Seal of Jezebel // IEJ. 1964. Vol. 14. P. 274-276). На ней изображены египет. символы царской власти, употреблявшиеся также и в Финикии, и отчетливо прочитываются буквы:  . Авигад высказал сомнение в том, что печать может иметь отношение к И., поскольку в MT имя Иезавель передается как   (с буквой в начале слова). Некоторые совр. исследователи полагают, что недостающие буквы (т. е. и - обычный для печатей предлог, обозначающий принадлежность) могли располагаться в верхней утраченной части печати (см., напр.: Korpel M. С. A. Queen Jezebel's Seal // Ugarit-Forschungen. 2006. Vol. 38. P. 379-398; Idem. Fit for a Queen: Jezebel's Royal Seal // BAR. 2008. Vol. 34. N 2. P. 32-37).

Лит.: Ackroyd P. R. Goddesses, Women and Jezebel // Images of Women in Antiquity / Ed. A. Cameron and A. Kurht. Detroit, 1983. P. 245-259; Yee G. A. Jezebel // ABD. Vol. 3. P. 848-849; Sperling S. D. Jezebel // EncJud. Vol. 11. P. 333-334; Frymer-Kensky T. Reading the Women of the Bible: A New Interpretation of Their Stories. N. Y., 2002. P. 209-214.
Э. С. П.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АВДЕНАГО - см. Вавилонские отроки
  • АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы
  • АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула