Лазарь Филиппович (3-я четв. (?) ХIХ в., г. Николаевск Самарской губ., ныне г. Пугачёв Саратовской обл.- 1-я пол. ХХ в.), издатель, переписчик певч. книг, редактор, педагог. Старообрядец поповского согласия Белокриницкой иерархии. Биографические данные о К. отрывочны. В нач. ХХ в. жил в Киеве. Место рождения К. известно из записи в рукописном Октае, выполненном им в 1905 г. в Киеве (ЕИХМ. № 7139. Кн. 253; см.: Юхименко. 2008), и из автобиографической статьи, где он также упомянул, что до лета 1910 г. был уставщиком в киевской старообрядческой Успенской ц. и в это время имел семью с 8 малолетними детьми (Тернистый путь. 1915. С. 755, 757, 759). Это последнее обстоятельство и участие К. в первой мировой войне свидетельствуют о его относительно молодом возрасте в это время.
В нач. ХХ в. К. занимался переписыванием книг, гл. обр. богослужебных. Из выполненных им рукописей кроме упомянутого Октая 1905 г. известна каллиграфически образцовая рукопись Обедницы (1904), сохранившаяся в книжнице киевской Успенской ц. (на ее основе было выпущено одноименное печатное издание 1909 г.; см.: Таранец. 2007. С. 171).
После издания Указа о веротерпимости (1905) старообрядцы смогли легализовать адм. деятельность и богослужение, печатать певч. книги, историческую лит-ру, периодику и т. д. К. учредил книгоиздательство «Знаменное пение», стал одним из основателей старообрядческих журналов «Церковное пение» (с 1909) и «Старообрядческая мысль» (с 1910; первый журнал стал приложением ко второму). Крюковые книги и крюковые тексты отдельных песнопений высылались подписчикам в качестве приложения к журналу (Починская). К. принял решение издавать старообрядческие певч. книги, поскольку их 1-е печатное издание, осуществленное ОЛДП на средства А. И. Морозова (Круг церковного пения. СПб., 1884. 6 вып.; т. н. морозовские книги), было очень дорогим, а лица и фиты в нем были изложены в сокращении (Тернистый путь. 1915. С. 751). К. планировал воспроизводить фиты в разводах, а также в напев на основании разных рукописей, вводить ударения на «силах» (акцентных слогах), однако ему удалось это осуществить только в малом (учебном) Октае и в Ирмосах. Для составления оригиналов изданий К. избрал лучшие, по его мнению, образцы, хранившиеся в киевской Успенской ц.: «...прекрасного беливского письма Ирмосы и Октай, морозовские книги, Ирмосы из Донской области, Ирмосы Стародубских слобод или Ветковские» (Там же). В 1908 г. К. выпустил «Азбуку знаменного пения», Октай и Ирмосы, подготовленные совместно с уставщиками А. И. Романовым и С. Д. Чистовым. Соиздателем 4 певч. книг 1909-1911 гг. (Обедница, Обиход, Праздники, Октай) был Чистов. Работа издательства состояла в подготовке рукописного оригинала книги, в сверке этого текста с более ранними экземплярами книг, в иллюстрировании (напр., автором заставок и инициалов в «Ирмосах» был В. Эйснер), а также, вероятно, в финансировании. Оригиналами для малого (учебного) Октая, Ирмосов, Обихода и Обедницы 1909 г. послужили рукописи К., для Праздников 1910 г.- рукописи Ф. И. Добринькова (из Белива) и К., выполненные в свою очередь с гуслицкой рукописи (см. ст. Гуслица) М. И. Шитикова 1832 г.. Все киевские издания книг на крюках осуществлены фотолитотипографией С. В. Кульженко в 2-цветной печати. Выходные сведения об издании и издателях помещены в конце книг в виде оригинального знака в орнаментированной рамке, дополнительные данные - в прямоугольной рамке (см. ил.).
Знаток безлинейных знаменной и демественной нотаций, К. опубликовал азбуки этих нотаций (на титульных листах он указан как автор-составитель), где поместил сводные данные из разных источников, методические рекомендации и ссылки на лит-ру.
Из-за повышенного спроса почти все книги и знаменная азбука были переизданы в Киеве и Москве. Знаменная азбука К., выдержавшая 2-е и 3-е издания еще при жизни автора, до наст. времени является самым известным пособием, широко используемым старообрядцами поповского согласия и всеми изучающими крюковую нотацию; осуществлено неск. репринтных переизданий.
Вслед. того что К. вначале ориентировался на протографы разного времени, редакция текстов в его книгах (в частности, в Ирмосах) отличается от редакций др. источников (см.: Денисов. 2005. С. 234-237). В некоторых изданиях отсутствуют знаки препинания (прежде всего запятые; см.: Октоих. М., 1913). В отличие от рукописей в большинстве изданий К. нет ударений (см. ил.). В изданиях К. отражены нек-рые особенности распевания псалмов (103-го, 17-й кафизмы), характерные для устной певч. традиции и отсутствующие в древнерус. книгах.
При подготовке изданий большое значение для К. имели контакты с Московской старообрядческой Архиепископией. В кон. 1908 г. издатели объявили в анонсе, что книга ирмосов будет напечатана за небольшим исключением с напева московского Рогожского старообрядческого кладбища. Однако архиеп. Иоанн (Картушин) нашел расхождения в напевах, назвал К. «реформатором» и в нач. 1909 г. намеревался разослать предписание приходам не покупать эти книги. Тем не менее издательская деятельность К. продолжалась. 28 сент. 1909 г. вышло постановление Собора старообрядческих епископов, в котором архиепископу рекомендовалось назначить комиссию для исследования и избрания лучших древних певческих книг в качестве образцов для печатания (Постановления Освященных Соборов старообрядческих епископов. 1898-1912 гг. М., 1913. С. 106-107). Напечатанные вскоре Обедница и Обиход были разосланы архиепископу и ведущим архиереям, однако поддержали издателей только епископы Нижегородский Иннокентий (Усов) и Рязанский и Егорьевский Александр (Богатенков) (Тернистый путь. 1915. С. 753-754). Летом 1910 г. К. приехал в Москву за оригиналами для печатных книг и попросил архиеп. Иоанна указать необходимые источники и заверить их подписью и печатью. 27 авг. 1910 г. К. сделал доклад на Освященном Соборе в Москве и дал подписку с обязательством печатать книги с оригиналов, сверенных с певч. книгами, хранящимися в б-ке Рогожского кладбища. Собор постановил передать это дело в ведение архиеп. Иоанна (Постановления. С. 119). Архиепископ признавал лучшими гуслицкие (беливские) книги. Заверенные архиеп. Иоанном оригиналы - Октай беливского письма (РГБ. Ф. 247. № 439), Ирмосы нач. ХIХ в. (Там же. Ф. 247. № 812), Трезвоны 1-й трети ХIХ в. (Там же. Ф. 247. № 805) - впосл., как свидетельствуют записи на их листах, были переданы б-ке Рогожского кладбища. Получив печатный экземпляр Праздников, архиепископ передал его певцам, «которые нашли несогласно подлинника, на одной скамейце на помете «ми» 350 разниц» (Тернистый путь. 1915. С. 758). Один из певцов и учитель пения на Рогожском кладбище М. Д. Озорнов (Азбука. 19153. С. 38) впосл. признал, что высказался «пристрастно», т. к. сам решил издавать книги и уже заказал шрифт.
В кон. 1912 - нач. 1913 г. К. продолжил работу в Москве, объединившись с изд-вом Озорнова и Кучкова. Отд-ние изд-ва «Знаменное пение», согласно указанию на печати-штампе, размещалось по адресу: Москва, Владимиро-Долгоруковская ул., Чухинский пер., д. 15. Здесь были выпущены Ирмосы, Октай средний (2 изд., одно под рук. Озорнова), в 1914 г.- Трезвоны и Субботник. С 1914 г. К. был на фронтах первой мировой войны. В 1918 г. изд-во прекратило существование.
В наст. время старообрядцы поповского согласия продолжают пользоваться на клиросе изданиями К. (впрочем, нек-рые общины, напр. липоване, хотя и имеют издания К., но не используют их в богослужении). Историческая роль старообрядческого нотопечатания неоднозначна. С одной стороны, благодаря изданиям К. был наконец осуществлен замысел крюковой печати, возникший еще в 3-й четв. XVII в., что знаменовало новый этап в истории певч. книжности. Большое число старообрядцев получило возможность осваивать новый репертуар и приобретать навык пения по безлинейному письму. С др. стороны, развитие книгопечатания привело к заметной унификации традиций пения старообрядцев поповских согласий. Так, в нач. XX в. в связи с начатым К. печатным изданием певч. книг стало приходить в упадок искусство Гуслицы (Денисов. 2005. С. 21). Но вопреки тенденциям к установлению единообразия мн. местные традиции до наст. времени сохраняют самобытность, не совпадая с письменными версиями, что отражается в старообрядческой напевке.