(† 19.11.498, Рим), папа Римский (с 24 нояб. 496), римлянин по происхождению. До избрания папой А. был диаконом в Риме. Став понтификом, стремился к примирению Римского престола с К-польским Патриархатом во время Акакианской схизмы. Сразу после интронизации А. отправил епископов Крескония и Германа к К-польскому имп. Анастасию I с дружественным посланием, в к-ром извещал императора о своем избрании, а также выражал надежду на прекращение схизмы. А., полностью разделяя обвинения против К-польского патриарха Акакия и не внося его имени в диптихи, согласился, однако, признать крещения и посвящения в сан, проведенные Акакием. Хотя позиция А. по отношению к К-полю формально не отличалась от позиции его предшественников Феликса II и Геласия I, тон его послания, в к-ром он заявлял, что единство Церкви не должно нарушаться из-за одного справедливо осужденного человека, свидетельствовал о стремлении к восстановлению мира между Вост. и Зап. Церквами. Но переговоры оказались малоуспешными. Сближение А. с К-полем, общение с диак. Фотином, посланцем еп. Фессалоникийского Андрея, приверженца патриарха Акакия (Фотин был направлен папой в К-поль, чтобы присутствовать на диспутах с представителями Александрийской Церкви), вызвали недовольство у части рим. духовенства, расценившей сам факт принятия папой Фотина как предательство веры, и создали А. репутацию еретика. Имя А. не было включено в мартирологи, он стал вторым в списке неканонизированных пап. Данте поместил его в 6-м круге ада вместе с еретиками (Ад. IX 8-9). А. осудил ересь традуционизма и боролся с монофизитством. Из его сочинений сохранились послания 497 г. с изложением веры и послание 498 г. к епископам Галлии с осуждением традуционизма. Приписывавшееся А. поздравительное письмо к франк. кор. Хлодвигу I по случаю его крещения (Jaffé. Vol. 1, N 745) оказалось подделкой франц. ученого-эрудита XVII в. Ж. Винье (Havet J. Questiones mérovingiennes // idem. Œuvres. P., 1896. Vol. 1. P. 61-71).