КАЗАНДЗАКИС
Том XXIX , С. 114-116
опубликовано: 16 января 2017г.

КАЗАНДЗАКИС

[греч. Καζαντζάκης] Никос (18.02.1883, Ираклион, Крит - 26.10.1957, Фрайбург-им-Брайсгау, ФРГ), греч. писатель и поэт. Был старшим ребенком в семье торговца Михалиса и Марии К., имел 2 младших сестер и брата, умершего в детстве. В 1889 г. из-за антиосманского восстания на Крите семья К. провела неск. месяцев в Пирее (порт Афин). В 1897 г., после начала революции на Крите, семья на 2 года переехала на о-в Наксос, где К. посещал католич. франц. коллеж Честного Креста, изучил франц. и итал. языки. В 1902 г. поступил на юридический фак-т Афинского ун-та, окончил его с отличием; в 1907 г. поступил в аспирантуру в Париже, посещал лекции А. Л. Бергсона, философия к-рого повлияла на формирование его мировоззрения; в 1909 г. К. защитил дис. «Фридрих Ницше в философии права и государства». В 1910 г. К. вернулся в Афины, женился на писательнице Галатее Алексиу (Казандзаки, 1881-1963), с к-рой прожил до 1926 г. С 1945 г. был женат 2-м браком на Элени Самиу, с которой был знаком с 1924 г.

Н. Казандзакис. Фотография. 1907 г.Н. Казандзакис. Фотография. 1907 г.В 1912 г., с началом 1-й Балканской войны, К. вступил добровольцем в греч. армию, работал в канцелярии премьер-министра Э. Венизелоса. В 1914 г. вместе с греч. поэтом А. Сикелианосом путешествовал по историческим местам Греции, в т. ч. посетил Св. Гору Афон. В 1919 г. Венизелос назначил К. генеральным директором Мин-ва социального обеспечения и поручил организовать репатриацию из Закавказья ок. 150 тыс. греков, бежавших от гражданской войны. В 20-х гг. К. совершил поездки во Францию, в Германию, Австрию, Италию. В 1922 г. в Италии К. познакомился с Л. И. Шестовым, изучал рус. язык; в 1928 г. встречался с М. Горьким; был знаком также с Ф. Т. Маринетти, брал интервью у Б. Муссолини, М. Риверы. В 1925-1927 гг. как корреспондент К. неоднократно посещал СССР, в ходе одной из поездок работал над сценариями для советского кинематографа. Заметки о рус. лит-ре легли в основу кн. «История русской литературы» в 2 томах (Ιστορία της Ρώσικης λογοτεχνίας. Αθήνα, 1930). В 1927 г. К. посетил Синай. В 1929-1933 гг. жил попеременно в Германии, во Франции и в Испании. В 1935 г. совершил путешествие в Японию и Китай; в 1939 г. посетил Великобританию. В период нем. оккупации Греции (1941-1944) К. жил на о-ве Эгина; в окт. 1944 г. переехал в Афины. В 1945 г. вернулся к политической деятельности, на короткое время стал председателем Союза рабочих социалистов и министром без портфеля в правительстве Т. Софулиса. В 1946-1948 гг. К. жил в Париже, где недолго работал в ЮНЕСКО советником по вопросам литературы, затем переехал в Антиб. К этому времени творчество К. приобрело мировую известность. В 1956 г. по решению Всемирного совета мира К. был награжден Международной премией мира; трижды выдвигался на Нобелевскую премию по лит-ре. В 1957 г. совершил поездку в Китай.

