ИУСТ И ПАСТОР
Том XXVIII , С. 583-586
опубликовано: 28 октября 2016г.

ИУСТ И ПАСТОР

[Юст и Пастор; лат. Iustus et Pastor; испан. Justo y Pastor] (нач. IV в.), мученики (пам. зап. 6/7 авг.), пострадали в г. Комплут (ныне Алькала-де-Энарес, Испания). Согласно Мученичеству (BHL, N 4595), во время гонения на христиан в Комплут прибыл презид Дациан, известный как жестокий гонитель. Отроки И. и П. в это время находились в школе. Узнав о прибытии Дациана, они явились к нему и объявили себя христианами. Обезумев от ярости, презид велел казнить отроков без суда. По мнению составителя Мученичества, распоряжение Дациана объясняется тем, что гонитель боялся быть посрамленным отроками во время допроса, из-за чего присутствовавшие могли обратиться к вере во Христа. Когда И. и П. вели на казнь, отроки ободряли друг друга, напоминая о бренности земного существования и о грядущей жизни с Богом. Воины донесли о беседе мучеников Дациану, к-рый велел немедленно предать их казни, чтобы мужество отроков не поколебало идолопоклонников. Отроки были обезглавлены на «прославленном поле» (in campum laudavili), их души посреди сонма ангелов и мучеников вознеслись к Божиему престолу. После того как Дациан покинул Комплут, христиане похоронили тела И. и П. Затем на этом месте построили базилику, над могилами мучеников были воздвигнуты алтари, где совершались чудеса.

Мученики Иуст и Пастор. Скульптура на колокольне ц. мучеников Иуста и Пастора в Барселоне. XV в.Мученики Иуст и Пастор. Скульптура на колокольне ц. мучеников Иуста и Пастора в Барселоне. XV в.Мученичество И. и П. сохранилось в составе «Испанского пассионария» - сборника житий мучеников, к-рый использовался в богослужении испано-мосарабского обряда. Вопросы, связанные с формированием пассионария и происхождением текстов, посвященных испан. мученикам, остаются предметом дискуссий. Среди испан. агиографических произведений только 2 относятся к довестгот. эпохе - Мученичество Фруктуоза, Авгурия и Евлогия (CPL, N 2056) и ранняя версия Мученичества Викентия (Винцентия) (CPL, N 2073a). А. Фабрега Грау обратил внимание на то, что в большинстве Мученичеств, входящих в пассионарий, упоминается о президе Дациане. Так, в Мученичестве св. Леокадии (BHL, N 4848) сообщается, что императоры Диоклетиан и Максимиан послали Дациана в Испанию для преследования христиан. По пути Дациан предал казни множество христиан в Галлии, а в Испании казнил святых Феликса в Герунде (ныне Жирона), Кукуфата близ Барциноны (ныне Барселона), Евлалию в Барциноне, 18 мучеников в Цезаравгусте (ныне Сарагоса). Затем он прибыл в Комплут и в числе мн. др. христиан предал смерти И. и П. Фабрега Грау предположил, что Мученичества этих святых восходят к общему источнику («Passio de communi»), составленному на рубеже VI и VII вв. По мнению исследователя, в тексте сообщалось о путешествии Дациана и перечислялись имена казненных по его указанию мучеников. В 1-й пол. VII в. на основе «Passio de communi» были составлены Мученичества местночтимых святых, к-рые отличались шаблонной структурой и широким использованием агиографических топосов. Болландист Б. де Геффье внес в эту гипотезу ряд поправок, среди прочего отметив, что образ презида Дациана как главного преследователя христиан был заимствован из Мученичества Викентия (Gaiffier B., de. «Sub Daciano praeside»: Étude sur quelques passions espagnoles // AnBoll. 1954. T. 72. P. 378-396).

