БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том VI , С. 243-245
опубликовано: 7 октября 2009г.

БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

находился в юж. части г. Брест-Литовска (древнее Берестье, совр. Брест, Белоруссия), на Волынском предместье, за р. Мухавец. Время основания неизвестно. Впервые мон-рь упоминается в привилее 1499 г., данном Берестью вел. кн. лит. Александром Ягеллончиком, где о Б. м. говорится, что он «древний», в нем 2 храма: прп. Симеона Столпника и трапезный Благовещенский. В XVI в. Б. м. находился на землях, принадлежавших Солтанам, к-рые являлись патронами обители. В 1604 г. Солтаны продали земли разоренного и покинутого насельниками Б. м. вел. литов. маршалку кальвинисту К. Монивиду Дорогостайскому. В XVII в. монастырскими землями владели Сапеги (под 1644 новогрудского воеводу Сапегу (вероятно, Томаша) как владельца земель, на к-рых стоит обитель, упоминает в «Диариуше» прмч. Афанасий (Филиппович)). Затем право патроната над Б. м. вместе с купленными у Н. Сапеги землями перешло к правосл. смоленскому хорунжему В. Красинскому, к-рый передал право патроната и коляторство (право назначения на церковные должности) православному К. Выговскому, подчашему Хелминскому. О последующих патронах Б. м. сведений нет.

После заключения в 1596 г. Брестской унии Б. м. вместе с брестским Рождество-Богородицким мон-рем был передан униатам. В 1632 г., когда правосл. Церковь в Речи Посполитой была легализована благодаря изданию «Статей для успокоения народа русского греческой религии», Рождество-Богородицкий мон-рь был возвращен православным. Вскоре удалось вернуть и Б. м.: 4 окт. 1633 г., заручившись письменным распоряжением воеводы Р. Лещинского (владельца или арендатора земель, на к-рых располагался мон-рь), мещане Бреста во главе со слугой воеводы Я. Балцеровичем призвали в Б. м. монахов из правосл. Яблочинского мон-ря. С этого времени Б. м. оказался вовлечен в длительные судебные разбирательства с униатской капитулой. Причиной конфронтации стало возвращение в 30-х гг. XVII в. большого числа брестских мещан из унии в Православие; мн. жители Бреста становились прихожанами монастырской Симеоновской ц. и отказывались делать взносы в пользу униатской ц. свт. Николая. В 1639 и 1641 гг. униаты 4 раза обращались с жалобами в магистратский суд и в задворный королевский суд, к-рый в конце концов признал притязания униатов законными, кор. Владислав IV обязал брестских мещан нести прежние повинности по отношению к Римскому костелу и униатской Церкви. Однако эти меры не привели к уменьшению правосл. паствы, мн. горожане после кончины оставляли Симеоновской ц. свои земли и имущество. В 1680 г. Красинский, владелец земель, на к-рых располагался Б. м., построил при обители часовню во имя первомч. Стефана и оставил обители владение в городе. Красинский оговорил, что мон-рь должен подчиняться православному Могилёвскому епископу, а в его отсутствие - Киево-Печерскому мон-рю.

