КАЛЛИЕРГ
Том XXIX , С. 499-501
опубликовано: 20 марта 2017г.

КАЛЛИЕРГ

[Каллиергис; греч. Καλλιέργης] Георгий, визант. худож. 1-й четв. XIV в. Сведения о его жизни и деятельности известны из нескольких источников. В ктиторской надписи 1315 г. сообщается, что К., «лучший художник Фетталии» (Македонии), расписал ц. Христа (Воскресения Христова) в Веррии. Акт 1322 г. о продаже в Фессалонике 3 домов афонскому мон-рю Хиландар, в к-ром К. фигурирует как свидетель (Θεοχαρίδης. 1960), подтверждает, что он был известным жителем Фессалоники. Некий Каллиерг упоминается также в эпиграмме Мануила Фила, однако его отождествление с художником, расписавшим ц. Христа в Веррии, не принимается большинством исследователей.

Росписи ц. Христа в Веррии являются единственным документированным произведением К. Их анализ в сравнении с современными им памятниками позволяет считать К. одним из ведущих представителей палеологовского ренессанса в Македонии и приписывать ему нек-рые др. произведения искусства 1-й четв. XIV в. Согласно ктиторской надписи над зап. порталом, ц. Христа была построена Ксеном Псалидой, закончена его супругой Евфросинией и освящена К-польским патриархом в 1315 г., в правление имп. Андроника II Палеолога. По мнению исследователей, упоминаемым в надписи патриархом, вероятно, был уроженец Веррии Нифонт I. Храм был кафоликоном ставропигиального мон-ря, управление к-рым ктиторы доверили подвизавшемуся на Афоне иером. Игнатию Калофету; он изображен коленопреклоненным рядом с прп. Антонием Великим в зап. части юж. стены, где имеются остатки 2-й ктиторской надписи.

Сошествие во ад. Воскресение Христово. Роспись ц. Христа в Веррии. 1315 г.Сошествие во ад. Воскресение Христово. Роспись ц. Христа в Веррии. 1315 г.Церковь небольшая по размеру (8×3,95 м) и простая по архитектуре: однонефная одноапсидная базилика с входами с 3 сторон и перестроенной позднее галереей по периметру. Росписи располагаются в 3 регистра. В конхе апсиды представлена Богоматерь Платитера в рост с Младенцем Христом на руках и поклоняющимися архангелами. В щипце вост. стены, над конхой,- погрудное изображение Христа Еммануила в медальоне, к-рый держат архангелы, по сторонам - пророки Давид и Соломон с развернутыми свитками. Ниже, на щеке алтарной арки, помещен Нерукотворный образ Спасителя, в пазухах арки - арх. Гавриил и Божия Матерь («Благовещение»). Далее в верхнем ярусе по периметру идет праздничный цикл. На юж. стене представлены «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим», на сев. стене - сцены Страстного цикла: «Предательство Иуды», «Христос перед первосвященниками и Пилатом», «Шествие на Голгофу», «Восшествие на Крест», «Оплакивание». Цикл завершается сценой «Вознесение» в вост. части сев. стены. Кроме того, в нижнем ярусе в плоских нишах перед алтарной преградой на сев. стене изображено «Распятие», а на южной, согласно распространенной в Македонии традиции,- событие, к-рому посвящен храм,- «Сошествие во ад». Всю верхнюю часть зап. стены занимает «Успение Пресв. Богородицы» с преподобными Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским по сторонам. В щипце зап. стены над «Успением Пресв. Богородицы» по сторонам окна представлены праведные Иоаким и Анна. В узком среднем ярусе росписи помещены в медальоны с образами пророков, евангелистов и святых. В нижнем ярусе в алтаре изображена «Служба святых отцов», в наосе - мученики, преподобные, целители и др. святые. Несколько разновременных изображений, не относящихся к слою 1315 г., сохранились на внешних стенах храма. В целом иконографическая программа представляет собой один из типовых вариантов приспособления к базиликальному пространству традиц. системы росписи крестово-купольного храма с нек-рыми оригинальными решениями (композиции в щипцах вост. и зап. стен; размещение евангелистов в медальонах в среднем ярусе).

Масштаб фигур и композиций росписей ц. Христа соотнесен с пространством храма. Композиции евангельского цикла сценичны и строго организованы. Несмотря на характерные для всего палеологовского искусства разнообразные пейзажные и архитектурные фоны, многочисленные второстепенные персонажи и детали, мастеру удается избежать перегруженности и придать каждой композиции цельность. В позах и движениях персонажей нет чрезмерной активности и экспрессии, во всем строе росписи господствует уравновешенность. Драпировки мягко выявляют объем тел, пластическая моделировка сделана с помощью системы тональных градаций, напоминающей иконописные приемы. Лики персонажей с некрупными подвижными чертами, написанные в теплых тонах, по большей части имеют спокойное, безмятежное выражение.

Икона Божией Матери «Одигитрия». 1315 г. (Византийский музей, Веррия)Икона Божией Матери «Одигитрия». 1315 г. (Византийский музей, Веррия)В стиле росписей К. отражены все основные признаки 2-го этапа палеологовского возрождения, когда мощная пластика, тяжеловесность и экспрессивность живописи посл. четв. XIII в. сменяются большей гармоничностью и легкостью. В 1-й четв. XIV в. в монументальной живописи К-поля и Фессалоники процветает более утонченный вариант классического стиля, для к-рого характерны соразмерность небольших подвижных фигур и просторных, будто наполненных воздухом, композиций; мягкая и постепенная тональная моделировка объемов; насыщенный светлый колорит; сдержанность, иногда даже нейтральность в выражениях лиц персонажей. Эти черты преобладают в мозаиках монастыря Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315), в мозаиках и на фресках мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321) и в росписях ц. св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315). К этим работам столичных мастеров примыкают мн. др. ансамбли, созданные в 10-х гг. XIV в.: фрески церквей свт. Николая Орфаноса и вмц. Екатерины в Фессалонике; многочисленные работы художников Михаила Астрапы и Евтихия, созданные по заказу серб. кор. Стефана Уроша II Милутина (в ц. Пресв. Богородицы Левишки в Призрене, в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, в ц. вмч. Никиты в Чучере, в ц. вмч. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино); росписи кафоликона Хиландарского мон-ря на Афоне и др. Фрески К. в ц. Христа в Веррии вписываются в этот ряд. Повсеместная распространенность в 1-й четв. XIV в. этих классических тенденций, общность иконографических решений и стилистических приемов до сих пор затрудняют точную атрибуцию некоторых из этих ансамблей. Так, фрески кафоликона мон-ря Хиландар (ок. 1320) ранее приписывались как придворным мастерам кор. Милутина Михаилу и Евтихию (Miljkovik'-Pepek. 1967. S. 230-233), так и К. (Djurić. 1964. P. 79-81; Он же. 2000. С. 153-154); в подтверждение последней гипотезы приводились в т. ч. документально известные связи этого мастера с Хиландаром. Также и фрески ц. свт. Николая Орфаноса то сближались с ансамблями кор. Милутина, то приписывались К. (Idem. 1964. P. 79-81; Он же. 2000. С. 153-154; Πελεκανίδης. 1973. Σ. 114-121). В наст. время большинство исследователей говорят о несомненной принадлежности лишь названных ансамблей фессалоникийским мастерам одного круга, работавшим ок. 1310-1320 гг. (Τσιγαρίδας. 1999. Σ. 27-29; Idem. 2008. C. 421; Kirchhainer. 2001. S. 12).

Тем не менее на фресках ц. Христа в Веррии прослеживаются и нек-рые присущие только им черты. Более тщательное исследование этих особенностей провел Е. Цигаридас, отвергнув неоднократно предлагавшуюся атрибуцию кисти К. росписей ц. сщмч. Власия в Веррии (Mouriki. 1978. С. 67; Χατζιδάκης. 1982. Σ. 346-347; Παπαζώτος. 1994. Σ. 255-256), к-рые, по его мнению, выполнены не самим мастером, но его местным подражателем или учеником в 20-х или 30-х гг. XIV в. (Τσιγαρίδας. 2002. Σ. 109-113; Idem. 2008. C. 430-433; Idem. 2010. Σ. 69). На основании детального сопоставления с росписями ц. Христа в Веррии недавно расчищенных фрагментов фресок ц. св. Таксиархов (т. е. Чиноначальников, архангелов Михаила и Гавриила) в Фессалонике Цигаридас убедительно приписывает этот ансамбль К. (Idem. 2002. Σ. 109-113; Idem. 2008. С. 424-430, 433-434).

