(Во имя апостолов Петра и Павла) , исторический и духовный центр города, важнейшее в градостроительном отношении сооружение, давшее совр. наименование С.-Петербургской крепости (Петропавловская крепость, 1).
Первая деревянная церковь С.-Петербурга и крепость заложены 16 мая 1703 г., в день Пятидесятницы, и строились, вероятно, по проекту царя Петра I. Церковь освятил 1 апр. 1704 г. митр. Новгородский Иoв. Она имела колокольню-башню с курантами, на к-рой по праздникам поднимали флаги. 8 июня 1712 г. Петр I рядом с церковью положил основание каменному собору и одновременно - новой усыпальнице правящей династии. Первoй была возведена главная городская доминанта - многоярусная колокольня со шпилем, увенчанным фигурой ангела (1723),- до 2012 г. самое высокое архитектурное сооружение города; из Голландии были выписаны куранты. Деревянная конструкция шпиля (1719, голл. мастер Х. ван Болес) была обита золоченой медью (рижский мастер Ф. Циферс). Образцом для фигуры ангела, вероятно, послужило завершение башни Ратуши в голл. г. Маастрихте (1659-1685, П. Пост). Церковь была разобрана в 1719 г., перенесена на С.-Петербургскую сторону и освящена вo имя ап. Матфия в память победы под Нарвой (1704), пришедшейся на день его памяти. Ее первоначальный иконостас сохранялся в построенном позднее на том же месте каменном храме вплоть до его закрытия и уничтожения в 1932 г. Собор строился (с 1714) по проекту 1-го архитектора С.-Петербурга Д. Трезини при непосредственном участии Петра I. Стиль - петровское барокко, сформировался на рус. почве, включив в себя мотивы барочной и ренессансной архитектуры Сев. Европы и Италии. П. с. имеет простой, прямоугольный в плане основной объем с главой над предалтарной частью, примыкающую к нему высокую многоярусную башню-колокольню и относится к т. н. зальному типу церковных зданий (внутреннее пространство разделено на 3 нефа равной высоты). Такие храмы и колокольни в XVII в. были типичны для протестант. стран Прибалтики и Сев. Европы. Дух протестант. практицизма, свойственный Петровской эпохе, проявился в рациональности плана собора, простоте убранства фасадов, плоскостности и графичности декора. Фасады оформлены лишь пилястрами тосканского ордера. Наличники с «ушками» высоких прямоугольных окон завершены сандриками с лепными головками херувимов. Карнизы, капители и др. архитектурные детали выполнены из светло-желтого доломита. В то же время решение зап. и вост. фасадов здания, в композицию к-рых включены гигантские волюты над главным карнизом, восходит к церкви капитула иезуитов Иль-Джезу (Спасителя) в Риме (1568-1584, Дж. Бароцци да Виньола, фасад - Дж. делла Порта), ставшей образцом для мн. барочных церквей. Среди прообразов П. с.- церкви св. Мартина в Лондоне (1677-1684, К. Рен), св. Петра в Риге (шпиль 1690 г.), арх. Гавриила (Меншикова башня) в Москве (1701-1707, И. П. Зарудный) и Воскресения Христова на Васильевском о-ве в С.-Петербурге (1713, не сохр.).
В интерьере П. с.- пилоны с золочеными капителями поддерживают крестовые своды. Особо торжественный характер интерьеру придает позолоченный деревянный иконостас 20-метровой высоты. Иконостас - непревзойденный образец рус. резьбы эпохи барокко, создавался в Москве мастерами Оружейной палаты в 1725-1726 гг. по эскизу Д. Трезини и под рук. худож. и зодчего И. П. Зарудного († 1727), был по частям перевезен в С.-Петербург и установлен в соборе в 1729 г. Его отличают необычное для церковного убранства использование мотива триумфальной арки, открытость алтарного пространства, отсутствие единых горизонтальных рядов икон, обилие скульптуры (39 изображений), барочная декоративность. Икoны были написаны московским худож. А. М. Поспеловым «со товарищи»: Ф. Артемьевым (Протопоповым), В. Ивановым Василевским и Федором Поповым в 1727-1729 гг. За исполнением гос. заказа наблюдал директор петербургской типографии, публицист М. П. Аврамов. Большая часть икон написана яичной темперой по левкасу, иконные щиты из дуба, без ковчегов. На 43 иконах - изображения ветхозаветных святых, рус. князей и княгинь, небесных покровителей членов царствовавшей династии. В иконостасе нашла выражение идея триумфа имп. власти и ее божественного происхождения. В символике иконостаса наряду с делением его на «мужскую» и «женскую» половину, к-рое связывалось с прославлением Петра I и его супруги, Екатерины Алексеевны, т. е. с «триумфальной» и «династической» темами, выделяется «аспект прообразовательности» - на иконах представлены святые, служившие прообразами Христа Спасителя или Божией Матери в ВЗ (Бусева-Давыдова. 1999. С. 515-516, 520).
