[лат. Theophanes Continuatus], собрание визант. исторических сочинений сер. X в., написанных как продолжение «Хроники» прп. Феофана Исповедника. Коллекция дошла в единственной рукописи нач. XI в. Vat. gr. 167. Позднейшей рукой в нее были внесены многочисленные маргиналии, представляющие собой разметку с указаниями для чтения вслух (возможно, в монастырском обиходе) (Serventi. 2001). В XVII в. для нужд европ. ученых были сделаны неск. копий списка XI в. Для восстановления оригинального текста «П. Ф.» также можно использовать «Обозрение историй» Иоанна Скилицы, охватывающее события 811-1057 гг., поскольку в распоряжении его автора была рукопись, содержавшая более исправный текст, чем дошедший в Vat. gr. 167. (Chronographiae… libri I-IV. 2015. P. 20*-26*). Собрание содержит 3 (или 4) самостоятельных сочинения, образующих единый рассказ о визант. истории, начиная с правления имп. Льва V Армянина (813-820) и заканчивая отвоеванием о-ва Крит у арабов в 961 г., в период правления имп. Романа II (959-963). Однако первоначально эти тексты создавались в разное время разными авторами, имели разную идеологическую направленность и были основаны на разных художественных принципах. И. Беккер, подготовивший издание «П. Ф.» для Боннского корпуса визант. историков (1838), разделил коллекцию на 6 книг со сквозной нумерацией. Такое деление не отражало действительного состава собрания и не соответствовало структуре рукописи. Совр. издатели И. И. Шевченко, М. Фезерстоун и Х. Сигнес Кодоньер используют обозначения «Текст 1», «Текст 2», «Текст 3а» и «Текст 3b».
«Текст 1» («Книги 1-4» в терминологии Беккера) представляет собой имп. хронику (Kaiserchronik) 813-867 гг., к-рая охватывает периоды правления 4 императоров (Льва V, Михаила II Травла, Феофила и Михаила III) и разделена в соответствии с ними на 4 книги (Λόγοι). Согласно надписанию, эта хроника была создана по инициативе имп. Константина VII Багрянородного (945-959), к-рый, по преданию, через свою мать Зою Карвонопсину был связан узами родства с Феофаном Исповедником. В предисловии анонимный автор обращался к императору во 2-м лице и прославлял его как покровителя учености и истинного автора сочинения: «Ты сам повествуешь, лишь взяв в помощники мою руку…» (перевод Я. Н. Любарского). Подчеркнув, что повествование о дурных правителях может стать уроком и принести пользу, автор представил череду портретов бесславных императоров: трое первых были иконоборцами, 4-й - развратником и пьяницей.
«Текст 2» известен как «Жизнеописание Василия I Македонянина». Он начинается в рукописи на fol. 72v и озаглавлен «Историческое повествование о жизни и деяниях славного царя Василия…». Беккер обозначил его как «Книгу 5», однако в рукописи подобных слов нет. Согласно предисловию, написанному от 1-го лица, его автором был сам имп. Константин VII, к-рый намеревался изложить историю правления всех византийских императоров начиная с 324 г., но из-за нехватки времени и телесных сил решил остановиться только на деяниях своего деда, основателя Македонской династии имп. Василия I Македонянина (867-886), хотя и отметил, что постарается довести повествование до своего времени. Авторство имп. Константина VII маловероятно, в ряде случаев по ходу повествования он даже упоминается в 3-м лице. Скорее всего речь идет лишь о его инициативе, контроле за ходом работы и, возможно, написании предисловия. В заголовке упомянут некий «писатель», к-рому император «предоставил» «собранную» им повесть для редактуры и оформления (Chronographiae… liber quo Vita Basilii. 2011. P. 8). Шевченко обнаружил ряд текстуальных параллелей между «Жизнеописанием Василия...» и Повестью об Эдесском убрусе, посвященной перенесению реликвии в К-поль в 944 г., авторство к-рой приписано императору (BHG, N 794). По мнению исследователя, оба текста были созданы одним и тем же «литературным рабом» на службе имп. Константина VII (Шевченко. 1993. С. 27).
«Жизнеописание Василия...» основано на противопоставлении образов идеального правителя Василия I и дурного правителя Михаила III. Первый является олицетворением всех добродетелей, 2-й воплощает все возможные пороки, а значит, его убийство (в к-ром повинен он сам, а не имп. Василий I) - не преступление, а благо для державы. По структуре рассказ о Василии существенно отличается как от предшествующего ему текста, так и от «Хроники» прп. Феофана Исповедника, поскольку тематический принцип в нем преобладает над хронологическим (Каждан. 2012. С. 151-152). Жанр «Жизнеописания Василия...» не поддается однозначному определению: в нем присутствуют элементы античного энкомия и псогоса, почти не известной в визант. словесности светской биографии и даже агиографии (рассказы о чудесах и предзнаменованиях). В то же время сочинение не соответствует в полной мере ни принципам античного λόγος βασιλικός, как их сформулировал Менандр Ритор, ни структуре светской биографии по образцу Плутарха (Alexander. 1940; Jenkins. 1954. P. 20-30; Van Hoof. 2002; Каждан. 2012. С. 156).
«Текст 1» и «Текст 2» были задуманы имп. Константином VII как части единого проекта: в «Тексте 1» встречаются отсылки к «Тексту 2», а в тех случаях, когда в «Тексте 1» и «Тексте 2» изложены одни и те же эпизоды, их версия в «Жизнеописании Василия...» кажется более полной и первичной (Signes Codoñer. 1989). По мнению К. Манго, «Жизнеописание Василия...» могло быть создано в 957-959 гг. (Chronographiae… liber quo Vita Basilii. 2011. P. 7*-9*). Определить, кому именно имп. Константин VII поручил работу над задуманными им историческими сочинениями, невозможно. Исследователи видели в анонимных авторах придворного агиографа и эпистолографа Феодора Дафнопата, об утраченном историческом труде к-рого писал Иоанн Скилица (Treadgold. 2013. P. 176-180, 189-190), или известных только по именам историков, к-рых также упоминает Скилица,- Иосифа и Мануила (Scyl. Hist. P. 3). Кругозор составителя «Текста 1» был достаточно широк, он цитировал таких античных авторов, как Полибий, Плутарх и Дионисий Галикарнасский. При этом набор цитат очень близок по составу к фрагментам, включенным в «Эксцерпты» имп. Константина VII. Возможно, создатель «Текста 1» входил в группу книжников, занимавшихся подбором цитат для этих антологий. Также обнаружены пересечения «Текста 1» с трудами Арефы, архиеп. Кесарийского, в частности в использовании пословиц (Chronographiae… libri I-IV. 2015. P. 14*-15*; Signes Codoñer. 2017).
В «Тексте 1» и «Тексте 2» есть много пересечений с «Историей царей» Генесия. Теория о том, что труд Генесия был источником для «П. Ф». (Barišic. 1958; Idem. 1961), была опровергнута (Ljubarskij. 1987). Большинство исследователей полагают, что пересечения объясняются использованием общего досье источников. Вероятно, в него входили не историографические сочинения, а образцы ораторской прозы (несохранившиеся энкомии имп. Василию I) и документы, использованные также при создании компиляций «Об управлении империей» и «О фемах» (Signes Codoñer. 1993/1994; Chronographiae… liber quo Vita Basilii. 2011. P. 10*-12*). Принципы работы писателей с этими материалами были разные: автор «Текста 1» стремился в основном унифицировать разрозненные источники, а Генесий выстраивал свое произведение так, что сюжетно-тематический принцип превалировал над хронологическим, и создавал небольшие по объему законченные эпизоды (Каждан. 2012. С. 163-165). По мнению У. Тредголда, центральным сочинением среди источников была утраченная «Тайная история» Никиты Давида Пафлагона (Treadgold. 2013. P. 168-175). Вероятно, сначала было создано «Жизнеописание Василия...», затем с опорой на него написана «История царей», однако имп. Константин VII остался недоволен ее стилем и повествовательной манерой, а также тем, что Генесий не остановился на царствовании имп. Михаила III, а охватил и время правления имп. Василия I, тем самым допустив нежелательные пересечения с «Жизнеописанием Василия...». В итоге император передал использованное Генесием досье автору «Текста 1» (Ibid. P. 187-188; Magdalino. 2013. P. 201-202). Альтернативная гипотеза предлагает иную последовательность: Генесий писал свое сочинение в 2 этапа - сначала создал первые 3 книги, а затем, после публикации «Жизнеописания Василия...», дописал 4-ю книгу (Genesios. On the Reigns of the Emperors / Transl., comment. A. Kaldellis. Canberra, 1998. P. XI-XIV).
На fol. 124 в рукописи Vat. gr. 167 начинается другое сочинение. Как и в случае с «Жизнеописанием Василия...», использованное Беккером обозначение «Книга 6» в рукописи отсутствует. У сочинения нет ни названия, ни предисловия. Повествование, написанное более доступным языком, чем предшествующие произведения, начинается с событий 886 г. и продолжается до 961 г., где неожиданно обрывается. Разделы соответствуют правлениям императоров. В конце кодекса можно предположить утрату листа или бифолия. В таком случае первоначально повествование было доведено до конца правления имп. Романа II (963). Исследователи склонны выделять внутри текста 2 самостоятельных сочинения: «Текст 3а» (Theoph. Contin. P. 353.6-435.21), отличающийся более критичным отношением к Македонской династии и более лояльным - к имп. Роману I, и «Текст 3b» (Ibid. P. 436.1-481.12), в котором, напротив, более положительными качествами наделены имп. Константин VII и его сын имп. Роман II. При этом оба текста обнаруживают много совпадений с различными редакциями «Хроники» Симеона Логофета и могут считаться не самостоятельными произведениями, а ее текстуальными вариантами (Sym. Log. Chron. P. 45*). Авторство «Текста 3a» нек-рые ученые также приписывали Феодору Дафнопату (Каждан. 1961. С. 91-95; ср. критический обзор в: Markopoulos. 1985). В сочинении упоминается царствование «победоносного императора Никифора» (Theoph. Contin. P. 378.16-17), следов., оно было написано в царствование имп. Никифора II Фоки (963-969).
Объединение в сборник, согласно гипотезе издателей, осуществил незаконнорожденный сын имп. Романа I Лакапина Василий Ноф (ок. 925-985). При имп. Константине VII он имел большое влияние, занимал пост паракимомена (спальничего), но в последние годы жизни императора уступил его Иосифу Вринге. При имп. Никифоре II Фоке Василий вновь занял пост паракимомена и, кроме того, стал проэдромом сената (Angelidi. 2013). В сер. 60-х гг. X в. Василий довел до конца начатые имп. Константином VII масштабные проекты: «П. Ф.» и «Книгу церемоний византийского двора» (Const. Porphyr. De cerem. I 96). Однако, спеша завершить историческую компиляцию, задуманную имп. Константином VII, Василий Ноф не имел возможности унифицировать источники, поэтому в «Тексте 3b» встречаются выпады против самого Василия и восхваления Иосифа Вринги (Featherstone. 2011; Idem. 2014).
Полного критического издания «П. Ф.» не существует. «Жизнеописание Василия...» было опубликовано Львом Алляцием в 1653 г. по поздней рукописи Vat. Barber. gr. 264 (ок. 1628). В 1685 г. Ф. Комбефис опубликовал все тексты, входящие в коллекцию, по списку 1628 г. Vat. Barber. gr. 232 под заглавием «Писатели после Феофана» (Scriptores post Theophanem). Беккер издал тот же текст в Боннском корпусе визант. историков под заглавием Theophanes Continuatus. Публиковать тексты по Vat. gr. 167 начал на рубеже XIX и XX вв. К. де Боор, однако он не довел работу до завершения. В 1975 г. Шевченко получил в Мюнхене от Х. Г. Бека черновики де Боора, сделал их фотокопии и вернул в Германию, где они вскоре были утрачены. Материалы де Боора были использованы при подготовке новых изданий «Текста 1» и «Текста 2».