шаханшах Ирана (438/9-457) из династии Сасанидов, сын и преемник Вахрама V, внук Йездигерда I. Начало правления Й. было связано со значительными переменами в сфере придворного этикета. Согласно араб. хронике ат-Табари (X в.), в речи при вступлении на престол Й. заявил, что не намерен сохранять традицию длительных аудиенций, но посвятит жизнь заботам о благоустройстве державы (Tabari. 1881/1882. P. 871). По сообщению анонимной сир. «Истории Карки-де-Бет-Селох» (VI в.), Й. отменил древний иран. обычай, дававший должностным лицам право в 1-ю неделю каждого месяца являться к монарху с докладом о чинимых в стране несправедливостях (Hoffmann. 1880. S. 50).
В кон. 30-х гг. V в. Й. выступил против гуннского племенного союза Чол в Гургане (к востоку от Каспийского м.). На завоеванных землях он основал город, назвав его своим именем и превратив в укрепленную царскую ставку. В 50-х гг. V в. вторжение племен хионитов Кидара из региона Талекан (территория совр. Сев. Афганистана) вынудило Й. оставить часть захваченных ранее территорий и отвести войска в глубь Ирана. Ок. 440-441 гг., стремясь расширить свои владения в Армении, персы вторглись на территорию Вост. Римской (Византийской) империи, в вост. районы Анатолии, безуспешно осаждали Феодосиополь (Карин, ныне Эрзурум, Турция; Theodoret. Hist. eccl. V 37; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 19). Вскоре был заключен мирный договор с сохранением территориального status quo. Обе державы согласились не строить больше крепостей в приграничных районах в Сев. Месопотамии и не заключать союзов с араб. кочевыми племенами (Malchus. Byzantiaca // The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire / Ed. R. C. Blockley. Liverpool, 1981-1983. Vol. 1. P. 71-85; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 19; Елишэ. 2001. С. 194-195).
Благожелательное в начале правления отношение Й. к подданным христианам и иудеям позднее сменилось их преследованием. «История Карки-де-Бет-Селох» сообщает, что на 8-м году правления (445/6) Й. казнил свою дочь, на к-рой был женат, и несколько вельмож (Hoffman. 1880. S. 50). Причиной гнева монарха не мог быть заговор аристократии, поскольку араб. и персид. хроники, отражающие мнение зороастрийского жречества сасанидской эпохи, характеризуют Й. как милостивого государя. А. Кристенсен высказал предположение, что царь расправился с теми лицами из своего ближайшего окружения, которые втайне исповедовали христианство либо готовы были принять крещение (Christensen. 1944. P. 283). По возвращении из военного похода в Вост. Прикаспий Й. изгнал христиан из армии и приказал наместникам Тахм Йездигерду из Нисибина, Адур Фразгерду из Арзанены и Сурену из Адиабены и Бет-Гармая прибыть в г. Карка-де-Бет-Селох (ныне Киркук, Сев. Ирак), куда были созваны христиане этих 4 провинций. 20 авг. 445 г. были брошены в тюрьму Иоанн, митр. Бет-Гармайский, и 10 представителей знатных фамилий, в т. ч. Исаак, Ардашир и Авраам; позднее - еще 5 епископов и несколько тысяч мирян. За отказ отречься от веры Исаак был первым казнен в Бет-Титта, где проходили расправы над христианами еще в эпоху гонения Шапура II (сер. IV в.). Там же 24 авг. были подвергнуты пыткам и сожжены митр. Иоанн, 28 знатных христиан и 3 священника; 25 авг. умерщвлены мн. заключенные из жителей Карки-де-Бет-Селох. Неск. священников забили камнями; др. осужденных (епископов и мирян) подвергли изощренным пыткам. Подчиненные Тахм Йездигерда обезглавили христианку Ширин из близлежащего селения, не побоявшуюся обвинить наместника в чрезмерной жестокости, и 2 ее сыновей. Доблесть Ширин и др. христиан вызвала восхищение преследователя; он раскаялся в содеянных преступлениях и уверовал во Христа. Й., раздраженный столь неожиданным вероотступничеством своего приближенного, попытался вернуть его к исповеданию зороастризма. Когда ни обещания и угрозы судей, ни пытки не сломили решимости Тахм Йездигерда, он по приказу Й. был распят (25 сент. 445).