Мн. исследователи неоднократно отмечали близость нек-рых приемов, использованных К. в росписи ц. Христа, к иконописи. Общепринятой считается атрибуция К. иконы Божией Матери «Одигитрия», происходящей из ц. Христа и в наст. время хранящейся в Византийском музее г. Веррия (Παπαζώτος. 1995. Σ. 47-49). Цигаридас выдвинул предположение о принадлежности кисти того же мастера еще неск. икон: вмч. Георгия Победоносца, арх. Гавриила, Божией Матери «Одигитрия» из мон-ря Ватопед и 2-сторонней иконы Божией Матери «Психосострия» (Душеспасительница) с «Благовещением» на обороте из Галереи икон в Охриде, к-рая ранее считалась созданной в К-поле (Τσιγαρίδας. 1996. Σ. 377-379. Εἰκ. 317, 319, 320; Idem. 2008. C. 432-433). Во всяком случае, очень близкое сходство живописи К. с памятниками столичного круга свидетельствует о том, что Фессалоника играла в развитии и распространении искусства палеологовского ренессанса не менее значительную роль, чем К-поль.

Лит.: Θεοχαρίδης Γ. ῾Ο βυζαντινὸς ζωγράφος Καλλιέργης // Μακεδονικά. 1960. Τ. 4. Σ. 541-543; Djurić V. Fresques médiévales à Chilandar // Actes du XIIe Congrès Intern. d'Études byzantines a Ochride. Beograd, 1964. T. 3. P. 61-98; он же (Джурич В.). Визант. фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000; Miljkovik'-Pepek P. Deloto na zografite Michailo i Eutichij. Skopje, 1967; Πελεκανίδης Σ. Καλλιέργης ὅλης Θετταλίας ἄριστος ζωγράφος. ᾿Αθῆναι, 1973; Mouriki D. Stylistic Trends in Monumental Painting of Greece at the Beginning of the 14th Cent. // Византиjска уметност почетком XIV в. Београд, 1978. С. 55-83; Χατζιδάκης Μ. ῾Η τέχνη κατὰ τὴν ὕστερη βυζαντινὴ ἐποχὴ // Μακεδονία: 4000 χρόνια λληνικῆς ἱστορίας κα πολιτισμοῦ. ᾿Αθήνα, 1982. Σ. 338-351; Gounaris G. The Church of Christ in Veria. Thessal., 1991; Παπαζώτος Θ. Η Βέροια και οι ναοί της (11ος - 18ος αιώνας). Αθήνα, 1994; idem. Βυζαντινὲς εἰκόνες τῆς Βέροιας. ᾿Αθήνα, 1995; Τσιγαρίδας Ε. Θορητὲς εἰκόνες // ῾Ιερὰ Μεγίστη Μονὴ Βατοπαιδίου: Παράδοση, ἱστορία, τέχνη. ῞Αγιον ῎Ορος, 1996. Τ. 2. Σ. 349-418; idem. Τοιχογραφίες της περιόδου των Παλαιολόγων σε ναούς της Μακεδονίας. Θεσσαλονίκη, 1999; idem. Οι τοιχογραφίες του ναού του Αγ. Βλασίου Βέροιας και του ναού των Ταξιαρχών Θεσσαλονίκης: Η σχέση τους με τον ζωγράφο Γεώργιο Καλλιέργη // Εικοστό δεύτερο Συμπόσιο βυζαντινής και μεταβυζαντινής αρχαιολογίας και τέχνης. Αθήνα, 2002. Σ. 109-113; idem (Tsigaridas E.). L'activité artistique du peintre Thessalonicien Georges Kalliergis // ДРИ. М., 2008. [Вып.:] Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизант. эпохи. С. 417-434; idem. Η καλλιτεχνική δραστηριότητα του ζωγράφου από τη Θεσσαλονίκη Γεωργίου του Καλλιέργη // ΔΧΑΕ. 2010. Τ. 31. Σ. 69-70; Kirchhainer K. Die Bildausstattung der nikolauskirche in Thessaloniki: Untersuchungen zu Struktur und Programm der Malereien. Weimar, 2001.
А. В. Захарова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АПСЕВД ФЕОДОР визант. художник, (кон. XII в.)
  • ЕВЛАЛИЙ визант. художник
  • ЕВТИХИЙ худож. кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295)
  • ПАНСЕЛИН Мануил, визант. художник