ОБИХОДНЫЙ ЗВУКОРЯД
Том LII, С. 246-247
опубликовано: 26 апреля 2023г.

ОБИХОДНЫЙ ЗВУКОРЯД

Пример 1 Обиходный звукоряд по рукописи посл. четв. XVII в. и его нотная расшифровка (РГБ. Ф. 379. № 2. Л. 4)Пример 1 Обиходный звукоряд по рукописи посл. четв. XVII в. и его нотная расшифровка (РГБ. Ф. 379. № 2. Л. 4)

термин древнерусской муз. теории, обозначающий последовательность 12 ступеней, которые объединены в 4 соединенных тетрахорда идентичной интервальной структуры (тон - тон - полутон; последний тетрахорд неполный). Однофункциональными в О. з. являются ступени на расстоянии кварты. Первоначально представления о звукоряде в древнерусской муз. теории складывались при выстраивании определенных семейств знаков по высоте относительно друг друга и/или «строки» и только затем - в виде последовательности ступеней звукоряда, обозначенных степенными (киноварными) пометами (см. последовательность ступеней звукоряда в сложившемся виде, напр. в «Извещении...» мон. Александра Мезенца (Стремоухова); пример 1).

Ряд степенных помет, выстроенный древнерусскими распевщиками на 1-м этапе их формирования, ограничивался 7 буквами, образуя 7-ступенный звукоряд, аналогичный визант. звукоряду в том виде, как он описан в теории Нового метода (после 1814). Впосл. количество ступеней, получивших особое буквенное обозначение, колебалось в различных теоретических руководствах на протяжении XVII в. (подробнее о подобных разночтениях в древнерус. теоретических текстах см. в ст.: Григорьева. К вопросу классификации. 2017).

Нотная расшифровкаНотная расшифровка

Вычленение определенных ступеней из мелоса знаменных песнопений и их осмысление в виде абстрактной муз. системы происходили на протяжении XVII в. Согласно т. зр. В. Ю. Григорьевой, собственно звукоряд как определенная последовательность ступеней впервые был отражен в руководстве «Согласник иже указует всех осми гласов все различныя гласы (звуки.- В. Г.) всего пения» (РНБ. Солов. № 690/752. Л. 107-107 об., кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVII в.). Каждая из строк «Согласника...» показывает определенную ступень звукоряда, «которая в соответствующей строке-цитате отмечена цифирной маркировкой» (Григорьева. Осмысление. 2017. С. 290). Способ описания ступеней О. з. через определенные строки песнопения, а именно через начальные или акцентные слоги в муз. тексте, первоначально является преобладающим, однако к кон. XVII в. использование примеров для демонстрации степенных помет постепенно утрачивает свое значение и О. з. приобретает более абстрактные черты как последовательность ступеней определенного звукоряда (Там же. С. 290-291, 295).

Однофункциональность ступеней на расстоянии кварты отмечена в самых ранних руководствах по теории степенных помет в виде словесного описания идентичности соответствующих помет (напр., в «Согласнике…» отмечено «возхождение» «н» в «п», «м» в «гв» и «.» в «в») или в виде графического сходства помет однофункциональных ступеней (напр., в «Сказании о помете красной…», ГИМ. Син. певч. № 211, 3-я четв. XVII в., идентичными буквами указаны имеющие идентичное функциональное значение первые ступени светлого и тресветлого согласий - «м» и «м с хохлом»). Применение идентичных помет для обозначения однофункциональных ступеней разных согласий связано с принципом т. н. сугубого согласия, наиболее четко сформулированного в руководстве посл. четв. XVII в. (РГБ. Ф. 379. № 1) (Григорьева. К вопросу классификации. 2017. С. 309).

В более поздних руководствах (со 2-й пол. XVII в.) равнозначность ступеней на расстоянии кварты перестает маркироваться.

В «Извещении…» Александра Мезенца появляются дополнительные графические элементы - признаки - для облегчения предполагаемой печати книг, нотированных знаменной нотацией. Признаки фактически обозначают в О. з. трихорд, тем самым демонстрируя изменения в представлении древнерус. распевщиков о структуре О. з. В др. руководствах позднего происхождения (напр., ГИМ. Син. певч. № 58) также отмечается тенденция описывать ячейку О. з. как 3-звучную (см. также: Григорьева. 2014. С. 39). «Трихордовость» отражена и в появлении слоговых аналогов степенных помет согласия, к-рые встречаются в руководствах с кон. XVII в. (напр.: РГБ. Ф. 272. № 429; см. Шабалин. 2003. С. 236; см. пример 2).

На позднем этапе уже сложившаяся последовательность букв, указывающая на определенную ступень О. з., получила графическое воплощение в виде «лествицы» или «горовосходного холма» (см. Лествица).

