Акка́бе-саа́т [эфиоп. - блюститель часов], один из высших титулов в Эфиопской Церкви, первоначально титул настоятеля древнего мон-ря Дабра-Либанос в обл. Шимезана в Сев. Эфиопии (не путать с одноименным мон-рем в южноэфиоп. обл. Шоа, к-рый появился лишь в самом кон. XIII в. и стал знаменитым монастырским центром Эфиопии). Сев. Дабра-Либанос в Шимезана был основан, по преданию, еще в VI в. аввой Мата, одним из «девяти преподобных», и название его можно перевести как «Гора Ливанская» или как «мон-рь Ливания» (Ливаний - греч. имя аввы Мата, сирийца по происхождению). В XI-XII вв. при дворе эфиоп. царей династии Загве настоятель этого мон-ря, носивший титул А.-с., имел право восседать слева от царского престола. Большое политическое и церковное значение титул получил в XIV-XVI вв., в царствование династии Соломонидов, значительно расширивших христ. царство на юг. Немалую помощь в этом им оказало эфиоп. монашество с центром в мон-ре св. Стефана на оз. Хайк. Именно настоятель Хайкского мон-ря, получавший от эфиоп. царей древний титул А.-с., осуществлял при дворе постоянную связь между гос. и монашескими институтами. Митрополитами Эфиопии до 1957 г. были копты, т. е. иностранцы, не всегда хорошо разбиравшиеся в эфиоп. реалиях, поэтому роль А.-с. оказывалась весьма важной и в политической, и в религ. жизни страны. После того как мон-рь Дабра-Либанос в Шоа в кон. XIII в. по своему значению затмил Хайкскую обитель, функция связующего звена между царской властью и эфиоп. монашеством перешла в XVII в. к настоятелю Дабра-Либаносскому, носившему титул эччеге; титул же А.-с. в XIX в. вышел из употребления.