ИШОБОХТ
Том XXVIII , С. 650-651
опубликовано: 15 ноября 2016г.

ИШОБОХТ

[Бохтишо; сир.  ] (2-я пол. VIII - нач. IX в.?), митр. Рев-Ардашира в Парсе (юрисдикция Церкви Востока), юрист и писатель. И.- автор написанного на среднеперсид. языке (пехлеви) трактата из 6 книг, который посвящен брачному праву, праву наследования и долговому праву и дополняет свод церковных канонов, составленный в то же время по благословению католикоса патриарха Тимофея I (780-823). После смерти И. патриарх Тимофей повелел сделать сир. перевод его трактата, известный под названием «Книга судов»; в XI в. был выполнен арабский перевод. И. видел свою задачу в создании правового кодекса для христиан «всей Церкви под небом». Его трактат синтезирует множество источников, включая закон Моисеев (в талмудической трактовке), вавилонское, римское (сиро-рим. сборник V в.), сасанидское (сб. «Книга тысячи судебных решений») и мусульм. право (обзор см.: Taubenschlag. 1925); однако сам И. из источников называет только НЗ. И. изложил и самостоятельную правовую теорию, что позволяет считать его одним из первых средневек. юристов-теоретиков. В основе права, по И., лежит закон (сир.  , от греч. νόμος) - идеальное выражение социальной допустимости-недопустимости, который для христиан сформулирован в НЗ. Применение закона в соответствии с обстоятельствами - суд, или приговор ( ), является всеобщим гражданским правом. И. признает также существование «моральной правоты» ( ), к-рая может иногда приходить в формальное противоречие с судом; в использовании И. этой категории исследователи видят влияние зороастрийской этики (Dauvillier. 1942. Col. 342; Aoun. 2005. P. 89). Большое место И. отводит диспенсации.

В рукописях сохранились трактат И. «О вселенной» (в отрывках), мемра об атмосфере, изъяснение «Категорий» Аристотеля, соч. «О потенциальности». Как указывает Ж. Б. Шабо (Chabot J.-B. Note sur l'ouvrage syriaque intitulé Le Jardin des Délices // Orientalische Studien / Hrsg. C. Bezold. Gieszen, 1906. Bd. 1. S. 495-496), в сир. сборнике комментариев на Лекционарий «Сад наслаждений» (рукописи с XIII в.) цитируются комментарии И. на Евангелие от Матфея.

Соч.: Syrische Rechtsbücher / Hrsg. E. Sachau. B., 1914. Bd. 3. S. VIII-XVII, 1-201, 287-344 (рец.: Taubenschlag R. // ZSRG.R. 1925. Bd. 45. S. 493-514).
Лит.: Assemani. BO. T. 3/1. P. 194-195; Baumstark. Geschichte. S. 215-216; Dauvillier J. Chaldéen (droit) // DDC. 1942. T. 3. Col. 340-343; Pigulevskaja N. Die Sammlung der syrischen Rechtsurkunden des Ischobocht und der Matikan: Vortrag auf dem XXIV Intern. Orientalistenkongress. Moskau, 1957; Menasce J.-P., de. Some Pahlavi Words in the Original and in the Syriac Translation of Išôbôxt's «Corpus Iuris» // J. M. Unvala Memorial Volume. Bombay, 1964. P. 6-11; Macuch M. Ein mittelpersischer terminus technicus im syrischen Rechtskodex des šo (?)lsquo;bo ht und im sasanidischen Rechtsbuch // Studia semitica necnon Iranica: R. Macuch septuagenario ab amicis et discipulis dedicate / Ed. M. Macuch, C. Müller-Kessler, B. G. Fragner. Wiesbaden, 1989. P. 149-160; Aoun M. Jésubokt, métropolitain et juriste de l'Église d'Orient (Nestorienne): Auteur au VIIIe siècle du premier traité systématique de droit séculier // Tijdschrift voor rechtsgeschiedenis. 2005. Vol. 73. N 1. P. 81-92.
А. В. Муравьёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также