КАМЧАТСКИЙ КРАЙ
Том XXX , С. 98-102
опубликовано: 24 мая 2017г.

КАМЧАТСКИЙ КРАЙ

Содержание

субъект РФ в составе Дальневосточного федерального округа. Территория - 464,3 тыс. кв. км. Центр - Петропавловск-Камчатский. К. к. расположен на крайнем востоке азиат. части России, на п-ове Камчатка, который омывается водами Охотского (на западе) и Берингова (на востоке) морей, Тихого океана (на юго-востоке), К. к. включает также Командорские о-ва и о-в Карагинский (в Беринговом м.), граничит с Магаданской обл. и Чукотским АО. Природу края определяют приморское положение территории, большая (1800 км) протяженность с северо-востока на юго-запад, преобладание горного рельефа и активное проявление вулканизма (160 вулканов, в т. ч. 29 действующих). Население - 322 тыс. чел. (2010). Национальный состав: русские - 85%, представители коренных народов - ок. 5 (коряки - 6,6 тыс. чел., ительмены - 2,3 тыс. чел., камчадалы, чукчи, эвены, алеуты - ок. 7 тыс. чел.), украинцы - 3,9, татары - 0,8, белорусы - 0,7% и др.

История, административное устройство

Археологические находки, относящиеся к эпохе позднего палеолита и раннего неолита (раскопки у Ушковского оз.), свидетельствуют о древнем освоении человеком территории К. к. Среди более поздних археологических культур выделяют древнеительменскую, древнекорякскую и др. культуры, относящиеся к I тыс. по Р. Х. Для культур II тыс. характерны обширные связи с народами Курильских и Алеутских островов.

Петропавловская гавань. Гравюра к 1-му изданию книги С. Н. Крашенникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ)Петропавловская гавань. Гравюра к 1-му изданию книги С. Н. Крашенникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ)В сер. XVII в. началось проникновение на территорию К. к. рус. землепроходцев (экспедиции М. В. Стадухина в 1650, И. М. Рубца (Бакшеева) в 1661-1663 и др.). Экспедиция В. В. Атласова, проникшая в 1696-1699 гг. в глубь Камчатского п-ова, составила 1-е описание края и заложила 1-е рус. поселение -Верхнекамчатский острог. Камчатские земли были присоединены к России в 1708-1731 гг., входили в Якутский у. Сибирской губ., население Камчатки в этот период не превышало 25 тыс. чел. Освоение сев.-вост. земель Российской империи продолжилось в XVIII в. военными и географическими экспедициями, во время которых были построены крепости: Нижнекамчатский (1703) и Большерецкий (нач. XVIII в.) остроги и др. Освоение новых земель нередко сопровождалось конфликтами с местными народами, эксплуатацией коренных жителей. С 1731 г. территория К. к. входила в Охотское приморское управление в составе Сибирской (с 1764 Иркутская) губ. В XIX - нач. XX в. на камчатских землях трижды (1803-1812, 1849-1856, 1909-1922) создавалась отдельная Камчатская обл., в остальное время они входили в состав Иркутской губ. и Приморской обл. В 1912 г. в Камчатской обл. постоянно жило ок. 35 тыс. чел., в адм. центре Камчатки - Петропавловске насчитывалось ок. 500 жителей, менее 150 зданий. Советская власть на территории К. к. установилась в 1922 г., тогда же была образована Камчатская губ., вошедшая в 1926 г. в Дальневосточный край. В 1932-2007 гг. существовала Камчатская обл., из к-рой в 1993 г. был выделен самостоятельный субъект РФ - Корякский АО, в 2007 г. Камчатская обл. и Корякский АО объединились в К. к. Во 2-й пол. XX в. население Камчатки быстро росло: в 1959 г. здесь жило более 220 тыс. чел., в 1989 г.- 466 тыс. чел., с нач. 90-х гг. XX в. идет отток населения из региона.