В 1954 г., еще до публикации греч. оригинала романа «Последнее искушение» (норвежский, шведский и немецкий перевод были изданы в 1951-1952), за ряд предыдущих произведений Свящ. Синод Элладской Православной Церкви потребовал от светских властей Греции запрета книг К. Причиной осуждения произведений К. стали не только его вольные интерпретации христ. вероучения, но и контакты автора с представителями левого движения в Греции и Европе, что в то время неразрывно связывалось с атеизмом. В заявлении Свящ. Синода указывалось, что роман «Капитан Михалис» высмеивает Церковь, отрицает учение о Св. Троице; роман «Христа распинают вновь» бесчестит исторические истины Евангелия, является переложением его в соответствии с социалистическими и коммунистическими теориями и искажает церковное учение; роман «Последнее искушение» опасен для каждого христианина тем, что извращает учение о Богочеловечестве Христа и христ. мораль. Но среди церковных иерархов не было единого мнения: Патриарх К-польский Афинагор I выступал против осуждения К. В 1954 г. «Последнее искушение» было внесено в Индекс запрещенных книг Римско-католической Церкви. Несмотря на резко отрицательное отношение большинства греч. церковной общественности к творчеству К., офиц. запрета его книг или отлучения К. Элладской и К-польской Церквами не последовало. С церковной критикой К. не соглашался и вел полемику в печати и в открытых письмах.

В 1954 г. у К. была обнаружена лейкемия, его здоровье ухудшалось, и через 3 года он скончался. Архиеп. Афинский Феоклит II отказал в проведении церемонии прощания с К. в Афинах. Однако в кафедральном соборе Ираклиона церемония была проведена по решению Критского митр. Евгения, что вызвало недовольство нек-рых представителей Церкви. В погребении на правосл. кладбище К. было также отказано; он похоронен в Ираклионе у бастиона Мартиненго. Музей К. находится в дер. Миртья на Крите, в доме его отца.

Последующая судьба произведений К. во многом связана с попытками экранизации его романов: «Христа распинают вновь» («Тот, кому предстоит умереть» Ж. Дассена; 1955), «Грек Зорба» (М. Какоянниса; 1964). Фильмы неизменно приводили к вульгаризации восприятия изначально сложных и спорных идей К. в совр. массовой культуре и к росту негативного отношения к нему в церковной среде разных стран. Фильм «Последнее искушение Христа», снятый режиссером М. Скорсезе (1988), был запрещен к показу во мн. штатах США, Канады и в ряде католич. стран. В нояб. 1997 г. в связи с демонстрацией фильма по российскому телевидению с его осуждением выступил Патриарх Московский Алексий II, назвав его показ нарушением норм российского законодательства и общественной нравственности.

Н. Казандзакис. Фотография. 50-е гг. ХХ в.Н. Казандзакис. Фотография. 50-е гг. ХХ в.Лит. наследие К. включает романы, пьесы, детскую лит-ру, путевые очерки, киносценарии, эссе. В основе мировоззрения К. лежит интерес к различным радикальным течениям философской мысли. Он испытал сильное влияние социалистов и коммунистов, участвовал в левом движении в Греции и одновременно увлекался Ницше и Бергсоном, экзистенциализмом, т. е. теми направлениями в философии, к-рые примыкали к противоположному крылу европ. культуры. Рассуждая о мире в целом, К. слишком вольно обходился с отдельными образами и концепциями правосл. культуры. Многие критики воспринимали его творчество как вероотступничество. В ущерб художественным достоинствам герои К. зачастую становились лишь носителями идей и представлений автора, повествование изобиловало философскими отступлениями.

