(XV в.), инок Троице-Сергиева мон-ря, резчик, золотых дел мастер; предположительно происходил из рода Кучецких. В 1456 г. для троицкого игум. Вассиана исполнил трехстворчатый складень из орехового дерева в золотом ковчеге (СПГИАХМЗ. Разм. 10,7´ 7,5´ 1,5 см). В центральной части складня вырезано углубление для семиконечного Креста на Голгофе (не сохранился), по сторонам фигуры предстоящих - Богоматери и ап. Иоанна Богослова, вверху 2 летящих ангела. На поле в верхней части надпись: «Животворящи Крест Твоея благости его жа даровал...» На левой створке вырезаны 6 рельефов с изображением двунадесятых праздников: Сретения, Крещения, Распятия, Воскресения, Сошествия Св. Духа, Успения Богородицы (рельефы правой створки утрачены). Тончайшая сквозная резьба положена на гладкую золотую стенку ковчега т. о., что деревянные прорезные рельефы имеют золотой фон (или «свет»). Лицевая поверхность ковчега декорирована сканью своеобразной по стилю и по технике исполнения; отдельные ячейки скани были заполнены синей и красной мастикой (почти полностью утрачена); в центре створок выложены 2 четырехконечных креста. Золотая оправа, украшенная жемчужинами, с рельефным изображением Нерукотворного Спаса на оглавии является составной и неотделимой частью авторского замысла при создании иконы-складня. Очевидно, А. являлся не только резчиком по дереву, но и золотых дел мастером; об этом свидетельствует надпись, гравированная по боковым сторонам оправы, сообщающая о создании иконы-складня в Троице-Сергиевом мон-ре: «...сиа (и)кона делана въ Сергееве манастыре... рукою инока Амбросия». Предполагается, что А. также были исполнены семиконечный напрестольный крест 2-й пол. XV в. из орехового дерева с литым Распятием (СПГИАХМЗ. Разм. 3´ 18 см); круглая панагия 2-й пол. XV в. в серебряной золоченой сканной оправе, на створках к-рой вырезаны из дуба рельефы: Распятие, икона Божией Матери «Знамение», Св. Троица (СПГИАХМЗ. Разм. 5,6´ 4,2 см); а также серебряный золоченый ковчег-мощевик 1463 г. с гравированными изображениями апостолов Петра и Павла (СПГИАХМЗ. Разм. 15,3´ 11,4 см).
Своеобразие стиля рельефных изображений, выполненных Амвросием (иконография, композиция, пропорции и характер фигур), во многом ориентировано на образцы иконописи школы прп. Андрея Рублёва.
А. создал школу троицких резчиков и ювелиров, следовавших лучшим традициям его мастерства, таким, как миниатюрность и одновременно монументальность характера резьбы по твердым породам дерева. Влияние традиций А. прослеживается в памятниках кон. XV-XVI в.