Золоченая деревянная сень над престолом напоминает бронзовую сень собора св. Петра в Риме. Ее украшает «Тайная вечеря», написанная А. Матвеевым (на основе композиции П. П. Рубенса). Перед клиросами расположены резная кафедра (1732, мастер Н. Краскоп) со скульптурами апостолов Петра и Павла и 4 евангелистов, с картинами на сюжеты Свящ. Писания, преимущественно на темы проповедничества, и царское место. Оно украшено изображениями символов государственной власти (резные короны, скрещенные скипетр и шпага), а также вышитым российским гербом под сенью. Восемь небольших иконок и 2 паникадила были вырезаны из слоновой кости в царской токарне. Одно из них, на 26 рожков, отличается необычно большими размерами (4 яруса, диаметр до 1,2 м). До 30-х гг. XIX в. паникадило висело напротив царских врат (ныне в ГЭ). Малое паникадило перед образом ап. Петра царь выточил сам во время лечения на Марциальных Водах. Художественная отделка интерьеров относится к 1728-1731, 1744 гг. Орнаментальную роспись стен выпoлнили художники Ф. Воробьёв, М. Л. Негрубов, фреску в куполе - И. Никитин, лепной декор - А. Квадри, К. Оснер, Иоанн и Игнатий Росси, плафоны в центральном нефе - П. Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах - А. Матвеев (руководитель работ), Г. Гзель, В. Белопольский, В. А. Ярошевский, М. и А. Захаровы, В. Игнатьев, И. Бельский, Д. Н. Соловьёв. «Надзирание в резьбе» осуществлял скульптор Н. Пино. В период строительства каменного П. с. функции кафедрального храма новой столицы выполнял деревянный Троицкий собор на соседней Троицкой пл. (разрушен в 1934). В нем праздновались годовщины Полтавской победы и битвы при Лесной, в честь к-рой в 1721 г. был освящен придел прп. Харитона Исповедника, Ништадтский мир (1721), в 1718 г. отпевали царевича Алексея Петровича, 22 окт. 1721 г. Петра I провозгласили императором. 14 февр. 1721 г. в храме провел 1-е заседание Синод, в нем был возведен в сан архиепископа Феофан (Прокопович).
В 1728 г. собор вчерне был готов, но его отделка затянулась. 26 июня 1731 г. имп. Анна Иоанновна подписала указ о придании храму статуса собора. Oн был освящен в престольный праздник, 29 июня 1733 г., архиеп. Феофаном (Прокоповичем) (возможно, автор программы его иконостаса) в присутствии императрицы. Ему сослужили 4 архиерея, гости из Сербии, Польши и с Афона, что подчеркивало общеправосл. характер торжества. 30 марта 1756 г. в шпиль ударила молния и он рухнул от охватившего его пламени, к-рое перекинулось внутрь. Интерьер при пожаре пострадал, но иконостас удалось спасти (поновлял худoж. И. Я. Вишняков). В 1757 г. по рис. В. В. Фермора и под рук. итал. каменщика А. Антониетти над алтарем вместо первоначального, деревянного был возведен новый, кирпичный купол с люкарнами, увенчанный луковичной главкой в виде «короны». При ремонте сделали каменные своды в куполе и пристроили паперти. 23 июня 1757 г. храм был снова освящен. В 1764 г. имп. Екатерина II распорядилась восстановить колокольню в ее первоначальном виде. Работы проводились в 1768-1779 гг. (под рук. инженера К. ван Болеса, затем - дат. инженера Б. П. Брауэра и А. А. Дьякова). Куранты изготовил часовой мастер Б. Ф. Оорт Красс в Голландии в 1757-1760 гг. и установил в 1776 г. мастер И. Э. Редигер. Новый деревянный шпиль, обшитый медными золочеными листами, воссоздан к 1773 г. Летом 1775 г. установили фигуру ангела. Однако после шторма 10 сент. 1777 г. была воздвигнута новая фигура ангела (1778, архит. А. Ринальди). По проекту Ринальди в 1779 г. в зап. части собора была возведена дополнительная стена, а предположительно на следующий год - кирпичные портики у зап. и юж. фасадов. Стена разделила прежде единое внутреннее пространство храма на главный зал, притвор, ризницу под колокольней и расположенный в юго-зап. части собора придел, освященный 24 нояб. 1779 г. во имя вмц. Екатерины, небесной покровительницы имп. Екатерины II. Отделка «малого храма» площадью 57,4 кв. м завершилась только в 1811 г., когда весь собор был сделан теплым. После восстановления длина П. с. составила 61 м, ширина - 27,5 м, высота до карниза - 15 м. В ходе реставрации 1832-1834 гг. акад. живописи Д. И. Антонелли были выполнены 4 иконы иконостаса, находящиеся в основании киотов: «Богоявление», «Страдания ап. Петра», «Введение во храм» и «Страдания ап. Павла», а также икона «Спас Нерукотворный». В 1830 г. плафон Екатерининского придела расписали И. Е. и Ф. А. Павловы (не сохр.).
Основные ремонтные работы в соборе в XIX в. были связаны с исправлениями колокольни. В 1829 г. шторм сильно повредил фигуру ангела. За ремонт взялся мастер кровельного цеха крестьянин Ярославской губ. П. Телушкин. Осенью 1830 г. за 6 недель ему (без установки дорогостоящих лесов) с помощью подобия веревочной лестницы удалось исправить крест и фигуру ангела. В 1857-1858 гг. инженер Д. И. Журавский заменил деревянную конструкцию шпиля металлической, увеличив его высоту до 40 м, а колокольни - до 122,5 м. Несущие конструкции необычно легкого каркаса были изготовлены на Камско-Воткинском железоделательном заводе. Опоры 8 ребер каркаса были укреплены в кирпичной кладке колокольни. Снаружи 40-метровый шпиль был покрыт медными листами, позолоченными по проекту Г. В. Струве. Над яблоком (диаметр 1,6 м) поднялся 6-метровый крест с новой фигурой символа города - ангела (высота 3,2 м, размах крыльев 3,8 м); крест освятил еп. Ревельский Агафангел (Соловьёв). Одновременно с реставрацией шпиля в 1858 г. московские мастера братья Н. Н. и И. Н. Бутенопы отремонтировали башенные часы и частично модернизировали механизм, куранты настроили на исполнение церковного гимна Д. С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». В 1906 г. их репертуар пополнился гос. гимном Российской империи «Боже, царя храни» А. Ф. Львова. На т. н. рус. звоннице (3-й ярус колокольни, высота 42 м от основания собора) установили 27 колоколов, отлитых на гатчинском заводе А. С. Лаврова (вес самoгo большогo ок. 4,8 т).
