[греч. ἀντιλεγόμενα - спорные], термин, возникший в процессе формирования канона новозаветных книг в IV в. и обозначающий оспариваемые (лат. dubia) книги. Введен Евсевием Кесарийским (Церк. ист. 3. 25). К книгам НЗ, подлинность к-рых еще не была всеми признана, он, в частности, относил Иак, 2 Петр, 2 и 3 Иоан, Иуд. Т. о. Евсевий отделил спорные в его время книги от несомненно подлинных (греч. ὁμολογούμενα - общепризнанные) и противопоставил их книгам, признанным подложными (греч. νόθα, лат. spuria), к числу к-рых им были отнесены Деяния Павла, Пастырь Ерма, Апокалипсис Петра, Послание Варнавы и др. (см. Апокрифы новозаветные).