ПАПРАЧА
Том LIV, С. 525-526
опубликовано: 19 декабря 2023г.

ПАПРАЧА

[Серб. Папраћа], муж. монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Зворникско-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в с. Папрача, в 20 км от г. Зворник (Республика Сербская, Босния и Герцеговина). Согласно легендам, П. была основана в правление серб. кор. Драгутина (нач. 50-х гг. XIII в.- 1316; см. Феоктист, прп.), но в письменных источниках она впервые упоминается в XVI в.- в турецкой описи 1528/30 г. сообщается, что в с. Папрача живет правосл. свящ. Радица; в описи 1540/42 г. говорится о 2 объектах, к-рые содержатся за счет жителей церкви (т. е. монахов), выплачивающих ежегодно по 180 аспри; по описи 1547 г., мон-рь выплачивал ежегодно 250 акчи. В сер. XVI в. храм был расписан.

Благовещенский мон-рь в с. Папрача. Фотография. 2012 г. Фото: Sonjabgd//ru.wikimedia.org.Благовещенский мон-рь в с. Папрача. Фотография. 2012 г. Фото: Sonjabgd//ru.wikimedia.org.

Братия П. неоднократно приезжала в Россию за милостыней: из первой известной по документам поездки, состоявшейся при игум. Григории в 1551 г., монахи привезли Четвероевангелие, полученное в дар от старца Иосифа из Чудова мон-ря. По дороге в Москву в апр. 1551 г. посланцы получили от житомирского старосты кн. Димитрия Федоровича Сангушко (внука серб. деспота св. Иоанна (Бранковича), сына его дочери Анны) роскошное Евангелие, переписанное дьяком Михаилом. В 1585 г. рус. царь Феодор Иоаннович дал грамоту игум. Захарии с разрешением представителям П. приезжать за милостыней. В 1588 г. рус. царь Феодор Иоаннович послал архим. Иоасафу 60 р. и новое разрешение на получение милостыни. Игум. Лонгин дважды приезжал подтверждать последнюю грамоту: 15 окт. 1591 г. и 3 июля 1607 г. Некоторые делегации П. получали милостыню в Путивле и возвращались обратно без посещения Москвы - в 1628 г. архим. Анания и в 1630 г. игум. Даниил с 3 священниками и диаконом. В 1645 г. в Москве побывала делегация П. в составе игум. Симеона, келаря Тодора, иером. Василия и диак. Иосифа и получила от царя Алексея Михайловича разрешение приезжать за милостыней каждый 8-й год. Но в следующий раз братия П. прибыла в Москву за милостыней только в 1683 г. В 1688 г. от П. в Москву прибыла делегация во главе с епископом Енопольским Иоанном, 25 янв. 1689 г. была получена грамота, позволявшая монахам каждый 8-й год приезжать за милостыней.

В период пребывания в 1689 г. делегации в России сама обитель оказалась на линии фронта во время австро-тур. войны (1683-1699), что вынудило монахов вместе с местным населением уйти на австро-венг. территории. 22 нояб. 1696 г. в Киев прибыла делегация во главе с митр. Белградско-Сремским Стефаном (Метохийцем) и настоятелем П.- архим. Софронием (Подгоричанином; впосл. митрополит Карловацкий). Они представили грамоту, дарованную обители в 1689 г., и сообщили, что папрачские монахи покинули мон-рь и сейчас живут в 20 милях от Будима. Получив милостыню, делегация вернулась на родину, архим. Софроний руководил папрачскими монахами до 1705 г. П. упоминается в отчетах о посещении мон-ря монахами патриаршего экзарха Мелетия в 1708 г., в извещении австрийского осведомителя во время австро-турецкой войны 1716-1718 гг. и как село в приходе в синкелии 1723 г. попа Фомы. В этот период с храма сняли крышу и уничтожили остальные монастырские здания.

До ухода монахов в П. действовал скрипторий (см. Суботин-Голубовић Т. Српско рукописно наслеђе од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 160-161). В нем также переписывались книги, привезенные из России: в 1617 г. Петр переписал Лествицу прп. Иоанна, в 1619/20 г.- Триодь, ок. 1621 г. мон. Даниил (Крпац) списал Синаксарь. Богатством отличалась и ризница. Монахи унесли большую часть ценностей и книг, к-рые впосл. оказались в городах Сараево, Чайниче, в мон-рях на Фрушка-Горе и в разных храмах.

Восстановление П. начал свящ. хаджи Захария Попович ок. 1853 г., о чем сообщает т. н. Тефтер монастыря Папрача, к-рый повествует об истории обители с 1859 по 1880 г. (НБС. Рс 111; см.: Гошић. 1998). Восстановленную церковь в 1869 г. освятил митрополит Дабро-Босанский Дионисий II. Хаджи Захария неск. раз скрывался в Сербии от тур. властей и побывал в России, откуда привез колокол, к-рый неск. десятилетий стоял укрытый в храме в силу запрета тур. властей звонить в колокола. В том же «Тефтере...» описываются б-ка (ок. 30 книг) и ризница П., что говорит о том, что обитель имела все необходимое для проведения богослужений, и что монахи продолжали переписывать книги и делать предметы церковной утвари. На основании упоминания в «Тефтере...» учителя Йовы можно предположить, что в П. действовала школа.

