ПЕТР
Том LV, С. 672-673
опубликовано: 25 марта 2024г.

ПЕТР

Петр (Руднев), архиеп. Куйбышевский. Фотография. 1935 г.Петр (Руднев), архиеп. Куйбышевский. Фотография. 1935 г. (Руднев Николай Николаевич; 18.04.1891, с. Кузяево Московского у. и губ.- 3.11.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора, ныне г. Медвежьегорск, Карелия), архиеп. Куйбышевский. Из семьи земских учителей, родители происходили из духовного сословия. После учебы в Перервинском ДУ поступил в 1906 г. в Московскую ДС, к-рую окончил в 1912 г. В том же году принят в МДА. 4 янв. 1914 г., во время учебы в академии, пострижен в рясофор, исполнял обязанности чтеца и канонарха в академическом Покровском храме. 30 июня 1915 г. в Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни ректором МДА архим. сщмч. Иларионом (Троицким; впосл. архиепископ) пострижен в мантию с именем Петр. 5 июля того же года рукоположен в Троице-Сергиевой лавре архиеп. бывш. Вологодским Никоном (Рождественским) во диакона, 20 июля - во иерея. По окончании 4-го курса академии не был включен в разрядные списки выпускников. Ему было разрешено «сдать устные испытания и представить курсовое сочинение после летних каникул, в сентябре месяце 1916 года, после чего и иметь суждение об удостоении его ученой степени или звания». В дальнейшем П. упоминается в числе бывш. учащихся академии, не явившихся на итоговые экзамены «частью по болезни, частью за пребыванием на театре военных действий» (БВ. 1917. Т. 2. № 6/7. С. 95). В 1917 г. П. служил священником в санитарных отрядах и госпиталях на Юго-Западном фронте. В 1918 г. преподавал в КДА, в 1919 г., после закрытия академии, переехал в Москву, был принят в братию Данилова во имя преподобного Даниила Столпника мужского монастыря. Видимо, в это время он завершил свое духовное образование - либо в высшей богословской школе, действовавшей в Даниловом мон-ре под рук. его настоятеля еп. Феодора (Поздеевского; впосл. архиепископ), либо у преподавателей МДА, продолжавших после выселения академии из Троице-Сергиевой лавры учебную деятельность в Москве. Впосл. упоминается о наличии у П. степени кандидата богословских наук (ЖМП, 1931-1935. С. 174).

В 1920 г. П. был назначен наместником ставропигиального московского Симонова монастыря и возведен в сан архимандрита. Принимал меры по введению в обители дисциплины и уставности богослужений. Занимался изысканиями сведений по истории монастыря для научного исследования (не сохр.). Летом 1923 г. возник конфликт между П. и группой симоновских монахов во главе с ризничим игум. Антонином (Чубаровым), в к-рый оказался вовлечен пребывавший в мон-ре на покое еп. бывш. Красноярский Назарий (Андреев). Конфликтную ситуацию в Симоновом мон-ре разбирали патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин), управляющие Московской епархией архиепископы Иларион (Троицкий) и сщмч. Петр (Полянский; впосл. митрополит). В 1924 г. П. отстранен от управления Симоновым монастырем и вернулся в братию Данилова мон-ря. В ночь на 11 дек. 1924 г. арестован. Содержался в Бутырской тюрьме. Обвинялся в том, что «как среди мирян, так и среди монашества, а также и среди высшего духовенства Даниловского монастыря вел антисоветскую агитацию, распространяя... с целью дискредитации советской власти, необоснованные и ложные сведения о репрессиях со стороны советской власти по отношению к духовенству и церкви». 14 марта 1925 г. решением Судебной коллегии ОГПУ освобожден из тюрьмы под подписку о невыезде на время следствия. 25 мая дело против П. было прекращено, «так как следствием вышеозначенное преступление не подтвердилось». Впосл. П. продолжал проживать в Даниловом мон-ре, известно, что в нач. 1928 г. он являлся благочинным мон-рей Московской епархии.