Содержание Мученичества И. и П. кратко изложено в раннесредневек. гимне в честь святых (инципит: O Dei perenne uerbum; AHMA. T. 27. N 146). В XIII в. переработка Мученичества была выполнена доминиканцем Родриго из Серрато (Vives Castell. 1948).

Собор мучеников Иуста и Пастора в Нарбоне. Кон. XIII в.— 1801 г.Собор мучеников Иуста и Пастора в Нарбоне. Кон. XIII в.— 1801 г.В 393 г. Меропий Павлин (впосл. епископ Ноланский) похоронил своего умершего в младенчестве сына Цельса близ Комплута, в усыпальнице мучеников, имен к-рых он не упоминает (Paul. Nol. Carm. 31. 605-610; Trout D. E. Paulinus of Nola: Life, Letters, and Poems. Berkeley, 1999. P. 84-85, 102). В нач. V в. о мученической кончине И. и П. в Комплуте упоминал Пруденций (Prudent. Perist. IV 41-44). В VII в. св. Ильдефонс, еп. Толета (ныне Толедо), сообщал, что 9-й Толетский еп. Астурий получил откровение о мощах мучеников, которые почивали в Комплуте (имена мучеников не названы). После обретения мощей Астурий решил посвятить жизнь заботе о могилах мучеников и основал в Комплуте епископскую кафедру (Hildef. Tolet. De vir. illustr. 1 // Ildefonsi Toletani episcopi De virginitate sanctae Marie, De cognitione baptismi, De itinere deserti, De viris illustribus / Ed. V. Yarza Urquiola, C. Codoñer Merino. Turnhout, 2007. P. 603. (CCSL; 114A)). Подпись еп. Астурия (без указания кафедры) значится под актами I Собора в Толете (400; см. ст. Толедские Соборы). По мнению нек-рых исследователей, приведенные Ильдефонсом сведения основаны на предании, к-рое бытовало в Толете. Это предание противоречит др. источникам, т. к. на рубеже IV и V вв. гробница И. и П. была известна Павлину и Пруденцию, в Мученичестве нет упоминаний об обретении мощей святых еп. Астурием (Rascón Marqués, Sánchez Montes. 2005. P. 500-502). Построенная над могилой И. и П. базилика предположительно находилась в районе совр. кафедрального собора в г. Алькала-де-Энарес. При археологических раскопках близ собора обнаружен некрополь вестгот. эпохи (VI-VII вв.), а также следы построек. Под криптой собора найдены остатки стены крупного здания V в., но ограниченные масштабы раскопок не позволяют уверенно отождествить это здание с мартирием или базиликой над гробницей И. и П.

Реликварий с мощами мч. Пастора в ц. Сан-Педро-эль-Вьяхо. 1570 г.Реликварий с мощами мч. Пастора в ц. Сан-Педро-эль-Вьяхо. 1570 г.Почитание И. и П. было широко распространено в вестгот. эпоху. Реликвии мучеников упоминаются в храмозданных надписях, обнаруженных в г. Медина-Сидония (630) и в г. Кадис (652). Ок. 640 г. св. Фруктуоз (впосл. епископ Бракары Августы (ныне Брага)) основал в честь И. и П. мон-рь, названный им Комплут (совр. сел. Комплудо, пров. Леон). В уставе мон-ря упоминается о праздновании памяти мучеников (La Hispania visigótica y mozárabe. 2010. P. 121-122). Известно о существовании «базилики святых отроков Иуста и Пастора» (basilicae sanctorum paruulorum Iusti et Pastoris) в Галлии, в г. Кадурк (ныне Каор) (Vita Desiderii Cadurcae urbis episcopi. 30 // MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 587). Упоминание об И. и о П. содержится в сочинении св. Евлогия Кордовского († 859) (Eulogii Memoriale Sanctorum. I 24 // CSMA. T. 2. P. 389). Евлогий также сообщал о мон-ре во имя И. и П., к-рый находился в мест. Фрага, в горах близ Кордовы (Ibid. II 11. 2 // Ibid. P. 431). В этой обители жил мон. Леовигильд, к-рый мученически скончался в 852 г. О мон-ре святых И. и П. упоминается также в мосарабском Кордовском календаре X в. (Le Calendrier de Cordoue / Éd. R. P. A. Dozy. Leiden, 1961. P. 124-125).

В Иеронимовом Мартирологе память И. и П. указана под 25 авг. По мнению В. Саксера, имена большинства испан. мучеников были включены в италийскую редакцию Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.), а упоминание об И. и о П. скорее всего заимствовано из сочинения Пруденция (Saxer V. Les notices hispaniques du Martyrologe Hiéronymien // Spania: Estudis d'Antiguitat Tardana oferts en homenatge al prof. P. de Palol i Salellas. Barcelona, 1996. P. 235-241). В более поздних календарях и в богослужебных текстах память И. и П. указывалась под 6 авг. Под этой датой поминовение мучеников внесено в Мартиролог нач. IX в. из Лиона (Paris. lat. 3879), составитель к-рого был знаком с Мученичеством И. и П. А. Кантен отметил, что наличие разных дней поминовения в Иеронимовом Мартирологе и в Мартирологе из Лиона (8 иды авг. и 8 календы сент.) может быть связано с ошибкой составителей одного из текстов (Quentin. 1908. P. 178, 217). Память И. и П. внесена в более поздние т. н. исторические Мартирологи, в т. ч. в Мартиролог Узуарда (MartUsuard // PL. 124. Col. 335-338), откуда в XVI в. она была заимствована кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 325-326).

Поминовение И. и П., как и др. мучеников, жития к-рых вошли в состав «Испанского пассионария», включено почти во все богослужебные книги испано-мосарабского обряда (под 6 авг.). В старейшей сохранившейся рукописи, орационале кон. VII в., использовавшемся в Тарраконе (ныне Таррагона), приведены молитвы оффиция в день памяти И. и П. (Oracional Visigótico / Ed. J. Vives. Barcelona, 1946. P. 369-370). Проприй мессы и оффиций мученикам содержатся в сакраментариях и др. богослужебных книгах (напр.: Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes / Éd. M. Férotin. R., 19952. P. 385-389, 753-754), поминовение И. и П. указано в ряде испан. календарей X-XI вв. (напр.: Le Liber Ordinum en usage dans l'Église wisigothique et mozarabe d'Espagne / Éd. M. Férotin. P., 1904. Col. 474-475). Посвященные И. и П. богослужебные тексты были включены в миссал (1500) и бревиарий (1502) испано-мосарабского обряда, изданные по указанию Толедского архиеп. кард. Франсиско Хименеса де Сиснероса (PL. 85. Col. 806-810; 86. Col. 1175-1178).

