КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ФЕОФАНИЯ)
Том XXXIII , С. 322-325
опубликовано: 28 мая 2018г.

КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ФЕОФАНИЯ)

(Киевской епархии УПЦ), расположен в Голосеевском р-не Киева, в исторической местности Феофания, условно ограниченной ул. Ивана Сирко и пос. Пироговом. Прилегает к р-нам Голосеево и Теремки, на юге граничит с пос. городского типа Новосёлки и с. Хотов Киево-Святошинского р-на Киевской обл.

До 1803 г. местность, именуемая Феофания, носила название Лазаревщина. По преданию, в домонг. период на территории К. м. существовал жен. монастырь во имя прав. Лазаря Четверодневного. Возможно, именно эта обитель упомянута в «Повести временных лет»: «В се же лето 1113 г. (6621) преставися игумения Лазарева монастыря, свята житием, месяца сентября на десять день, а живши шестьдесят в чернечестве, а от рожденья девяносто и два» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 276). По предположению митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова), основание Лазаревского мон-ря может быть отнесено ко времени княжения Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1019-1054). Возможно, обитель была разорена ок. 1240 г., во время взятия Киева войсками Батыя. По др. версии, название Лазаревщина имеет более позднее происхождение и связано с именем проживавшего здесь монаха-пасечника.

Киевский во имя вмч. Пантелеимона мон-рь. Фотография. 2012 г.Киевский во имя вмч. Пантелеимона мон-рь. Фотография. 2012 г.

Впервые эта местность упоминается как Лазаревщина в 1471 г. Она принадлежала киевскому тиуну (литов. администратору) Ходыке. Согласно акту митр. Киевского Сильвестра (Косова) от 19 февр. 1657 г., в XVI в. Лазаревщина принадлежала Киево-Печерскому монастырю, а затем была приписана Киевским митрополитам св. Петру (Могиле) и Сильвестру. В 1657 г. митр. Сильвестр передал Лазаревщину домовому митрополичьему чиновнику Михаилу Шахравскому, а после его кончины местность перешла в собственность киевского Софийского мон-ря. С 1786 г. Лазаревщина находилась в ведомстве Киевской казенной палаты.

12 февр. 1800 г. в Киеве архим. новгород-северского в честь Преображения Господня мон-ря Феофан (Шиянов-Чернявский) был хиротонисан во еп. Чигиринского, викария Киевской митрополии, и назначен настоятелем киевского Златоверхого во имя арх. Михаила муж. мон-ря. По Высочайшему указу от 18 дек. 1797 г. всем архиерейским домам полагалось иметь загородные владения, и еп. Феофан в том же году начал дело в Киевской казенной палате об отводе из казенных владений места для загородного архиерейского дома. Указом от 28 апр. 1802 г. Сенат предписал Киевской казенной палате передать во владение настоятелю Михайловского мон-ря земли и угодья, среди к-рых была и Лазаревщина. Обитель «как пасечное место с окололежащей землей и зарослями орешника, между которыми есть липовые, ольховые и изредка дубовые деревья» стала собственностью мон-ря. Общая площадь ее территории составляла 142 га. По инициативе еп. Феофана в Лазаревщине был возведен и 23 авг. 1803 г. митр. Киевским Гавриилом (Банулеску-Бодони) освящен храм в память Чуда арх. Михаила в Колоссах; построен загородный архиерейский дом, устроены пасека на 800 ульев, в саду посажены плодовые деревья, расчищен родник, над которым выстроена часовня, выкопаны 2 пруда. В день освящения Михайловского храма митр. Гавриил издал указ: «Усмотрев довольное рачение преосвященного Феофана, епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, и неусыпные труды его в приведение в наилучшее состояние места, называемого Лазаревщина… благословили мы сие место отныне впредь называть не Лазаревщиной уже, но Феофанией».

После назначения в 1807 г. еп. Феофана на Полтавскую кафедру работы по обустройству Феофании приостановились. В 1835 г. еп. Тобольский и Сибирский Владимир (Алявдин) предпринял попытку устроить в Феофании скит. В следующем году по инициативе свт. Иннокентия (Борисова) в Феофании были прорублены просеки и поставлены беседки. Все холмы, ручьи, пруды и дороги были названы по образцу библейских мест: Фавор, Елеон, Синай, Хорив, Кедрский и Силоамский потоки, Иосафатова долина. В 1838 г. к территории Феофании было добавлено еще 43 га земли, и ее общая площадь составила 186 га. В 1836 и 1849 гг. территория Феофании была окружена рвом (его длина ок. 5 км, ширина ок. 1,5 м, глубина 1 м).

В 1861 г. настоятель Михайловского мон-ря еп. Серафим (Аретинский) поручил иером. Вонифатию (Виноградскому) устроить в Феофании скит. К отремонтированной Михайловской ц. был пристроен архиерейский дом, построены деревянные кельи, колокольня и гостиница для богомольцев, а над «Великим источником» возведена часовня. 26 сент. 1866 г. по проекту викария Киевской епархии еп. Чигиринского Порфирия (Успенского) в Феофании был заложен каменный храм во имя Всех святых. 8 июня 1869 г. еп. Порфирий, игум. Вонифатий и др. освятили этот храм. Ближайшим помощником в строительстве скита для игум. Вонифатия стал прп. Гавриил Афонский. После кончины игум. Вонифатия († 27 дек. 1871) его труды продолжил иеросхим. Иринарх (Дорогавцев), управлявший скитом более 30 лет (до 1905). Все деревянные постройки были обложены кирпичом, возведена 3-ярусная колокольня, построены помещения для хозяйственных служб, перестроены храмы, проведен водопровод. К часовне над источником был пристроен алтарь, т. о. был открыт 3-й храм с источником внутри. 28 сент. 1900 г. еп. Сергий (Ланин) освятил его в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1891 г. в Феофании был зарегистрирован случай исцеления прихожанки у чтимой Касперовской иконы Божией Матери.

Интерьер собора во имя вмч. Пантелеимона. Фотография. 2013 г.Интерьер собора во имя вмч. Пантелеимона. Фотография. 2013 г.

До 1901 г. Феофания фактически являлась монастырским хутором при загородном архиерейском доме настоятеля Михайловской обители. 25 июля 1901 г. Синод определил «существующее близ Киева иноческое общежитие Феофания обратить в общежительный мужской скит, с припискою оного к Киево-Михайловскому Златоверхому монастырю». Начальником скита был поставлен настоятель Михайловского монастыря. Он управлял скитом через скитоначальника в звании строителя. Помощниками строителя являлись казначей, благочинный и расходчик. Строитель назначался в Феофанию Киевским митрополитом, а его помощники утверждались в должности преосвященным настоятелем Михайловского монастыря. Скиту предписывалось учредить для канонархов церковноприходскую школу с общежитием. К 1901 г. в Феофании проживали схиигумен, иеросхимонах, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 9 монахов и ок. 70 послушников. После кончины схиигум. Иринарха († 25 мая 1905) обязанности строителя в 1905-1906 гг. исполнял иером. Леонид (Яроцкий). Его трудами был заложен собор вмч. Пантелеимона по проекту епархиального архит. Е. Ф. Ермакова. В 1906 г. строителем скита стал иером. Софроний (Гаркуша), при к-ром была начата постройка нового здания странноприимного дома. 1 июня 1914 г. митр. Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) освятил главный престол 5-купольного Пантелеимоновского собора.

26 февр. 1915 г. скит Феофания был преобразован в самостоятельный общежительный Феофаниевский Пантелеимоновский мон-рь, 1-м настоятелем избран игум. Софроний (Гаркуша). 27 авг. 1917 г. его сменил игум. Серапион (Ременюк), бывш. казначей. К этому времени на территории мон-ря насчитывалось более 50 зданий разного назначения и проживало ок. 50 монахов и более 100 послушников.

Церковь в честь Чуда арх. Михаила в Колоссах с келейным корпусом. Фотография. 2013 г.Церковь в честь Чуда арх. Михаила в Колоссах с келейным корпусом. Фотография. 2013 г.

После установления на Украине советской власти монастырское имущество, согласно декрету Правительства УССР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1919), перешло в гос. собственность, однако монахи продолжали проживать на территории обители. Кроме того, в К. м. переселялись иноки и инокини из закрывавшихся мон-рей. В 1921 г. на территории обители была зарегистрирована сельскохозяйственная артель «Земледелие». В 1925 г. хутор Феофания перешел в распоряжение Губернской комиссии помощи детям. Здесь сформировали детскую сельскохозяйственную колонию, а также разместили хозяйство рабочей кооперации - скотный двор и птицеферму. Вместе с тем 4 церкви бывш. обители продолжали действовать. На 1 янв. 1929 г. в Феофании проживали 69 монахов и 22 монахини. Решением секретариата президиума ВУЦИК от 15 сент. 1930 г. все церкви в Феофании были закрыты, а монастырские помещения переданы агрошколе и социалистическому рабочему кооперативу. Всех монашествующих принудительно выселили с территории бывш. мон-ря.

В дни обороны Киева в 1941 г. на крыше Пантелеимоновского собора были устроены огневые точки, и храм пострадал от минометного огня. Пожар повредил и бывш. гостиницу. По нек-рым сведениям, в 1944 г. в Феофании совершал богослужения свящ. Афанасий. После освобождения Киева в 1944 г. территория Феофании была передана АН УССР. В бывш. церкви Всех святых действовал Ин-т механики АН УССР, в 70-х гг. ХХ в. к храму пристроили новые производственные помещения. Руины Пантелеимоновского собора использовались как лабораторное помещение. Здание бывш. монастырской гостиницы в кон. 40-х - 50-х гг. ХХ в. занимал Ин-т электротехники АН УССР, где под рук. директора ин-та акад. С. А. Лебедева находилась исследовательская лаборатория по созданию 1-й в СССР и в континентальной Европе цифровой вычислительной машины. В 1950-1951 гг. в этом помещении начала действовать МЭСМ (малая электронно-счетная машина). До 1958 г. в здании гостиницы находился вычислительный центр АН УССР, затем помещение передали академической типографии, с сев. стороны к зданию был пристроен наборный цех, а с южной - котельная. На территории бывш. пасеки в кон. 60-х гг. ХХ в. была сооружена академическая гостиница-пансионат.

В 1990 г. собор вмч. Пантелеимона был передан УПЦ, настоятелем назначен архим. Серафим (Демьянов; впосл. епископ Яготинский, викарий Киевской митрополии), к-рый руководил всеми восстановительными работами на территории Феофании. В 1993 г. решением Свящ. Синода УПЦ ремонтировавшийся собор и прилегающие к нему строения были переданы киевскому в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рю, организовавшему здесь скит во имя вмч. Пантелеимона. 30 авг. 1998 г. митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) освятил центральный престол собора. Восстановительный проект подготовили архитекторы Я. Дихтярь и Ю. Г. Лосицкий. В храме установлен иконостас высотой 14 м, иконы написаны мастерами художественной школы им. свт. Петра, митр. Киевского и Московского.

24 апр. 2002 г. Синод УПЦ предоставил скиту Феофания статус самостоятельного жен. мон-ря с правом избрания игумении из числа сестер. 9 июня 2002 г. 1-й настоятельницей была избрана игум. Елисавета (Андреева). В тот же день митр. Владимир освятил престол правого придела собора во имя прп. Серафима Саровского. 29 марта 2004 г. К. м. выкупил у гос-ва остатки полуразрушенного храма Всех святых с прилегающими постройками. В 2005 г. восстановлен 4-этажный монашеский корпус с домовой церковью в честь Чуда арх. Михаила в Колоссах, обустроен хозяйственный двор с подсобными помещениями, построен теплый кирпичный коровник, заасфальтирована дорога и посажены сады. Отреставрирован жилой комплекс храма Всех святых, в к-ром обустроены покои викарного епископа. Обнаружены местонахождения 3 кладбищ, на к-рых в XIX-XX вв. хоронили монахов Феофании и др. киевских мон-рей. 26 июля 2007 г. Киевский городской совет решил передать К. м. в долгосрочную аренду сроком на 25 лет земельные участки общей площадью 23,69 га для эксплуатации и обслуживания сооружений обители и благоустройства монастырской территории. 16 нояб. того же года Свящ. Синод УПЦ определил архим. Серафиму (Демьянову) быть еп. Яготинским, вик. Киевской митрополии, с продолжением послушания по восстановлению К. м. Осенью 2008 г. начато строительство центральных св. ворот. К 2009 г. ц. Всех святых была восстановлена, и 16 мая того же года освящена митр. Владимиром.

К 2013 г. в К. м. проживало ок. 70 сестер.

Арх.: ЦДАВО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 1066, 1939; Ф. 4648. Оп. 1. Д. 2; ЦГИАК. Ф. 127, 169; ГА Киевской обл. Ф. Р862. Оп. 1. Д. 142. Илларион, иером. Заметки о Лазаревщине или теперешней Феофании. Ркп. // НБУВ ИР. Ф. 160. Ед. хр. 300; Копии указов Синода о преобразовании иноческого общежития Феофания в самостоятельный монастырь // Там же. Ф. 232. Ед. хр. 532; Лебединцев П., прот. Сведения о Лазаревщине или Феофании. Ркп. // Там же. Ф. 154. Ед. хр. 181.
Ист.: ПСРЛ. 1962. Т.1: Лаврентиевская летопись и Суздальская летопись по Академическому списку; ПСРЛ. 1908. Т. 2: Ипатиевская летопись; Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1894-1902. 8 т.
Лит.: Евстратий (Голованский), иером. Игумен Вонифатий, основатель и строитель скита Феофания, принадлежащего Киево-Златоверхо-Михайловскому мон-рю, и наставник его Иван Босой. К., 1873; он же. Киево-Златоверхо-Михайловский первокл. мон-рь и его скит Феофания. К., 1878; Игум. Вонифатий: [Биогр. очерк] // Киевские ЕВ. 1873. № 10. Неофиц. отд. С. 290-298; Голубинский. История РЦ. 1882. Т. 1. 2-я пол.; Зверинский. Т. 3; Толочко П. П. Iсторична топографiя стародавнього Києва. К., 1970; Дойель Л. Завещанное временем / Пер.: Э. А. Марков; ред.: Я. В. Васильков. М., 1980; Творогов О. В. Лексический состав «Повести временных лет»: Словоуказатели и частотный словник. К., 1984; Макарий. История РЦ. 1994. Т. 2; Правосл. русские обители. СПб., 1994р; Ратшин А. Полное собрание ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 2000; Пономаренко Л., Рiзник О. Киïв: Короткий топонiмiчний довiдник. К., 2003.
Еп. Серафим (Демьянов), прот. В. Коцаба, В. В. Бурега
Рубрики
Ключевые слова
См.также