В 1833 г. реставрировали живопись и позолоту, под иконостас подвели основание из красного тивдийского мрамора, «оставшегося от Казанского собора». В 1841-1848 гг. был осуществлен внутренний ремонт. В 1849-1857 гг. возобновлены позолота главного иконостаса, сени и кафедры, поновлены иконы, реконструирован скромный малый иконостас «столярной работы», изготовлены новые царские врата и хоругви, киот для запрестольного образа Божией Матери «Знамение». В 1865-1866 гг. обветшавшие царские врата иконостаса были заменены медной копией. Ее исполнили купцы 1-й гильдии К. Никольс и В. Плинке по проекту архит. собора В. П. Куроедова и под наблюдением А. И. Кракау. В 1875-1887 гг. худож. С. И. Садиков вновь реставрировал живопись плафонов и стен обоих приделов. В Екатерининском приделе с 1885 г. осуществили капитальный ремонт. Архитектором собора в это время был Э. И. Жибер, в числе архитекторов-реставраторов трудился В. Ф. Харламов. В 1877 г. первоначальные полотна XVIII в. в барабане заменили работами художников под рук. Ж. Больдини. Существующий ныне живописный декор сводов центрального и боковых нефов собора (70-е гг. XIX в., художники И. С. Ксенофонтов, Ж. Больдини) включает орнаментальную роспись и плафоны с изображением херувимов и ангелов с атрибутами страданий Христа (в центральном нефе) и предметов правосл. архиерейского богослужения (в боковых нефах).
В 1858-1860 гг., во время работ по реставрации фасадов, на вост. фасаде собора акад. живописи П. С. Титов выполнил роспись «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Спасителем» (пoнoвляли в 1873 - Ж. Больдини и в 1908). Восстановлением орнаментально-декоративной живописи в 1908 г. занимались худoжники А. А. Гуджиари и Э. Киль. К 1911 г. наружные стены собора по примеру усыпальницы выкрасили в песчаный цвет (худож. Н. Т. Стуколкин).
Наиболее важно мемориальное значение П. с. в качестве некрополя имп. Дома Романовых по образцу усыпальницы Московских великих князей и царей в Архангельском соборе и цариц - в Вознесенском монастыре Кремля. Первое достоверно известное захоронение в П. с. относится к 27 мая 1715 г., когда здесь в присутствии Петра I и Екатерины была погребена их 2-летняя дочь Наталия. В сев.-вост. части собора появились в разное время могилы др. умерших во младенчестве 5 детей Петра, в 1728 г.- его дочери Анны. У входа в собор на месте буд. придела вмц. Екатерины 7 янв. 1716 г. предали земле тело царицы Марфы Матвеевны. Под еще не достроенной колокольней в годы правления Петра I были погребены кронпринцесса Шарлотта София Кристина Вольфенбюттельская († 22 окт. 1715), жена царевича Алексея, сам убитый царевич (30 июня 1718) и сестра императора, Мария Алексеевна. Гробы с телами скончавшегося 28 янв. 1725 г. Петра I и его дочери Наталии, умершей 4 марта, были помещены внутрь строившегося храма во временную деревянную церковь. С 1727 г. там же находился гроб с телом Екатерины I. Три гроба были преданы земле одновременно 29 мая 1731 г., по окончании строительных работ. Их поместили в общий склеп, сверху установили надгробия из белого алебастра. В 1732 г. имп. Анна Иоанновна распорядилась снять имевшиеся в соборе саркофаги для их замены. В течение XVIII-XIX вв. в соборе были похоронены все императоры и императрицы, за исключением Петра II и Иоанна VI. Прах Петра III по приказанию Павла I был перенесен из Александро-Невского мон-ря в П. с. 5 дек. 1796 г. и погребен одновременно с останками Екатерины II. В XIX в. для организации похорон имп. указом создавалась «Печальная комиссия», которую возглавляли высшие придворные чины. Комиссия привлекала мн. известных архитекторов и художников: Д. Трезини, М. Г. Земцова, А. Ф. Виста, А. Ф. Кокоринова, В. Бренна, Дж. Кваренги. О. Монферран четырежды оформлял собор (для похорон Александра I и Николая I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Феодоровны). Церемония погребения сопровождалась пушечными выстрелами из крепости и перезвоном колоколов городских церквей. Члены Синода во главе с митрополитом С.-Петербургским встречали траурный кортеж у зап. дверей собора. Катафалк обычно ставили в центральном нефе под балдахином, возвышавшимся до самого потолка. Перед гробом императора или императрицы помещали символы гос. власти. С 1831 г. в соборе хоронили также вел. князей, княгинь и княжон, церемониал при этом был более скромным. Могила представляла собою склеп (глубина 2,5 м, длина 2,4 м, ширина 1,2 м), ее стены и дно выкладывались известняковыми плитами. Под основное погребение предварительно отдельно помещались сердце и внутренности. Гроб в медном ковчеге закрывался на замок, после погребения его засыпали песком. Могила покрывалась каменной плитой с надгробием: с 70-х XVIII до 40-х гг. XIX в.