КАЛАШНИКОВ
Том XXIX , С. 432-434
опубликовано: 7 марта 2017г.

КАЛАШНИКОВ

Л. Ф. Калашников. Фотография. Нач. 10-х гг. ХХ в.Л. Ф. Калашников. Фотография. Нач. 10-х гг. ХХ в. Лазарь Филиппович (3-я четв. (?) ХIХ в., г. Николаевск Самарской губ., ныне г. Пугачёв Саратовской обл.- 1-я пол. ХХ в.), издатель, переписчик певч. книг, редактор, педагог. Старообрядец поповского согласия Белокриницкой иерархии. Биографические данные о К. отрывочны. В нач. ХХ в. жил в Киеве. Место рождения К. известно из записи в рукописном Октае, выполненном им в 1905 г. в Киеве (ЕИХМ. № 7139. Кн. 253; см.: Юхименко. 2008), и из автобиографической статьи, где он также упомянул, что до лета 1910 г. был уставщиком в киевской старообрядческой Успенской ц. и в это время имел семью с 8 малолетними детьми (Тернистый путь. 1915. С. 755, 757, 759). Это последнее обстоятельство и участие К. в первой мировой войне свидетельствуют о его относительно молодом возрасте в это время.

В нач. ХХ в. К. занимался переписыванием книг, гл. обр. богослужебных. Из выполненных им рукописей кроме упомянутого Октая 1905 г. известна каллиграфически образцовая рукопись Обедницы (1904), сохранившаяся в книжнице киевской Успенской ц. (на ее основе было выпущено одноименное печатное издание 1909 г.; см.: Таранец. 2007. С. 171).

После издания Указа о веротерпимости (1905) старообрядцы смогли легализовать адм. деятельность и богослужение, печатать певч. книги, историческую лит-ру, периодику и т. д. К. учредил книгоиздательство «Знаменное пение», стал одним из основателей старообрядческих журналов «Церковное пение» (с 1909) и «Старообрядческая мысль» (с 1910; первый журнал стал приложением ко второму). Крюковые книги и крюковые тексты отдельных песнопений высылались подписчикам в качестве приложения к журналу (Починская). К. принял решение издавать старообрядческие певч. книги, поскольку их 1-е печатное издание, осуществленное ОЛДП на средства А. И. Морозова (Круг церковного пения. СПб., 1884. 6 вып.; т. н. морозовские книги), было очень дорогим, а лица и фиты в нем были изложены в сокращении (Тернистый путь. 1915. С. 751). К. планировал воспроизводить фиты в разводах, а также в напев на основании разных рукописей, вводить ударения на «силах» (акцентных слогах), однако ему удалось это осуществить только в малом (учебном) Октае и в Ирмосах. Для составления оригиналов изданий К. избрал лучшие, по его мнению, образцы, хранившиеся в киевской Успенской ц.: «...прекрасного беливского письма Ирмосы и Октай, морозовские книги, Ирмосы из Донской области, Ирмосы Стародубских слобод или Ветковские» (Там же). Октай издания Л. Ф. Калашникова (М., 1913. Л. 2)Октай издания Л. Ф. Калашникова (М., 1913. Л. 2)В 1908 г. К. выпустил «Азбуку знаменного пения», Октай и Ирмосы, подготовленные совместно с уставщиками А. И. Романовым и С. Д. Чистовым. Соиздателем 4 певч. книг 1909-1911 гг. (Обедница, Обиход, Праздники, Октай) был Чистов. Работа издательства состояла в подготовке рукописного оригинала книги, в сверке этого текста с более ранними экземплярами книг, в иллюстрировании (напр., автором заставок и инициалов в «Ирмосах» был В. Эйснер), а также, вероятно, в финансировании. Оригиналами для малого (учебного) Октая, Ирмосов, Обихода и Обедницы 1909 г. послужили рукописи К., для Праздников 1910 г.- рукописи Ф. И. Добринькова (из Белива) и К., выполненные в свою очередь с гуслицкой рукописи (см. ст. Гуслица) М. И. Шитикова 1832 г.. Все киевские издания книг на крюках осуществлены фотолитотипографией С. В. Кульженко в 2-цветной печати. Выходные сведения об издании и издателях помещены в конце книг в виде оригинального знака в орнаментированной рамке, дополнительные данные - в прямоугольной рамке (см. ил.).

Л. Ф. Калашников, В. Е. Макаров, Н. И. Уфимцев, Н. Д. Зенин. Фотография. 1912 г.Л. Ф. Калашников, В. Е. Макаров, Н. И. Уфимцев, Н. Д. Зенин. Фотография. 1912 г.Знаток безлинейных знаменной и демественной нотаций, К. опубликовал азбуки этих нотаций (на титульных листах он указан как автор-составитель), где поместил сводные данные из разных источников, методические рекомендации и ссылки на лит-ру.

