[Греч. Παΐσιος ὁ Μέγας; копт. pi1wi и др.; араб. и др.] (IV - нач. V в.), прп. (пам. 19 июня; пам. копт. 8 эпепа/абиба (2 июля)), егип. подвижник. Греч. Житие П. В. (BHG, N 1402-1403), согласно его тексту, было написано Иоанном Коловом. Если имеется в виду прп. Иоанн Колов (пам. 9 нояб.), вместе с к-рым подвизался П. В., то эта атрибуция ошибочна, т. к. прп. Иоанн скончался раньше своего сподвижника (Evelyn-White. 1932. P. 111. Not. 3). Речь также может идти об Иоанне Колове, ученике прп. Евфимия Нового Фессалоникийского (кон. IX в.), но и это маловероятно. По мнению Х. Дж. Эвелин-Уайта, оригинал Жития предположительно был написан в VII в. или раньше, но вопрос датировки требует дальнейшего прояснения (Ibid. P. 111). Греч. версия была издана в 1803 г. прп. Никодимом Святогорцем в составе «Нового Эклогиона» (Νικόδημος ῾Αγιορείτης. Νέον ᾿Εκλόγιον. ᾿Αθῆναι, 1975r. Σ. 111-131), затем - И. В. Помяловским (Помяловский. 1902 (с рус. пер.)). Известна араб. версия (или версии (?); не изд., о рукописях см.: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 539; Эвелин-Уайт опирался на содержание рукописи Paris. arab. 4796. Fol. 119-169v, XIX в.). От араб. версии (или лежавшей, возможно, в ее основе коптской), очевидно, происходит сказание о П. В., вошедшее в копто-арабский Синаксарь (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версию. В копто-арабской традиции П. В. отождествляется с основателем мон-ря Дейр-Анба-Бишой в Ските (Вади-эн-Натрун). Некий авва Паисий фигурирует в нескольких апофтегмах как брат прп. Пимена Великого (Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 317), однако Ж. К. Ги предлагает отличать его от П. В., как и Паисия, брата Исаии, о котором пишет в «Лавсаике» Палладий, еп. Еленопольский (Pallad. Lausiac. 14; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. Р. 53).
П. В. род. в егип. дер. Шанша (совр. мухафаза Дакахлия к северо-востоку от Каира). После того как его мать овдовела, ей явился ангел и повелел посвятить Богу младшего сына. Всего у П. В. было 6 братьев. Из послания Аммония известны имена 2 из них - Павел и Псой (Ammonis Epistola // Sancti Pachomii Vitae graecae / Ed. F. Halkin. Brux., 1932. P. 120). П. В. был зачислен в клир, позже удалился в Скитскую пустыню, где стал учеником аввы Амоя (в арабской версии; в греческой - прп. Памвы Нитрийского (пам. 18 июля)) и подвизался у него вместе с прп. Иоанном Коловом (пам. 9 нояб.). Главными добродетелями П. В. на раннем этапе монашеской жизни были послушание и смирение. Однажды, услышав слова наставника о том, что новоначальный инок не должен поднимать глаз на собеседника, он в течение 3 лет ни на кого не смотрел.
После смерти аввы Амоя П. В. и Иоанн Колов нек-рое время жили вместе. Затем П. В. решил, что ему необходим еще более суровый образ жизни. Иоанн, узнав об этом, понял, что не сможет выдержать такую строгую аскезу и им предстоит расставание. Однако окончательное решение подвижники договорились принять, положившись на Божию волю. После продолжительной молитвы явившийся ангел повелел Иоанну Колову остаться в Скитской пустыне, а П. В. устроить келлию в 2 милях к северу (в греч. Житии - к западу). В новой келлии П. В. стал молиться с небывалым усердием, пищу вкушал, как правило, раз в неделю и ел только хлеб с солью. Иногда после причащения Св. Таин П. В. оставался без пищи в течение 70 дней. Не раз ему являлся Сам Христос и беседовал с ним. За мужественное противостояние искушениям и духовную ревность Господь обещал П. В., что исполнит любую его просьбу. Это обещание не раз спасало души грешников, на покаяние к-рых, казалось, не было никакой надежды. Так, по молитвам П. В. раскаялся инок, к-рый нарушил монашеские обеты, женился на иудейке, отрекся от христианства и богохульствовал.
Вскоре после начала уединенной жизни к П. В. стали приходить желавшие подвизаться под его руководством. Они составили братию буд. мон-ря Дейр-Анба-Бишой. Этот мон-рь, расположенный к северо-западу от руин мон-ря Иоанна Колова, был основан позже, чем Дейр-эль-Барамус и Дейр-Абу-Макар, но до смерти основателя Скита прп. Макария Великого (Египетского) (ок. 390) (Cody. 1991. P. 734; Evelyn-White. 1932. P. 113).
Главное наставление, к-рое П. В. давал ученикам,- ничего не делать по своей воле, полагаться только на усмотрение духовника и опытных старцев. Через нек-рое время П. В. удалился вглубь пустыни, чтобы обрести дар непрестанной молитвы, поэтому привязывал себя за волосы к колышку, вбитому в потолок пещеры, и, когда его охватывал сон, моментально просыпался. Вскоре ему явился Спаситель и повелел вернуться к братии для ее окормления. Автор Жития пишет, что однажды слышал из-за двери беседу старца с неким посетителем. П. В. сказал ему, что это был имп. св. Константин I Великий, который восхищался подвигом иноческой жизни. П. В. имел дар прозорливости.
Несмотря на постоянное стремление к отшельничеству, П. В. не оставался в стороне от событий, происходивших вокруг. Так, он услышал, что в одном селении есть весьма уважаемый человек, к-рый по своему невежеству не почитает третье Лицо Св. Троицы - Св. Духа и других склоняет к ереси. П. В. сплел корзины с 3 ручками по образу трех Лиц Св. Троицы и отправился с ними в это селение. На примере корзин он рассказал людям о Св. Троице так, что смог убедить их оставить еретические взгляды.
Согласно араб. версии Жития, после нашествия берберов (вероятно, в 407) П. В. переселился в окрестности Антинои, а когда умер, его тело было перенесено в этот город и покоилось там 4 столетия. Однако в греч. Житии говорится, что мощи П. В. были перенесены прп. Исидором Пелусиотом в Писидию. В греч. тексте упоминается духовный друг П. В. по имени Павел, к-рого последующая традиция отождествляет с прп. Павлом Фивейским. Проплывая мимо того места, где был похоронен Павел, корабль с мощами П. В. вдруг остановился, и никакими силами его нельзя было сдвинуть с места. Тогда один прозорливый монах понял, что это знамение и нужно перенести на борт мощи прп. Павла. Как только это было сделано, корабль поплыл в нужном направлении, и вскоре 2 подвижника были похоронены в Писидии - на родине прп. Исидора. Однако, если речь действительно идет об Исидоре Пелусиоте, то он род. в Египте, а не в Писидии; в Житии же Павла Фивейского нет сведений ни о его знакомстве с П. В., ни о перенесении их мощей.
В наст. время не установлено, как соотносится с агиографической традицией П. В. сир. Житие егип. подвижника Бишоя (BHO, N 181-182; Bedjan. Acta. T. 3. P. 572-620), память к-рого отмечается в средневек. сиро-яковитских Минологиях 2 июля и 30 нояб. (PO. T. 10. Fasc. 1 (по указ.)). По мнению нек-рых исследователей, эти даты памяти могли перейти в сир. календарь вслед. близости основанного Бишоем мон-ря к мон-рю Сирийцев в Вади-эн-Натрун (см.: Fiey J.-M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 56-57).
Житие П. В. в переводе на слав. язык вошло в Соборник прп. Нила Сорского (Житие прп. отца нашего, Паисиа Великаго, списано бысть прп. отцем нашим Иоанном Коловом // Лённгрен Т. П. Сб. Нила Сорского. М., 2000. Ч. 1. С. 391-466) и в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 231. 2-я паг.).
Описание облика П. В. отсутствует в греч. руководстве для зографов, т. н. Ерминии иером. Дионисия Фурнографиота (ок. 1730-1733), к-рый при составлении своего труда основывался во многом на росписях, в т. ч. афонских, Мануила Панселина. В рус. иконописных подлинниках упоминание о П. В. встречается в XVIII в. под 19 июня. В происходящем из Палеха и принадлежавшем Г. Д. Филимонову подлиннике сводной редакции (нач. XVIII в.) рекомендации о том, как писать святого, расходятся с его ранними изображениями. Если в сохранившихся памятниках преподобный, как правило, предстает с бородой, едва достигающей середины груди, то в основе описания подлинника - эпизод из Жития П. В. в версии прп. Никодима Святогорца, в к-ром упомянуты длинные волосы святого: «Преподобнаго отца нашего Паисия великаго; подобием сед и вельми стар, власы велики и долги, лицем блед с белию и морщиноват, брада долга, доле персей, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 370). В сводном иконописном подлиннике (XVIII в.), изданном С. Т. Большаковым, о внешности П. В. ничего не сказано, упомянут лишь свиток в его руке с текстом: «…дадемися дар от Бога, о коемждо гресе помолишися, оставится согрешающим» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 108). На основе Жития преподобного составил его описание акад. В. Д. Фартусов: «Глубокий старец, египетского типа, сед, волосы очень длинны и густы, так что почти касались земли, борода почти до пояса, лицом очень худ, бледен и морщинист; одежды монашеския, пустынножительския. В руках хартия с его изречением: Бог же доброе твое произволение приемлет, аще же носимая тобою раздати хощеши неимущим, то мнози суть по градом требующии, убозии, нищии, сиротствующии и вдовствующии, от тех промышляй, и многое от Бога приимеши воздаяние» (Фартусов. Руководство к писанию икон. 1910. С. 321).
Изображения П. В. немногочисленны, наиболее ранние известны по монументальным росписям монастырских храмов, программа к-рых предполагала размещение чина преподобных отцов. Образ святого запечатлен на фреске в нефе «Енклистры» мон-ря прп. Неофита в Пафосе на Кипре (1196). П. В. представлен предпоследним (сохр. надпись), в ряду фронтальных, в рост фигур преподобных, вместе с Антонием Великим, Арсением, Евфимием, Аммоном Нитрийским, Андроником, Даниилом Сикеотом, Феодосием Киновиархом, Иоанном Лествичником, Онуфрием Великим, Макарием Великим и со Стефаном Юным. Облик П. В. традиционен для изображения преподобных: он представлен в темно-коричневой мантии, серо-синем хитоне, черной схиме с белым орнаментом в виде сдвоенных полос по низу и с крестами, голова не покрыта. Это седовласый старец со строгим взором огромных глаз на худом с острыми скулами лице, прорезанном морщинами у носа, у глаз и на лбу; волосы седые, гладкие, клиновидная борода средней длины; в правой руке П. В. держит крест, в левой - свиток с надписью: «῾Ο ποτὲ μὲν ὑπακούων ποτὲ δὲ παρακούων τῷ ἐπιστάτῃ αὐτοῦ ἔοικε...» (Тот, кто то повинуется, то противится своему предстоятелю, подобен...- Перевод Л. В. Луховицкого; ср.: Лествица. Слово 4: О блаженном и приснопамятном послушании: «Кто иногда слушается, а иногда не слушается отца, тот подобен человеку, который к больному своему глазу в одно время прикладывает целебную мазь, а в другое известь»). Со свернутым свитком в отведенной в сторону левой, покровенной мантией руке, П. В. изображен в медальоне на фреске храма мон-ря Рамача (ок. 1395).
В чине преподобных отцов образ П. В. представлен в росписях купольных нартексов (лити) афонских мон-рей: кафоликона мон-ря Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Фукас) - в нижнем ярусе на зап. стене, в рост, фронтально, между преподобными Моисеем Муриным и Феодором Студитом, на голове куколь, под мантией на схиме виден небольшой наперсный крест, с аналавом, ноги от щиколоток не прикрыты хитоном, обут в кожаные сандалии; обеими руками держит свиток с текстом: «᾿Ερευνᾶται τὰς Γραφὰς̇ καθὼς εἶπεν ἐν Εὐαγγελίοις Χ(ριστὸ)ς ὁ Θ(εὸ)ς ἡμῶν̇ ἐν αὐταῖς γὰρ εὑρήσετε ζωὴν τ(ὴν) αἰώνιον (Изучайте Писания, как сказал в Евангелии Христос Бог наш, ибо в них вы найдете жизнь вечную.- Перевод Л. В. Луховицкого); кафоликона мон-ря Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Критский) - на юж. стене, между преподобными Алексием, человеком Божиим, и Иоанном Каливитом; а также в трапезной мон-ря Дохиар (ок. 1700, мастер иером. Дамаскинос с Яннины) - на юж. стене, между преподобными Симеоном Столпником и Павлом Латрийским.