- саркофаги серого рускеальского (карельского) мрамора без украшений. В марте 1865 г. Александр II распорядился заменить пришедшие в ветхость надгробия. Мастерская Г. А. Балушкина по проекту архит. Мин-ва имп. двора А. А. Пуаро, который в эти годы осуществлял в соборе надзор, и инженера Г. Е. Паукера к янв. 1867 г. изготовила 15 новых гробниц - из белого итал. (каррарского) мрамора. В июне 1867 г. к гробницам были прикреплены (по углам имп. саркофагов) двуглавые орлы, отлитые из бронзы и позолоченные, а также кресты. На чугунных решетках, окружавших саркофаги, и на стенах собора были укреплены бронзовые доски с текстами, составленными историком акад. Н. Г. Устряловым. 15 гробниц (полые ящики, которые собирали в храме из 5 мраморных досок) изготовил купец 2-й гильдии Г. А. Балушкин. В дальнейшем большинство надгробий (всегo 30) создавалось по такому же образцу. В 1887 г. Александр III пожелал заменить гробницы Александра II и его супруги, Марии Александровны, новыми. Надгробия из серо-зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца - родонита весом 5,1 т и 6,7 т с резными крестами и орнаментами были изготовлены в авг. 1889 - февр. 1905 г. на Петергофской гранильной фабрике по проекту ее директора, архит. А. Л. Гуна, и установлены 17 янв.- 15 марта 1906 г. мастерской И. В. Ботта. В 1907-1909 гг. над могилами сестры Петра I, Марии Алексеевны, царевича Алексея и его супруги, расположенными под колокольней, установили новые мраморные плиты (мастерская Ботта) с бронзовыми крестами и с надписями (фабрика А. Морана). К 1917 г. в храме находилось 41 захоронение. Почитанием в нач. XX в. пользовалась гробница имп. Павла I, по инициативе прот. А. Дернова собирали сведения о случаях благодатной помощи перед ней. Надгробия украшали многочисленные реликвии: иконы в драгоценных окладах с лампадами, серебряные венки, знамена, памятные медали, пасхальные яйца и т. д. Так, на гробнице Петра I стоял образ ап. Петра работы Симона Ушакова в золотом окладе. На надгробии Александра II было 6 лампад, 3 подсвечника, 21 икона, 10 крестов, Евангелие, 8 медалей, 5 пасхальных яиц, 2 знамени - трофеи русско-тур. войны, 165 серебряных венков, на надгробии Александра III - 25 лампад, 54 иконы, 674 венка. Среди святынь на гробницах были: Иерусалимская икона Божией Матери в золотой ризе, украшенная бриллиантами и крупным жемчугом, и образ св. Анны, предстоящей Пресв. Троице (на могиле царицы Анны Иоанновны); иконы Св. Семейства при гробнице Александра I (1801); серебряный крест на могиле Николая I с частицами мощей, который находился в 1856 г. при Псковском ополчении. Большинство др. святынь П. с. также связанo с представителями царствующего дома и являлось их дарами. Один из напрестольных крестов был изготовлен в 1622 г. по повелению государя Михаила Феодоровича Рoманoва. До 1917 г. в соборе духовенство встречало с ним императоров и императриц. Др. крест, созданный в 1684 г. по повелению царя Петра и его матери, царицы Наталии Кирилловны, был перенесен в П. с. из одноименной московской церкви. 1726 г. датировался крест из слоновой кости с 9 медальонами, 6 из к-рых изготовил Петр I с А. К. Нартовым по бронзовым копирам Б. К. Растрелли, крест находится на основании-дарохранительнице в форме храма-ротонды Темпьетто архит. Д. Браманте. Три богато украшенных Евангелия (в т. ч. царей Михаила Феодоровича, 1627; Феодора, Иоанна и Петра Алексеевичей, 1689) созданы в XVII в. и 3 - в XVIII в. В храме находились московские священные сосуды из серебра с финифтью и драгоценными камнями, в частности блюдо (1686) и кропило (1688) - дары царицы Наталии Кирилловны. Вероятно, к освящению собора в 1733 г. был изготовлен потир с чеканными изображениями Тайной вечери, Распятия с предстоящими, апостолов Петра и Павла, позже (после 1830) украшенный бриллиантами в серебряных кастах, пожертвованными вел. кнг. Анной Павловной (ныне в ГЭ). Среди др. святынь собора были: иконы Божией Матери XVII в.- новгородская «Знамение» и московская Смоленская; образ ап. Иоанна Богослова XVI в., мерные иконы небесных покровителей Петра I, Павла I, 2 шитые золотом и серебром плащаницы из Грузии; еще одну плащаницу пожертвовал в 1777 г. архиеп. Гавриил (Петров). Перед амвоном в серебряных ковчегах хранились особо почитаемые святыни - часть ризы Господней и часть главы вмч. Иакова Персянина в серебряных ковчегах, серебряный складень-мощевик.
В соборе, как в мемориале рус. военной славы, хранились трофеи Российской Армии: швед. знамена, взятые под Полтавой, а также во время др. сражений Северной войны (ныне в ГЭ), польск., персид., франц. штандарты, литавры, булавы. Адмиральский тур. флаг, взятый в 1770 г., во время Чесменской битвы, имп. Екатерина II через 2 года собственноручно возложила на гробницу основателя рус. флота - Петра I (оформление знамен в 1855 выполнил О. Монферран).
