КАНОП
Том XXX , С. 430-431
опубликовано: 27 июня 2017г.

КАНОП

[Каноб; греч. Κάνωπος, Κάνωβος], греческое название древнего египетского города в дельте Нила (в наст. время вост. пригород Александрии). По наиболее распространенной версии, эпоним К.- кормчий царя Менелая, погибший здесь, согласно древнегреческому мифу, во время возвращения из Трои (Strabo. Geogr. XVII 1. 17; Amm. Marc. Res gest. XXII 16. 14 и др.); по др. версии, название по происхождению египетское и означает «золотое дно/земля/храм» (см.: Faivre. 1917. P. 6-7; Malaise. 1999).

Время основания К. неизвестно. Город упоминается в произведениях греч. писателей VI-V вв. до Р. Х. Гекатея Милетского, Геродота, Эсхила, Псевдо-Скилака Кариандского. Значение К. возросло с основанием недалеко от него Александрии (332/1 г. до Р. Х.). В эпоху Птолемеев К. стал важным религ. центром, был известен храмами Геракла (Гераклеон) и Сераписа (Серапеум), языческими празднествами и процессиями (Rufin. Hist. eccl. XI 26). В 238 г. до Р. Х. в К. на собрании жрецов был принят декрет о календарной реформе, текст к-рого, записанный на плите егип. иероглифами, демотикой и по-гречески, был обнаружен К. Р. Лепсиусом в 1866 г. и сыграл значительную роль в изучении егип. языка. В рим. эпоху К. пользовался дурной славой - как «рассадник пороков» (см., напр.: Seneca. Ep. 51. 3).

Первые сведения о христианах в К. относятся лишь к IV в. В это время К. входил в церковную юрисдикцию епархии Менелаита и Схедии; епископы упоминаются в источниках 325 и 362 гг. (Le Quien. OC. T. 2. Col. 527-530; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 596). В IV в. в К. подвизался Аммоний, автор повести об избиении преподобных отцов на Синае и в Раифе (BHG, N 1300). Ок. 391 г., при Александрийском архиеп. Феофиле I, Серапеум в К. был разрушен и обращен в христ. ц. св. Апостолов (Eunap. Vitae sophist. VI 11). После неудачной попытки создать в К. общину из иерусалимских монахов в городе был основан мон-рь Метанойя (Покаяния), братию к-рого составили монахи-пахомиане, призванные архиеп. Феофилом из Тавеннисийского мон-ря (Storia della Chiesa di Alessandria / Ed., trad., comment. T. Orlandi. Mil., 1970. Vol. 2. P. 61-62. (Testi e documenti per lo studio dell'antichità; 31)). Значительная часть насельников обители в нач. V в. была латиноязычная, и для них (а также для пахомиан Фиваиды) в 404 г. блж. Иероним Стридонский перевел с греч. языка «Правила» прп. Пахомия Великого (PL. 23. Col. 62-63). Ок. 444-447 гг. в К., вероятно в мон-ре Метанойя, подвизался прп. Арсений Великий (PG. 65. Col. 95-96; 99. Col. 859-860, 877-888). Сохранились 3 собрания писем на папирусах VI - нач. VII в., касающиеся адм. устройства и экономической жизни мон-ря (1-е собрание: папирусы Фуад 86-89 - см.: Gascou. 1976; 2-е и 3-е собрания - см.: Rémondon. 1971). По мнению некоторых исследователей (см.: Faivre. 1917. P. 30-31), о мон-ре Метанойя писал прп. Иоанн Лествичник как об обители кающихся под названием «Темница» (Ioan. Climacus. Scala. V). Возможно, к мон-рю Метанойя относятся упоминания в хронике еп. Иоанна Никиуского об обители тавеннисиотов в Александрии, в частности сообщение, что в 641 г. Александрийский патриарх Кир перенес оттуда крест в большую базилику в Кесарионе (Chronique de Jean, évêque de Nikiou / Éd., trad. H. Zotenberg. P., 1883. P. 515, 574); однако вопрос о количестве пахомианских обителей в Александрии ввиду неясных сведений источников остается открытым (Gascou. 1991. P. 1610-1611).

К. неоднократно упоминается в источниках эпохи христологических споров (сер. V - 1-я пол. VII в.): в монастыре Метанойя скрывался от преследований архиеп. Диоскора (444-451) александрийский пресв. Афанасий (ACO. T. 2. Vol. 1(2). P. 21), из его среды был избран на Александрийский престол (460) и здесь же укрывался в период смещения с кафедры (кон. 475-477) правосл. патриарх Тимофей III Салофакиол (Evagr. Schol. Hist. eccl. III 11; Theoph. Chron. P. 121), в 482/3 г. в знак неприятия «Энотикона» имп. Зинона из Александрии в К. переселилась группа халкидонитов во главе с пресв. Киром (Zach. Rhet. Hist. eccl. V 9). В сер. VI в. в К. отбывал ссылку еп. Виктор Туннунский, лишенный кафедры за отказ принять эдикт имп. Юстиниана «О трех главах».

В нач. IV в. в К. пострадали мц. Афанасия с 3 дочерьми и мученики-бессребреники Кир и Иоанн. Мощи святых Кира и Иоанна первоначально были положены в соборе ап. Марка в Александрии, однако впосл. свт. Кирилл Александрийский (412-444) перенес их (пам. 28 июня) в близлежащее к К. сел. Минуф, в построенную здесь его предшественником архиеп. Феофилом ц. св. Евангелистов, чтобы искоренить местный культ богини Исиды (3 речи свт. Кирилла на перенесение мощей см.: PG. 77. Col. 1099-1106). Несмотря на это, в V в. язычество еще прочно держалось в Минуфе; между 485 и 487 гг. по инициативе монофизитского Александрийского патриарха Петра III Монга и при участии насельников мон-ря Метанойя было разрушено тайное языческое капище, где хранились идолы, спрятанные здесь после разрушения храма Исиды (Vie de Sévère par Zacharie le Scholastique / Ed., trad. M.-A. Kugener. P., 1903. P. 17-35. (PO; T. 2. Fasc. 1)). Однако почитание мучеников Кира и Иоанна получило широкое распространение, и ц. св. Евангелистов была переименована в их честь. В нач. VII в. мон. Софроний (впосл. Иерусалимский патриарх свт. Софроний I) получил у гробницы мучеников исцеление от болезни глаз; он составил описание чудес, совершенных от этих мощей, из которого видно, что Минуф был известным центром паломничества (PG. 87. Col. 3423-3548). После араб. завоевания Египта (40-е гг. VII в.) Минуф пришел в запустение (точное время неизв.). Мощи мучеников Кира и Иоанна были перенесены в Рим, однако их почитание сохранялось в регионе. Об этом свидетельствует название сел. Абу-Кир (араб. вариант имени мч. Кира), расположенного близ древнего Минуфа и известного с XIV в. (Jorga N. Philippe de Mézières (1327-1405) et la croisade au XIVe siècle. P., 1896. P. 276. Not. 1).

Ок. VIII в., вероятно в результате землетрясения, К. ушел под воду. Остатки города частично сохранились на побережье и были раскопаны археологами. C 90-х гг. XX в. франц. подводные археологи во главе с Ф. Годьо активно исследуют затонувшую часть К. в заливе Абу-Кир.

Лит.: Cauwenbergh P., van. Étude sur les moines d'Égypte depuis le Concile de Chalcédoine (451) jusqu'à l'invasion arabe (640). P., 1914. P. 76-78; Faivre J. Canope, Ménouthis, Aboukir. Alexandrie, 1917; Breccia E. Le rovine e i monumenti di Canopo: Teadelfia e il tempio di Pneferôs. Bergamo, 1926; Rémondon R. Le Monastère alexandrin de la Metanoia: Était-il bénéficiaire du fisc ou à son service? // Studi in onore di E. Volterra. Mil., 1971. Vol. 5. P. 769-781; Gascou J. P. Fouad 87: Les monastères pachômiens et l'État byzantin // BIFAO. 1976. Vol. 76. P. 157-184; idem. Metanoia, Monastery of the // CoptE. 1991. Vol. 5. P. 1608-1611; Stewart R. Abu qr // Ibid. Vol. 1. P. 31-32; Malaise M. L'Étymologie égyptienne du Toponyme «Canope» // Chronique d'Égypte: Bull. périod. Brux., 1999. T. 74. Fasc. 148. P. 224-230; Читти Д. Град Пустыня: Введ. в изуч. егип. и палест. монашества в христ. империи: Пер. с англ. СПб., 2007. С. 101-102.
С. А. Моисеева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила
  • АБИССИНИЯ старое название Эфиопии как страны - общей родины христиан, мусульман и язычников
  • АБУКИР город в Египте - см. Каноп
  • АВАН древнее селение в Армении, к северо-востоку от Еревана (в наст. время входит в черту города)
  • АВИ-ЙОНА Михаэль (1904–1974), археолог, историк искусства
  • АВИЛИНЕЯ территория в южной части Антиливана
  • АВИНЬОН город во Франции на слиянии рек Роны и Дюранса
  • АВКСЕНТИЯ СВЯТОГО ГОРА в 12 км к юго-востоку от Халкидона, первоначально называвшаяся Скопа