К. дебютировал в печати в 1906 г. с эссе «Болезнь века» (H αρρώστια του αιώνος) в ж. «Пинакофики» (Πινακοθήκη). Тогда же под псевд. Карма Нирвами (Κάρμα Νιρβαμή) издал роман «Змея и лилия» (´Οφις και κρίνο. Αθήνα, 1906). Вскоре были опубликованы его драматические произведения: драма «Светает» (Ξημερώνει. 1907) и трагедия «Главный мастер» (Ο πρωτομάστορας. Αθήνα, 1910; под псевд. Петрос Псилоритис - Πέτρος Ψηλορείτης), сюжет которой основан на греч. народной песне «Мост Арты». В разное время К. написал большое число произведений для театра, в основном на исторические темы (трагедии «Никифор Фока» (Νικηφόρος Θωκάς. 1927), «Одиссей» (Οδυσσέας. 1928), «Христос» (Χριστός. 1928), «Мелисса» (Μέλισσα. 1939), «Юлиан Отступник» (Ιουλιανός ο Παραβάτης. 1939, изд. в 1945), «Прометей» (Προμηθέας. 1943), «Каподистрия» (Καποδίστριας. 1944), «Содом и Гоморра» (Σόδομα και Γόμορρα. 1948), «Тесей» (Θησέας. 1949), «Христофор Колумб» (Χριστοφόρος Κολόμβος. 1949), «Константин Палеолог» (Κωνσταντίνος ο Παλαιολόγος. 1951) и др.).

К. переводил на новогреч. язык труды У. Джеймса, Ницше, Ч. Дарвина и Бергсона (10-е гг. XX в.); пьесы У. Шекспира (30-е гг. XX в.); «Илиаду» Гомера (40-е гг. XX в.); «Божественную комедию» Данте (1934); «Фауста» И. В. Гёте (1937).

В 1924-1927 гг. К. завершил 1-й вариант поэмы «Одиссея» (Οδύσσεια), к-рая имела большой успех и была переведена на мн. языки (до 1938 создал еще 6 ее редакций). Эту поэму К. считал своим главным произведением. Подобно «Одиссее» Гомера, она состоит из 24 песней, общее количество стихов - 33 333. Поэма представляет собой некое продолжение сюжета Гомера и описывает странствия Одиссея, к-рые начинаются после его возвращения на Итаку и заканчиваются на Северном полюсе, где герой, переосмыслив свой опыт, приходит к нигилизму. Т. о., герой К. Одиссей во многом представляет собой образ отчаявшегося человека XX в. Поэма написана пятнадцатисложником, ее язык - «свидетельство устной речи всех областей греческого мира» (Beaton. 1996. Σ. 166). К. одним из первых использовал в лит. тексте огромное количество диалектизмов, для неологизмов, введенных К. в греч. язык, к поэме был приложен словарь. В 1931 г. К. составил поэтический сб. «Терцины» (Τερτσίνες. Αθήνα, 1960).

В 1927 г. в газ. «Анагениси» (Αναγέννηση) было опубликовано философское произведение «Аскетика. Salvatores Dei» (отд. изд.: Ασκητική: Salvatores Dei. Αθήνα, 1945), в к-ром К. сформулировал свою мировоззренческую позицию, сложившуюся под влиянием антирационализма Ницше и мистицизма Бергсона (Vitti. 1987. Σ. 342) и ставшую основой дальнейшего творчества К. В 1931 г. в Париже под псевд. Николай Казан (Nikolai Kazan) К. издал на франц. языке роман «Тода раба» (Toda-Raba), использовав в сюжете свои впечатления о поездках в Советскую Россию. Герои этого произведения, по направлению близкого к футуризму, путешествуют по разным «закоулкам» социалистического нового мира, посещают некий «Восточный съезд» в Астрахани, праздник годовщины революции в Москве и др. общественные мероприятия.

В 1941 г. К. начал работу над романом «Жизнь и приключения Алексиса Зорбаса» (Βίος και πολιτεία του Αλέξη Ζορμπά. Αθήνα, 1946). Роман построен отчасти на воспоминаниях о поездке К. на угольные шахты на Пелопоннесе с предпринимателем Й. Зорбасом в 1917 г. Он повествует о молодом писателе и 65-летнем Зорбасе, с к-рым тот отправляется на Крит, собираясь разбогатеть на продаже добытого из арендованной шахты бурого угля. В образе Зорбаса К. воплотил свои представления о совр. святом, выходце из народа, наделенном глубокой мудростью, лишенном предрассудков и преисполненном любви к человеку.

