АНДРЕЕВ
Том II , С. 347-348
опубликовано: 18 сентября 2008г.

АНДРЕЕВ

(Серебренников) Тимофей (1745, г. Романов Ярославской пров. Московской губ.-4.02.1809), старообрядческий выговский писатель и наставник. В Выговское общежительство переселился в кон. 70-х гг. XVIII в. и прожил там ок. 30 лет. В 1791-1809 гг. настоятель муж. общежительства на Лексе. В 1801 г. его «рачением» в Ярославле для этой обители был отлит 50-пудовый колокол с вкладной надписью по краю.

А.- активный участник лит. жизни Выговской пуст. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. им было написано программное сочинение для периода возрождения духовной жизни обители - слово на текст из послания ап. Павла «Помните наставники ваша» (Евр 13. 7), в к-ром нашло выражение новое отношение к основателям пустыни: их жизнь и деятельность стали символом славы общежительства. Теме почитания наставников посвящены также слово-воспоминание об Андрее Денисове, похвальное слово Корнилию Выговскому (кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в.), надгробное слово Андрею Борисову (1791). Предположительно перу А. принадлежит житие Семена Денисова, написанное в кон. XVIII в. на основе многочисленных письменных источников и устных свидетельств, сохранившихся среди братии.

А. уделял большое внимание воспитанию паствы, в частности, его волновало проникновение мирских обычаев в монастырскую жизнь. В 1780 г. им было написано соч. «О новомодном платье и носящих длинные власы», в к-ром на основе обширных выписок из Свящ. Писания осуждались старообрядцы, допускающие обмирщение своего внешнего вида. По свидетельству Павла Онуфриева Любопытного, А. составил обличение на ту часть «Розыска о раскольнической брынской вере» свт. Димитрия Ростовского, в к-рой защищается брадобритие. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. А. продолжил эпидейктическое направление выговской лит. школы: им созданы слова на Рождество Христово, Покров Богоматери, неделю цветную, Собор арх. Михаила. В 1780 г. А. произнес слово на построение жен. больницы в Лексинском жен. мон-ре. А. как наставник и как писатель внес большой вклад в возрождение духовной и лит. жизни Выговской пуст. К 1796 г. относится небольшое историческое соч. А. «О начале раздора федосеевым с Выгорецким общежительством и о причине того, чесо ради оный бысть», в к-ром с т. зр. поморского согласия изложена начальная история федосеевцев. По свидетельству Павла Любопытного, А. написал также «историю» о старце Филиппе, посвященную обстоятельствам выделения филипповского согласия из поморского. А. вел переписку с представителями др. общин и согласий - наставником архангельской поморской общины А. И. Крыловым, федосеевцами П. Фёдоровым и И. П. Дашиловским (сохранились отдельные послания). В своих посланиях А. выступал за прекращение разделения внутри старообрядчества.

А. принадлежит неск. догматическо-полемических сочинений, свидетельствующих об обширной начитанности автора и его твердой поморской (выговской) позиции во внутристарообрядческой полемике посл. четв. XVIII в.: «О несогласии новых книг с древними», «Возражение на тетради, запрещающие записываться в число раскольников и платить двойной оклад», «Возражение на утверждение нынешних браков» (против допущения невенчанных браков, однако позже А. признал такой брак возможным и требовал только созыва собора для установления способов его совершения), «О времени и летах явления антихриста». А. приписывалось авторство обширного сб. «Щит веры», содержащего ответы беспоповцев на 382 вопроса, предложенных поповцами ветковского согласия (см. Ветка) и касающихся еретической хиротонии; однако Н. И. Субботиным, издавшим 2-4-ю части этого сочинения, данная т. зр. подвергнута обоснованной критике.

Соч.: О начале раздора федосеевым с Выгорецким общежительством и о причине того, чесо ради оный бысть // Попов Н. И. Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве, федосеевцев Преображенского кладбища и поморского монинского согласия. М., 1870. С. 21-33.
Лит.: Любопытный П. Исторический словарь 86 раскольничьих отцов и учителей: Кат. П. Любопытного. Б. м., б. г. С. 85-87; Из кн. «Щит веры»: Вопросы и ответы о еретической хиротонии. М., 1891 (извлеч. из ж.: Братское слово. 1890 (№ 13-20); 1891 (№ 1-4)); Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912. С. 50-53, 463-464; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: период возрождения (конец XVIII - начало XIX в.) // Русская литература и религия. Новосиб., 1997. С. 42-62; она же. Старообрядческая агиография конца XVIII в. // Герменевтика древнерус. литературы. М., 2000. Сб. 10. С. 563-615.
Е. М. Юхименко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСЕЕВ Иван (1709-1776), старообрядец-беспоповец, писатель, иконописец
  • АНТОНИЙ (Людиновсков; 1895-1977), игум. старообрядческих скитов часовенного согласия, писатель
  • БАРАНИН Петр Петрович (1882-1966), старообрядец-беспоповец, общест. деятель
  • ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец
  • АВРААМИЙ (Афанасий; † 1672), старообрядческий писатель, юродивый, затем инок (расстрижен)
  • АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки
  • АНУФРИЕВ деятель старообрядческого поморского согласия
  • БАБУШКИН Федор Петрович (1764 -1842), киновиарх Выговского общежительства
  • БАЙДОСОВ Трофим Васильевич (1810- 1892), старообрядец поморского согласия, писатель
  • БАРХАТОВ Иван ( XVII в. ), старообрядядец, один из авторов «Сказки» крестьян дер. Мостовки