Прмч. Афанасий Брестский. Икона. 80-е гг. XX в.Прмч. Афанасий Брестский. Икона. 80-е гг. XX в.Первый из известных игуменов Б. м.- прмч. Афанасий (Филиппович) управлял обителью с 1640 г. Выступая против унии, он стремился восстановить права брестского правосл. братства, объединявшего Б. м. и мон-рь Рождества Богородицы, и юридически оформить права последнего на владение землями и имуществом. После гибели игум. Афанасия в мае 1649 г. монахи Б. м. обрели останки мученика и похоронили в храме прп. Симеона Столпника, в склепе у правого клироса; в обители началось почитание святого. Игумен Б. м. Иаков (Карасинский) в качестве представителя Луцкого еп. Гедеона (Святополка-Четвертинского) в авг. 1681 г. участвовал в съезде депутатов духовенства и ставропигиальных правосл. братств в Нов. Дворе; депутаты подписали «Постановление о мерах для защиты Православия», в к-ром подтвердили свое желание держаться правосл. веры и подчиняться К-польскому Патриарху. В 1682 г. мон-рь вел тяжбу с напавшими на его владения иезуитами; насельникам Б. м. удалось добиться от короля письма к иезуитам с призывом решать споры через суд. В контексте противостояния униатам, очевидно, следует рассматривать пожар в Б. м. в 1716 г. 25 мая 1716 г. в брестский суд была внесена «манифестация», в к-рой ответственность за пожар возлагалась на противников Православия. (Об этом пожаре говорится также в жалобе насельников Дятловицкого мон-ря близ Пинска от 24 февр. 1722 г. Петру I на бедственное положение Церкви в Речи Посполитой: «Монастырь преподобного отца Симеона Столпника з церквию новою и со всеми будованиями монастырскими сожгоша иновернии».) После пожара в Б. м. была построена новая ц. прп. Симеона Столпника с приделами во имя первомч. Стефана и во имя вмц. Варвары. В актах за 1687/88, 1699 гг. упоминается игумен Б. м. Сильвестр (Троцевич), к-рый внес в 1699 г. в брестские гродские книги подтвердительный привилей кор. Августа II на церковь Рождество-Богородицкого мон-ря (подтверждал привилеи 1633 и 1670 гг.). В том же году игум. Сильвестр представил для записи в гродские книги подтвердительный привилей Августа II Б. м. на земельные владения «Дарки» и мельницу; Б. м. был освобожден от всех повинностей, кроме чинша (регулярного оброка).

В нач. XVIII в. положение Б. м. было тяжелым. В 1722 г. «берестинские старцы» наместник Гервасий (Рудницкий) и иером. Антоний (Почаевский) обратились за помощью в Святейший Синод РПЦ. Поскольку с 1706 г. в мон-ре отсутствовал настоятель, по просьбе братии в Б. м. из Заиконоспасского московского мон-ря был переведен игум. Варфоломей (Филевский), к-рый недолго пробыл в мон-ре и в 1724 г., несмотря на запрет Киевского архиеп. Варлаама (Ванатовича), самочинно покинул обитель. В 1722 г. наместник Гервасий вел переписку с Синодом и по др. вопросам: просил ускорить назначение представителя на сейм в сент. 1722 г., к-рый смог бы отстаивать права православных, попираемые униатами и католиками. Брестские старцы испрашивали также для мон-ря богослужебные книги. Вероятно, в том же году оба они посетили Россию. В 1735 г. кор. Август III даровал Б. м. подтвердительный привилей на Рождественскую ц. (возможно, к тому времени Рождественский мон-рь уже не существовал), владение мельницей с лесами и землями.

В 1753 г. игумен Б. м. Иммануил (Белошицкий) перешел в унию и отдал базилианам (см. Василиане) часть монастырского архива и принадлежавших мон-рю земель. Сменивший его игум. Спиридон (Гриневецкий) начал судебный спор с базилианами: по решению суда монастырские документы и земли должны были быть возвращены Б. м., однако часть земель, переданных Белошицким, осталась за базилианами.

С 1793 г. Б. м. находился в Минской епархии РПЦ. После выхода указа о духовных штатах по Юго-Зап. краю (1795) мон-рь был включен в число заштатных. В 1797 г. в Б. м. была учреждена архимандрития, в сан архимандрита был возведен игумен мон-ря Аркадий. Согласно «Истории Российской иерархии» архиеп. Амвросия (Орнатского), к 1811 г. в архитектурный комплекс Б. м. помимо Симеоновского храма входили Благовещенская ц. с трапезой, колокольня, настоятельские и братские кельи. Обители принадлежали 53 дес. земли и мельница. Во время Отечественной войны 1812 г. в Б. м. была сожжена большая часть построек, пострадала Симеоновская ц., медная рака с мощами прмч. Афанасия расплавилась, но частицы мощей уцелели и были помещены в деревянном ковчеге в трапезной Благовещенской ц. На восстановление обители были отпущены деньги из средств Грозовского и Слуцкого мон-рей Слуцкого у. Минской губ. Пожар 8 нояб. 1816 г. вновь уничтожил почти все монастырские строения, в т. ч. ц. прп. Симеона Столпника. Во время визита в Брест-Литовск имп. Александра I (1823) настоятель Б. м. обратился к нему за помощью в восстановлении храма. Последовала переписка между кн. А. Н. Голицыным и Минским архиеп. Анатолием (Максимовичем). Архиеп. Анатолий так описывал состояние монастырских построек: «Церковь в одной связи с братскими келиями крепкая, колокольня ветхая, иконостас вместо ветхого у[с?]трояется новый, утварью и книгами скуден, монастырское деревянное строение, ограда плавучая, мельница и корчма по крайней ветхости требуют починки»; в 2 мон-рях Гродненской губ., Б. м. и Бельском, жили 12 монахов. Архиеп. Анатолий указал на то, что закрытие Б. м. в то время, когда униатские и католич. храмы находятся в «цветущем состоянии», может произвести на прихожан тягостное впечатление. Несмотря на это, решением Синода Б. м. в 1824 г. был упразднен, Благовещенская ц. обращена в приходскую. Монастырские постройки разобрали в 1833 г. в связи со строительством крепости в старой части Бреста. В 1865 г. в новой части города был воздвигнут Симеоновский собор, в наст. время являющийся кафедральным храмом Брестской епархии.

