КАМАРА
Том XXIX , С. 718-719
опубликовано: 28 апреля 2017г.

КАМАРА

[Песоа Камара; португ. Pessoa Câmara] Элдер (7.02.1909, Форталеза, шт. Сеара, Бразилия - 27.08.1999, Ресифи, шт. Пернамбуку, там же), католич. архиеп. Олинды и Ресифи (Бразилия). Род. в многодетной семье. Отец К., журналист, разделял либеральные и антиклерикальные взгляды; мать, учительница начальных классов, была глубоко верующая. В 1923 г. К. поступил в коллегию лазаристов, продолжил обучение в ДС еп-ства Форталеза, по окончании к-рой 15 авг. 1931 г. был рукоположен во пресвитера. В том же году назначен преподавателем катехизиса в лицее Сеары, участвовал в работе Лиги католич. учителей Сеары и в создании Лиги католич. рабочей молодежи. В 1933 г. организовал профсоюз католич. рабочих женщин, в том же году начал сотрудничество с орг-цией «Интегралистское действие», идейно схожей с итал. фашизмом, занимал пост секретаря по вопросам образования в местном отд-нии движения. В 1935 г. губернатором штата К. назначен директором департамента народного просвещения в шт. Сеара. В 1936 г. переехал в Рио-де-Жанейро. Был назначен директором департамента религиозного образования в Мин-ве образования и здравоохранения, участвовал в разработках учебных программ по религ. образованию и катехизации в школах. Под влиянием работ Ж. Маритена и бесед с архиеп. Рио-де-Жанейро кард. Себаштьяну Леме да Силвейрой К. пересмотрел политические взгляды и отошел от деятельности в движении интегралистов. С 1947 г. являлся вице-ассистентом браз. «Католического действия», с 1949 г. возглавлял ж. «Catequética», сотрудничал с ж. «Revista Brasileira Eclesiástica». В 1950 г. совершил поездку в Рим, где обсуждал с про-госсекретарем Папского престола пресв. Дж. Б. Монтини (впосл. папа Римский Павел VI) возможность создания конференции браз. епископов.

Архиеп. Э. П. Камара. Фотография. 1999 г.Архиеп. Э. П. Камара. Фотография. 1999 г.3 марта 1952 г. папа Римский Пий XII назначил К. титулярным епископом Сальдитанским, вспомогательным епископом архиеп-ства Рио-де-Жанейро. Епископское рукоположение, совершенное 20 апр. 1952 г., возглавил архиеп. Рио-де-Жанейро кард. Жайми ди Барруш Камара. В том же году при поддержке пресв. Дж. Б. Монтини К. основал Национальную конференцию епископов Бразилии (CNBB) и стал ее 1-м генеральным секретарем. Совместно с еп. Тальки (Чили) Мануэлем Ларраином выступил перед папой Пием XII с инициативой создания совещания епископов Лат. Америки. 2 апр. 1955 г. К. был возведен в сан архиепископа. В том же году он стал одним из организаторов Международного евхаристического конгресса в Рио-де-Жанейро (см. Евхаристические конгрессы). Участвовал в подготовке и проведении 1-й Генеральной конференции латиноамериканского епископата (Рио-де-Жанейро, 25 июля - 4 авг. 1955), по итогам к-рой был создан Совет епископов Лат. Америки (СЕLАМ). С 1958 по 1965 г. был вице-президентом СЕLАМ.

В качестве вспомогательного епископа активно занимался социальной деятельностью в архиеп-стве Рио-де-Жанейро. По инициативе К. был проведен «крестовый поход святого Себастьяна» (Cruzada São Sebastião) - масштабное строительство социального жилья для переселения в него жителей трущоб (1956). Для помощи малоимущим в 1959 г. К. основал «Банк Провидения» (Banco da Providência), предоставлявший минимальные кредиты и выполнявший функции кассы взаимопомощи. В 1963 г. создал «Движение базового образования», проводившее различные мероприятия по борьбе с неграмотностью среди населения. Участвовал в работах Ватиканского II Собора, был членом соборных комиссий по средствам массовой коммуникации и апостольству мирян. Вошел в число сторонников обновления католич. Церкви, выступал за введение принципа коллегиальности в иерархическое устройство католич. Церкви, за формулировку нового католич. социального учения на основе идей гуманизма и социальной справедливости, за увеличение роли апостольства мирян. 16 нояб. 1965 г. К. вместе с 39 епископами участвовал в совершении мессы в катакомбах Домициллы и подписании «Пакта катакомб» (Pacto das Catacumbas) - воззвания к католич. епископату о необходимости отказа от к.-л. привилегий, следовании евангельской бедности и сосредоточении на пастырской деятельности.