Великокняжеская усыпальница. Приписной к П. с. являлась Введенская ц. в Комендантском доме. Ей предшествовали домовые церкви во имя Св. Троицы (1760) и святых Кира и Иоанна (1764). После победы над Наполеоном, в 1814 г., в церкви установили походный иконостас имп. Александра I. В 1837 г., при коменданте М. К. Крыжановском, в Комендантском доме на его средства устроили новую церковь, освященную 20 дек. 1837 г. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В 1918 г. храм был закрыт, его убранство утрачено. К собору были приписаны также часовни Гостиного, Щукина и Апраксина дворов (с 1857) и часовня, построенная в 1900-1901 гг. в честь Высочайшего посещения соседнего Монетного двора, в которой стоял дубовый киот с 3 иконами письма П. И. Брусникова. В 1812 г. настоятелем прот. Стахием Колосовым на деньги Комиссии духовных уч-щ был приобретен каменный дом на Неве для уч-ща и причта (совр. участок - Мичуринская ул., 2/10, не сохр.). Нехватка могильных мест в соборе привела к решению Александра III об устройстве новой усыпальницы, примыкающей к П. с. (1886). Первоначальный проект однокупольного сооружения, соединенного с сев. фасадом собора галереей, разработал в 1886-1887 гг. Д. И. Гримм при участии А. Н. Померанцева. В пропорциональном строе величественного здания архитектор использовал принцип квадрирования - соотношение стороны квадрата и его диагонали. 10 марта 1896 г. высочайше был утвержден новый, более скромный проект, выполненный Гриммом совместно с А. О. Томишко. Он предусматривал также сооружение отдельного входа («царского подъезда») в усыпальницу через галерею царских комнат, в галерее для отдыха августейших особ и церковного (причтового) дома. Строительство началось в 1896 г. под наблюдением Томишко, подрядчика И. Д. Гордеева и инженера Н. В. Смирнова. В 1901 г., после смерти Гримма и Томишко, работы по сооружению усыпальницы и церковного дома (начаты в 1900) возглавил Л. Н. Бенуа. В том же году, 6 окт., состоялась торжественная закладка. Бенуа спроектировал оформление интерьеров с использованием сердобольского (валаамского) гранита (стены), белого итал. мрамора (пол) и лабрадора (колонны), а также 36-метровую галерею, соединяющую усыпальницу с юга с собором, с царскими комнатами (1897-1903); ограду перед царским подъездом (со стороны Соборной пл.; образцом для нее по желанию императора послужила решетка Летнего сада, 1904-1906). В наружном убранстве усыпальницы применены такие материалы, как сердобольский гранит и ревельский известняк (цоколь), радомский песчаник (детали фасада). Строительные и отделочные работы в доме завершились к 1905 г., в усыпальнице - в 1908 г. На 1-м этаже дома располагались архиерейские покои (с запада к ним вел митрополичий подъезд с притвором), комнаты для певчих, на 2-м - небольшой музей. Там же хранились утварь и облачения для соборной ризницы. Вост. часть церковного дома занимала б-ка. Церковный дом представляет собой скромное сооружение в традициях неоклассицизма с элементами необарокко и занимает в соборном ансамбле подчиненное положение. Здание великокняжеской усыпальницы - образец стилизаторских тенденций в рус. зодчестве рубежа XIX и XX вв. Убранство его фасадов выполнено в стилистике Ренессанса и франц. барокко, объемное построение здания, увенчанного фонариком с золоченой луковичной главкой, вызывает ассоциации с рус. архитектурой 1-й пол. XVIII в. Разработка проекта велась в соответствии с пропорциями П. с. Перекрестные арки по предложению Л. Н. Бенуа получили параболическое очертание (яйцеобразный профиль), высота купола без креста достигла 42,5 м. Силуэт большого купола усыпальницы уравновесил вертикаль шпиля соборной колокольни, здание, особенно в панораме Невы, воспринимается как продолжение П. с., а в повышенном своде появилась возможность сделать овальные люкарны. Свод был выведен к лету 1903 г., летом 1904 г. смонтирован световой барабан с главкой и крестом, металлоконструкции исполнил металлический завод Сан-Галли. Мозаичные иконы на фасадах (Спас Нерукотворный; Иверская, Казанская и Феодоровская иконы Божией Матери, связанные с историей Дома Романовых) созданы по эскизам худож. Н. Н. Харламова в мастерской В. А. Фролова (установлены к июлю 1907 архит. В. М. Лопатиным). По настоянию царской четы в 1905 г. Бенуа представил проект устройства придела в усыпальнице с небольшим иконостасом из белого мрамора и с бронзовыми царскими вратами. Иконы написаны худож. Н. А. Бруни, по его эскизу в 1905 г. в г. Дармштадте (Германия) был выполнен запрестольный витражный образ «Воскресение Христово» (мастер Г. И. Кузик). Напротив юж. клироса было установлено мозаичное распятие, изготовленное на Петергофской гранильной фабрике по эскизу акад. В. П. Верещагина и по модели скульптора А. Л. Обера. Утварь изготовила московская мастерская поставщика Высочайшего двора П. А. Овчинникова. 5 нояб. 1908 г. зав. придворным духовенством прот. П. Благовещенский освятил в усыпальнице придел во имя св. Александра Невского - небесного покровителя императора, при к-ром было начато строительство. 9 нояб. в усыпальнице состоялось захоронение вел. кн. Алексея Александровича. Эскиз надгробной беломраморной плиты в бронзовой раме был разработан Бенуа и стал образцом для оформления захоронений в усыпальнице. Великокняжеская усыпальница была рассчитана на 60 захоронений в 2-ярусных бетонных склепах. В 1908-1915 гг. в ней были погребены 13 членов имп. фамилии, в т. ч. 8 захоронений перенесли из собора. В вост. части расположили: с сев. стороны - могилы вел. кн. Константина Николаевича, его сестры, вел. кнг. Александры Николаевны и его потомков - Константиновичей, с юж. стороны - вел. князей Владимира Александровича с сыном и Алексея Александровича, в зап. части, к северу от входа,- вел. кнг. Марии Николаевны и троих ее детей. Последним, в 1915 г., здесь пoгребен вел. кн. Константин Константинович. У алтарной стены собора находится небольшое кладбище, где похоронили 19 комендантов крепости, православных и лютеран, в т. ч. Р. Брюса, Н. И. Зиновьева, А. Я. Сукина, М. К. Крыжановского, И. Н. Скобелева, И. А. Набокова, А. Ф. Сорокина, Н. Д. Корсакова, Е. И. Майделя, В. Н. Верёвкина, А. В. Эллиса, К. В. Комарова, В. Н. Данилова. По проекту архит. И. Н. Бенуа и инженера Е. А. Комаровой в 1980-1983 гг. произведены реставрация и благоустройство кладбища.
