коллегиальный совещательный орган управления благочинническими округами, существовавший в Русской Православной Церкви во 2-й пол. XIX в.
В эпоху реформ 60-х гг. XIX в. в отдельных епархиях начали проводиться Б. с., в к-рых участвовало духовенство благочиннических округов. Впервые такие съезды стали созываться в Минской епархии при правящем архиерее архиеп. Михаиле (Голубовиче). Первоначально они назывались благочинническими собориками, что видно из послания еп. Минского Михаила епархиальному духовенству от 15 авг. 1865 г. В Орловской епархии 1-е собрание духовенства состоялось в уездном г. Карачеве в 1864 г. На нем были составлены правила проведения последующих собраний под названием «духовные собеседования». В 1867 г. правящим архиереем Самарской епархии еп. Герасимом (Добродеевым) были утверждены правила для Б. с., они были заимствованы в Калужской епархии. Затем Б. с. стали проводиться также в Вологодской, Донской, Екатеринославской, Казанской, Литовской, Нижегородской, Рязанской, Саратовской и нек-рых др. епархиях, но не повсеместно. После издания 14 мая 1867 г. духовно-училищных уставов на Б. с. стали выбирать делегатов на окружные и епархиальные училищные съезды.
В повестку дня Б. с., к-рые назывались также благочинническими собраниями и действовали под председательством благочинных, входили вопросы: о мерах к охранению правосл. веры от распространения католич. пропаганды (в зап. епархиях); о противодействии старообрядчеству и сектантству; о миссионерстве среди иноверцев; о воскресных и праздничных беседах приходских священнослужителей с народом; о распространении в народе грамотности; об открытии и содержании церковноприходских школ; о комплектовании благочиннических и приходских б-к. Значительное место на съездах занимала также тема церковного проповедничества. Б. с. имели попечение о состоянии приходских храмов, обсуждали меры по изысканию средств на их ремонт, на строительство новых церквей, а также на содержание духовенства и причтов. На съездах уделяли внимание религ. и нравственным качествам клириков, их поведению в храме и вне храма, разрешались недоумения и конфликты между клириками, принимались меры по исправлению нерадивых священнослужителей и причетников.
Епархиальной властью Б. с. предоставлялись определенные права и полномочия. Съезды по докладу благочинного выносили суждения о проступках и заслугах клириков, к-рые доводились до сведения епархиальной власти и служили основанием для прещений или награждения достойных. Съезды от своего имени объявляли замечания и выговоры клирикам, налагали на провинившихся денежные штрафы, рассматривали жалобы прихожан на священнослужителей и принимали меры по ним в пределах своей компетенции либо в более важных случаях и при более серьезных обвинениях, к-рые признавались справедливыми, докладывали дело епархиальной власти.
В связи с учреждением в большинстве епархий в кон. 60-х гг. XIX в. благочиннических советов обязанности съездов и советов распределялись следующим образом: разбор дел, связанных с проступками клириков, был передан в благочиннические советы, а за съездами остались вопросы пастырского служения. В нек-рых епархиях благочиннические советы по докладу благочинного или его помощника рассматривали неблагополучную ситуацию в том или ином приходе, если она не была типична для всего округа, в последнем случае дело переносилось на Б. с. В отдельных епархиях благочиннические советы были подчинены съездам и отчитывались перед ними.
Недостатком в деятельности Б. с. были, как это отмечалось в церковной печати того времени, неуместные словопрения по вопросам, не входившим в компетенцию съезда, а также нередко имевшие место оскорбительные выпады одних участников съезда против др. В 80-х гг., при обер-прокуроре К. П. Победоносцеве, Б. с. в большинстве епархий перестали созываться. Видимым поводом к этому послужила отмена выборности благочинных указом Святейшего Синода от 1881 г.
Вопрос о возобновлении Б. с. или собраний одновременно с возвращением к выборности благочинных обсуждался в церковной печати в процессе подготовки Поместного Собора в 1905-1907 гг. Б. с. и собрания повсеместно созывались в 1917 г., после отречения от престола св. мч. имп. Николая II, при этом в них участвовали не только клирики, но и представители мирян по избранию приходских собраний. На этих Б. с. избирались члены епархиальных съездов. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. своим «Определением об епархиальном управлении» предусматривал учреждение общих и пастырских благочиннических собраний (V 67-77). Пастырские благочиннические собрания по своему составу и статусу были подобны Б. с.