КАЛАЧНИКОВ
Том XXIX , С. 430-431
опубликовано: 16 января 2020г.

КАЛАЧНИКОВ

(Калашников) Николай (1-я пол.- сер. XVIII в.), русский композитор, автор многохорных партесных духовных сочинений на 12 и 24 голосов. Биографические сведения о К. не обнаружены. Большинство произведений К.- «службы Божии» на 12 и 24 голоса, херувимские, концерты - созданы в стиле переменного, концертного партесного многоголосия. Образцом постоянного многоголосия, но без опоры на первоисточник, является Всенощное бдение на 12 голосов. Сочинения К. сохранились в комплектах рукописных певч. книг, выполненных в сер. XVIII в. и принадлежавших преимущественно новгородскому архиерейскому хору (ГИМ. Син. певч. № 354, 355, 358).

Уникальный сборник многохорных композиций ГИМ. Син. певч. № 354 содержит два 24-голосных произведения К., обозначенные в реестре в партии 1-го баса как «Служба Божия: Творение: Калачникова: в которой две Херувимские и два роспева Достойно есть: 24 голоса:» и концерт «Иже заповеди Божия сохраняет: праведной: Ел[изавете]». Отсутствующая в реестре рядом с названием концерта фамилия композитора выписана во мн. партиях перед нотным текстом («Калачников»). В партии 4-го тенора рядом с концертом № 23 имеется пометка «1744 го[ду]». Создание концерта на текст стихиры из службы св. прав. Елисавете скорее всего указывает на его посвящение имп. Елизавете Петровне (возможно, расцвет творчества К. совпал с временем ее правления).

К 40-м гг. XVIII в. относится и рукопись ГИМ. Син. певч. № 358, в которую включены 3 произведения К.: «Херувимская болшая» (имеет пометки: в реестре - «Калачник», в партии 3-го баса - «Н. Калачникова», в партии 1-го баса - «Н. Калашникова»), концерт Вознесению Господню «Восприемлему Тебе» (№ 23, в партии 1-го баса с пометками «Творение Н. К.», «Н. Колачников» на л. 48, «Н. К.» на л. 51 об.) и «Всенощное бдение на 12 голосов, творение Николая Калачникова». Концерт Вознесению Господню содержится также в рукописях сер. XVIII в. (ГИМ. Син. певч. № 46, 1318).

Самая поздняя рукопись, содержащая «Службу Божию ТНК [ТNК, т. е. творение Николая Калачникова]», имеет вкладную запись: «в александрову слободу в монастырь», датированную 1777 г. (ГИМ. Син. певч. № 112 (8 книг, партии 3-го хора утрачены)).

Самое полное собрание концертов К. сохранилось в рукописи ГИМ. Син. певч. № 355 (в 12-голосном комплекте отсутствует партия 2-го баса), всего содержащей ок. 250 произведений крупнейших мастеров партесного письма 1-й пол. XVIII в., в т. ч. В. Титова, В. К. Тредиаковского, архим. Герасима (Завадовского) и др. Реестр в партии 1-го баса дает указания на авторство К. 3 херувимских: № 16, 17 - «Калачниковы» на л. 1 об., № 19 «Калачникова» на л. 2. Названия концертов, принадлежащих К., встречаются в реестре 4 раза, группы названий объединены фигурной скобкой, в скобках дано пояснение, какому празднику посвящен концерт: № 64-78: «Дверем заключенным» (в Неделю Фомину), «Мироносицы жены» (в Неделю мироносиц), «При овчей купели» (в Неделю о расслабленном), «Да радуется днесь светло» (в Неделю о самаряныне), «Господи, мимоходя путем» (в Неделю о слепом), «Тайныя днесь Духа трубы» (в Неделю св. отец), «Еже от века таинство» (Благовещению), «Днесь Христос прииде на Иордан» (Богоявлению), «Приидите вси духовно возвеселимся» (в Неделю всех святых), «Небеса убо достойно да веселятся» (Пасхи), «Ныне вся исполнишася света» (Пасхи), «Преподобне отче, измлада воздержанию» (Сергию чудотворцу), «Восхвалите согласно» (в Неделю ваий), «Приидите подражаим» (Богоявлению), «Приидем и мы» (Сретению); № 98 «Восприемлему Тебе» (Вознесению); № 176-184: «Приидите вси концы земнии» (Сергию), «Восплещем здесь песненно» (Кресту), «Гора яже иногда» (Преображению), «О, дивное чудо» (Успению), «Что хвалишися во злобе силне», «Озлоблен бых и смирихся», «На Тя, Господи, уповах», «Не подобаше ти, о Ироде» (Предтечи), «Искапайте горы сладость» (Предтечи); № 248 «Просветившееся Духом» (общий пророкам). К этим 26 концертам следует добавить «концент на 12 голосов» «Спаси мя, Господи» с киноварной пометкой «КNК», к-рую можно расшифровать как «концерт Николая Калачникова» (ГЦММК. Ф. 283. № 267-272, партии 1-го баса, 2-го тенора, 1-го дисканта, 1-го тенора, 2-го дисканта, 1-го альта).