Штат собора (протоиерей, 4 священника, протодиакон, 2 диакона) на казенном содержании был утвержден в 1737 г., и с этого времени здесь регулярно служили литургии. Богослужения часто возглавляли архиереи - члены Синода, со времени учреждения С.-Петербургской епархии (1742) - столичные владыки. Собор служил обычно и местом архиерейских хиротоний (напр., 6 дек. 1763 в соборе был рукоположен во епископа буд. 1-й митр. С.-Петербургский Гавриил (Петров)). Однако уже с 70-х гг. XVIII в. появились препятствия к сохранению собором статуса кафедрального: он оказался изолирован от нового городского центра, сложившегося на Адмиралтейской стороне (что особенно сказывалось во время ледохода и ледостава «за опасностью Невы»).
П. с. именовался кафедральным до освящения Исаакиевского собора в 1858 г., но архиерейские богослужения с 1811 г. преимущественно совершались в Казанском соборе. В 1859 г. собор был переведен из епархиального подчинения в ведение Придворной строительной конторы Мин-ва имп. двора, а указом Александра III от 7 апр. 1883 г. причт, а также имущество и архив перешли в придворное духовное ведомство при Министерстве двора, что улучшило материальное положение клира. Придворный статус храма соответствовал его исторически сложившемуся значению имп. усыпальницы. Доходы собора складывались из процентов с банковских капиталов, кружечного сбора, продажи свечей, сдачи квартир в церковном доме и земельного участка на р. Карповке, пожертвований на масло для лампад и на заказные панихиды, прежде всего по членам царской семьи.
В соборе проводились торжественные богослужения, в т. ч. в связи с событиями гос. значения (военные победы, заключения мирных договоров, рождение наследников престола и т. п.); в Димитриевскую субботу (перед 26 окт.) совершалась панихида по усопшим воинам. Дни соборных праздников: апостолов Петра и Павла (29 июня), Преполовения Пятидесятницы, Положения ризы Господней (10 июля) и вмч. Иакова Персянина (27 нояб.). К празднику Преполовения было приурочено открытие навигации, что имело важнoе значение для С.-Петербурга, до сер. XIX в. не имевшего постоянных мостов через Неву. В Преполовение из часовни в Домике Петра I приносили чтимую икону Спасителя и крестный ход сначала направлялся с ней из собора на царскую пристань для водосвятия на Неве, а затем шел по крепостным стенам. Само наименование праздника ассоциировалось с «переплыванием» через реку. Чудотворная икона оставалась в крепости до вечера, когда при пении «Коль славен» ее возвращали в Домик Петра I. Еще одно водосвятие на Неве совершали в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Расписание памятных служений (ок. 80 в год) окончательно сложилось к сер. 50-х гг. XIX в. Члены Дома Романовых преимущественно посещали собор в дни заупокойных богослужений. Торжественные службы совершались в дни тезоименитства здравствующих высочайших особ - «царские дни», в дни значимых событий в гос. жизни (напр., после принятия Высочайшего манифеста 17 окт. 1905). Имеются свидетельства того, что великокняжеский свадебный церемониал включал посещение усыпальницы П. с. С 1884 г. в соборе совершались ежедневные утренние и вечерние богослужения. Причт проводил занятия по Закону Божию в гарнизонных ротных школах и учебной команде крепостной артиллерии, приводил к присяге молодых солдат гарнизона крепости и работников Монетного двора, а перед Великим постом исповедовал их в Екатерининском приделе (говели и причащались ежегодно до 2,5 тыс. чел.). Говевших узников крепости священники (несли чередное служение) посещали в местах заключения. Настоятелями собора в XIX - нач. ХХ в. были протоиереи И. Семёнов (служил священником в соборе с 1769, настоятелем - с 1800), С. И. Колосов (1809-1831), Т. А. Вещезеров (1831-1832, преподаватель СПбДА), И. С. Кочетов (1832-1854), Н. Ф. Раевский (1854-1857, при нем, 12 дек. 1855, в соборе еп. Ревельским Христофором (Эммаусским) был рукоположен во священника диак. И. Сергиев - прав. Иоанн Кронштадтский), А. И. Окунев (1858), В. П. Полисадов (1858-1871), В. П. Виноградов (1871-1875), А. Я. Братолюбов (1875-1893), И. С. Нечаев (священник в соборе с 1878, настоятель в 1893-1899), А. А. Дернов (1899-1915), Ф. А. Боголюбов (1915-1922). Духовенство собора, преимущественно выпускники СПбДА, было высоко образованно, занималось преподавательской, общественной деятельностью. Так, митрофорный прот. С. Колосов (1757(1755?) - 1831) и прот. И. Кочетов (1789-1854), профессор церковной истории в СПбДА, были действительными членами Российской академии. Прот. И. Кочетов был ординарным академиком Академии наук, доктором богословия, благочинным, членом духовной консистории и конференции Духовной академии, главой правления Духовной семинарии, профессором богословия и философии Александровского лицея: он являлся автором 1-го курса лекций по нравственному богословию на рус. языке (1823) и «Начертания христианских обязанностей по учению православной Греко-российской Церкви» (7 изданий: 1827-1853). В 1834-1835 гг. он отремонтировал дом причта на Неве, где сам проживал, будучи ректором располагавшегося там же Петропавловского ДУ. В 1857 г. прот. И. Кочетов добился приписки к собору 3 доходных часовен в торговых рядах. Прот. В. Полисадов (1817-1878) до настоятельства в соборе 11 лет служил за границей, издал сборники проповедей на нем. и франц. языках. C назначением настоятелем П. с. почти одновременно определен благочинным, профессором богословия, логики и психологии С.