С 1948 г. писатель работал над романом «Христа распинают вновь» (Ο Χριστός ξανασταυρώνεται. Αθήνα, 1954). Его действие происходит в 1921 г. в дер. Ликовриси в М. Азии. Во время подготовки к традиц. пасхальной мистерии (театрализованному представлению евангельских событий) с Манольосом, к-рый играет роль Христа, происходит внутреннее перерождение и, помогая беженцам из М. Азии, он вступает в трагическое противостояние с жителями деревни. В романе К. рассматривает Страсти Христовы не как залог отпущения грехов, а как трагически повторяющиеся человеческие страдания (Beaton. 1996. Σ. 308). Гражданская война в Греции в кон. 40-х гг. стала основной темой романа «Братоубийцы» (Οι αδερφοφάδες. Αθήνα, 1963), написанного в 1949 г. В дек. того же года К. приступил к работе над романом «Капитан Михалис» (Ο Καπετάν Μιχάλης. Αθήνα, 1953) о национально-освободительном движении на Крите, отец К. стал прототипом главного героя - человека, обладающего редкой силой духа, посвятившего себя борьбе за свободу.

В 1951 г. К. работал над романом «Последнее искушение» (Ο τελευταίος πειρασμός; опубл. в 1955), который представляет собой вольную фантазию по мотивам НЗ и апокрифов. Христа К. изобразил как перенесшего страдания человека, подверженного страстям, он - бунтарь и защитник угнетенных.

В 1952 г. К. изучал жизнь католич. святого Франциска Ассизского и посвятил ему роман «Божий нищий» (Ο φτωχούλης του Θεού. Αθήνα, 1956). Для К. св. Франциск стал примером человека, к-рый в «непрерывной тяжелейшей борьбе исполняет высший человеческий долг, тот, что выше морали, истины и красоты, преображая материю, вверенную ему Богом, в дух». Последним произведением К. стал роман «Отчет перед Греко» (Αναφορά στον Γρέκο. Αθήνα, 1961), написанный в 1955-1957 гг. Замысел книги, имеющей черты автобиографической исповеди, возник в кон. 20-х гг.; худож. Эль Греко вдохновлял К. не только потому, что был критянином, но и потому, что К. усматривал между собой и Эль Греко особое глубокое родство (Βουγιούκα. 1999. Σ. 7-8).