Впервые строение О. з. описал С. В. Смоленский, к-рый представил его как последовательность трихордов разной интервальной структуры - большого, малого и укосненного, а 3-ступенные ячейки назвал «согласиями» (Смоленский. 1888. С. 52-53).

Пример 2 Слоговые обозначения степенных помет обиходного звукоряда в поздних руководствахПример 2 Слоговые обозначения степенных помет обиходного звукоряда в поздних руководствах

Прот. Василий Металлов впервые употребил термин «обиходный звукоряд» в 1-м издании своей монографии «Богослужебное пение Русской Церкви: Период домонгольский» (М., 1906), хотя отрицал роль звукорядной теории для практического овладения знаменным распевом. В дальнейшем термин употреблялся нерегулярно; понятие обозначалось также термином «церковный звукоряд» (см., напр.: Бражников. 1949. С. 92; Успенский. 1982).

М. Г. Школьник, опираясь на теорию Нового метода в изложении Хрисанфа из Мадита (1832), выдвинула гипотезу о происхождении О. з. от визант. энгармонического интервального рода, однако предположила, что на раннем этапе в древнерус. певч. традиции могла существовать и диатоническая система визант. звукоряда (Школьник. 1996. С. 22-46). По ее мнению, О. з. в завершенной форме (в виде 12-ступенного звукоряда с гексахордом в центральной его части) отражает зап. муз. теорию, а «роль посредника на пути гексахорда с Запада на Русь сыграла южнорусская церковно-певческая традиция» (Там же. С. 23).

С 80-х гг. XX в. предпринимались попытки охарактеризовать мелос песнопений знаменного распева с помощью разработанной западноевроп. теории церковных ладов, и т. о. сложилось представление о 6 «обиходных» ладах, имеющих различное интервальное значение,- большом, малом и укосненном, каждый в 2 разновидностях - автентической и плагальной (Холопов и др. 2006. С. 192-201).

В. Ю. Григорьева предложила свою концепцию, рассматривая историю формирования звукоряда в древнерусской муз. теории. По ее мнению, в ранних руководствах «звуковое пространство характеризуется лишь наличием высокого и низкого регистров, а в контексте песнопений возникает еще один параметр - строка, которая… не позволяет судить о звуковысотности напева вне мелодического контекста» (Григорьева. Осмысление. 2017. С. 289-290). Однако отсутствие системы степенных киноварных помет не является доказательством отсутствия О. з. в мелосе знаменных песнопений в течение неск. столетий.

По всей вероятности, О. з. был не единственным звукорядом, использовавшимся в древнерус. мелосе; наличие «странных помет» указывает на возможное существование иных интервальных систем (см. также: Воробьев. 2017).

О. з. встречается также в нек-рых образцах рус. фольклора и применяется в произведениях композиторов XX-XXI вв. (Ю. М. Буцко и др.).

Лит.: Смоленский С. В., изд. Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца. Каз., 1888; Никольский А. В. Звукоряды народной песни: Ист.-теорет. этюд // Сб. работ этногр. секции. М., 1926. Вып. 1. С. 9-51. (Тр. ГИМНа.); Бражников М. В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII-XVII вв. Л., 1949; Успенский Н. Д. Церковный звукоряд // МЭ. 1982. Т. 6. Стб. 135; Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного распева XII-XVII вв.: Дис. канд. М., 1996. С. 22-46; Шабалин Д. С. Певческие азбуки Др. Руси: Тексты. Краснодар, 2003; Холопов Ю. и др. Музыкально-теоретические системы: Учеб. для ист.-теорет. и композиторских фак-тов муз. ВУЗов. М., 2006; Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII в. СПб., 2008; Лозовая И. Е. О содержании понятий «глас» и «лад» в контексте теории древнерус. монодии // Гимнология. М., 2011. Вып. 6. С. 344-359; Григорьева В. Ю. «Книга Иосифа Ловзунского, его знамени и пометы»: Певческие праздники XVII в.: Публ. и исслед. памятника. М., 2014. С. 35-90; она же. К вопросу классификации древнерус. муз.-теоретических руководств по теории степенных помет // Гимнология. 2017. Вып. 7. С. 306-316; она же. Осмысление обиходного звукоряда в древнерус. муз. теории // Там же. С. 284-305; Холопов Ю. Н. О принципах композиции старинной музыки. М., 2015. С. 69-74; Воробьев Е. Е. Исправление звукоряда в напевах знам. распева 2-й пол. XVII в. // Гимнология. 2017. Вып. 7. С. 317-348.
И. В. Старикова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров
  • АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ дьяки и подьяки, профессиональные певцы в Древней Руси
  • АСМАТИК собрание отдельных псалмовых стихов с припевами
  • БОЛЬШОЙ РАСПЕВ стиль пения в XVI - XVII вв.