По преданию, после араб. вторжения (711) мощи И. и П. были перенесены из Комплута в Сев. Испанию, но сведения об этом противоречивы и содержатся в источниках лишь с XI в. Согласно посланию мон. Гарсии к еп. Оливе (1040), реликвии И. и П. и мн. др. святых находились в алтаре освященной в 997 г. церкви мон-ря Сен-Мишель-де-Кюкса (Сан-Микел-де-Куша) (Petrus de Marca. Marca Hispanica sive Limes Hispanicus. P., 1688. Col. 1078). В акте открытия «Святого ковчега» (Arca Santa) в Овьедо в 1075 г. сообщается, что среди проч. реликвий были обнаружены частицы мощей И. и П. (возможно, документ составлен в XII в.) (Colección de documentos de la Catedral de Oviedo / Ed. S. A. García Larragueta. Oviedo, 1962. P. 214-219). С сер. XI в. известно о мощах И. и П., хранившихся в Нарбоне, сведения о них приведены в жалобе вице-гр. Нарбона Беренгера на архиеп. Гифреда (1019-1079). Согласно этому источнику, мощи И. и П. вывез из Испании Карл Великий во время похода против сарацин. Однако из-за нападения врагов ему не удалось доставить святыню в Нарбон. В 1058 г. архиеп. Гифред обнаружил мощи, привез их в Нарбон и поместил в кафедральном соборе (Devic C., Vaissete J. Histoire générale de Languedoc. Toulouse, 1875. T. 5. Col. 496-503). П. Шастан отметил, что на это предание повлияла легенда о нападении сарацин или басков на арьергард войска кор. Карла Великого, проходившего через Пиренеи, и об утрате франками захваченных в Испании сокровищ (эта легенда легла в основу «Песни о Роланде»). Место, где реликвии были якобы оставлены Карлом Великим и обнаружены архиеп. Гифредом, в источнике не указано. В хронике аббатства св. Павла в Нарбоне (XIV в.) сообщается, что мощи хранились в Пардиниаке (Ibid. Col. 38). По мнению Шастана, хронист подразумевал Педрианиан (ныне сел. Педринья, пров. Жирона, Каталония), где с 977 г. известно о существовании ц. во имя И. и П. (Chastang. 2008. P. 197-198).

Почитание И. и П. в Нарбоне возникло ранее XI в., вероятно во время пребывания города в составе Вестготского королевства (до 711). О том, что кафедральный собор в Нарбоне был освящен во имя И. и П., упоминается в грамотах правителей из династии Каролингов VIII-IX вв. (Narbonne. 1900/1901. T. 6. P. 332-335). После того как в Нарбон были доставлены мощи мучеников, И. и П. стали почитаться как св. покровители города. Почитание мучеников было тесно связано с представлением о Карле Великом как об освободителе Нарбона от сарацин и о «втором основателе» города (Terpak. 1994). В 1236 г. по указанию архиеп. Пьера Амелли было установлено празднование «явления святых Иуста и Пастора» 26 февр. В 1272 г. было заложено новое готическое здание собора, 19 февр. 1335 г. мощи мучеников были внесены в храм. В XIII-XIV вв. Римские папы издали 7 булл об отпущении грехов тем, кто посещал кафедральный собор в день памяти И. и П. Согласно материалам освидетельствования мощей, проведенного в 1708 г., в Нарбоне находилась бóльшая часть останков мучеников. Мощи хранились в мраморных раках, установленных под сенью за главным алтарем собора. Во время Французской революции (1789-1799), когда городские храмы подверглись осквернению, мощи мучеников были спрятаны и впосл. возвращены в собор (Narbonne. 1896/1897-1900/1901).

По преданию, мощи И. и П. хранились также в ц. Сен-Жюст-де-Валькабрер (близ г. Сен-Бертран-де-Комменж). Храм был освящен в 1200 г. во имя св. Стефана и св. мучеников И. и П. В 1886 г. в алтаре церкви обнаружен стеклянный сосуд с реликвиями (фрагменты костей, ткань, предположительно омоченная в крови, ампула и кусочек расшитой золотом ткани). За алтарем на возвышении находится готический киворий со статуями И. и П., внутри к-рого помещена каменная гробница. Возможно, гробница предназначалась для мощей И. и П., частицы к-рых были помещены в алтарь (Laurière. 1887; Schenck-David J.-L. Saint-Just de Valcabrère. P., 2007).