С 1880 г. П. управлял игум. Паисий (Филипович) из Биелине, а с 1892 г.- Кирилл из мон-ря Моштаница (посадил виноградник, умер в 1894). Впосл. игумены часто сменялись, хозяйство пришло в упадок. Игум. Даниил (Билбий) управлял П. с 1901 по 1923 г., отремонтировал храм, возвел братский корпус и здания для школы (1905) и расширил монастырское хозяйство. Во время 1-й мировой войны П. оказалась в тяжелом материальном положении. Игум. Иоаким (Трбоевич) в 1936 г. возвел вокруг обители стену. В нач. 2-й мировой войны он был вынужден покинуть обитель и умер в оккупации в 1941 г. Вскоре храм П. был разрушен, конаки и школа сожжены.

Восстановление П. началось в 1973 г. В 1975 г., в день Рождества Пресв. Богородицы, храм освятил епископ Зворникско-Тузланский Лонгин (Томич). Во время военных действий 1992-1995 гг. П. вновь была разграблена.

Храм П. относится к моравскому типу архитектуры и считается самым монументальным из подобных строений в Боснии и Герцеговине. По архитектуре он напоминает собор мон-ря Манасия, поэтому его возведение датируют сер. XV в. (Kajmaković. 1972) или нач. XVI в. Строение имеет 3 конхи, большой притвор и 2 нартекса (внутренний и внешний). От живописи XVI в. сохранились фрагменты композиций из цикла Страстей Христовых и композиции Успение Пресв. Богородицы. Царские врата и престольные иконы мастера Милии Марковича (1857) пожертвовал храму серб. капитан Миша Анастасиевич из Белграда.

Ист.: Димитриjевић С. Документи коjи се тичу односа између Српске цркве и Русиjе у XVI. в.: Исписи изъ «Гречецкихъ статейныхъ спискахъ» Главног архива Министарства иностраних дела у Москви. Кн. 1 // ССКА. 1903. Књ. 39. С. 16-42; он же. Грађа за српску историjу из рус. архива и б-ка // Там же. 1922. Књ. 53. С. 187-189; Ђерић В. Дванаест писама рус. владалаца српским ман-рима // Старинар. Сер. 2. Београд, 1909. Год. 4. С. 2-11, 22-24; Стоjановић. Записи. 1982. Књ. 1. Бр. 415, 422, 602, 622, 780, 1043, 1089, 1090, 1111; 1984. Књ. 3. Бр. 5605; 1986. Књ. 4. Бр. 6416.
Лит.: Лапчевић П. Пут у Папраћу // Босанска вила. Сараjево, 1887. Год. 2. Бр. 13. С. 193-196; Бр. 14. С. 211-213; Димитриjевић С. Прилози расправи «Одношаjи пећских патриjараха с Русиjом у XVII в.» // ССКА. 1900. Књ. 38. С. 59-84; он же. Одношаjи пећских патриjараха с Русиjом у XVII в. // ГСКА. 1901. Књ. 60. С. 153-203; Петковић В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 241-242; Филиповић М., Мазалић Ђ. Манастир Папраћа у Босни // ССКА. Отд. друштвених наука. 1950. Књ. 99. С. 96-114; Матић С. Опис рукописа Народне б-ке. Београд, 1952. С. 256; Jанц З. Рукописне књиге у Владичанском двору у Вршцу // Рад воjвођанских музеjа. Нови Сад, 1956. Књ. 5. С. 133-146; Kajmaković Z. Oko problema datacije pravoslavnih manastira u sjeveroistočnoj Bosni sa posebnim osvrtom na Papraću // Naše starine. Sarajevo, 1972. Knj. 13. S. 149-171; Зироjевић О. Цркве и манастири на подручjу Пећке патриjаршиjе до 1683. г. Београд, 1984. С. 159; Шупут М. Споменици српског црквеног градитељства XVI-XVII в. Београд, 1991. С. 188-192; Гошић Н. Филолошке и друге напомене о «тефтеру манастира Папраће» (1859) // АрхПр. 1998. Књ. 20. С. 427-442; Бошков М. Монаси из Папраће на поседима породице Хане Деспотовне у Литви // Истраживања. Београд, 2005. Књ. 16. С. 67-90; Православни манастири у Босни и Херцеговини / Текст: Игнатиjе (Марковић), мон. Београд, 2008. С. 190-199.
Л. Пузович
Рубрики
Ключевые слова
См.также