Соч.: Τι είδα στη Ρουσία: Από τα ταξίδια μου. Αθήνα, 1928. 3 τ.; Θέατρο. Αθήνα, 1955-1956. 3 τ. 1955. Τ. 1: Τραγωδίες με αρχαία θέματα; 1956. Τ. 2: Τραγωδίες με βυζαντινά θέματα; Τ. 3: Τραγωδίες με διάφορα θέματα; Ταξιδεύοντας: Ιταλία, Αίγυπτος, Σινά, Ιερουσαλήμ, Κύπρος, ο Μοριάς. Αθήνα, 1961; Από το ποιητικό έργο του Ν. Καζαντζάκη / Επιμέλεια Σ. Αλεξίου. Ηράκλειο, 1977; Σκίτσα από το ´Αγιον ´Ορος / Μετάφραση από τα γαλλικά Ε. Ι. Ανεμογιάννη. Αθήνα, 2001; Грек Зорба / Пер.: Е. Мирошниченко. К.; М., 2003; Последнее искушение / Пер.: А. Васильев. СПб., 2004; Греческий пейзаж / Пер.: О. П. Цыбенко. М.; Тбилиси, 2005; Отчет перед Эль Греко / Пер.: О. П. Цыбенко. М.; Тбилиси, 2005.
Лит.: Πρεβελάκης Π. Ο ποιητής και το ποίημα της Οδύσσειας. Αθήνα, 1958; Αναπλιώτης Γ. Ο αληθινός Ζορμπάς κι ο Νίκος Καζαντζάκης. Αθήνα, 1960; Βρεττάκος Ν. Νίκος Καζαντζάκης: Η αγωνία και το έργο του. Αθήνα, [1960]; Bloch A. Kazantzakis and the Image of Christ // Literature and Psychology. Teaneck (N. J.), 1965. Vol. 15. P. 2-11; Merrill R. B. «Zorba the Greek» and Nietzschean Nihilism // Mosaic. Winnipeg (Canada), 1975. Vol. 8. N 2. P. 99-113; Σταματίου Γ. Π. Η γυναίκα στη ζωή και στο έργο του Νίκου Καζαντζάκη. Αθήνα, 1975; Αλεξίου Ε., Στεφανάκης Γ. Ε. Για τον Νίκο Καζαντζάκη: Είκοσι χρόνια απο το θάνατό του. Αθήνα, 1977; Καζαντζάκη Ε. Ν. Νίκος Καζαντζάκης: Ο ασυμβίβαστος. Αθήνα, 1977; Vitti M. Ιστορία της νεοελληνικής λογοτεχνίας. Αθήνα, 19872; Μαράς Σ. Νίκος Καζαντζάκης: Τέχνη και μεταφυσική. Αθήνα, 1988; Ματσούκας Ν. Η ελληνική παράδοση στο Νίκο Καζαντζάκη. Αθήνα, 1989 2; Girard P. Kazantzaki et la musique // Le regard crétois. Gen., 1995. Vol. 11. P. 27-40; Beaton R. Εισαγωγή στη Νεότερη Ελληνική Λογοτεχνία. Αθήνα, 1996; idem. Ο Καζαντζάκης μοντερνιστής και μεταμοντέρνος. Αθήνα, 2009; Николау Н. Краткий словарь новогреческой литературы. Серг. П., 1997. С. 82-88; Στεφανάκης Γ. Ε. Αναφορά στον Καζαντζάκη. Αθήνα, 1997; Παπακώστα Α. Η γυναίκα ως «άλλος» και η ιδανική γυναίκα στον «Τελευταίο πειρασμό». Αθήνα, 1998; Βουγιούκα Α. Η ποίηση της πραγματικότητας και η πραγματικότητα της ποίησης: Η «Αναφορά στον Γκρέκο» του Νίκου Καζαντζάκη. Αθήνα, [1999]; Παπαθανασόπουλος Θ. Γύρω στον Καζαντζάκη: Μελετήματα. Αθήνα, 2000; Σταύρου Μ. Π. Ο υπαρξιακός Καζαντζάκης: Μακρά πορεία προς τον «Καπετάν Μιχάλη». Αθήνα, 2001; Πετράκου Κ. Ο Καζαντζάκης και το θέατρο. Αθήνα, 2005; www.interfax-religion.ru/cis.php?act=archive&div=1469 [Электр. ресурс]; halkidon2006.narod.ru/do/bogoslovie_1/841_Kuraev.htm [Электр. ресурс].
А. Ю. Жаркая, Э. П. Г.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГРАССО Иоанн (кон. XII - после сер. XIII в.), имперский нотарий в Отранто, затем (1236-1250) нотарий имп. Фридриха II Штауфена, грекоязычный поэт и писатель-полемист
  • АЛЕКСАНДР ПОЛИИСТОР (между 112 и 102 до Р. Х. - ок. 40 до Р. Х.), греч. писатель, историк
  • АПОСТОЛИС (XV в.), учитель, писатель, переписчик греческих рукописей
  • ДАМАСКИН ПЕЛОПОННЕССКИЙ († 1815), ученый мон., дидаскал и писатель периода османского господства
  • ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ (кон. II - 1-я треть III в.), греч. писатель, автор соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» в 10 книгах
  • ДИОНИСИЙ ФОТИНОС (1777 - 1821), греч. мелург, историк, писатель