Из-за повышенного спроса почти все книги и знаменная азбука были переизданы в Киеве и Москве. Знаменная азбука К., выдержавшая 2-е и 3-е издания еще при жизни автора, до наст. времени является самым известным пособием, широко используемым старообрядцами поповского согласия и всеми изучающими крюковую нотацию; осуществлено неск. репринтных переизданий.

Вслед. того что К. вначале ориентировался на протографы разного времени, редакция текстов в его книгах (в частности, в Ирмосах) отличается от редакций др. источников (см.: Денисов. 2005. С. 234-237). В некоторых изданиях отсутствуют знаки препинания (прежде всего запятые; см.: Октоих. М., 1913). В отличие от рукописей в большинстве изданий К. нет ударений (см. ил.). В изданиях К. отражены нек-рые особенности распевания псалмов (103-го, 17-й кафизмы), характерные для устной певч. традиции и отсутствующие в древнерус. книгах.

Выходные данные кн. «Праздники», изданной Л. Ф. Калашниковым и С. Д. Чистовым (К., 1910. Л. 179 об.)Выходные данные кн. «Праздники», изданной Л. Ф. Калашниковым и С. Д. Чистовым (К., 1910. Л. 179 об.)При подготовке изданий большое значение для К. имели контакты с Московской старообрядческой Архиепископией. В кон. 1908 г. издатели объявили в анонсе, что книга ирмосов будет напечатана за небольшим исключением с напева московского Рогожского старообрядческого кладбища. Однако архиеп. Иоанн (Картушин) нашел расхождения в напевах, назвал К. «реформатором» и в нач. 1909 г. намеревался разослать предписание приходам не покупать эти книги. Тем не менее издательская деятельность К. продолжалась. 28 сент. 1909 г. вышло постановление Собора старообрядческих епископов, в котором архиепископу рекомендовалось назначить комиссию для исследования и избрания лучших древних певческих книг в качестве образцов для печатания (Постановления Освященных Соборов старообрядческих епископов. 1898-1912 гг. М., 1913. С. 106-107). Напечатанные вскоре Обедница и Обиход были разосланы архиепископу и ведущим архиереям, однако поддержали издателей только епископы Нижегородский Иннокентий (Усов) и Рязанский и Егорьевский Александр (Богатенков) (Тернистый путь. 1915. С. 753-754). Летом 1910 г. К. приехал в Москву за оригиналами для печатных книг и попросил архиеп. Иоанна указать необходимые источники и заверить их подписью и печатью. 27 авг. 1910 г. К. сделал доклад на Освященном Соборе в Москве и дал подписку с обязательством печатать книги с оригиналов, сверенных с певч. книгами, хранящимися в б-ке Рогожского кладбища. Собор постановил передать это дело в ведение архиеп. Иоанна (Постановления. С. 119). Архиепископ признавал лучшими гуслицкие (беливские) книги. Заверенные архиеп. Иоанном оригиналы - Октай беливского письма (РГБ. Ф. 247. № 439), Ирмосы нач. ХIХ в. (Там же. Ф. 247. № 812), Трезвоны 1-й трети ХIХ в. (Там же. Ф. 247. № 805) - впосл., как свидетельствуют записи на их листах, были переданы б-ке Рогожского кладбища. Получив печатный экземпляр Праздников, архиепископ передал его певцам, «которые нашли несогласно подлинника, на одной скамейце на помете «ми» 350 разниц» (Тернистый путь. 1915. С. 758). Один из певцов и учитель пения на Рогожском кладбище М. Д. Озорнов (Азбука. 19153. С. 38) впосл. признал, что высказался «пристрастно», т. к. сам решил издавать книги и уже заказал шрифт.

В кон. 1912 - нач. 1913 г. К. продолжил работу в Москве, объединившись с изд-вом Озорнова и Кучкова. Отд-ние изд-ва «Знаменное пение», согласно указанию на печати-штампе, размещалось по адресу: Москва, Владимиро-Долгоруковская ул., Чухинский пер., д. 15. Здесь были выпущены Ирмосы, Октай средний (2 изд., одно под рук. Озорнова), в 1914 г.- Трезвоны и Субботник. С 1914 г. К. был на фронтах первой мировой войны. В 1918 г. изд-во прекратило существование.

В наст. время старообрядцы поповского согласия продолжают пользоваться на клиросе изданиями К. (впрочем, нек-рые общины, напр. липоване, хотя и имеют издания К., но не используют их в богослужении). Историческая роль старообрядческого нотопечатания неоднозначна. С одной стороны, благодаря изданиям К. был наконец осуществлен замысел крюковой печати, возникший еще в 3-й четв. XVII в., что знаменовало новый этап в истории певч. книжности. Большое число старообрядцев получило возможность осваивать новый репертуар и приобретать навык пения по безлинейному письму. С др. стороны, развитие книгопечатания привело к заметной унификации традиций пения старообрядцев поповских согласий. Так, в нач. XX в. в связи с начатым К. печатным изданием певч. книг стало приходить в упадок искусство Гуслицы (Денисов. 2005. С. 21). Но вопреки тенденциям к установлению единообразия мн. местные традиции до наст. времени сохраняют самобытность, не совпадая с письменными версиями, что отражается в старообрядческой напевке.

Арх.: Б-ка (книжница) киевской ц. Успения Пресв. Богородицы: Инвентарная опись книг Киевской старообрядческой общины от 30 янв. 1987 г. С. 43.
Соч.: Наш ответ (к ст. Е. Т. Поспелова «Мои заметки» - Церковное пение. 1910. № 8. С. 136) // Церковное пение. 1911. № 1. С. 3-5; По поводу моления о победе // Старообрядческая мысль. Прил.: Церковное пение. 1914. № 12; Тернистый путь // Там же. 1915. № 8. С. 751-759.
Изд.: Изд-во «Знаменное пение»: Калашников Л. Ф. Азбука церковного знаменного пения. К.: [Тип. С. В. Кульженко], 1908, 1910 2; То же. М.: [Тип. Штаба Моск. воен. округа], 1915 3. М., 1996р и др.; он же. Азбука демественного пения. К., 1911. [М.], 2008р; Ирмосы. К., 1908, 1912 2; Октай церковного знаменного пения. К., 1908, 1909 2 [оба изд.- сокращенного состава], 1911 [полного состава]. М., 1913; Обиход церковного знаменного пения. К., 1909 [обл.: 1910, известен экз. 1904]; Обедница знаменного и демественного роспева с архиерейским служением. К., 1909; Праздники. К., 1910; Служба во Святую и Великую субботу. [М., 1914]; Трезвоны [М., 1914]; Славословие великое: [крюковая запись] // Старообрядческая мысль. Прил.: Церковное пение. 1913/1914. № 1. С. 103-130.
Лит.: К альбому портретов старообрядческих деятелей и писателей всех согласий // Старая Русь. 1912. № 1-5, 9, 13-17; Калашников Л. Ф. // Вургафт, Ушаков. Старообрядчество. 1999. С. 133; Шевчук Е. Ю. Знаменный распев старообрядцев Киева // Теория и история монодии: [Междунар. конф.] / Inst. f. Musikwissenschaft der Universität Wien. Вена; Плевен, 2001. С. 10-23 (переизд. в сб.: Доля старообрядства в ХХ - на початку ХХI ст.: Iсторiя та сучаснiсть: [Зб. наук. праць та матерiалiв] / Iн-т укр. археографiï i джерелознавства iм. М. С. Грушевського НАНУ; упоряд. С. В. Таранець. К., 2007. С. 85-101); она же (Шевчук О.). Калашников Л. П. // Укр. муз. енциклопедiя. К., 2008. Т. 2. С. 287; Таранец С. Старообрядчество города Киева и Киевской губернии. К., 2004. С. 178; он же (Таранець С.). Джерела з iсторiï старообрядства Правобережноï Украïни кiнця ХVIII - початку ХХ ст. К., 2007. С. 397, 398; Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого пения. М., 2005; Юхименко Е. М. Рукописные книги // Егорьевские диковины: Сокровища, редкости, курьезы и прочие занимательные вещи из коллекции М. Н. Бардыгина, ныне собрания Егорьевского историко-художественного музея. М., 2008. С. 366-367; Починская И. Старообрядческое книгопечатание // virlib.eunnt.net/oldbelief/main/ch1/index.htm [Электр. ресурс].
Е. Ю. Шевчук, Е. А. Агеева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЗЕНИН Никифор Дмитриевич (1869- 1922), старообрядческий издатель и публицист, принадлежал к белокриницкому согласию
  • АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии
  • АМВРОСИЙ (Паппа-Георгополи Амирей; 1791-1863), старообрядческий митр., основатель Белокриницкой иерархии
  • АМФИЛОХИЙ (Журавлёв Афанасий Семенович; 2-я пол. XIX – 1933), еп. Пермский и Тобольский старообрядческой Церкви
  • АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических "бесед" и посланий против федосеевцев
  • АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии