ГАВИТ
Том X , С. 186-187
опубликовано: 20 сентября 2010г.

ГАВИТ

План. Гавит мон-ря Аствацнкал. XIII в.План. Гавит мон-ря Аствацнкал. XIII в.Разрез. Гавит мон-ря Аствацнкал. XIII в.Разрез. Гавит мон-ря Аствацнкал. XIII в. [арм. գավիթ], сооружение церковно-гражданского назначения перед входом в арм. храм, служившее местом для погребений (после запрета хоронить в церкви, согласно канону католикоса Саака Партева (387 или 388-425)), залами для монастырских и светских собраний, обучения и, возможно, проведения особых служб, т. к. в нек-рых были апсиды у вост. стены, а также алтарные возвышения (мон-ри Гегард, Кечарис). Г. приписывается в т. ч. функция помещения для оглашенных, однако в отличие от нартекса визант. церквей наличие Г. при арм. храмах не являлось обязательным и его нередко пристраивали позднее.

Трехнефный гавит мон-ря Санаин. 1211 г.Трехнефный гавит мон-ря Санаин. 1211 г.Наиболее ранние из известных Г. являлись простыми сводчатыми залами перед церквами в мон-рях X в. (Ваанаванк, Гндеванк). Ок. 1038 г. был возведен 4-столпный Г. в мон-ре Оромос (см. ст. Армения); такой тип стал основополагающим для архитектурных композиций XII-XIII вв., когда Г. строили почти во всех мон-рях. Обычно Г. имел площадь бо́льшую, чем церковь, но уступал ей по высоте. Пространство 4-столпного Г. было разделено приземистыми круглыми или гранеными столбами и системой арок на 9 почти равновеликих ячеек, перекрытия к-рых отличались разнообразием решений и богатством декора. Центральные (реже др. ячейки) были перекрыты шатрами в виде усеченной пирамиды или сомкнутого 8-гранного свода со световым фонарем. Грани шатра украшали рельефными изображениями крестов, рипид (Сагмосаванк), иногда сюжетными композициями (сцена прославления Бога и Церкви в Г. мон-ря Оромос). В нач. XIII в. распространение получили каменные «сталактитовые» шатры, набранные из ступенчато нависающих рядов скульптурных элементов. Угловые и боковые секции перекрытий Г. были плоскими или сводчатыми. Нек-рые части перекрытий раскрашивали белым и красным цветом. Снаружи объем Г. был решен посредством крупных плоскостей, не отражающих внутреннего деления. Гладкие стены включали редкие окна, но имели богато оформленные порталы, иногда высотой во всю стену (Гандзасар, Нораванк). Над световым проемом в центре кровли помещалась ротонда на колонках. Иногда эти проемы и соответствующие им ротонды были широкими и служили звонницами (Ованаванк). В XIII-XIV вв. распространение получили 2-колонные и бесстолпные Г. со сводами на перекрещивающихся арках, сооружались отдельные образцы с сомкнутым сводом (Нораванк) и 3-нефные Г. (Санаин).

Истоки архитектуры Г. связываются с арм. народным домом - глхатуном, 4-колонными церквами или 4-колонными аббасидскими мечетями. Согласно одной из версий, Г. заменили атрий перед церковью, но последние в Армении археологически не выявлены. Разновидностью Г. являлись функционально однотипные здания - жаматуны, к-рые возводились, как правило, обособленно в пределах монастырского комплекса (Ахпат, Гегард). Архитектурной параллелью Г. являются лити мон-рей в Греции, строившиеся в тот же период и часто имевшие 4-колонную композицию.

Лит.: Мнацаканян С. Х. Архитектура арм. притворов. Ереван, 1952; Асратян М. Гавит // Христ. Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 202-205 (на арм. яз.).
А. Ю. Казарян
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АПСИДА архитектурная форма
  • АРКА архитектурная форма
  • АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда)
  • АРКОСОЛИЙ погребальное сооружение
  • АРМЕНИЯ гос-во в Закавказье
  • АРХИТЕКТУРА зодчество, иск-во строит-ва и организации пространства