12 марта 1964 г. папа Павел VI назначил К. архиепископом Олинды и Ресифи. В архиеп-стве К. провел реформы церковной жизни в связи с решениями, принятыми II Ватиканским Собором, организовал службу социальной помощи и различные благотворительные учреждения, привлекал мирян к управлению архиеп-ством. С установлением в результате военного переворота (1964) военной диктатуры в Бразилии К. начал активную правозащитную деятельность, осудил режим и призвал к ненасильственной смене власти и демократизации общества. Международные поездки К., его критика военной диктатуры и нарушений прав человека привели к резкой конфронтации с властями. В 1968 г. был наложен запрет на публичные выступления К. и к.-л. сообщения о нем в браз. СМИ. В 1969 г., во время покушения на К., был убит его личный секретарь пресв. А. Пейрера. В 1973 г. К. был номинирован на получение Нобелевской премии за миротворческую деятельность, однако из-за дипломатического давления браз. властей награждение К. не состоялось. К. продолжал участвовать в подготовке документов и в работах Генеральных конференций СЕLАМ, где отстаивал идеи «Церкви бедных» - деятельности католич. Церкви по достижению социального равенства и справедливости на основе взаимопомощи между католиками развитых и развивающихся стран. В 1974 г. в качестве посланника браз. епископата участвовал в работе III ассамблеи Всемирного синода епископов в Риме. Поддержал либерализацию режима, начатую в 1979 г. президентом Ж. Фигейреду. В июле 1980 г. принимал в Ресифи папу Римского Иоанна Павла II, прибывшего с офиц. визитом в Бразилию.

По достижении 75-летия К. подал папе Иоанну Павлу II прошение об отставке (удовлетворено 2 апр. 1985). Выйдя на покой, продолжал участвовать в работе различных орг-ций, занимался пастырской и социальной деятельностью в Бразилии, совершал международные поездки. Погребен в кафедральном соборе Святейшего Спасителя в Олинде, на погребении К. собралось 40 католич. архиепископов и епископов, браз. политики и общественные деятели, ок. 10 тыс. мирян.

К. оказал влияние на развитие в Лат. Америке идей теологии освобождения (см. ст. Освобождение теологии), призывал католич. Церковь вступить в борьбу за социальную справедливость, за преодоление неравенства и помогать бедным. Его критика капиталистических отношений стала предлогом для обвинения К. в пропаганде левых политических взглядов, противники даже называли его «красный архиепископ». С сер. 60-х гг. XX в. К. поощрял создание в своем архиеп-стве т. н. базовых, или низовых, общин, которые сыграли важную роль в распространении среди католиков идей теологии освобождения. Однако в отличие от ряда «теологов освобождения» (пресв. Г. Гутьеррес, пресв. Л. Бофф и др.) К. не являлся сторонником пересмотра к.-л. положений католич. вероучения, в выступлениях и работах не прибегал к попыткам совместить христианское учение с марксистской концепцией классовой борьбы, сохранял послушание Папскому престолу.

Соч.: Revolução dentro da paz. Rio de Janeiro, 1968; Terzo mondo defraudato. Mil., 1968 (пер. на англ.: Church and Colonialism. L., 1969); Pour arriver à temps. P., 1970; Spirale de violence. P., 1970; Keine Entwicklung ohne die Jugend: Vortrag anlässlich des Kongress. W., 1970; Le désert est fertile. P., 1971; Umsturz durch die Gewaltlosen. Düsseldorf, 1971; Prière pour les riches. Vifflens-le-Château, 1972; Cristianismo, socialismo, capitalismo. Salamanca, 1974; Um olhar sobre a cidade. Rio de Janeiro, 1976; Les conversions d'un évêque: Entretiens avec J. de Broucker. P., 1977; L'Évangile avec Dom Helder. P., 1985; Quem não precisa de conversão? São Paulo, 1987; Stimme der stummen Welt. Zürich, 1989; Церковь и развитие Лат. Америки // Революция в Церкви?: (Теология освобождения): Док-ты и мат-лы. М., 1990. С. 107-108; Ошибаются полагающие, что Церковь отступит // Там же. С. 108-109; Utopias peregrinas. Recife, 1993; Palavras e reflexões. Recife, 1995.
Лит.: Broucker J., de. Dom Helder Camara: La violence d'un pacifique. P., 1969; idem. Les nuits d'un prophète: Dom Helder Camara à Vatican II. P., 2005; González-Balado J. L. Helder Camara: L'arcivescovo rosso. R., 1970; Weigner G., Moosbrugger B. A Voice of the Third World: Dom Helder Camara. N. Y., 1972; Guske H. Helder Camara: Katholiken Lateinamerikas suchen neue Wege. B., 1973; Castro M., de. Dom Hélder, o bispo da esperança. Rio de Janeiro, 1978; Hall M. The Impossible Dream: The Spirituality of Dom Helder Camara. Belfast, 1979; Toulat J. Dom Helder Camara. P., 1989; Eigenmann U. Hélder Câmara: Prophetischer Bischof. Freiburg, 1992; Marin R. Dom Helder Camara: Les puissants et les pauvres: Pour une histoire de l'«Église des pauvres» dans le Nordeste brésilien. P., 1995; Piletti N., Praxedes W. Dom Hélder Câmara: Entre o poder e a profecia. São Paulo, 1997; The Promise of Hope: A Tribute to Dom Hélder / Ed. D. S. Schipani, A. Wessels. Elkhart; Amst., 2002; Regan D. Why are They Poor?: Helder Camara in Pastoral Perspective. Münster, 2002.
В. В. Т.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБСАЛОН (ок. 1130 - 1201), архиепископ Лундский, церковный и политический деятель
  • АГОБАРД (ок. 769-840), архиеп. Лионский
  • АДАЛЬБЕРТ († 1072), архиеп. Гамбургский и Бременский (c 1043), церк. и полит. деятель средневек. Германии
  • АДАЛЬБЕРТ († 981), первый архиеп. Магдебурга (с 968), хронист, миссионер
  • АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского
  • АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ († 909), архиеп. Бременский и Гамбургский , свт. (пам. зап. 9 мая)