В окт. 447 г. принял мученическую смерть Петион. Он проповедовал в районах от Мидии до долины Тигра (на территории совр. Курдистана): летом - горцам, зимой - жителям Месены и окрестных земель в Юж. Междуречье; строил церкви, обращал в христианство язычников и зороастрийцев. Ряд чиновников (наставник магов Нев-Хормизд, начальник полиции Шахин, военный комендант Тахмин), к-рым было поручено пресечь деятельность Петиона, стали его тайными учениками. Мобед (глава жрецов), приказавший заключить Петиона в тюрьму, убедился в их неспособности вести судебный процесс, отстранил Нев-Хормизда и для завершения дела назначил судью Михр-Бурзина. Близ г. Хульван в Мидии Петион был подвергнут мучительной казни с отрезанием ушей, носа, конечностей, к-рая продолжалась 5 дней. На 6-й день при большом стечении народа Петион был обезглавлен. Голова мученика для устрашения была выставлена на скале, возвышавшейся над царской дорогой, к-рая соединяла Ктесифон с вост. провинциями в Хорасане. В течение 10 дней его останки охраняла вооруженная стража. Когда охрана была снята, духовенство и миряне собрали останки мученика и похоронили их у подножия горы, где были погребены и др. казненные христиане. На месте казни Петиона позднее был воздвигнут монастырь в честь мученика (Hoffmann. 1880. S. 61-68; Bedjan. Acta. T. 2. P. 559-583).
Гонение Й. коснулось также иудеев: был казнен глава иудейской общины Мар-Нуна, введены нек-рые ограничения в богослужение, запрет на празднование субботы (454/5).
Влияние христианства в Персидской Армении также беспокоило шаханшаха. При Й. была неудачная попытка возродить там зороастризм в качестве гос. религии. Инициатором выступил главный министр Михр-Нарсе, проявивший себя в борьбе с христианством уже при Вахраме V. От имени Й. он отправил арм. знати указ, содержание к-рого изложено в сочинениях арм. историков-вардапетов Лазара Парпеци и Елише (Ghazar P'arpetsi. 1985. P. 60-64; Елишэ. 2001. С. 206-208). В указе содержался призыв к армянам обратиться в зороастризм, а христианство объявлялось губительной для народа религией. Положительный пример Армении должен был также способствовать примирению с Сасанидами царств Иверия и Албания Кавказская, где к этому времени христианство также преобладало (Langlois. 1869. Vol. 2. P. 281-282). Собор Армянской Апостольской Церкви, в к-ром приняли участие также представители знати, созванный в Арташате, отказался выполнять требования персов. Тем не менее Й., занятый войной с гуннами, был удовлетворен демонстративным признанием маздеизма нек-рыми из арм. нахараров во главе с марзпаном Армении Васаком Сюнийским. Й. сохранил за арм. знатью ее привилегии и владения, взял в заложники неск. аристократов и в 450 г. отправил в Армению более 700 жрецов-магов для подготовки страны к обращению в свою веру. В результате этого арм. нахарары во главе с Варданом Мамиконяном вскоре подняли восстание, а христ. духовенство благословило их на священную войну. Внутренние разногласия аристократических семей в Армении помешали их совместным действиям против персов. Марзпан Армении Васак Сюнийский, занимавший должность с 443 г., сохранил верность иран. двору и принял зороастризм. Восставшие христиане тщетно искали помощи у Византии; империя была озабочена охраной границ от нападений гуннов Аттилы. И все же активное противодействие армян новой политике персов сделало невозможным их примирение с сасанидской администрацией. По завершении войны на востоке Й. отправил в Армению главные силы своей армии. 26 мая 451 г. в Аварайрской битве персы разбили восставших. Вскоре в Иран были отправлены захваченные в плен предводители восстания и нелояльное к персам христианское духовенство. Многие из них, в т. ч. католикос Иосиф I (Овсеп) Вайоцдзоци, были казнены. Васак, не оправдавший доверия центральной власти, был снят с должности марзпана, лишился всего имущества, был заключен в тюрьму и вскоре умер. После казни христ. священников новые марзпаны, назначаемые Й. в Армению уже из числа иранцев, пытались улучшить отношения с местным населением, и после смерти Й. свобода вероисповедания в Армении была восстановлена.