Сочинения К.- развернутые композиции, ярко демонстрирующие особенности зрелого концертного партесного стиля с обилием контрастов: чередованием tutti и групп хора, имитационно-полифонического и гармонического типов изложения, смены четного и нечетного метра. В условиях отсутствия индивидуализированного тематизма нередко именно метр берет на себя тематические функции. В пасхальном концерте «Ныне вся исполнишася света» - только одна смена метра ( - 3/1 - ), образующая 3-частную форму. В концерте Вознесению «Восприемлему Тебе, Христе» К. сменой метра ( - 3/2) 4 раза подчеркивает фразы прямой речи, имеющиеся в тексте стихиры («и глаголет к ним»), а также использует нечетный метр в характере сарабанды в заключении всего концерта. В нек-рых масштабных концертах К. («На Тя, Господи, уповах», «Спаси мя, Господи») метр не меняется. При повторении тематического материала в ансамблевых разделах К. широко применяет приемы хорового варьирования.

Особенностью сверхмногоголосия К., как и рус. партесного концерта в целом, является его разноритмичность, в чем выражается вариантность, свойственная рус. полифонии, рус. народному многоголосию; об этом пишет В. Н. Холопова в связи с 12-голосной херувимской К., обнаруживая в 3 проведениях туттийного рефрена от 8 до 12 ритмических линий (Холопова. 1983. С. 105). Связь с фольклором Холопова усматривает и в приеме временного и акцентного варьирования тексто-муз. синтагм (напр., на слове «херувимы» в первом проведении рефрена херувимской - Там же. С. 107).

К. широко использует музыкально-риторические фигуры типа anabasis, katabasis, exclamatio (восклицание), а также пышные концертирующие распевы у солирующих партий, придающие звучанию пафос и особую декоративность.

Сочинения К. демонстрируют многообразное воплощение концертной формы (контрастно-составные 2-3-частные и рефренные формы), их отличает стройность композиции, хорошо выверенные пропорции.

Публикаций сочинений К. чрезвычайно мало: в книге Т. Н. Ливановой напечатаны без текста 1-я часть Всенощного бдения на 12 голосов (Ливанова. 1938. С. 104-105, нотная вкладка) и фрагмент концерта на 24 голоса (Там же. С. 120-133). Полностью опубликована одна херувимская (Успенский. 1976. С. 161-210).

Лит.: Ливанова Т. Н. Очерки и мат-лы по истории рус. муз. культуры. М., 1938. Вып. 1. С. 104-106, 119, 134; Келдыш Ю. В. Русская музыка XVIII в. М., 1965. С. 67-70; Успенский Н. Д. Русский хоровой концерт кон. XVII - 1-й пол. XVIII в.: Хрестоматия. Л., 1976. С. 35-39, 161-210; Холопова В. Н. Ритмика хорового концерта XVII-XVIII вв.: Русский (русско-украинский) концерт эпохи барокко // Она же. Русская музыкальная ритмика. М., 1983. С. 89-118; она же. Русско-украинский хоровой концерт // Она же. Формы музыкальных произведений: Учеб. пособие. СПб., 1999. С. 302-317; Плотникова Н. Ю. Певческая культура Новгородского архиерейского хора в XVIII в. // Музыковедение. 2010. № 10. С. 26-31.
Н. Ю. Плотникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГРЕНЕВЫ-СЛАВЯНСКИЕ деятели русской музыкальной культуры
  • АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
  • АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851), рус. композитор
  • АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог