КАНОН
Том XXX , С. 203-204
опубликовано: 13 июня 2017г.

КАНОН

Содержание

термин, широко используемый в различных сферах церковной науки: 1) в библеистике - см. Канон библейский; 2) в литургике - см. Канон (жанр визант. гимнографии), Канон мессы; 3) в каноническом праве - см. Каноны (правила); 4) в церковном искусстве - канон иконописный.

История термина

Греческое слово κανών родственно существительному κάννα - тростник; тростниковая ограда. Последнее в свою очередь представляет собой заимствование из семит. языков. В ВЗ неоднократно употребляется существительное   означающее «тростник», отсюда производные значения «трость», «брус для измерения». В первоначальном, букв., значении слово   употреблено в 3 Цар 14. 15: «...как тростник ( ), колеблемый в воде»; в Ис 19. 6: «...камыш ( ) и тростник завянут»; в Пс 67. 31: «Укроти зверя в тростнике» (   букв.- «зверь тростника») и в ряде других библейских текстов, а также слово   в значении «трость (для опоры)» - в 4 Цар 18. 21 (= Ис 36. 6).

Производные значения слова   в древнеевр. языке можно разделить на 2 группы: связанные с идеей ответвления; связанные с идеей меры и измерения. В кн. Исход слово   24 раза употреблено в значении «ветви семисвечника» (Исх 25. 31, 32, 35; 37. 17-18 и др.); в Иезекииля пророка книге слово   регулярно используется в значении измерительного инструмента: «...и в руке того мужа трость измерения (  ) в шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью; и намерил он в этом здании одну трость ( ) толщины и одну трость вышины... И в каждой боковой комнате одна трость длины и одна трость ширины... и в пороге ворот у притвора... одна... трость» (Иез 40. 5-7; т. о., слово   ситуативно используется не только в значении измерительного инструмента, но и в значении меры длины. См. также: Иез 40. 3; 42. 16-19).

Древнейшие зафиксированные контексты употребления греч. κανών соответствуют значению «трость»: у Гомера упоминаются прутья (κανόνες) щита, служившие его каркасом и рукоятью («...Несторов щит, о котором слава до неба восходит, будто из золота весь он - и круг, и его рукояти (κανόνας)» (Homer. Iliad. VIII 192-193); «...щит, из воловых кож и блистательной меди скругленный, и двумя поперек укрепленный скобами (κανόνεσ<ι>)» (Ibid. XIII 406-407)), а также цевка, трубка для наматывания пряжи (κανών; Ibid. XXIII 761). Указание на прямоту и прочность, связанное с семантикой термина κανών, обусловило употребление этого термина в значении «измерительный инструмент, отвес». Один из ранних и наиболее известных примеров - рассуждение Платона в диалоге «Филеб»: «Что же касается строительного искусства, то, по-моему, оно пользуется многочисленными мерами и орудиями, которые сообщают ему большую точность и ставят его выше многих наук... Ибо оно применяет отвес (κανόνι), токарный резец, циркуль, плотничий шнур и хитро сделанный прибор - тиски» (Plato. Phileb. 56 b-c). Еще большей степенью абстрактности характеризуется употребление термина κανών у Демокрита и Эпикура. Оба философа вынесли в заглавие своих произведений слово κανών в значении «образец, критерий, мера» (Περ λογικῶν ἢ κανών (Демокрит); Περ κριτηρίου ἢ κανών (Эпикур)), т. е. слово κανών в этом контексте имеет значение «основа познания», следов., позволяет отличить истину от лжи.

Скульптору Поликлету приписывали употребление термина κανών в значении идеального соотношения всех пропорций человеческого тела (Plin. Sen. Natur. hist. XXXIV 8. 55), создание статуи с названием κανών и написание книги с тем же названием (Galen. De placitis Hippocratis et Platonis. V 3 (Cl. Galeni De placitis Hippocratis et Platonis / Rec. I. Mueller. Lpz., 1874. Amst., 1975); Idem. Ars medica // Claudii Galeni Opera omnia / Hrsg. C. G. Kühn. Lpz., 1821. Bd. 1. S. 343). Пифагорейцы употребляли понятие «гармонический канон» в значении прибора для измерения звуковых интервалов по длине струны (Ассман. 2004. С. 116-117; Oppel. 1937. S. 17-20). Дионисий Галикарнасский использует понятие κανών в значении «образец стиля, правильного языка» (τῆς ᾿Αττικῆς γλώττης ἄριστος κανών - «лучший образец аттического языка»).

У Еврипида понятие κανών обозначает нормы социального поведения, к-рые каждый человек определяет для себя («пусть других своей не мерит мерой» (Eur. El. 52), букв.- «пусть будет благоразумным тот, кто оценивает все лукавыми канонами разума»). Впосл. этическое значение слова κανών становится очень распространенным. Демосфен говорил о «пределах [осуществления] блага и канонах» (Demosth. Or. 18. 296), Аристотель - о «каноне и мере» «истинного» (Arist. EN. III 6), Плутарх - о «канонах благоразумия и прочих добродетелей» (Plut. Consol. ad Apoll. 4), Лукиан Самосатский - о необходимости «канона и гномона» для оценки моральных поступков (Lucian. Herm. 76) (см.: TDNT. Vol. 3. P. 596).

В эллинистический период термин κανών стал также употребляться в значении «таблица, перечень», как математический, астрономический и историографический термин (Plut. Solon. 27).

Употребление слова κανών в НЗ не имеет связи с Септуагинтой (в LXX древнеевр.   никогда не передается как κανών). В НЗ слово κανών 2 раза употребляется в смысле «правила» христ. жизни: «Тем, которые поступают по сему правилу (κανόνι), мир им и милость, и Израилю Божию» (Гал 6. 16); «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу (κανόνι) жить» (Флп 3. 16; выражение «и по тому правилу жить» отсутствует в Синайском, Александрийском и Ватиканском кодексах и ряде др. древних рукописей и считается объясняющей припиской (Metzger B. A Textual Commentary on the Greek New Testament. L., 1975. P. 615)). В 2 Кор 10. 13, 15-16 слово κανών имеет значение удела, подобающей сферы занятий: «...не хвалиться... в чужом уделе (ἐν ἀλλοτρίῳ κανόνι)» (2 Кор 10. 16).

В творениях ранних отцов Церкви регулярно используется слово κανών в значении «правило», «установленная норма» применительно к вероучительным вопросам (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 7. 2; Clem. Alex. Strom. IV 15. 98; VI 15. 124; Euseb. Hist. eccl. III 32. 7 (приводятся слова Егеcиппа); V 24. 6 (приводятся слова Поликрата Эфесского)). Насколько возможно судить по сохранившимся текстам, впервые слово κανών в значении «правильный список богодухновенных книг» было употреблено свт. Афанасием Александрийским. Во 2-м прав. свт. Афанасия Александрийского (из 39-го послания о праздниках, ок. 367) приводится список «канонических» книг (τὰ κανονιζόμενα) и книг, «не введенных в канон» (см. также: Athanas. Alex. De decret. Nic. Syn. 17. 3). Евсевий Кесарийский писал, что Ориген в комментарии к Евангелию от Матфея «защищал канон Церкви» (τὸν ἐκκλησιαστικὸν φυλάττων κανόνα) (Euseb. Hist. eccl. VI 25). Свт. Амфилохий Иконийский завершает перечень священных книг такими словами: «Это наиболее безошибочный канон (ἀψευδέστατος κανών) богодухновенных Писаний» (Amphil. Icon. Iamb. ad Seleuc). В значении «перечень богодухновенных книг» понятия canon и Scripturae canonicae начинают широко использоваться блж. Августином и блж. Иеронимом Стридонским (canon: Hieron. Prol. in Reg.; canon Scripturarum: Aug. De doctr. christ. II 8; Scripturae canonicae: Hieron. Ep. 129: Ad Dardanum. 3 // PL. 22. Col. 1103; Aug. De doctr. christ. II 8).

Остается спорным вопрос о том, какое именно значение греч. слова κανών дало толчок для его использования применительно к перечню библейских книг, почитающихся богодухновенными: «правило, норма, образец» или «список, перечень» (обзор мнений см.: Мецгер. 2001. С. 287). Первое значение соответствует богословскому представлению о священных книгах как о безусловно авторитетном вероучительном и нравственном руководстве; 2-е значение отражает формальную сторону этого представления: авторитетные тексты должны иметь четкую фиксацию, регламентированную Церковью.

Лит.: Oppel H. Kanon: Zur Bedeutungsgeschichte des Wortes und seinen lateinischen Entsprechungen (regula - norma) // Philologus. Suppl. Lpz., 1937. Bd. 30. H. 4. S. 3-108; TDNT. 1965. Vol. 3. P. 596-601; Мецгер Б. Канон Нового Завета. М., 2001. С. 282-287; Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.
М. Г. Калинин, М. Г. Селезнёв

Канон иконописный

в правосл. искусстве система иконографических и стилистических правил и норм, сформированная многовековой церковной традицией, к-рая устанавливает соответствие иконного образа Свящ. Писанию, догматам и литургическому Преданию правосл. Церкви. Изобразительное искусство правосл. Церкви призвано языком художественных средств явить божественное Откровение, с помощью видимых форм передать духовную реальность. В основе понимания К. лежит учение Церкви об иконном образе (см. в ст. Икона), сформулированное в 82-м и 100-м правилах Трулльского Собора (691-692), которые предписывают в изображениях «очам всех» представлять образ Иисуса Христа так, чтобы показать «сим образом совершившееся искупление мира» (прав. 82), и запрещают изображения, «обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий» (прав. 100). Термин «канон» по отношению к изобразительному искусству правосл. Церкви стал применяться только в XX в. Проблему К. исследовали свящ. Павел Флоренский, свящ. Сергий Булгаков и др.

Лит.: Лосев А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. М., 1964. Вып. 6. С. 351-399; Флоренский П. А., свящ. Иконостас. М., 1994; Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание. М., 1996; Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Коломна; Переславль, 1997.
Н. В. Квливидзе
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРХИДИАКОН высший титул диаконской степени священнослужителя
  • АРХИЕПИСКОП сан, или титул, епископов
  • АРХИЕРЕЙ церковный сан, высшая степень священства
  • «ВЕЛИКИЙ ГОСПОДИН» в наст. время почетное именование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при возношении его имени за богослужением
  • ВОСПРИЕМНИКИ (крестные отец и мать)
  • АВАТОН греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря
  • АВТОКЕФАЛИЯ церковная, автокеф. Церкви - самостоятельные, не зависящие ни от какой иной поместной Церкви, но являющиеся частями Церкви Вселенской
  • АВТОНОМНАЯ ЦЕРКОВЬ Поместная Церковь, обладающая весьма широкой, но не полной самостоятельностью