-Петербургского ун-та, а вскоре - ректором Петропавловского духовного уездного уч-ща (закрыто в 1861); был председателем I съезда епархиального духовенства (1864); наставлял «военно-подсудных арестантов» в крепости, в т. ч. А. Гудзевича, Д. В. Каракозова, Д. И. Писарева, Н. А. Серно-Соловьевича, Н. В. Шелгунова. В 1871 г. был перемещен настоятелем в Исаакиевский собор. Законоучитель собора свящ. И. Е. Флёров (1827/30-1879) являлся издателем ж. «Дух христианина» (совместно с прот. Д. И. Флоринским (1827-1888)), трудился в редакциях ж. «Духовная беседа», «Христианское чтение», впервые познакомил рус. общество с братствами в кн. «О православных церковных братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России в XVI, XVII, XVIII вв.». Прот. Д. Флоринский, для которого собор был единственным местом служения, в 50-х гг. XIX в. составил историко-статистическое описание собора, в 1869 и 1882 гг. выпустил о нем 2 книги. На епархиальных съездах 1870-1873 гг. его избирали председателем, с 1866 г. он временно замещал настоятеля собора. В соборе служил франц. свящ. проф. В. Мордрель, к-рый в 1867 г. был присоединен к Русской Церкви из католичества с признанием его сана. Первым старостой стал потомственный гражданин купец 1-й гильдии М. Д. Ертов (Эртов). Он содействовал ремонту собора и устройству при нем б-ки, в к-рую вошло по завещанию книжное собрание еп. Суздальского Афанасия (Кондоиди), исполнявшего одно время также обязанности настоятеля П. с. Преемниками Ертова были крупные жертвователи потомственные граждане П. И. Кудряшов (староста в 1848-1860) и купец 1-й гильдии В. М. Никитин, купец 2-й гильдии И. И. Торшилов, купец 1-й гильдии тайный советник П. И. Губонин (1825-1894). С переходом собора в Придворное ведомство старосту сменил ктитор, к-рый назначался Мин-вом имп. двора. С 1883 г. на протяжении 7 сроков эту должность занимал плац-майор крепости полковник В. П. Сабанеев. Следующим ктитором был плац-майор М. С. Верёвкин, автор брошюры о соборе (Верёвкин М. С. Краткое описание придворного Петропавловского собора в С.-Петербургской крепости. СПб., 1912, 1913. Пг., 19153).
Богослужения в соборе прекратились в кон. 1917 г. Ценности собора еще 19 сент. 1917 г. были эвакуированы в Москву, их судьба неизвестна. Весной 1918 г. 1-й революционный комендант Г. И. Благонравов распорядился закрыть собор для богослужений под предлогом «причинения неудобств администрации крепости». В мае по ходатайству братства приходских советов власти предполагали через 2-3 месяца открыть собор, но 18 июня 1918 г. Президиум Союза коммун Северной обл. постановил закрыть его окончательно. 14 мая 1919 г. входы в П. с. опечатали. Причт собора продолжал служить, преимущественно в часовне Спасителя (Домик Петра I). Последний известный документ, подписанный прот. Феодором Боголюбовым (принял мученическую кончину 14 дек. 1937) как настоятелем собора, относится к 29 мая 1922 г. Имеются неподтвержденные сведения о разорении захоронений вскоре после 1919 г. Мн. ценности исчезли в результате реквизиции, произведенной большевиками 21 апр. 1922 г. В 1921 г. на колокольне был установлен телефонизированный пункт Петроградского укрепленного р-на. В 1922 г. собор был передан Главному управлению научными и научно-художественными учреждениями, в кон. 1926 г. вместе с усыпальницей - Музею революции. Святыни и утварь П. с., а также интерьеры приделов почти полностью утрачены (демонтированы и не воссозданы иконостас Екатерининского придела, частично сохр. в фондах музея). Здание усыпальницы с 1932 г. использовалось под книжный склад, с 1936 г.- ГПИБ, в т. ч. под переплетный цех и типографию, затем - вновь в качестве склада. Предпринятая в 1937 г. попытка настроить куранты и колокола собора на исполнение «Интернационала» не удалась, часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1938 г. предлагалось «снять со шпиля Петропавловской крепости ангела с крестом и увенчать шпиль пламенной звездой». К весне 1939 г. состояние неотапливаемого собора стало «угрожающим для посещения его трудящимися». В 1939 г. прах вел. кнг. Александры Георгиевны, дочери греч. кор. Георга I, был перенесен в королевскую усыпальницу Татой под Афинами.
