(ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги (Елены), отец киевского кн. Святослава Игоревича. Сведения об И. содержатся в «Повести временных лет» (ПВЛ), Новгородской I летописи младшего извода (НПЛ), а также в визант., араб. и западноевроп. источниках. Согласно древнерус. летописной традиции, И. был сыном кн. Рюрика, призванного во 2-й пол. IX в. на княжение в Сев. Русь (в соответствии с ПВЛ в 862 в Новгород). Ряд исследователей сомневаются в данной версии происхождения И. из-за большого разрыва между временем жизни Рюрика и достоверно известными датами деятельности И. (между 941 и 945). Имя Игорь (Ingvarr) скандинавское. Точная дата рождения князя неизвестна. Ранние летописные своды, сохранившие 2-ю и 3-ю редакции ПВЛ, ее не сообщают, в поздних летописях приводится неск. датировок в пределах 70-х гг. IX в.
В соответствии с ПВЛ после смерти Рюрика новгородским князем в 879 г. стал Олег, поскольку И. был ребенком (Рюрик передал княжение Олегу, «от рода его суще», и дал ему «на руце» малолетнего сына); главная роль в захвате Киева принадлежала Олегу, а не И., к-рый в летописи выступает как законный наследник княжеского стола. Факт правления в Киеве Олега удостоверяет договор Руси с Византией 911 г., где Олег назван рус. князем; И. в данном источнике не упоминается. Недостоверными являются сообщения НПЛ о том, что после смерти Рюрика И. сразу же стал правителем Новгорода и именно он захватил Киев, убив княживших здесь Аскольда и Дира, при этом Олег действовал как воевода И. (эти события описаны в НПЛ под 854).
Согласно ПВЛ, И. вокняжился в Киеве после смерти Олега в 913 г. Эта дата условна, как и большинство др. летописных датировок 1-й пол. X в. (исключая подтверждаемые иными источниками). Несомненно лишь то, что И. занял киевский стол между 911 г., когда рус. князем был Олег, и 941 г., когда И. возглавил поход на К-поль, о чем сообщают греч. и лат. источники. Распространившееся в новейшей историографии мнение, что рус. князья, в т. ч. И., обосновались в Киеве лишь в 30-х гг. X в., маловероятно - княжение здесь Олега подтверждается его договором с Византией, в к-ром упомянут Киев (договор помещен в ПВЛ под 907 г.). В ПВЛ сообщается, что после смерти Олега И. в 914 г. победил восставших древлян, в 915 г. заключил мир с печенегами, в 920 г. воевал с ними. Под 922 г. в НПЛ сообщается о том, что И. подчинил уличей, повторно об этом сказано под 940 г.
В 941 г. И. совершил поход на К-поль, о к-ром сообщает ряд визант. источников и Лиутпранд Кремонский. Рус. войска нанесли серьезный урон окрестностям города, но были разбиты в морском сражении византийцами, применившими «греческий огонь». Согласно ПВЛ, в 943 или 944 г. И. готовил новый поход на Византию, остановленный обещанием греков выплатить дань; некоторые исследователи сомневаются в достоверности известия об этом походе. В сент.- сер. дек. 944 г. И. заключил договор с визант. имп. Романом I Лакапином, в к-ром оговаривались союзнические обязательства сторон, условия торговли и способы разрешения конфликтов между русскими и греками. В договоре И. назван «великим князем русским». Из документа известно, что среди рус. послов, подписавших договор, были христиане, клявшиеся «честным крестом». В летописном рассказе об утверждении договора в Киеве, помещенном после самого документа, сообщается о клятве И. и его людей и указывается, что рус. христиане клялись в находившейся на Подоле киевской соборной ц. св. Илии. Впрочем, мн. исследователи сомневаются в достоверности этого сообщения, поскольку оно основано на данных, почерпнутых из договора, в последнем же говорится о клятве в ц. св. Илии, но не в Киеве, а в К-поле - по-видимому, в приделе соборной ц. Богоматери Фаросской, находившейся с сев.-вост. стороны имп. дворца (Васильев М. А. Степень достоверности известия «Повести временных лет» о процедуре ратификации рус.-визант. договора 944 г. в Киеве // ДГВЕ, 1998 г. М., 2000. С. 64-71). В договоре 944 г. принесение клятвы по христ. обряду сопровождалось языческими санкциями за ее нарушение. Для рус. стороны данный договор был менее выгоден, чем тот, к-рый был заключен в 911 г. (в более раннем документе дружинники-христиане не упом.).
Зимой 944/5 или 945/6 г. И. отправился за данью к древлянам, с к-рых ранее уже собрал дань его воевода Свенельд. Получив требуемое, И. с небольшой дружиной вскоре вернулся и в нарушение договора потребовал новых выплат. Тогда древляне восстали, отряд И. был перебит, князь попал в плен и был казнен. По сообщению Льва Диакона, древляне привязали И. к верхушкам 2 деревьев, наклоненных к земле; распрямившиеся деревья разорвали тело князя.
Деятельность И. приходится на период складывания Древнерусского гос-ва. По данным, изложенным в трактате имп. Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (ок. 948-952), при И. непосредственная власть киевского князя распространялась на узкую полосу территории с юга на север Восточно-Европейской равнины с городами Киевом, Новгородом, Смоленском, Черниговом, Любечем и Витичевом. К западу и к востоку от этой территории располагались «склавинии» - восточнослав. догос. общности, обязанные киевскому князю данью и союзом: древляне, дреговичи, кривичи, северяне, лендзяне, уличи. Сбор дани с них осуществлялся во время полюдья - объезда «склавиний» отрядами киевских дружинников.
Супругой И. была кнг. Ольга. Согласно ПВЛ, брак был заключен в 903 г., что не представляется достоверным, т. к. ко времени смерти И. его сын Святослав был ребенком. В русско-византийском договоре 944 г. и в сочинении имп. Константина VII названы 2 племянника («нетии») И.- князья Игорь и Акун, а также др. лица, интерпретируемые в историографии как члены семьи правителя. Все позднейшие русские князья Рюриковичи были потомками И. Как дед равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича И. упоминается в «Слове о законе и благодати» митр. св. Илариона (2-я треть XI в.): «Похвалимъ… нашего учителя и наставника великааго кагана нашеа земли Володимера, вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава, иже въ своа лета владычествующее, мужествомъ же и храборъствомъ прослуша въ странахъ многах, и победами и крепостию поминаются ныне и словуть. Не въ худе бо и неведоме земли владычьствоваша, нъ въ Руське, иже ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли» (БЛДР. 1997. Т. 1. С. 42).