В Испании существовало предание, согласно к-рому мощи И. и П. были вывезены из Комплута вскоре после араб. вторжения и хранились в горной местности в Арагоне. Перенесение мощей мучеников описано в легенде о св. Урбиции, зафиксированной в источниках XVI в. Согласно источникам XIII-XVI вв. из еп-ства Уэска, св. Урбиций был отшельником, к-рый подвизался в горной долине Носито (совр. пров. Уэска), где с X в. существовал мон-рь на месте его подвигов. С того же времени известно о почитании Урбиция в мон-ре Санта-Мария-де-Серратеш (Каталония), где святого считали местным мучеником. Несмотря на отсутствие точных сведений об Урбиции, его почитание было связано с культом И. и П. Так, в Мартирологе (XII в.) и в лекционарии-коллектарии мон-ря Серратеш (нач. XIII в.) поминовение святого указано под 6 авг., в день памяти И. и П. (Altés i Aguiló F. X. El leccionari i col·lectari santoral de Santa Maria de Serrateix (Solsona, Arxiu Diocesà) // Miscel·lania Litúrgica Catalana. Barcelona, 2001. T. 10. P. 223-226). Об участии св. Урбиция в перенесении мощей И. и П. в Арагон впервые упоминается в акте о подлинности реликвий, подписанном 4 янв. 1569 г. еп. Уэски Педро Агустином. Согласно этому документу, св. Урбиций был захвачен в плен арабами и провел мн. лет в Галисии. Получив свободу, он посетил гробницу И. и П., забрал мощи мучеников и перенес их в долину Носито. Мощи хранились в церкви, построенной на месте подвигов Урбиция, до 1499 г., когда они были похищены, затем возвращены и переданы в ц. Сан-Педро-эль-Вьехо в г. Уэска (Durán Gudiol. 1989).

Сведений о гробнице И. и П. в Комплуте после араб. завоевания (711) нет. В IX-X вв. близ Комплута было построено укрепление Калъат-Абд-эль-Салам (Алькала-ла-Вьеха), вокруг к-рого постепенно сосредоточилось население города. В 1053 г. крепость была захвачена кор. Кастилии Фернандо I, но в следующем году мусульмане отвоевали ее и выселили живших там мосарабов в Гвадалахару. В 1118 г. Алькала была вновь завоевана кастильцами под рук. Толедского архиеп. Бернарда из Саагуна. В 1129 г. по просьбе архиеп. Раймунда кор. Альфонсо VII подарил г. Алькала Толедской кафедре, здесь была построена резиденция архиепископа. В этот период город именовался Эль-Бурго-де-Сантьюсте или Алькала-де-Сан-Хусто (с XIV в. Алькала-де-Фенарес, позднее Алькала-де-Энарес) по приходской церкви, освященной во имя И. и П. В 1479 г. по указанию архиеп. Алонсо Каррильо д'Акунья (1446-1482) при церкви в Алькала-де-Энарес был основан капитул каноников. Существующий храм святых И. и П. (с 1991 кафедральный собор) в стиле исабелино построен в 1497-1514 гг. по повелению кард. Франсиско Хименеса де Сиснероса.

Распространение почитания И. и П. со 2-й пол. XVI в. было связано с перенесением мощей мучеников в Алькала-де-Энарес и в мон-рь Эскориал. После продолжительных споров между духовенством Толедо и Уэски кор. Филипп II добился от Римского папы Пия V издания бреве с повелением вернуть мощи мучеников в Алькала-де-Энарес (12 апр. 1567). Педро Агустин, еп. Уэски, отделил часть мощей И. и П., 7 марта 1568 г. состоялась торжественная встреча святыни в Алькала-де-Энарес. Благодаря трактату королевского историка Амбросио де Моралеса, изданному в честь этого события (Morales. 1568), предание о перенесении мощей И. и П. в Арагон стало широко известно в Испании. В 1569 г. др. часть мощей была передана в мон-рь Эскориал (ActaSS. Aug. T. 2. P. 152-153). В наст. время мощи И. и П. почитаются в кафедральном соборе г. Алькала-де-Энарес, в ц. Сан-Педро-эль-Вьехо в г. Уэска и в соборе г. Нарбон. В крипте собора в Алькала-де-Энарес кроме серебряного реликвария с мощами находится также каменная плита, на к-рой, по преданию, были обезглавлены мученики.

