Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАМИСИЙ
Т. 30, С. 74-75 опубликовано: 19 мая 2017г.


КАМИСИЙ

Ангел с потиром в сиреневом камисии. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Фукас
Ангел с потиром в сиреневом камисии. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Фукас

Ангел с потиром в сиреневом камисии. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Фукас
[греч. καμίσιον], в средние века на правосл. Востоке богослужебная одежда церковнослужителей. К. представлял собой длинную широкую льняную одежду белого или пурпурного цвета, покрывавшую тело от головы до пят и имевшую широкие и длинные рукава, стягивавшиеся у самых кистей рук (Дмитриевский. 1903. С. 123-124). Прототипом К. являлась рим. tunica tаlaris (подробнее см.: Braun. 1907. S. 63-73). Согласно кн. «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного, К. входил в парадный гардероб придворных (остиариев, кувикулариев, нотариев, асикритов) и высшей знати (анфипатов, патрикиев) (Constantini Porphyrogeniti De ceremoniis aulae byzantinae / Ed. J. J. Reiske. Bonn, 1829. Vol. 1. Р. 574-575). К. был самой простой торжественной одеждой, т. к. поверх него могли быть надеты др. облачения, приличествующие рангу сановника. Церковные чтецы и певцы, являясь в имп. дворец, также облачались в К. (Ibid. P. 755). Об этом говорится и в трактате Псевдо-Кодина «О придворных чинах» (не ранее сер. XIV в.): за богослужением в канун Рождества Христова в имп. дворце чтецы и певцы были облачены в К., причем у протопсалта и доместика он был белого цвета, а у певцов - пурпурного (Ps.-Codin. De offic. 1966. P. 190). К., как правило, был однотонным, не декорировался (Дмитриевский. 1903. С. 124). Для удобства при ношении К. могли подпоясывать (Там же. С. 126).

Согласно толкованию свт. Симеона, архиеп. Фессалоникийского († 1429), К. символизирует начаток (ἀπαρχή) священства и подаваемую от Бога защиту; К. пурпурного цвета сопоставляется с багряницей Христа, белый - указывает на чистоту священства и исходящее от Бога сияние (PG. 155. Col. 396).

В наст. время в правосл. Церкви К. не употребляется: обычной богослужебной одеждой чтецов является стихарь (малая фелонь, некогда вместе с К. составлявшая богослужебную одежду чтеца, используется лишь при его хиротесии), к-рый исторически был принадлежностью диаконов и иподиаконов. В лат. традиции К. соответствует альба.

Лит.: Дмитриевский А. А. Богослужебные одежды священно-церковно-служителей // РукСП. 1903. № 22. С. 122-131; он же. Ставленник. К., 1904. С. 20-22; Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Freiburg i. Br., 1907. S. 63-73.
Е. Е. Макаров
Ключевые слова:
Литургика историческая Облачение богослужебное Камисий, в средние века на православном Востоке богослужебная одежда церковнослужителей
См.также:
АЗБУЧНЫЕ СТИХИРЫ - см. Алфавитные стихиры
АККЛАМАЦИЯ в христ. литургич. обиходе - текстовая, либо текстово-мелодическая формула
АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение
АНТИОХИЙСКАЯ ЧАША литургичесий сосуд, найденный в 1910 г. в Антиохии
БАЛДАХИН в зап. богосужении четырехугольный плат
БАПТИСТЕРИЙ помещение с водоемом для крещения