АНДРЕЯ АПОСТОЛА ЦЕРКОВЬ НА ТРЕСКЕ
Том II , С. 404-405
опубликовано: 4 марта 2009г.

АНДРЕЯ АПОСТОЛА ЦЕРКОВЬ НА ТРЕСКЕ

Ц. ап. Андрея на Треске. 1388-1389 гг.Ц. ап. Андрея на Треске. 1388-1389 гг. первоначально собор мон-ря ап. Андрея, расположенного на р. Треске недалеко от г. Скопье (Македония). Возведена и расписана в 1388-1389 гг., о чем сообщает посвятительная надпись на слав. языке, помещенная на зап. стене наоса над порталом. Ктитор храма, соорудивший церковь в честь соименного святого, королевич Андреаш (сын 2-го краля Вукашина и королевы Елены). А. а. ц. выстроена в соответствии с визант. традицией и принадлежит к памятникам морав. архитектуры. Это небольшая (длина без нартекса - 8,93 м, высота - 8,15 м) крестообразная в плане постройка (триконх). Рукава креста перекрыты позакомарно, барабан купола граненый. Поверхность стен, выложенных из чередующихся рядов камня и плинфы, прорезана нишами и люнетами, украшенными геометрическим орнаментом кладки плинфы. Внутреннее пространство боковых (сев. и юж.) рукавов креста завершается экседрами. Диаконник и жертвенник оформлены как неглубокие ниши в вост. стене по сторонам центральной апсиды. В 50-х гг. XVI в. был пристроен почти квадратный в плане невысокий нартекс.

Росписи А. а. ц.- центральное произведение серб. художественной школы кон. XIV в., связанной с именем митр. Иоанна II (Зографа) и его брата иером. Макария. К памятникам этой школы относятся также фрески собора Зрзетского Преображенского мон-ря, 1368-1369 гг., церквей вмч. Димитрия, ок. 1380 г., и свт. Николая, кон. XIV в., в Прилепе, Богородицы в Голобоко близ Безмишти на оз. Преспа (кон. XIV в.). Из надписи на слав. языке в жертвеннике А. а. ц. известно, что роспись выполнена митр. Иоанном и его помощником мон. Григорием. В куполе находилось изображение Господа Вседержителя (не сохранилось) в окружении Небесных Сил, в барабане - фигуры ветхозаветных пророков и св. Иоанна Предтечи, на парусах - евангелисты. В конхе апсиды представлена Богоматерь на троне с Младенцем, с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, ниже, под регистром с полуфигурными изображениями святителей, расположена композиция Μελισμός (Преломление: т. н. Поклонение Жертве). В нишах диаконника и жертвенника - образы архидиаконов Стефана и Евпла, над к-рыми на зап. гранях вост. пилонов изображено «Благовещение»; в конхах боковых экседр, на сев. и юж. стенах,- Богородица, апостолы Петр и Павел и евангелисты. Программа росписи небольшой по размерам А. а. ц. ограничена 2 циклами - двунадесятых праздников (1-й регистр) и Страстей Христовых (2-й регистр), под к-рыми - поясные изображения святых (в т. ч. прп. Саввы Сербского и св. Симеона Мироточивого, свт. Климента Охридского), в нижнем регистре - святые в рост. В нартексе А. ц. частично сохранилась роспись 1559-1560 гг. (в т. ч. образ ап. Андрея над вост. порталом), мастер к-рой, очевидно, ориентировался на роспись XIV в., однако определяющим в его манере стало серб. художественное течение, возникшее в 1557 г. после обновления Печской Патриархии.

Роспись ц. ап. Андрея на Треске. Македония. 1388–1389 гг.Роспись ц. ап. Андрея на Треске. Македония. 1388–1389 гг.

Фрески А. а. ц.- яркий пример подписного произведения палеологовской эпохи, в стиле к-рого сочетаются укрупненный масштаб композиций и отдельных фигур, восходящих к традициям росписи XIII в., с детализированным рисунком и разделкой «све́тов» в личном письме, характерных для монументальной и станковой живописи 2-й пол. XIV в. Ранее живопись А. а. ц. рассматривалась как пример местного провинциального и эклектичного искусства. Совр. исследователи показали, что фрески принадлежат к одному из лучших классицистических течений в серб. и визант. живописи посл. десятилетий XIV в. Так, Я. Пролович связывает стиль росписи А. а. ц. не только с произведениями местной школы, но и с памятниками, созданными солунскими или к-польскими мастерами, в частности с росписями мон-ря Пантократора на Афоне, 60-е гг. XIV в., иконой «Христос Пантократор» из этого мон-ря, 1363 г. (ГЭ), и иконой свт. Григория Паламы, кон. XIV в. (ГМИИ им. А. С. Пушкина).

Лит. Петковић В. Р. Jедна српска сликарска школа XIV в. // Гласник Српског научног друштва. 1928. Т. 3: 1927. С. 51-61; Petković. Vol. 1. Pl. 147-148a; Vol. 2. Pl. 173-175; Радоjчић С. Маjстори старог српског сликарства. Београд, 1955. С. 26, 42-44. Табл. 27-29; Михайлов С. За архитектурата и живописта на манастирската црква «св. Андрей» на р. Треска // Археология. 1968. Т. 10. № 1. С. 9-18; Ђурић В. J. Радионица митр. Иована Зографа // Зограф. 1969. Т. 3. С. 18-33; idem. Византиjске фреске у Jугославиjи. Београд, 1975. С. 86-88. Табл. 95-97; Миљковић-Пепек П. О сликарима митр. Jовану и jером. Макариjу // Моравска школа и њено доба. Beograd, 1972. С. 239-247; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 177, 260. Прим. 166; Prolović J. Die Kirche des Heiligen Andreas an der Treska. W., 1997.
Б. Тодич, О. Е. Этингоф
Рубрики
Ключевые слова
См.также