[Дейр-эль-Каддис-Антван, Дейр-эль-Араб], расположен в р-не нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне, в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га (18 акров), является крупнейшим по территории мон-рем в Египте (за исключением мон-ря вмц. Екатерины на Синае). После смерти прп. Антония Великого на месте его подвигов в царствование имп. Юлиана Отступника (361-363) было устроено монашеское поселение, состоявшее из самых необходимых построек. В V в. здесь находили убежище монахи из мон-рей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Ок. 537 г. А. п. м. был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I, к-рый, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить егип. границу и построил крепость на Синае (совр. мон-рь вмц. Екатерины), а также расширил территории А. п. м. и мон-ря прп. Павла Фивейского. В VII и VIII вв. эти мон-ри населяли православные монахи (мелькиты). В XI в. многие из них погибли, тогда же мон-ри подверглись сильному разрушению.
При копт. патриархе Иоанне VI (1189-1216) в А. п. м. уже жили копт. монахи-монофизиты. В XIII в. обитель переживала эпоху расцвета: была проведена значительная реконструкция, построена укрепленная стена. Игум. мон-ря Иоанн представлял Коптскую Церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). В 1484 г. мон-рь и его б-ка были разрушены во время бунта бедуинов, к-рые были заняты на подсобных работах. В нач. XVI в. копт. патриарх Гавриил VII послал 20 монахов из сир. мон-ря Дейр-эс-Суриани для помощи в восстановлении А. п. м. После реставрации здесь нек-рое время сосуществовали эфиоп. и егип. общины. В XVII в. мон-рь использовали капуцины для языковой подготовки своих миссионеров. Во 2-й пол. XVIII в. в мон-ре перестроили храм ап. Марка (1766), обновили стены (1783). На протяжении XVII-XIX вв. 12 монахов обители избирались на Александрийскую Патриаршую кафедру и в течение почти 300 лет определяли историю Коптской Церкви. В XVIII-XIX вв. мон-рь посетил целый ряд западноевроп. путешественников и ученых (напр., К. Сикар, И. С. Ассемани, Дж. Г. Уилкинсон), нек-рые оставили заметки о мон-ре. В 1850 г. здесь был архим. (затем епископ) Порфирий (Успенский).
В наст. время на территории А. п. м. сохранились юж. стена и храм св. Антония, возведенные до перестройки мон-ря в XVI в. Настенные росписи этого храма реставрировались в кон. XX в., бо́льшая их часть датируется XIII в. В связи с аварийным состоянием несущих конструкций храма регулярные богослужения здесь не проводятся. С апр. по окт. богослужения совершаются в храме Святых апостолов. В течение Великого поста служба совершается в храме ап. Марка, в 15-дневный период поста перед Успением - в храме Пресв. Богородицы. В мон-ре имеется также часовня во имя арх. Михаила и 2 церкви во имя прп. Павла Фивейского (одна возведена в Патриаршество Кирилла VI (1854-1861), др.- в 1930). В монастырской б-ке хранится богатая коллекция манускриптов и печатных книг. Пещера св. Антония, одна из наиболее почитаемых святынь мон-ря, находится примерно в 2 км от него на высоте 680 м над Красным м.