[греч. ᾿Ισχυρίων; лат. Ischyrio, Iscyrio] († сер. III в.), мч. (пам. зап. 22 дек.). Сведения об И. содержатся в письме свт. Дионисия Великого, еп. Александрийского, Антиохийскому еп. Фабию, к-рое сохранилось в составе «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарийского (IV в.). Описывая гонения на христиан в Египте при имп. Деции (249-251) и рассказав о пострадавших в Александрии, свт. Дионисий упоминает об И. как об одном из тех, кто претерпел мученическую кончину в др. городах и селениях. И. служил управляющим у некоего знатного лица. За отказ принести жертву идолам хозяин подверг его оскорблениям, а затем, видя непреклонность слуги, пронзил колом чрево И., и мученик скончался. В лат. переводе «Церковной истории», выполненном Руфином Аквилейским (нач. V в.), И. не отделяется от александрийских мучеников и говорится, что хозяин пытался склонить И. к жертвоприношениям не только руганью, но и лестью.
По мнению У. Дзанетти, изначально день кончины И. отмечался в Египте 7 паоне (1 июня), однако сведения о мученике были утрачены, в связи с чем в поздней агиографической традиции появилась легенда о вмч. Исхирионе, воине, память которого была отнесена на то же число, и т. о. произошло замещение И. одноименным вымышленным персонажем.
В зап. Мартирологах (свт. Адона, архиеп. Вьеннского, и Узуарда) имя И. (иногда в искаженной форме - Schiryo) появляется во 2-й пол. IX в. День его памяти отмечен под 22 дек. В краткой заметке, основанной на тексте Руфина, местом кончины мученика названа Александрия. Впосл. память И. под тем же числом вошла в Римский Мартиролог, составленный кард. Цезарем Баронием (XVI в.).