Ист.: ПСПиР. Т. 2: (1722). СПб., 1872. № 803. С. 498-499; ОДДС. Т. 2. Ч. 1: (1722 г.). СПб., 1879. № 704/441. Стб. 1067; № 753/555. Стб. 1140-1145; Прил. № XXXIII. Стб. CCXIII-CCXIV; Т. 4: (1724 г.). № 6. Стб. 6; ПСЗ. Т. 39: 1824 г. СПб., 1830. С. 468-470. № 30010; Акты, изд. Виленскою археогр. комиссиею. Т. 2: Акты Брестского земского суда. Вильно, 1867. № 10 (с. 20-21), № 22-24 (с. 59-66); Т. 3: Акты Брестского гор. суда. Вильно, 1870. № 62, 109, 133, 153; Т. 6. № 26 (с. 273-275), № 56 (с. 321-322), № 57 (с. 322-323), № 70 (с. 338), № 80 (с. 354) № 87 (с. 368-369), № 88 (с. 369-371), № 93 (с. 375-377), № 96-97 (с. 379-380), № 125 (422-427), № 134 (с. 445), № 135 (с. 446-447), № 136, 141; АЮЗР. № 51. С. 86; АрхЮЗР. К., 1871. Ч. 1. Т. 4. № XXVIII. С. 53; № CLXXXII. С. 403-405; Афанасий (Филиппович). Диариуш // РИБ. СПб., 1878. Т. 4. Кн. 1: Памятники полемич. лит-ры Зап. Руси. Стб. 49-156.
Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 456-457; Соловьевич А., прот. Сказание об игумене (бывшего) православного Берестейского Симеоновского мон-ря Афанасии Филиповиче... собранное из док-тов, хранящихся при брестской Симеоновской церкви // Литовские ЕВ. 1863. № 23. С. 900-909; № 24. С. 927-940; Маркевич А. Афанасий Филиппович, игум. брестский: (Ист.-биогр. очерк) // Холмско-Варшавский епарх. вестн. Варшава, 1879. № 22. С. 372-378; № 23. С. 411-418; 1880. № 2. С. 33-36; № 6. С. 88-92 (отд. изд: Варшава, 1880); Паевский Л. Древний Брест и его храмы. Гродно, 1894; Зоненберг Х. История города Брест-Литовска, 1016-1907. Варшава, 1908; Орловский Е. Ф. Гродненская губ. в 1812 г.: Ист. очерк. Гродно, 1912; История РЦ. Кн. 5. С. 455.
И. Г. Мороз
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АДРИАН [Андрей] (1637, или 1627, или 1639 – 1700), Патриарх Московский и всея Руси (1690 -1700)
  • АЛЬБЕРТИН иезуитская миссия и новициат византийско-слав. обряда в Слонимском повете Польши в 1924 - 1939 гг.
  • АНТОНИЙ († 1581 ), митр. Московский и всея Руси
  • АНТОНИЙ (Селява; ок. 1583-1655), униатский митр. Киевский и Галицкий
  • АФАНАСИЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Брестской и Кобринской епархии Белорусского Экзархата)
  • АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых)
  • БАШКИН Матвей Семенович († 3-я четв. XVI в.), еретик
  • БОРИС ФЕОДОРОВИЧ ГОДУНОВ († 13.04.1605), рус. царь (с 17 февр. 1598)
  • БОЯРЕ высшие светские чиновники рус. митрополичьего, затем Патриаршего двора
  • БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви