АЛИ
Том II , С. 18
опубликовано: 15 октября 2008г.

АЛИ

бен Аби талиб [Абу-ль-Хасан аль-Муртада, араб.       ] (ум. 21.01.661), 4-й и последний халиф (656-661) из плеяды «праведных», двоюродный брат, зять и сподвижник прор. Мухаммада. При жизни Мухаммада прославился ратными подвигами. Поздняя традиция приписывает А. исключительную набожность, честность, блестящие ораторские способности. После смерти пророка он предполагал, что близкое родство и племенной обычай позволят ему встать во главе мусульм. сообщества. Однако сподвижники Мухаммада предпочли ему последовательно Абу Бакра (ум. 634), Умара (ум. 644) и Усмана (ум. 656). В апр. 656 г. ополчения из Египта, а также ирак. городов Куфа и Басра, недовольные правлением ставленников халифа, окружили дом последнего в Медине. Халиф Усман отказался отречься от власти и был убит разгневанной толпой. После этого ополченцы провозгласили новым халифом А. Однако с этим решением не согласились сподвижники пророка Талха и аз-Зубейр, отсутствовавшие в городе на момент выборов. Их поддержала влиятельная Айша, одна из вдов пророка, к-рая испытывала к А. личную неприязнь. Они захватили Басру и стали готовиться к военному решению конфликта. Ситуация усугубилась после того, как правитель Сирии Муавия, стремившийся к независимому правлению, обвинил А. в причастности к гибели Усмана, с к-рым состоял в родстве.

В дек. 656 г. неподалеку от Басры произошло сражение между войском А. и войском Талхи и аз-Зубейра, в к-ром последние потерпели поражение. Теперь А. стал готовиться к войне с сирийцами, для чего перенес свою резиденцию в Куфу. В следующем году на правом берегу Евфрата у Сиффина произошло еще одно сражение. Однако, предчувствуя поражение, сирийцы подняли на копьях листы Корана, что означало: «судить вправе только Бог». Приостановив сражение и согласившись, т. о., на третейский суд, А. лишился поддержки части своих воинов. Впосл. еще 12 тыс. воинов покинули лагерь халифа. Из части покинувших А. мусульман образовалась небольшая религиозно-политическая группировка, получившая название «хариджиты» (от араб. «хараджа» - выходить). В нач. 661 г. один из них заколол кинжалом А., выходившего из мечети в Куфе.

Время правления А. было периодом смуты, провинции стремились к сепаратизму, среди оставшихся в живых сподвижников пророка не было единства, к-рое могло бы уберечь халифат от распада. Более поздняя антиомейядская пропаганда, относившая Муавию и его последователей к виновникам гибели А., а также те, кто признавал лишь одну форму передачи власти - по династическому принципу, считали А. единственно возможным преемником Мухаммада. Шииты возвеличили его образ (иногда в ущерб образу пророка), сделав его обладателем и толкователем божественного знания (см. Шиизм). Аргументируя свою т. зр., они иначе, чем ортодоксальные мусульмане, трактуют нек-рые суры Корана. В Иране образ А. получил черты народного героя. К нему относят чудеса, бывшие некогда атрибутами доисламских божеств. Богословы-шииты приписывают ему мудрые высказывания и речи. Существуют предания о его жизни, призванные подтвердить приоритет А. перед Мухаммадом в глазах Аллаха.

Лит.: Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен. СПб., 1895-1896. Т. 1-4; Массэ А. Ислам: Очерк истории. М., 1961; Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках: Курс лекций. Л., 1966; Большаков О. Г. История халифата. М., 1998. Т. 3: Между двух гражданских войн.
О. П. Бибикова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АББАСИДЫ арабская династия, стоявшая в 750–1258 гг. во главе мусульманского государства — халифата
  • АЛЛАХ единый и единственный Бог, создатель мироздания и всего сущего, согласно Корану
  • АМИНЬ богослужебная формула
  • АРАВИЯ полуостров на юго-зап. Евразии