Зимой 1941 г. шпиль собора был замаскирован группой альпинистов. В 1942 г. осуществлены незначительные ремонтные работы в соборе и новое оформление надгробия Петра I (архит. Я. О. Рубанчик) с установкой бюста - отливки по модели скульптора К. Альбагини. Ныне у гробницы и бюста 2 петровских знамени - Андреевское и Преображенское с надписями: «За имя Иисуса Христа и Христианство» и «Сим знамением победиши!». Церковный дом после 1917 г. был перепланирован, разобран митрополичий подъезд, в сент. 1942 г. в результате попадания фугасной бомбы разрушена сев.-зап. часть здания (ремонтно-реставрационные работы проводились в 1951-1952). В 1962 г. здание оказалось в аренде у Главного управления местной промышленности; в 1975 г. там разместилось научно-производственное объединение «Вымпел».
Собор в 1954 г. был передан Гос. музею истории Ленинграда, в усыпальнице в 1967 г. открылась его экспозиция, посвященная истории строительства Петропавловской крепости. В 1952 г. реставрированы фасады собора (архит. А. А. Кедринский; тогда же куранты заиграли первые такты гимна Советского Союза), в 1957 г.- шпиль (архит. Ю. П. Спегальский), в 1955-1963 гг.- интерьеры, проведена 1-я научная реставрация (архит. Бенуа, со 2-й пол. 70-х гг. XX в. также архит. Т. Н. Ознобишина). В 1984 г. были реставрированы фасады Великокняжеской усыпальницы, и в 1986 г. начата реставрация интерьеров, в 1987-2002 гг.- иконостаса собора, а также картин и икон (до 1995, художники Л. Н. Соколов, Ю. И. Трушин, Э. В. Ермолин, А. С. Газиянц и др.). Основные проектные работы вел ин-т «Ленпроектреставрация». В здании усыпальницы разместилась экспозиция музея.
13 марта 1990 г. в соборе была отслужена панихида по Александру II Николаевичу. Весной 1991 г. зарегистрирована церковная община; первыми настоятелями были прот. П. Красноцветов и прот. Б. Глебов. В 1991 г. состоялся 1-й молебен в Великокняжеской усыпальнице. 29 мая 1992 г. там был погребен кн. Владимир Кириллович Романов. 7 марта 1995 г. в усыпальницу перенесены из г. Кобурга останки его родителей - вел. кн. Кирилла Владимировича и вел. кнг. Виктории Феодоровны, 2 июня 2010 г. в усыпальнице похоронили его супругу, вел. кнг. Леониду Георгиевну. В 1993-1998 гг. проведена реставрация Екатерининского придела (архитекторы А. Е. Гунич, С. С. Наливкина, Е. Г. Арапова). 17 июля 1998 г. там погребены останки, по заключению правительственной комиссии (1998) принадлежащие убитым 17 июля 1918 г. имп. Николаю II, имп. Александре Феодоровне, великим княжнам Ольге, Татиане, Анастасии, лейб-медику Е. С. Боткину и 3 придворным служителям: А. С. Демидовой, А. Е. Труппу, И. М. Харитонову, над захоронением в 2000 г. поставлено надгробие из каррарского мрамора. РПЦ воздержалось от согласия с данной идентификацией. Предполагается, что окончательная позиция РПЦ по вопросу признания ею подлинности «екатеринбургских останков» будет сформулирована на Архиерейском Соборе в 2020 г. В 1991-1995 и 2002-2003 гг. проведена реставрация фигуры ангела и креста. В 1988 г. восстановлена верхняя (т. н. русская) звонница. В 2001 г. на 1-м ярусе колокольни установлен карильон. В 2002 г. с колокольни собора вновь зазвучали мелодии «Боже, царя храни» и «Коль славен Господь в Сионе». Ныне на колокольне П. с. сформировался уникальный комплекс из 103 колоколов (самые старые - 31 голл. колокол 1757 г.). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. П. с., Великокняжеская усыпальница с галереей, царскими комнатами и вестибюлем, а также церковный дом являются объектами культурного наследия федерального значения. 28 сент. 2006 г. состоялся чин перезахоронения: в собор из Королевской усыпальницы в Роскилле (Дания) были перенесены останки имп. Марии Феодоровны, супруги Александра III. Панихиду возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2006 г. воссоздан витраж в Великокняжеской усыпальнице, в дек. 2008 г. в ней завершен 1-й этап реставрационных работ. В 2011-2013 гг. вновь реставрирован иконостас, с 1998 г. и в 2012-2013 гг.- фасады, с 2000 г.- кровля собора. В 2013 г. худож. И. В. Болотовым воссоздана роспись «Предстояние апостолов…». В царских комнатах 13 июля 2013 г. открыта новая экспозиция Гос. музея истории С.-Петербурга. Настоятелем П. с. с 6 сент. 2001 г. является профессор СПбДА, зав. иконописным отд-нием, профессор Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (АХ), председатель С.-Петербургской епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам архим. Александр (Фёдоров). В соборе с 2008 г. совершаются регулярные богослужения в воскресные, субботние и праздничные дни. С 2009 г. богослужения в соборе на престольный праздник ежегодно, кроме 2011 и 2012 гг., возглавлял Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 17 мая 2015 г. главный престол собора освятил митр. С.-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судакoв).