К трактовке раннего изображения святого на фреске в мон-ре прп. Неофита близок по общему впечатлению образ П. В. на рус. иконе 1-й пол. XVI в. (Новгород (?), собрание старообрядческого Покровского собора на Рогожском кладбище). Преподобный изображен фронтально, по пояс; жест правой руки - двуперстие, в левой - держит свернутый свиток, перетянутый красным шнуром. Образ очень выразителен в своей лаконичности - у П. В. выступающие скулы и впалые щеки, высокий лоб с морщинами; разделенная надвое борода едва достигает середины груди. На святом светло-желтый хитон, темно-коричневая мантия, зеленоватая схима, поверх нее - пояс, куколь лежит на плечах. В надписи при имени указано: «Великий».
Известны случаи включения образа П. В. в деисусный чин иконостасов: напр., следующим за свт. Василием Великим он представлен в рост, в 3/4-ном повороте на иконе из ц. Рождества Пресв. Богородицы в Роще (Рощинской слободе) в Боровске Калужской обл. (1-я пол. XVII в. (?) с прописями XVIII-XX вв.). У преподобного длинная, доходящая до пояса борода, голова не покрыта (куколь на плечах).
В XIX в. на единоличных иконах П. В. изображался в соответствии с житийным описанием и рекомендациями иконописных подлинников, напр., на мстёрской (?) иконе кон. XIX в. (ГМЗК): в 3/4-ном повороте, в молении Спасителю в небесном сегменте, престол Которого окружают ангелы, на фоне хорошо разработанного пейзажа с видом скалистой пустыни, гор, лесов, реки (см.: Полякова О. А. Шедевры рус. иконописи XVI-XIX вв. М., 1999. № 58). Такого типа образы бытовали у старообряцев, как, напр., икона невьянского мастера (10-20-е гг. XIX в., Музей «Невьянская икона») - в отличие от предыдущей иконы, где П. В. показан с руками в молении, здесь он в левой руке держит развернутый вверх свиток, текст надписи в нем соответствует варианту в подлиннике из собрания Большакова - т. о., икона отражает основной аспект почитания святого как молитвенника за всякого согрешившего.
Образ П. В. помещался и на полях икон в составе избранных святых, напр. на невьянской иконе «Свт. Николай Чудотворец, с предстоящими святыми Иоасафом, Димитрием, Паисием и Иоанном на полях» (1-я четв. XIX в., частное собрание, Екатеринбург) - преподобный показан в нетипичном для него варианте, с куколем на голове; борода средней длины (см.: Невьянского письма благая весть: Невьянская икона в церковных и частных собраниях. Екат., 2009. С. 141).
Длиннобородым П. В. представлен на редкой в его иконографии житийной иконе (Палех (?), сер. XIX в. ЦМиАР). Средник, в котором преподобный изображен фронтально, в рост, держащим развернутый вверх свиток, окружают 16 клейм со следующими сюжетами: 1. Рождение; 2. Крещение; 3. Постриг; 4. Явление ангела П. В. и прп. Иоанну Колову; 5. Явление Иисуса Христа и ангела П. В.; 6. Видение П. В. небесных обителей; 7. Молитва П. В. с привязанными к колу волосами; 8. Явление Иисуса Христа П. В.; 9. Вразумление инока-еретика (П. В. показывает корзины с 3 ручками); 10. Видение ангельских полков; 11. Пророчество юноше; 12. Видение иноку ангела, стоящего у головы спящего П. В.; 13. Видение П. В. голубя после молитвы о согрешающем ученике; 14. Явление юноши с пищей по молитве П. В.; 15. Явление Иисуса Христа молящемуся П. В.; 16. П. В. обличает бесноватого прозорливца. Два заключительных клейма помещены на фоне в среднике: 17. Преставление П. В.; 18. Перенесение мощей П. В. и его сподвижника прп. Павла в Пелусийскую пуст. (см.: Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона. М., 2007. С. 202-203).