Поминовение И. и П. совершается 7 авг. в диоцезах Алькала-де-Энарес, Мадрид и Уэска. В кафедральном соборе г. Алькала-де-Энарес 7 марта празднуется память перенесения мощей мучеников. В тех храмах, где богослужение совершается по испано-мосарабскому обряду, память И. и П. отмечается 6 авг. В память 1700-летия мученичества И. и П. 2006 г. был объявлен юбилейным в еп-стве Алькала-де-Энарес.

Ист.: BHL, N 4595 = CPL, N 2071; ActaSS. Aug. T. 2. P. 143-155; Pasionario Hispánico / Ed. Á. Fábrega Grau. Madrid; Barcelona, 1953. Vol. 1. P. 150-156; 1955. Vol. 2. P. 328-332; Vives J. Incripciones cristianas de la España romana y visigoda. Barcelona, 1969 2. N 304, 307b, 311.
Лит.: Morales A., de. La vida, el martyrio, la invención, las grandezas, y las translaciones de los gloriosos niños Martyres San Justo y Pastor. Alcalá, 1568; Flórez H. España Sagrada. Madrid, 1766 2. T. 7. P. 168-177, 189-197, 300-305; Laurière M. J., de. Découverte des reliques dans l'autel de l'église de Valcabrère (Haute-Garonne) // Congrès archéologique de France: 53e session: Séances générales tenues à Nantes en 1886. P.; Caen, 1887. P. 338-346; Narbonne L. La cathédrale Saint-Just // Bull. de la Commission archéologique de Narbonne. 1896/1897. T. 4. P. 447-460; 1898/1899. T. 5. P. 61, 66-70; 1900/1901. T. 6. P. 332-335, 630, 643; Saroïhandy J. Un saint bordelais en Aragon // Bull. Hispanique. Bordeaux, 1906. T. 8. N 2. P. 122-128; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 178, 217, 435, 482; Vives Castell J. La «vitas sanctorum» del Cerratense // Analecta Sacra Tarraconensia. Barcelona, 1948. T. 21. P. 157-168; Sotomayor M. Giusto e Pastore // BiblSS. Vol. 7. Col. 53-54; Durán Gudiol A. El eremita San Urbez: ¿Mozárabe de Huesca? // Aragón en la Edad Media. Zaragoza, 1989. N 8. P. 199-208; Terpak F. Local Politics: The Charlemagne Legend in Medieval Narbonne // RES: Anthropology and Aesthetics. Camb. (Mass.), 1994. N 25. P. 96-110; Ferrer Grenesche J.-M. Los santos del nuevo Misal Hispano-Mozárabe. Toledo, 1995. P. 30, 92; Linage Conde A. Juste et Pastor // DHGE. T. 28. Col. 631-632; Rascón Marqués S., Sánchez Montes A. L. Realidades cambiantes: «Complutum» tardoantiguo // IV Reunió d'arqueologia cristiana hispanica: Les ciutats tardoantigues d'Hispania: Cristianització i topografia / Ed. J. M. Gurt Esparraguera, A. V. Ribera i Lacomba. Barcelona, 2005. P. 499-517; Canalda Cámara J. C. Los santos niños: Diecisiete siglos de historia. Tielmes, 2006; Chastang P. Passé choisi et passé inventé: La fonction étiologique et les usages légitimants de l'histoire de l'église narbonnaise durant la seconde moitié du XIe siècle // Le passé à l'épreuve du présent: Appropriations et usages du passé du Moyen Âge à la Renaissance / Éd. P. Chastang. P., 2008. P. 191-206; González L. Los santos mártires Justo y Pastor: Transmisión y praxis cultual en España en la segunda mitad del siglo XVI // Criticón. Toulouse, 2008. N 102. P. 55-67; La Hispania visigótica y mozárabe: Dos épocas en su literatura / Ed. C. Codoñer Merino. Salamanca, 2010. P. 351.
А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также