по сведениям Ипатьевской летописи, построена вел. киевским кн. Святославом Всеволодовичем (1176-1194) в сев.-вост. части княжеской крепости (детинца), на высоком берегу р. Стрижень; освящена в марте 1186 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 652). К XVII в. Б. ц. обветшала и была разобрана, в 1676 г. на ее месте поставили одноименный деревянный храм, разобранный в 1772 г. Фундаменты и остатки стен древней Б. ц. были обнаружены в 1876 г. исследование, проведенное в 1946-1947 гг. археологической экспедицией под рук. Б. А. Рыбакова, подтвердило принадлежность остатков церкви кон. XII в. и стало важным шагом к восстановлению истории древнерус. архитектуры.
От древнейшего здания Б. ц. сохранились фундаменты (кроме апсид), нижние части стен (на высоту неск. кирпичей), фрагменты полов и склепы под полом. Это была крестово-купольная трехнефная постройка с 3 апсидами и широким нартексом, окруженная с 3 сторон галереями. Ширина вместе с галереями - 26 м, без галерей - 17,25 м, длина неизвестна (вост. часть не сохр.). Б. ц. по размерам была равна черниговскому Борисоглебскому собору (20-е гг. XII в.) и лишь немного уступала древнейшему княжескому храму Чернигова Спасо-Преображенскому собору (30-40-е гг. XI в.). Наиболее близки Б. ц. по типу плана и особенностям кладки Борисоглебский собор в Ст. Рязани и Успенский собор Елецкого мон-ря в Чернигове (оба 2-й пол. XII в.).
Стены храма снаружи и внутри были расчленены лопатками; судя по мощным полуколоннам наружных лопаток, галереи имели 2 яруса. на востоке галереи завершались квадратными в плане помещениями с утолщенными стенами, возможно, здесь находились башни, ведшие во 2-й ярус галерей и на хоры. Появление башен скорее всего связано с влиянием романской архитектуры, характерным для памятников Чернигова с кон. XI в. Центральный неф и трансепт были слегка расширены (сторона подкупольного квадрата - 5,5-5,6 м), боковые нефы - узкие, равны по ширине наружным галереям. Столбы храма квадратные в основании, со стороной 190 см, но выше, вероятно, были крещатыми. Стены сложены в равнослойной кладке на цемяночном растворе из красного кирпича, а пилястры и полуколонны - из желтого. При раскопках найдено большое количество кирпичей разнообразных форм: треугольных, полукруглых, в виде трапеций.
Изнутри храм был украшен фресками, фрагменты к-рых найдены при раскопках. Полы в центральном нефе, трансепте и апсиде покрыты мозаикой из крупных кусков смальты (до 7-8 см) разного цвета, а в остальной части - поливными керамическими плитками желтого, зеленого и вишневого цвета. В подкупольном пространстве сохранился неповрежденный фрагмент первоначального пола с изображением павлина в круглом медальоне. При проведении раскопок были обнаружены фрагменты белого камня с резным орнаментом (птица, заключенная в переплетающиеся стебли) - возможно, деталь капители или сени (кивория) над престолом, части аркатурного пояса, черепки амфор-голосников и куски листов свинцовой кровли.
Храм служил усыпальницей: в галереях под полами обнаружены погребения, в вост. концах - кирпичные саркофаги. Возможно, в одном из них в 1196 г. был погребен трубчевский кн. Всеволод Святославич: «Положиша его в ц[е]ркви с[вя]тые Б[огороди]ци в Чернигове...» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 696).