Религия

К 1 мая 2011 г. в К. к. были зарегистрированы 53 религ. орг-ции: 35 общин РПЦ (принадлежат к Петропавловской и Камчатской епархии; имеются также незарегистрированные общины), община Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия), римско-католич. приход, 2 прихода баптистов (имеются также 4 незарегистрированных группы), неск. общин др. протестант. деноминаций (действуют также незарегистрированные группы), 3 группы Иеговы свидетелей (и столько же незарегистрированных общин). Немногочисленны в регионе приверженцы буддизма, ислама, иудаизма, новых религ. движений и др. Последователи бывш. правосл. Анадырского и Чукотского еп. Диомида (Дзюбана) организованы в 4 немногочисленных группы в городах Петропавловске-Камчатском, Елизово и в сел. Милькове.

Памятник св. апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. 2005 г.Памятник св. апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. 2005 г.Русская Православная Церковь. Православие на территорию К. к. было принесено отрядами первопроходцев. В 1696 г. отряд Атласова установил на р. Канучь крест как свидетельство присоединения этих земель к России. В XVIII-XIX вв. плодотворно действовала Камчатская духовная миссия, начало к-рой в 1705 г. положил архим. Мартиниан. Первая церковь была построена в 1713 г. на р. Ключевке правителем Камчатки есаулом И. П. Козыревским, спустя 4 года принявшим монашество с именем Игнатий и основавшим на этом месте пустынь в честь Успения Пресв. Богородицы с богадельней и мастерскими (пустынь была приписана к якутскому Преображения Господня муж. монастырю). В июле 1716 г. по просьбе полковника Ельчина решением митр. св. Филофея (Лещинского) «в Якутск и камчадальские остроги для исправления духовных треб» был послан иером. тобольского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря Иосиф (Лазарев) с сыном Андреем. Первый постоянный церковный причт появился на Камчатке в 1722 г. при Николаевском храме в Нижнекамчатском остроге (близ совр. с. Ключи). Тобольский митр. Антоний (Стаховский) в 1723 г. послал «в три камчадальские острога» якутского свящ. Ермолая Иванова. Свящ. Ермолай был назначен настоятелем 2 храмов - действующего Николаевского в Нижнекамчатском остроге и второго, предназначенного к строительству, а также настоятелем Успенской пуст., часовен в Большерецком и Верхнем острогах (близ совр. с. Мильково). В донесении В. Беринга в Адмиралтейств-коллегию от 5 апр. 1730 г. говорилось о наличии на п-ове Камчатка церкви, священника и о начале строительства монастыря. 21 июля 1731 г. ительмены в долине р. Камчатки восстали против российской администрации, захватили и сожгли Нижнекамчатский острог, была разорена также Успенская пуст.

Третья Камчатская духовная миссия (1742-1761) во главе с архим. Иоасафом (Хотунцевским) была наиболее многочисленной (11 чел.) и имела особое задание от Синода - открывать школы для представителей местных народов. Ко времени ее прибытия (1745) на Камчатке действовали 3 церкви: Никольская в Нижнекамчатском остроге (1737), Успенская в Большерецком остроге (1739) и открытая Берингом до 1740 г. походная корабельная ц. Рождества Пресв. Богородицы в Петропавловской гавани, а также 2 часовни: в Верхнекамчатском остроге и в устье р. Камчатки. Крещеных камчадалов насчитывалось «в ведомствах Большерецкого острога - 1870, Нижнекамчатского - 1724 и Верхнекамчатского - 2473, всего 6067 человек обоего пола». К 1745 г. имелись школы в Большерецком, Верхнекамчатском, Нижнекамчатском острогах. Благодаря усилиям сотрудников 3-й Камчатской миссии были открыты еще 15 школ, освящены 4 храма: в острогах Ичинском, Тигильском и Нижнекамчатском, в сел. Ключи, в церковь была преобразована часовня в Верхнекамчатском остроге. Глава миссии посещал Курильские о-ва: в 1749 г. он открыл на одном из них школу «для обучения курильских отроков», тогда же на о-ве Шумшу была сооружена небольшая часовня во имя свт. Николая Чудотворца. К нач. 60-х гг. XVIII в. на Камчатке насчитывалось 8 церквей, 7 приходов с 9959 прихожанами, проживавшими в 76 населенных пунктах. Однако после завершения деятельности миссии правительство перестало выделять средства на поддержание школ, и к 1783 г. в крае вновь не было ни одной школы.

В 1761 г. по решению Святейшего Синода на Камчатке была введена новая форма организации церковной жизни - протоиерейское правление, в следующем году получившее официальное название Камчатской проповеднической свиты. Первым руководителем Камчатской проповеднической свиты стал прот. Стефан Никифоров, участник Камчатской миссии, москвич. В 1808 г. Камчатскую проповедническую свиту ревизовал иером. Александро-Невской лавры Гедеон, зафиксировавший «в Камчатке» 8 сильно обветшавших церквей: «В городе Нижнекамчатске две… в Большерецком остроге… в Верхнекамчатском остроге… в Петропавловской гавани… в Тигильской… в Ключевском селении… в Ичинском остроге» (РГИА. Ф. 796. Оп. 90. Д. 273 Л. 83). 24 февр. 1816 г. вышел указ об учреждении на Камчатке духовного уч-ща. Оно просуществовало более 20 лет, его окончили 122 чел., лучшие выпускники направлялись в Иркутскую ДС; 7 выпускников уч-ща служили священниками на Камчатке.

Успенская ц. в Нижнекамчатском остроге. 1864 г.Успенская ц. в Нижнекамчатском остроге. 1864 г.В 1822 г. Синод принял решение об упразднении Камчатской проповеднической свиты и об учреждении Камчатского духовного правления (благочиния) Иркутской епархии. Центр духовного правления переместился из Нижнекамчатска в Петропавловск. 24 нояб. 1826 г. в Петропавловске был освящен собор во имя св. апостолов Петра и Павла. 1 дек. того же года по просьбе начальника Камчатки А. В. Голенищева Святейший Синод, приняв во внимание удаленность полуострова от центра епархии, назначил камчатского протоиерея благочинным всех церквей Камчатки и руководителем духовенства. Вскоре за счет казны были построены и освящены храмы в национальных острожках Дранка (вост. побережье полуострова) и Лесная (зап. побережье) и др. В местах проживания оседлых коряков и на путях традиц. кочевий оленеводов были основаны опорные пункты миссионерской деятельности.

15 дек. 1840 г. была образована Камчатская, Курильская и Алеутских о-вов епархия (в 1870-1898 Камчатская, Курильская и Благовещенская епархия). В состав новой епархии вошли колонии Российско-Американской компании на Аляске, п-ов Камчатка, Охотское приморское управление, вскоре к территории епархии был присоединен Удский о-в, затем Якутская обл. Первым Камчатским епископом стал свт. Иннокентий (Вениаминов). В 1841 г. иждивением Российско-Американской компании были построены часовни: во имя свт. Иннокентия Иркутского на о-ве Беринга (1841), в честь Преображения Господня на о-ве Медном (1847). В 1845 г. Камчатское ДУ было переведено в Новоархангельск на Аляске (с 1867 Ситка, ныне в США) и присоединено к семинарии. В 1868 г. архиеп. Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, Камчатскую кафедру занял еп. Вениамин (Благонравов). В 1876 г. в Петропавловском окр. действовали 9 церквей и 30 часовен (все деревянные). В округе проживали 6330 православных, 321 язычник, 10 лютеран и 2 иудея.

5 июля 1898 г. Камчатская епархия была разделена на Благовещенскую и Владивостокскую епархии, Камчатка вошла в качестве благочиния в состав Владивостокской епархии. 14 сент. 1910 г. было основано православное миссионерское Камчатское братство. При содействии братства к 1916 г. на Камчатке было построено 7 церквей, открыто 8 школ, сумма собранных пожертвований превысила 400 тыс. р. 4 нояб. 1911 г. восстановлена Камчатская миссия (в составе 4 станов). Синод решил распространить деятельность миссии на новообразованную Камчатскую обл. (включала Петропавловский, Охотский, Гижигинский, Анадырский, Чукотский уезды и Командорские о-ва) с подчинением Владивостокскому и Камчатскому епископу. Начальником миссии был утвержден иером. Нестор (Анисимов). В 1914 г. в сел. Иоасафовское под рук. иером. Нестора прошел 1-й Камчатский миссионерский съезд.

В 1912 г. в Камчатской обл. жили 34 492 чел.: православные - 55,3%, язычники - 42,5, конфуцианцы и буддисты - 1,2, мусульмане - 0,8, протестанты (преимущественно лютеране) - 0,8, католики - 0,23%. В церковном отношении Камчатская обл. входила в 3 епархии: Якутскую (Охотский у.), Владивостокскую (Петропавловский, Гижигинский, Анадырский уезды и Командорские о-ва) и Аляскинскую (Чукотский у.). Численность духовенства составляла 154 чел. На территории области числилось 15 церквей и 41 часовня, из них на п-ове Камчатка (Петропавловский у. и благочиние) - 10 церквей и 36 часовен. В 1911/12 уч. г. в области действовали 32 низших учебных заведения, в т. ч. 29 церковноприходских школ.

Часовня над братской могилой у подножия Никольской сопки в Петропавловске-Камчатском. 1912 г. (РГБИ)Часовня над братской могилой у подножия Никольской сопки в Петропавловске-Камчатском. 1912 г. (РГБИ)12 авг. 1916 г. было учреждено Петропавловское и Камчатское вик-ство Владивостокской епархии, во главе к-рого встал еп. Нестор (Анисимов). Вик-ство прекратило существование после эмиграции еп. Нестора в Японию в 1920 г. К 1926 г. на Камчатке действовали 35 церквей, 38 часовен и 42 школы. Самостоятельность Камчатская епархия обрела в 1922 г. по решению Дальневосточного епископского совещания. После установления в 1922 г. на Камчатке советской власти начались аресты духовенства и закрытие храмов. В 20-30-х гг. XX в. 45 священно- и церковнослужителей (почти весь клир епархии) были репрессированы, из них 11 расстреляны. В 1923-1931 гг. на Камчатке закрылись все молитвенные здания (30 церквей и 33 часовни) и церковноприходские школы.

В 1920 г. еп. Нестор переехал из Японии в Китай (Харбин), где в следующем году создал Камчатское подворье с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и домом милосердия и трудолюбия. В 1933 г. Нестор был возведен в сан архиепископа Русской Православной Церкви за границей. 27 дек. 1945 г. по решению Свящ. Синода РПЦ Камчатская и Петропавловская епархия «в изгнании» (Камчатское подворье) была упразднена, «как не имеющая собственной территории в пределах государства Китая» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 75. Л. 84-88). Территория К. к. вошла в образованную в 1946 г. Хабаровскую и Приамурскую епархию. Архиеп. Нестор (Анисимов) в 1946 г. был назначен экзархом Московской Патриархии в Юго-Вост. Азии с возведением в сан митрополита. К 1947 г. на территории К. к. не было ни одной церкви и ни одного священника.

Первым на Камчатке в 1984 г. был возрожден храм в честь Успения Пресв. Богородицы в Петропавловске-Камчатском. В нояб. 1984 г. на Камчатку прибыл свящ. Ярослав Левко, открывший в Петропавловске-Камчатском молитвенный дом во имя св. апостолов Петра и Павла. В 1989 г. было начато строительство Петропавловского храма, который был освящен в 1992 г. В 1990 г. Камчатка вошла в воссозданную Владивостокскую и Приморскую епархию, в 1991 г.- в Магаданскую и Камчатскую епархию. В 1992-1994 гг. в К. к. было открыто 5 храмов.

По решению Свящ. Синода от 23 февр. 1993 г. была учреждена самостоятельная Петропавловская и Камчатская кафедра. В 1993 г. Камчатку впервые посетил Первосвятитель Русской Церкви - патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 6 марта 1994 г. во епископа Петропавловского и Камчатского хиротонисан Нестор (Сапсай). В 1995 г. в помещении бывшего кинотеатра «Родина» был устроен кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца. В настоящее время епархия имеет 47 храмов, 10 часовен, 2 монастыря (мужской во имя вмч. Пантелеимона в Петропавловске-Камчатском и женский в честь Казанской иконы Божией Матери в Елизовском р-не). 22 марта 2011 г. во епископа Петропавловского и Камчатского был хиротонисан Артемий (Снигур). С первых дней его управления епархией возрождается Камчатская духовная миссия.

А. И. Белашов, Д. Л. Кульков

Римско-католическая Церковь. В 1912 г. в Камчатской обл. жило ок. 80 римо-католиков, в документах за 1924 г. католич. община не упоминается. 22 дек. 1999 г. в Петропавловске-Камчатском был зарегистрирован католич. приход св. Терезы, община включает ок. 20 постоянных прихожан.

Протестантские церкви, деноминации и секты. В 1912 г. в Камчатской обл. жило ок. 2,5 тыс. последователей различных протестант. деноминаций, большинство из них исповедовали лютеранство. После установления советской власти в 1922 г. протестант. группы в регионе не отмечались (кроме общины адвентистов седьмого дня). Появление протестант. общин на Камчатке в 90-х гг. XX в. связано с деятельностью проповедников из США и Юж. Кореи.

В 2004-2010 гг. действовала незарегистрированная лютеран. община св. Андрея Первозванного, существующая группа лютеран входит в Сибирскую евангелическо-лютеранскую церковь. Баптисты представлены 4 орг-циями (зарегистрированы 2), входящими в Объединение церквей евангельских христиан-баптистов Дальн. Востока, а также 2 незарегистрированными группами в Петропавловске-Камчатском и в пос. Палана, не входящими в названное объединение. Инициативники имеют молитвенный дом в Петропавловске-Камчатском. В К. к. существуют 2 незарегистрированных общины евангельских христиан (см. Баптисты), община пресвитериан (см. Пресвитерианство), 3 зарегистрированных общины христиан веры евангельской (см. Пятидесятники).

Присутствие на Камчатке адвентистов было зафиксировано в 70-х гг. XX в., в настоящее время адвентисты имеют зарегистрированную организацию в Петропавловске-Камчатском, входящую в Дальневосточный союз церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Иеговы свидетели представлены 3 зарегистрированными организациями в городах Петропавловск-Камчатский, Елизово и Вилючинск и 6 незарегистрированными группами, из них 2 в Петропавловске-Камчатском. Общее число последователей - более 500 чел. В крае имеется незарегистрированная община Новоапостольской церкви.

Наиболее активное и многочисленное движение харизматического толка на Камчатке - Церковь полного Евангелия (см. Христиане полного Евангелия), созданная в 1991 г. В 1999 г. 6 зарегистрированных групп движения из различных населенных пунктов учредили централизованную орг-цию «Благовестие», в Петропавловске-Камчатском началось строительство молитвенного здания. В отдаленных населенных пунктах края действуют еще 9 незарегистрированных групп объединения.

Ислам. В 1912 г. в Камчатской обл. жило ок. 2,5 тыс. мусульман. В 1999 г. была создана местная религ. орг-ция мусульман К. к., объединившая представителей узбек., татаро-башкир., азерб., чечен., дагестан., киргиз. общин. Организация входит в Духовное управление мусульман азиатской части России. С 2006 г. отмечается тенденция увеличения числа мусульман на Камчатке за счет возросшего потока трудовых мигрантов. В 2010 г. на Камчатку прибыл 1-й постоянный имам.

Буддизм. Деятельность группы буддистов в К. к. (ок. 10 чел.) тесно связана с бурятским землячеством «Байкал».

Иудаизм. «Петропавловск-Камчатская еврейская религиозная община» Федерации евр. общин России была зарегистрирована в 2001 г., на то время в К. к. насчитывалось ок. 300 последователей иудаизма. В 2011 г. община прекратила деятельность.

Язычество. В 1912 г. более 40% жителей Камчатской обл. придерживались традиц. языческих верований (шаманизм у коряков, анимизм, тотемизм, фетишизм у ительменов). В наст. время язычество в крае почти исчезло.

Новые религиозные движения. В регионе действуют община Бахаи религии и сайентологический «Центр дианетики» (см. Сайентология), в Мильковском р-не существует небольшое поселение виссарионовцев (см. Последнего завета церковь).

Ист.: Обзор Камчатской области за 1912 г. Петропавловск-на-Камчатке, 1914.
Лит.: Иннокентий (Вениаминов), митр. Автобиографическая записка // Творения. М., 1886. Кн. 1. С. 1-7; Нестор (Анисимов), митр. Моя Камчатка. Серг. П., 1995; Громов П., прот. Историко-стат. описание камчатских церквей: Слова и речи / Предисл.: еп. Игнатий (Пологрудов). Петропавловск-Камчатский, 2000; Белашов А. И. Очерк истории Петропавловской и Камчатской епархии. Петропавловск-Камчатский, 2006-2009. Кн. 2-3.
Д. Л. Кульков
Рубрики
Ключевые слова
См.также