5 нояб. 1928 г. хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Московской епархии. В это время иподиаконом П. был М. Е. Губонин, впоследствии известный церковный историк. 25 сент. 1929 г. П. переведен на Коломенскую викарную кафедру. 13 февр. 1933 г. назначен управляющим делами Московской Патриархии. 4 окт. того же года назначен епископом Самарским и одновременно освобожден от должности управляющего делами Московской Патриархии. 9 июля 1934 г. возведен в сан архиепископа. К моменту вступления П. на Самарскую кафедру во всей епархии оставались действующими лишь 8 церквей, в т. ч. единственный в Самаре Петропавловский храм. В сент. 1934 г. настоятель самарского храма свящ. Леонид Архангельский был уличен в растрате церковных денег и покинул город, что поставило под угрозу сохранение храма. Его приходский совет городские власти признали «неправомочным» и сняли с регистрации. П. сумел добиться от городских властей разрешения на проведение общего приходского собрания, на к-ром были избраны новый приходской совет и ревизионная комиссия. 13 окт. 1934 г. самарская Петропавловская приходская община была зарегистрирована, сам архиепископ получил полномочия как настоятель храма. П. завоевал уважение и любовь прихожан. Первоначально он проживал в келье под колокольней закрытого храма во имя вмц. Варвары. Когда власти приняли решение о сносе Варваринского храма, П. был выселен из своего жилища и жил в домах прихожан. Пешком добирался до Петропавловского храма, по дороге нередко подвергался нападкам, оскорблениям и даже избиениям со стороны активистов-безбожников. В связи с переименованием в янв. 1935 г. города - центра епархии - П. стал именоваться архиепископом Куйбышевским.

2 марта 1935 г. арестован во время богослужения в Петропавловском храме Куйбышева. Проходил по следственному делу настоятеля московского Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, мужского монастыря архиеп. Варфоломея (Ремова), тайно перешедшего в унию и ставшего викарием пребывавшего в Москве римско-католич. апостольского администратора еп. Пия Эжена Невё. Ранее П. поддерживал отношения с еп. Варфоломеем и с Невё и упоминался в переписке католич. администратора, однако никак не был причастен к нелегальной деятельности в СССР Ватикана, к-рый, пользуясь тяжелым положением Русской Церкви во время гонений 30-х гг., пытался тайно организовать в России католич. патриархат вост. обряда. Тем не менее следственные органы предъявили П. обвинение, что он «состоял членом русско-католической контрреволюционной организации при Петровском монастыре и собирал клеветническую информацию о положении в СССР для негласного представителя Ватикана в Москве католической группы». На единственном допросе П. категорически отрицал обвинения в контрреволюционной деятельности и в связях с Ватиканом (Балашова Е. Г. К вопросу о существовании «католической группы» Высоко-Петровского монастыря: (По мат-лам следственного дела 1935 г.) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2017. Вып. 79. С. 71). 26 апр. 1935 г. приговорен особым совещанием при Коллегии НКВД СССР к 5 годам ИТЛ. Отправлен в Соловецкое отд-ние Беломоро-Балтийского ИТЛ. На Соловках П. был зав. читальным залом лагерной б-ки. По воспоминаниям др. заключенных, на Пасху 1936 г. организовал в помещении б-ки архиерейское служение на заутрене с участием епископов сщмч. Аркадия (Остальского) и Льва (Черепанова).

В нояб. 1936 г. лагерное отд-ние на Соловецких островах было реорганизовано в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН); заключенные были переведены на строгое тюремное положение. 16 авг. 1937 г. нарком внутренних дел Н. И. Ежов подписал директиву о проведении операции по «репрессированию наиболее активных контрреволюционных элементов» из числа содержавшихся в СТОН. Чтобы формально обосновать вынесение смертного приговора, тюремным начальством была составлена справка на П., согласно к-рой он «в лагере вращается с бывшими служителями культа, среди которых ведет контрреволюционную деятельность, революционную законность считает общим врагом христианства и себя невинно осужденным». В кон. окт. 1937 г. вместе с первой большой группой заключенных, в числе к-рых были еп. Алексий (Буй), еп. сщмч. Дамиан (Воскресенский), еп. Никифор (Ефимов), свящ. Анатолий Жураковский - всего 1111 чел. (т. н. 1-й Соловецкий этап), П. был вывезен в Карелию и затем расстрелян в лесном урочище Сандормох по приговору Особой тройки при УНКВД по Ленинградской обл. от 9 окт. 1937 г. Похоронен в одной из общих безвестных могил.

Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 399; Акты свт. Тихона. С. 292, 293, 296, 297, 738-742, 772, 886; Резникова И. Православие на Соловках: Мат-лы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. С.175; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Сев. крае (1918-1951): Биогр. справ./ Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 407; Якунин В. Н. История Самарской епархии. Тольятти, 2011. С. 206-207; Никона (Осипенко), мон. Архиеп. Самарский Пётр (Руднев) - постриженик и последователь священномученика Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского // История страны в судьбах узников Соловецких лагерей: Сб. ст. и докл. науч.-практ. конф. Соловецкий, 2018. Вып. 3.
Д. Н. Н.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский